Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс
Оценка 4.9

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
03.04.2017
Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс
Подробный конспект по рассказу Ю.Казаков.docx
1 «Человек и природа в рассказе Ю.Казаков «Никишкины тайны». Дидактическая   цель  –создать условия для развития логического мышления учащихся на основе анализа художественного текста. создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и  человеком,. Цели по содержанию: Образовательная – познакомить учащихся с творчеством Ю.П.Казакова, рассмотреть  сквозную тему всех рассказов Ю.Казакова – мир природы и человека, выявить особенности изображения автором природы и внутреннего мира ребенка Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений  анализировать художественное произведение. Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным  традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение  нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью  целого на земле. привитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с  музыкой,искусством Тип учебного занятия –изучение нового материала в форме эвристической беседы.  Методы обучения: эвристический, частично­поисковый, исследовательский. Форма обучения: фронтальная, групповая. Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное  оборудование, компьютер. 2 Актуализация знаний, побуждение интереса к теме Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.        Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она дарит нам много полезного. Ее надо беречь и охранять. Она— это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.  Она – это среда, из которой как цветы выросли лучшие таланты России  (писатели, художники и поэты) Действительно это природа. Загадочная, сильная, мощная, величественная. Вторая часть “ребуса”:   Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. Он беззащитный и в то же время сильный и смелый, не боится в лесу быть  один.   Он и младенец несмышлёный, и старик мудрый. Он любит разговоры слушать, сам редко горит. А больше любит наблюдать за природой и слушать , что он говорит. Он никогда не станет обижать беззащитных.  Это главный герой рассказа Ю.Казакова «Никишкины тайны». Ход урока I Мы сегодня будем говорить не просто о природе, ее красоте, о полезности, а о  взаимоотношении человека и природы. Многие писатели и поэты воспевают красоту  (М.Пришвина, В.Бианки, К.Паустовского ,В.Астафьев). И, конечно, Ю. Казаков. Кто он? (у каждой пары на столе листок с текстом и вопросом, на обратной стороне текста  фотографии писателя в разное время, прочитав текст. Дети в парах отвечают и вешают  фотографию на доску) Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян  Смоленской губернии, детство провел на Арбате в Москве. Его отец Павел Гаврилович и  мать Устинья Андреевна смолоду перебрались в столицу со Смоленщины. Отец, рабочий­ плотник. Мать  выучилась на медсестру. Великую Отечественную Войну семья Казаковых  пережила в Москве. Вопрос: Что вы узнали о детстве Юрия Казакова? 3 С 15 лет Казаков пристрастился к музыке. После 8­го класса средней школы  поступал в архитектурно­строительный техникум, потом окончил Музыкальное училище  им. Гнесиных (1951) по классу контрабаса. Играл в джазовых и симфонических оркестрах,  а также в оркестре Вахтанговского театра и  в оркестре Большого театра             Вопрос: Каким талантом обладал Юрий Павлович Казаков? В своей Автобиографии Юрий Казаков пишет: « Я всегда хотел увидеть свою  фамилию на афишах, в газете или журнале. Я стал читать рассказы и старался понять, как  они сделаны. А через некоторое время и сам стал списать. Мои рассказы напечатали в  журнале, чему я был рад. А затем поступил в литературный институт»        Вопрос: Как Юрий Казаков стал писателем? В Автобиографии Юрий Казаков написал о том, что в годы учебы «занимался  альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все  время смотрел, слушал и запоминал». Любил путешествовать.   Вопрос: Какие  увлечения были у Юрия Павловича Казакова? Юрий Казаков. Побывал в Печорах, в Новгородской области, в Тарусе. Позднее  маршруты писателя пролегли по Кольскому полуострову, Карелии и Двине, вдоль  побережья Ледовитого океана, через Мурманск, Архангельск, Мезень, Нарьян­Мар,  Соловки. В результате сложилась книга «Северный дневник». Юрий Казаков побывал в Прибалтике и Закарпатье, в Сибири и Казахстане.  Довелось ему посетить Германию, Румынию, Болгарию.   