"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
04.03.2018
В данной разработке урока по познанию мира учащиеся знакомятся с растениями и животным миром лесов и тугаев. Учащиеся работают в группах. Каждая группа знакомит с информацией, которую они подготовили. Для закрепления изученного материала ребята работают с гербарием. По итогам каждого вида работы дети делают выводы.
урок по познанию мира.docx
ТЕМА: Растения и животные лесов и тугаев.
Цель: знакомство с природой лесов и тугаев.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаев, животным
и растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и
тугаев.
2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и
делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение
к природе.
Тип урока – урок формирования новых ЗУНов.
Оборудование: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации
растений и животных, лесов и тугаев, карточки с заданиями, учебник стр. 94 99
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Выберем настроение урока. ( три мордашки: весёлая, серьёзная, грустная )
Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для нашего урока?
Почему? А какая сегодня погода?
А соответствует ли погода нашему настроению?
Итак, мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш
урок. Ведь сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане.
2. Проверка д.з.
Фронтальный опрос о растениях и животных пустынь
3. Объявление цели и задач урока.
Беспредельна, необъятна, широка
Степь привольная СарыАрка.
Открытая полынным ветрам,
Раскинулась на сотни километров.
Всюду простор и ковыльные степи
Да сопок неровных неровные цепи.
И вдруг, как чудо из чудес
Среди степи поднялись горы, лес,
Высокие скалы, лесные поляны –
Всё это земля родного Казахстана!
Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить
о лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с
животным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.
Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких
групп учёных. Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 2 группы) 1 г. географы и ботаники
2 г. зоологи и экологи
Учитель:
Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?
3.Формирование новых знаний и умений.
Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь,
пустыни, полупустыни, горные районы.)
А в какой природной зоне живём мы?
Как ещё называется это место? (СарыАрка)
Что такое степь? Когда она особенно красива?
Итак, начинаем исследовать леса и тугаи.
Учитель:
Послушайте старую казахскую легенду. Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир,
подарил одним народам широкие и глубокие моря и реки, другим высокие горы, одетые
густыми лесами, белоснежными шапками, третьих одарил плодородными полями и
цветущими садами. А казахам оставил лишь сухие степи. Вставал тогда народ и решил
просить у всевышнего хоть маленькую толику того прекрасного, что осталось у него в
мешке. Но не откликнулся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый пересмешник
АлдарКосе, решил перехитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот
согласился, но где можно спрятаться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах
холмик, чтобы укрыться за ним и спрятался. А хитрый Алдаркосе незаметно проделал
в мешке дырку, из которой высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми
лесами, вылились прозрачные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и
птицы. Так гласит легенда.
И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим, где природа создала удивительный
мир красок, форм и звуков.
А кто знает, где в Казахстане есть леса?
Вблизи г. Кокшетау живописное место показахски звучит Бурабай, а порусски
Боровое.
В Карагандинской области – Каркаралинск.
В Павлодарской области – Баянаул.
В Костанайской области известный лес Наурзум карагай. ( посмотрите на карте)
А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах?
Предоставим слово географам, которые , как и другие учёные изучили леса и тугаи,
и теперь расскажут нам о них.
1 географ:
– В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до
Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и пустынной зон
много тугаёв.
Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь.
(пояснение учителя)
На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие массивы
соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами.
Что такое бор?
Как вы понимаете «ленточный бор»? 2 географ:
– Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области.
Это известный лес Наурзумкарагай.
– В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также
встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами.
Как понимаете выражение «гранитный бор»?
Что такое тугай?
Где в Казахстане встречаются леса?
Выводы:
Итак, в лесах и тугаях, есть все благоприятные условия для роста и развития
растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это
способствует росту растений в лесах и тугаях?
Учитель:
Давайте вспомним из 2, 3 классов все ли растения равномерны?
1этаж – травы, цветы
2этаж – кустарники
3этаж – деревья
Слово ботаникам. Они раздают задание группам.
Работа с гербарием.
Что можете сказать о берёзе?
1ботаник:
Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза – светолюбивое,
быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора берёзы
белая. Народ с любовью называет её берёзонькой, кудрявой, белоствольной. Много
песен и стихов сложено о ней. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м
высоты. Берёзовые рощи называютсветлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах
растёт много низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина,
малина.
– Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой.
Осина стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые
травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами,
земляника.
2 ботаник:
В некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый, сухой и красивый.
Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой.
Сосна хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые,
нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление,
образующее крону.
Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в
землю, и потому не страшны ему никакие бури. В старину дуб шёл на строительство
кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет. Кору применяют в
кожевенном деле. Справка: Самый старый дуб (2000л.) на земле, находится в Литве. На какие группы можно разделить эти деревья?
Чем они отличаются?
А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину.
Из какого дерева делают спички?(осина)
Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза)
У каких деревьев осенью листья красные?(рябина)
Из какого дерева делают пианино?(ель)
Какое дерево даёт сок?(берёза)
Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)
Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество
различных животных.
Физминутка.
Рассказ учителя.
Звери прислали телеграммы, но телеграммы без ответа. Вы должны отгадать кто
прислал эти телеграммы.
1телеграмма:
Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого
не делаю. Врагов же у меня полнымполно. И всётаки я живу не тужу. Выручают меня
нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» не
только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны
поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Кормлюсь я по ночам, так
безопаснее – веточками деревьев, корой деревьев (заяц)
2телеграмма:
Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то
придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. Если
необходимо могу тащить ношу 400500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой
лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна,
травы, почки деревьев, жёлуди. Но если этой пищи нам не хватает, то мы нападаем на
кабанов, глухарей и рябчиков (медведь)
3телеграмма:
Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров высоты.
Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: рога у нас широкие
и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная
губа помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и
лишайники со стволов. Но очень мы и соль любим (лось).
Вопрос:
А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в
учебнике. Стр.96 (чтение вслух)
Какие животные обитают в лесах и тугаях?
Какие птицы там водятся?
Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников? Выводы:
Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле
кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь
кислородом.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес – это дом
зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью
живительным воздухом. Прогулка в лес – источник радости и здоровья.
Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате
мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради,
скипидар и многое, многое другое. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в
защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.
Разбор ситуаций. Что неправильно делали дети в лесу? Какие правила они
нарушили?
1 ситуация.
Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть
и пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с
мусором под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также
по два букета цветов. Довольные они отправились домой.
Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет.
2 ситуация.
В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было
в весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы
увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на
место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой
в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.
3 ситуация.
Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы
увидели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял
палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору
берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой.
Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых.
4 ситуация.
Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много
комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита!
Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и
разожгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал.
Довольные ребята отправились домой.
Вывод:
Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.
В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств»,
который записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих
ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна. Долг каждого
гражданина беречь и охранять природу.
4. Закрепление. О чём мы сегодня говорили?
Что такое тугаи? Бор?
Где в Казахстане встречаются леса и тугаи?
Какие деревья растут в лесах и тугаях?
А какие ещё растения?
Какие животные водятся в лесах и тугаях?
Почему мы должны охранять лес?
Что даёт нам лес?
Какие правила мы должны соблюдать в лесу?
Что требуется от каждого человека?
Был ли полезен для вас этот урок?
Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило?
Я бы хотела закончить наш урок словами:
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою.
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
5. Подведение итогов, рефлексия, оценки.
6. Домашнее задание. Стр.9499
"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.