"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
Оценка 4.8

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
04.03.2018
"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
В данной разработке урока по познанию мира учащиеся знакомятся с растениями и животным миром лесов и тугаев. Учащиеся работают в группах. Каждая группа знакомит с информацией, которую они подготовили. Для закрепления изученного материала ребята работают с гербарием. По итогам каждого вида работы дети делают выводы.
урок по познанию мира.docx
ТЕМА: Растения и животные лесов и тугаев. Цель: знакомство с природой лесов и тугаев. Задачи: 1.Познакомить учащихся с особенностями природы лесов и тугаев, животным  и растительным миром; расширить представление о природных богатствах лесов и  тугаев.  2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и  делать выводы.  3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус, уважение  к природе.  Тип урока – урок формирования новых ЗУНов. Оборудование: карта Республики Казахстан, гербарий растений леса, иллюстрации  растений и животных, лесов и тугаев, карточки с заданиями, учебник стр. 94 ­ 99 ХОД УРОКА: 1. Организационный момент.  ­ Выберем настроение урока. ( три мордашки: весёлая, серьёзная, грустная )  ­ Ребята, какую бы вы выбрали мордашку для нашего урока?  ­ Почему? А какая сегодня погода?  ­ А соответствует ли погода нашему настроению?  ­ Итак, мы постараемся пронести наше доброе, весёлое настроение через весь наш урок. Ведь сегодня мы будем говорить о нашем родном крае – о Казахстане. 2. Проверка д.з. Фронтальный опрос о растениях и животных пустынь 3. Объявление цели и задач урока.  Беспредельна, необъятна, широка  Степь привольная Сары­Арка.  Открытая полынным ветрам,  Раскинулась на сотни километров.  Всюду простор и ковыльные степи  Да сопок неровных неровные цепи.  И вдруг, как чудо из чудес  Среди степи поднялись горы, лес,  Высокие скалы, лесные поляны –  Всё это земля родного Казахстана! ­ Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить  о лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с  животным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране. ­ Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких  групп учёных. Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 2 группы) 1 г. географы и ботаники  2 г. зоологи  и экологи  Учитель: ­ Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные? 3.Формирование новых знаний и умений. ­ Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь,  пустыни, полупустыни, горные районы.)  ­ А в какой природной зоне живём мы?  ­ Как ещё называется это место? (Сары­Арка)  ­ Что такое степь? Когда она особенно красива?  ­ Итак,  начинаем исследовать леса и тугаи.  Учитель:  Послушайте старую казахскую легенду. Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир, подарил одним народам широкие и глубокие моря и реки, другим высокие горы, одетые густыми лесами, белоснежными шапками, третьих одарил плодородными полями и  цветущими садами. А казахам оставил лишь сухие степи. Вставал тогда народ и решил  просить у всевышнего хоть маленькую толику того прекрасного, что осталось у него в  мешке. Но не откликнулся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый пересмешник  Алдар­Косе, решил перехитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот  согласился, но где можно спрятаться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах  холмик, чтобы укрыться за ним и спрятался. А хитрый Алдар­косе незаметно проделал  в мешке дырку, из которой высыпались на землю скалистые горы, порос­шие густыми  лесами, вылились прозрачные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и  птицы. Так гласит легенда.  ­ И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим, где природа создала удивительный мир красок, форм и звуков.  ­ А кто знает, где в Казахстане есть леса?  ­ Вблизи г. Кокшетау живописное место по­казахски звучит Бурабай, а по­русски  Боровое.  ­ В Карагандинской области – Каркаралинск.  ­ В Павлодарской области – Баян­аул.  ­ В Костанайской области известный лес Наурзум ­ карагай. ( посмотрите на карте)  ­ А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах?  ­ Предоставим слово географам, которые , как и другие учёные изучили леса и тугаи,  и теперь расскажут нам о них.  1 географ:       – В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до  Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и пустынной зон  много тугаёв.  Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь.  (пояснение учителя)  На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие массивы  соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами.  ­ Что такое бор?  ­ Как вы понимаете «ленточный бор»? 2 географ:       – Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области.  Это известный лес Наурзум­карагай.  – В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также  встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами.  ­ Как понимаете выражение «гранитный бор»?  ­ Что такое тугай?  ­ Где в Казахстане встречаются леса? Выводы:  ­ Итак, в лесах и тугаях,  есть все благоприятные условия для роста и развития  растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это  способствует росту растений в лесах и тугаях?  Учитель: ­ Давайте вспомним из 2, 3 классов все ли растения равномерны? 1этаж – травы, цветы  2этаж – кустарники  3этаж – деревья ­ Слово ботаникам. Они раздают задание группам.  Работа с гербарием.  ­ Что можете сказать о берёзе? 1ботаник:      Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза – светолюбивое,  быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора берёзы  белая. Народ с любовью называет её берёзонькой, кудрявой, белоствольной. Много  песен и стихов сложено о ней. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м  высоты. Берёзовые рощи называютсветлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт много низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина,  малина.  – Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой.  Осина­ стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые  травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами,  земляника. 2  ботаник:      В некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый, сухой и красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой.  Сосна­ хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые,  нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление,  образующее крону.  Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в  землю, и потому не страшны ему никакие бури. В старину дуб шёл на строительство  кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет. Кору применяют в  кожевенном деле. Справка: Самый старый дуб  (2000л.) на земле, находится в Литве. ­ На какие группы можно разделить эти деревья?  ­ Чем они отличаются? ­ А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину.  ­ Из какого дерева делают спички?(осина)  ­ Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза)  ­ У каких деревьев осенью листья красные?(рябина)  ­ Из какого дерева делают пианино?(ель)  ­ Какое дерево даёт сок?(берёза)  ­ Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза) ­ Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество  различных животных. Физминутка. Рассказ учителя.  Звери прислали телеграммы, но телеграммы без ответа. Вы должны отгадать ­ кто  прислал эти телеграммы. 1телеграмма:    Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого  не делаю. Врагов же у меня полным­полно. И всё­таки я живу не тужу. Выручают меня  нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»­ не  только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны  поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Кормлюсь я по ночам, так  безопаснее – веточками деревьев, корой деревьев (заяц) 2телеграмма:      Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то  придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. Если  необходимо могу тащить ношу 400­500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой  лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна,  травы, почки деревьев, жёлуди. Но если этой пищи нам не хватает, то мы нападаем на  кабанов, глухарей и рябчиков (медведь) 3телеграмма:        Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров высоты.  Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: рога у нас широкие  и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная  губа помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и  лишайники со стволов. Но очень мы и соль любим (лось). Вопрос: ­ А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в  учебнике. Стр.96 (чтение вслух)  ­ Какие животные обитают в лесах и тугаях?  ­ Какие птицы там водятся?  ­ Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников? Выводы:  Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле  кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь  кислородом. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес – это дом  зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью  живительным воздухом. Прогулка в лес – источник радости и здоровья. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате ­ мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради,  скипидар и многое, многое другое. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется. Разбор  ситуаций. Что неправильно делали дети в лесу? Какие правила они  нарушили? 1 ситуация.  Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть  и пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с  мусором под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также  по два букета цветов. Довольные они отправились домой. Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет. 2 ситуация.  В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было  в весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мы  увидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на  место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой  в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой. 3 ситуация.  Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы  увидели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял  палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору  берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой.  Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых. 4 ситуация.  Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много  комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита! Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и  разожгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал.  Довольные ребята отправились домой. Вывод:  ­ Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим. ­В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств»,  который записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих  ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна. Долг каждого  гражданина беречь и охранять природу.  4. Закрепление. ­ О чём мы сегодня говорили?  ­ Что такое тугаи? Бор?  ­ Где в Казахстане встречаются леса и тугаи?  ­ Какие деревья растут в лесах и тугаях?  ­ А какие ещё растения?  ­ Какие животные водятся в лесах и тугаях?  ­ Почему мы должны охранять лес?  ­ Что даёт нам лес?  ­ Какие правила мы должны соблюдать в лесу?  ­ Что требуется от каждого человека?  ­ Был ли полезен для вас этот урок?  ­ Много ли вы сегодня узнали? Что вас удивило?  ­ Я бы хотела закончить наш урок словами:  Любите родную природу –  Озёра, леса и поля.  Ведь это же наша с тобою.  Навеки родная земля.  На ней мы с тобою родились,  Живём мы с тобою на ней,  Так будем же, люди, все вместе  Мы к ней относится добрей. 5. Подведение итогов, рефлексия, оценки. 6.  Домашнее задание. Стр.94­99

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)

"Растения и животные лесов и тугаев " (познание мира. 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018