Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur92-korr.doc
Литературное чтение Урок 92. Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка») Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  3  Работа с текстом до чтения. 1) Упражнения на развитие воображения учащихся. – Привет вам от Акчабосы! –   Что   вы   на   меня   так   удивлённо   смотрите?   Разве   вы   не   знаете   Акчабосу, которая живёт на стене, у которой нос в варенье и есть четыре подружки? А она вас знает, ей о вас Фофка рассказал. Теперь догадались? –   Между   прочим,   Фофка   и   Акчабос   хорошо   знают   многих   наших   общих знакомых: мужчину упитанного, в меру воспитанного, в полном расцвете сил. Догадались кого? Конечно, Карлсона, а ещё они знают домового Афанасия. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. © ООО «Баласс», 2015 1– Интересно, где они могли познакомиться? (В воображении, в фантазии детей.) – А вы мне ни от кого не хотите передать привет? – Давайте придумаем своего героя и будем знать о нём только мы, ведь он будет жить только в нашем воображении. – Пусть он будет зелёный... (Высказывания ребят.) – Зелёный, квадратный... (Высказывания.) – Зелёный, квадратный, сладкий... (Высказывания ребят о характере героя, его привычках, поступках, внешнем облике – например, у него 6 ртов и 12 глаз; придумывание имени и т.д.) – А вы о нём расскажете взрослым? Почему не всем? А друзьям? –   Он   будет   вашим   другом?   Или   начнёт   пугать   по   вечерам?   А   от   чего   это зависит? 2) Выявление качества домашнего чтения. – Почему в сказке А. Толстого воображаемым героем стал цыплёнок Фофка, разве цыплята страшные? II. Развитие  умений. 2  4  1  2  3  1  2  3  3  Работа с текстом. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение. –   Где   впервые   автор   предупреждает   читателя   о   чём­то   необычном   и таинственном? («Но никто не досмотрел...».) – А в самой бумажной полосе есть ли что­то таинственное? (Нет – собачки, цыплёнок с пумпушкой.) – Почему маляр показался детям необыкновенным? (Не видно лица, «пропал через чёрный ход».) 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты © ООО «Баласс», 2015 2– Как маляр произнёс «ну­ну!»? Попробуйте сказать «не просто  “ну­ну”, а что­ то похуже». –   О   чём   говорит   фраза   «Потом   и   оказалось:   мама   никогда...»?   (Значит, появление полосы обсуждалось детьми, задело их воображение.) – Какие похожие на сказочные присказки вводит в текст автор? («Только его и видели», «делать нечего».) – Какую роль в тексте они играют? – Кто из детей больший фантазёр? (Зина – она выдумщица и заводила.) – Страшно ли звучит имя цыплёнка – Фофка? – Что изменилось бы, если бы дети лежали с открытыми глазами? (Легче   фантазировать   с   закрытыми   глазами,   тогда   каждый   звук   становится необычным, а тени и свет лампадки пугают и волнуют, если смотреть на них сквозь щёлку в одном глазу.) – Покажите, как надо сощурить глаз, чтоб свет лампадки стал похож на мячики –   шарики,   прыгающие   по   стене.   (Глаз   то   приоткрывается   чуть­чуть,   то зажмуривается). – Почему нянька по­другому прореагировала на рассказы детей? – Много ли шалостей пришлось припоминать детям? Прочитайте выразительно предложение­ответ. –   Что   перепуталось   в   детских   головках?   (Собственные   шалости   и   шалости мальчиков – озорников Макса и Морица.) – Какое приключение Макса и Морица проиллюстрировано Бушем? (С. 89.) – Как это повлияло на фантазии детей? – Что обидело героя в Зининых словах? Прочитайте их «противным голосом». – «Этого, конечно, я снести не мог». А что другое терпел от сестрёнки? 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  © ООО «Баласс», 2015 3помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. – Кто же мог «страшно больно» цапнуть за нос? – Верит ли Зина в собственные выдумки? – А почему мальчик заревел не сразу, а подождал? – А кем вас пугали взрослые, когда вы долго не засыпали и шалили? – Кого дети называют госпожой «Пчелой»? Что в ней необычного? –   Докажите,   что   даже   на   хозяйку   магазина   они   смотрят   как   фантазёры   и выдумщики. – Много ли кнопок они купили? (На все 30 копеек.) – Почему они дождались, когда родители уйдут со двора? (Взрослые бы их не поняли.) Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. –  Как   же   получилось,   что   причиной   страхов   стал  нарисованный   цыплёнок   с пумпушкой? (Под влиянием книги В. Буша и конкретной истории с цыплёнком, которого обидели Макс и Мориц). – Продолжается ли фантазия детей? (Конечно, это очевидно из двух последних абзацев.) – Почему собачка, передавшая вам привет, назвала себя Акчабос? 2) Творческая работа. – Придумайте свою клятву­заговор. – Чем бы вы поклялись? – Как бы звучала ваша клятва­заговор? 3) Выявление жанровых особенностей. –   Что   делает   эту   историю   сказкой?   (Фантастический   Фофка,   особенности языка.) – Что в этой истории от рассказа? (Построение, детали, реальный мир, герои, © ООО «Баласс», 2015 4начало и конец текста, диалоги героев и др.) – Как же соединяются в «Фофке» сказка и рассказ? Закончите предложение (задание III.1 в тетради, уроки 92–93). «Фофка» – это рассказ о сказке, в которой живут ... (дети), рассказ о детских ... (фантазиях). – Как А.Н. Толстой ответил на вопрос: «Как надо писать для детей?». (Писать для детей – значит смотреть на мир глазами детей.) –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? IV.  Домашнее задание. Рассказ о воображаемом герое. (Кто живёт у нас под ковром, за шкафом, в письменном столе и т.д.) © ООО «Баласс», 2015 5

Посмотрите также