Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 92.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Работа с текстом до чтения.
1) Упражнения на развитие воображения учащихся.
– Привет вам от Акчабосы!
– Что вы на меня так удивлённо смотрите? Разве вы не знаете Акчабосу,
которая живёт на стене, у которой нос в варенье и есть четыре подружки? А она
вас знает, ей о вас Фофка рассказал. Теперь догадались?
– Между прочим, Фофка и Акчабос хорошо знают многих наших общих
знакомых: мужчину упитанного, в меру воспитанного, в полном расцвете сил.
Догадались кого? Конечно, Карлсона, а ещё они знают домового Афанасия.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
© ООО «Баласс», 2015
1– Интересно, где они могли познакомиться? (В воображении, в фантазии детей.)
– А вы мне ни от кого не хотите передать привет?
– Давайте придумаем своего героя и будем знать о нём только мы, ведь он будет
жить только в нашем воображении.
– Пусть он будет зелёный... (Высказывания ребят.)
– Зелёный, квадратный... (Высказывания.)
– Зелёный, квадратный, сладкий... (Высказывания ребят о характере героя, его
привычках, поступках, внешнем облике – например, у него 6 ртов и 12 глаз;
придумывание имени и т.д.)
– А вы о нём расскажете взрослым? Почему не всем? А друзьям?
– Он будет вашим другом? Или начнёт пугать по вечерам? А от чего это
зависит?
2) Выявление качества домашнего чтения.
– Почему в сказке А. Толстого воображаемым героем стал цыплёнок Фофка,
разве цыплята страшные?
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом во время чтения.
Комментированное чтение.
– Где впервые автор предупреждает читателя о чёмто необычном и
таинственном? («Но никто не досмотрел...».)
– А в самой бумажной полосе есть ли чтото таинственное? (Нет – собачки,
цыплёнок с пумпушкой.)
– Почему маляр показался детям необыкновенным? (Не видно лица, «пропал
через чёрный ход».)
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
© ООО «Баласс», 2015
2– Как маляр произнёс «нуну!»? Попробуйте сказать «не просто “нуну”, а что
то похуже».
– О чём говорит фраза «Потом и оказалось: мама никогда...»? (Значит,
появление полосы обсуждалось детьми, задело их воображение.)
– Какие похожие на сказочные присказки вводит в текст автор?
(«Только его и видели», «делать нечего».)
– Какую роль в тексте они играют?
– Кто из детей больший фантазёр? (Зина – она выдумщица и заводила.)
– Страшно ли звучит имя цыплёнка – Фофка?
– Что изменилось бы, если бы дети лежали с открытыми глазами?
(Легче фантазировать с закрытыми глазами, тогда каждый звук становится
необычным, а тени и свет лампадки пугают и волнуют, если смотреть на них
сквозь щёлку в одном глазу.)
– Покажите, как надо сощурить глаз, чтоб свет лампадки стал похож на мячики
– шарики, прыгающие по стене. (Глаз то приоткрывается чутьчуть, то
зажмуривается).
– Почему нянька подругому прореагировала на рассказы детей?
– Много ли шалостей пришлось припоминать детям? Прочитайте выразительно
предложениеответ.
– Что перепуталось в детских головках? (Собственные шалости и шалости
мальчиков – озорников Макса и Морица.)
– Какое приключение Макса и Морица проиллюстрировано Бушем?
(С. 89.)
– Как это повлияло на фантазии детей?
– Что обидело героя в Зининых словах? Прочитайте их «противным голосом».
– «Этого, конечно, я снести не мог». А что другое терпел от сестрёнки?
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
© ООО «Баласс», 2015
3помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
– Кто же мог «страшно больно» цапнуть за нос?
– Верит ли Зина в собственные выдумки?
– А почему мальчик заревел не сразу, а подождал?
– А кем вас пугали взрослые, когда вы долго не засыпали и шалили?
– Кого дети называют госпожой «Пчелой»? Что в ней необычного?
– Докажите, что даже на хозяйку магазина они смотрят как фантазёры и
выдумщики.
– Много ли кнопок они купили? (На все 30 копеек.)
– Почему они дождались, когда родители уйдут со двора? (Взрослые бы их не
поняли.)
Работа с текстом после чтения.
1) Обобщающая беседа.
– Как же получилось, что причиной страхов стал нарисованный цыплёнок с
пумпушкой? (Под влиянием книги В. Буша и конкретной истории с цыплёнком,
которого обидели Макс и Мориц).
– Продолжается ли фантазия детей? (Конечно, это очевидно из двух последних
абзацев.)
– Почему собачка, передавшая вам привет, назвала себя Акчабос?
2) Творческая работа.
– Придумайте свою клятвузаговор.
– Чем бы вы поклялись?
– Как бы звучала ваша клятвазаговор?
3) Выявление жанровых особенностей.
– Что делает эту историю сказкой? (Фантастический Фофка, особенности
языка.)
– Что в этой истории от рассказа? (Построение, детали, реальный мир, герои,
© ООО «Баласс», 2015
4начало и конец текста, диалоги героев и др.)
– Как же соединяются в «Фофке» сказка и рассказ? Закончите предложение
(задание III.1 в тетради, уроки 92–93).
«Фофка» – это рассказ о сказке, в которой живут ... (дети), рассказ о детских ...
(фантазиях).
– Как А.Н. Толстой ответил на вопрос: «Как надо писать для детей?».
(Писать для детей – значит смотреть на мир глазами детей.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее
задание.
Рассказ о воображаемом герое. (Кто живёт у нас под ковром, за шкафом, в
письменном столе и т.д.)
© ООО «Баласс», 2015
5