Вопрос: Где побывал Юрий Павлович Казаков? Юрий Казаков. Побывал в Печорах, в Новгородской области, в Тарусе. Позднее  маршруты писателя пролегли по Кольскому полуострову, Карелии и Двине, вдоль  побережья Ледовитого океана, через Мурманск, Архангельск, Мезень, Нарьян­Мар,  Соловки. В результате сложилась книга «Северный дневник». Юрий Казаков побывал в Прибалтике и Закарпатье, в Сибири и Казахстане.  Довелось ему посетить Германию, Румынию, Болгарию.  Вопрос: Книга с каким название повествует о путешествиях Казакова по Северу? Особое место в творчестве Казакова занял русский Север, а точнее берег Белого  моря. Впервые Юрий Павлович попал на север мальчишкой и сразу влюбился в северные  природу, деревянные домики, висячие мосты через реки и рассказы рыбаков о нелегком  промысле. В сборнике рассказов Северный дневник Казаков писал о том, что ему «всегда  хотелось пожить  в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь  идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья,  дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и  дедов».     Вопрос:  Какое место для Юрия Казакова стало самым особым? 4 Последние годы Юрий Казаков жил под Москвой в селе Абрамцево. Переводил  рассказы зарубежных писателей, писал рассказы для детского журнала «Мурзилка»,  работал над автобиографией, принял участие в постановке фильма в качестве сценариста. Умер Юрий Казаков в 55 лет. Вопрос: Чем занимался Юрий Павлович в последние годы жизни? Основная тема рассказов Юрия Казакова ­ тема природы.  Он вошел в русскую  литературу как писатель пейзажист. В своих рассказах Юрий Павлович стремится показать внутреннюю , скрытую от глаз человека, жизнь природы. «надо не только видеть природу,   ­писал он, ­ но как бы жить в ней, дышать с ней одним воздухом». Вопрос: Назовите основную тему рассказов Юрия Павловича? Литературная премия имени Юрия Казакова (за лучший рассказ года) учреждена  журналом «Новый мир» и Благотворительным Резервным фондом в 2000 году.  Присуждается автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке,  впервые напечатанный в текущем году на территории России.  Вопрос: Какая память осталась описателе  Юрии Казакове ? Ю.Казаков – писатель, музыкант, путешественник, охотник, рыболов. Все видел, все замечал и старался описать в своих рассказах увиденное. II Юрий Павлович много путешествовал, любимое место – берег Белого моря, где он  «родился второй раз», много дней и ночей провел на берегу моря, были у него друзья  охотники и рыболовы поморы. Он много раз возвращался в эти места, много писал о людях, природе. Жизнь северянина необычна, она естественно переплеталась с жизнью природы(к  сожалению в прошлом). Когда­то поморы зарабатывали на жизнь рыболовным  промыслом,  их жизнь напрямую зависела от природных явлений и погодных условий. О такой  необычной вязи человека и природы вы прочитали в рассказе « Никишкины тайны». Работа с непонятными словами Вместе с автором узнаем о поморах и окунемся в их жизнь.  Поморы – население Севера России (близь Белого моря), состоящее из славянских  племен. неводом. Семга – вид лососевых рыб. Пестерь – берестяная корзина или короб. Карбас – промысловое или транспортное судно, с парусом и управляется веслом. Тоня – место на реке или вообще водоёме, на котором производится лов рыбы  Свирель – духовой музыкальный инструмент (типа флейты). Поветь ­ нежилая пристройка к деревенскому дому (сарай). 5 КисА – сумка, мешок. ЗАпань ­ ограждение на воде. Киль ­ нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до  кормовой оконечности в районе днища и служащие для обеспечения прочности корпуса  судна. Шхуна ­ тип парусного судна. Роба ­ разновидность грубой рабочей одежды свободного покроя, не сковывающая  движений во время работы. Верста­ 1 066,8 метра Обратим внимание на название? Какие вопросы вы бы задали к названию рассказа? О каких тайнах будет идти речь? Почему именно Никишке доверили тайны?  III 1. 2. Главный герой 8 летний мальчик – Никишка. Что удивительного находит автор в 8летнем мальчик? Давайте найдем его IV. Беседа описание? Лет ему восемь,на голове вихор белый, лицо бледное в веснушках, уши большие, вялые,   тонкие,   а   глаза   разные:   левый   пожелтей,   правый   побирюзовей.   Глянет   –   и   вот младенец   несмышленый,   а   другой   раз   глянет   –   вроде   старик   мудрый.   Тих,   задумчив Никишка, ребят сторонится, не играет, любит разговоры слушать, сам говорит редко, и то вопросами. (портрет говорит об исключительности мальчика, в описании необычные детали ­ Вообще в древности и в средние века считали что люди с разноцветными глазами наделены магической силой. Как относятся дети? 3. (Ребята   дразнят   его:   как   чуть   что,   бегут,   кричат:   «Никишка­молчун!   Молчун, посмейся!» Сердится тогда Никишка, обидно ему, прячется в поветь, сидит там один, качается, шепчет что­то. А в повети хорошо: темно, не заходит никто, подумать о разном можно, и пахнет крепко сеном, да дегтем, да водорослями сухими.) Сверстники не понимают на сколько он одарен. Как относятся родители к нему?  4. (Отец   радуется   приезду,   накануне   он   видел   сон.   Отец   видит   исключительность Никишки. И помогает ему добраться до сути вещей). Очевидно, что у Никишки чуткая душа, но не все это понимают.  Промежуточный вывод: Может уже на один вопрос есть ответ????? (Никишка не такой как все, он необычен) Почему же Никишка знает тайны? (он исключительный) Умеет ли Никишка пользоваться своей исключительностью? 5. Каков сюжет рассказа? (Маленького Никишку мать отправляет к отцу за 20 верст) 6. Что же видит, слышит Никишка по дороге? (   Замечает   листья,   янтарные   рыжики   ,румяные   волнушки,   медузы   –   красные, оставшиеся после отлива, черные с четырьмя фиолетовыми колечками, морские звезды с пупырчатыми , искривленными лучами. Ощущает запах мха, грибов ,водорослей, тронутых тлением.   Слышит   пение   птиц,   стук   подков,   шум   волн   набегающих   –   волна   подходит, затопляет все, хлюпчит внутри, клокает, булькает, отходит. Ощущает звон моря «ссссс» откатывает волна , «шшшшш» набегает) Все то видит, все замечает мальчик  –каким качеством характера обладает   6 Никишка?(внимательный, наблюдательный) 7. Попробуем ответить на вопросы:  Какие тайны доверены мальчику? 8.  «Никишка задумался, смотрит вокруг, хочет тайну такую понять, чтобы все,  что видит, разом открылось ему. Да не понять этой тайны, смотри только с тоской,  впитывай глазами, слушай ушами да нюхай» Кто из близких помогает Никишке понять окружающий мир, понять тайны? 9. ­ Сынок приехал! ­ говорит радостно отец. ­ То­то сон мне снился... Ну, как же дома у нас там? Все ли живы?      ­ Живы! ­ отвечает Никишка, слезает с коня, качается, ногами топает. Председатель  коня дяде Ивану дал, мамка меня послала, я и поехал... Ехал­ехал, весь заболел, спину  больно.      ­ Ах ты, молодец у меня! ­ ласкает отец Никишку, волосенки льняные ручищей своей  гладит. ­ А я слышу: топ какой­то, а кто такое, и не толкую. А это вон Никишка! Не боялся ехать­то?      ­ Не, ничего! Птиц видал, грибов видал, с конем говорил. Конь­то умный. На вот тебе,  мамка наклала, ­ снимает Никишка кису. ­ А почто это камни на меня смотрели? Они тоже  думают? Небось ночью­то переваливаются, кому неловко лежать, за день­то вон как бок  отлежишь!      ­ Камни­то? ­ задумывается отец. ­ Камни, они, надо думать, тоже живые. Все живое!      ­ А ты понимаешь, об чем березы говорят?      ­ Дак они по­своему, по­березьи небось говорят! Надо язык ихний знать. А то где  понять! 10. Какую тайну мы узнаем из диалога (камни и березы имеют свой язык)   (Природа­то живая) Просмотр фильма. Красота какая. И как жаль если погубим ее.все дыши,  живет.безрассудное обращение к природе – губит ее. 10. Почему Никишке доверили тайны – какая черта характера основная у Никишки? 11. Какие это тайны? 12. А что произойдет, если человек перестанет быть чутким к природе? (давайте  прочитаем другие мнения.согласны?  11. Никишка старается ее понять. А понимает ли природа его? С кем разговаривает  Никишка  собакой, лошадью). А у вас есть домашние животные?  «Лежит Никишка, ни спит, ни дремлет... Песок теплый, собака теплая, смотрит на  Никишку огненными глазами, говорит: "Пойдем, Никишка, в лес!" ­ "Я в море пойду, семгу  стеречь!" ­ Никишка отвечает. А собака свое: "Пойдем в лес, я тебе тайны открою! Об чем березы  шепчут, послушаем, что камни думают, узнаем". Любопытно Никишке, сомневается он уже, то ли в  море идти, то ли в лес» Выводы: Казаков видит в человеке 8 лет необычную и неординарную личность. Эта  исключительность проявляется в наблюдательности мальчика, в его чутком восприятии мира, которая принимается как дар. Никишка – проницательный, замечает все изменения , связанные с  окружающим миром.  Прочитаем последний абзац. Какое оно должно быть это заветное слово?  7 13. Рефлексия

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс

Рассказ Ю.П.Казакова «Никишкины тайны». Взаимосвязь природы и человека . 5- 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017