РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ
Оценка 4.8

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

Оценка 4.8
Разработки уроков
RTF
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл +1
29.05.2017
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ
Публикация является частью публикации:
15_1.RTF
Урок № 11 Тема:  Растительный и животный      мир Палестины  Ключевой стих:         Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и  произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается,  получает благословение от Бога; (Евр.6:7) Цель:  1. Познакомить  с флорой и фауной Палестины. 2.Раскрыть  понятие “обетованная земля”.  3. Показать как послушание приводит к высокому уровню культуры возделывания  дарованной им земли и использования ее плодов. План урока: 1) Оргмомент                                                      5 мин. Молитва  Тема и цели урока                                         2 мин.  Раскрытие содержания темы с  2) 3)        параллельным показом на         мониторе                                                      20 мин. 4) Вопросы. Обобщение                                  10 мин. a) Какой тип растительности      можно наблюдать в древней      Палестине от юга до севера? b) Какие важнейшие   Сельскохозяйственные  и технические культуры  производились в древней  Палестине? c) Какие пряные и лекарственные       растения использовались       в Палестине? d) Какие плодовые деревья       произрастали в Палестине? e) Какие дикорастущие деревья,       кустарники и травы произрастали        в Палестине? f) Какие дикие животные           и птицы обитали в древней           Палестине?   g) Какие домашние животные       и птицы использовались       в древней       Палестине? 5) Домашнее задание                                         3 мин. Нарисуйте иллюстрацию      к лекции. Итак,  мы познакомились с географией Палестины, и нам, конечно же, интересно узнать  флору и фауну Святой Земли. Откроем для себя удивительный мир растений земли обетованной. Флора   всегда   зависит   от   климата,   поэтому,   двигаясь   от   пустыни   к   горам   и Средиземному   морю,   мы   обнаружим   разные   типы   растительности:   кустарниковые пустыни, степи с кустарниками, луга и пастбища, лесостепи, горные леса.   Многие из здешних   растений   особо   приспособлены   к   тому,   чтобы   удерживать   влагу   во   время засушливых сезонов: у них блестящая, гладкая, не выделяющая испарений поверхность.  Конечно, с древних времен многое изменилось. Когда израильский народ вступал в землю обетованную, большая часть ее была покрыта лесами. Но сегодня леса почти исчезли,   и   пейзаж   совершенно   преобразился.   Посмотрите   на   схеме   ,   какая растительность преобладала в Палестине в Библейские времена. (рис. 10). Рассмотрим подробнее растительный мир Палестины.  Важнейшие сельскохозяйственные культуры Палестины: бобы и чечевица, злаки: ячмень, пшеница, просо и полба. Бобы     либо   употреблялись   в   пищу   целиком,   либо   перемалывались   в   муку. Чечевица   ­ растение с маленькими красными стручками, похожее на горох. Стручки добавляют в суп или в тушеное мясо (такое блюдо приготовил Иаков для Исава, Исав не смог преодолеть искушения!). Сушеную чечевицу можно перемалывать в муку. (Быт. 25, 34; Иез. 4, 9; 2 Цар. 17, 28).  (рис.11). Злаки составляли основу пищевого рациона древних израильтян. Лучшие мука и хлеб   получались   из   пшеницы.;   именно   пшеничный   хлеб   приносился   в   жертву   Богу. Ячмень, созревающий уже в начале лета ­ пища бедняков.  Пшеница всходит позже ­ вот почему   она   уцелела,   когда,   во   время   одной   из   казней   египетских,   град   уничтожил урожай ячменя.  Из проса получается хлеб низкого качества. В книге Изекииля просо упоминается как пища, которой спасаются во время голода.  (Исх. 9, 31­32, Иез. 4, 9). (рис. 12). Из технических культур можно назвать лен и папирус.   Изо льна изготавливают ткани, рыболовные сети,  фитили для ламп.  Льняное полотно шло и на паруса. В Египте и Израиле изо льна шили нарядную   одежду, в него же заворачивали умерших перед погребением. (Исх. 26, 1; Нав. 2, 1 и 6;  Притч. 31, 13; Иез. 27, 7; Мк. 15, 46).      Папирус растет не только в болотах нильской дельты, но и в северном Израиле. Из стеблей изготавливали "бумагу" древнего мира. Большая часть Библии, по­видимому, была изначально написана на папирусе. Из папируса также делали лодки и корзины (наподобие той, в которую мать положила маленького Моисея).  ( рис. 14). Травы использовались как приправа к пище. Наиболее известны: корица, горчица, тмин и анис, иссоп. Из коры коричного дерева получали масло, а также использовали как приправу к пище и вину.  (Песн. 4, 14;  8, 2).  (рис. 15). Из горчицы получали масло и   приправы.   Различают несколько разновидностей горчицы. Возможно, Иисус Христос имел в виду черную горчицу, когда говорил, что царство   Божие   подобно   горчичному   семени,   которое   вырастает   в   большое   дерево. Семечко горчицы очень маленькое, а растение вырастать до 120 см, но может вырастать и до четырех с половиной метров. (Мф. 13, 31­32).  (рис. 16). Семена тмина употреблялись как приправа к мясу и использовались для лечения глазных болезней. Семена  аниса добавляли в хлеб и лепешки.  Фарисеи отдавали Богу десятину от всего, даже от пряностей(мяты, тмина, аниса), но при этом, говорит Иисус, пренебрегали более важными вещами: честностью, справедливостью, милосердием.  (Ис. 28, 25­27;  Мф. 23, 23). (рис. 17). Иссопом в наше время называется трава, однако предполагается, что во времена Нового Завета этим словом обозначалось какое­то другое растение или кустарник. В эпоху Ветхого Завета иссоп использовался для кропления жертвенной кровью.   Умиравшему   на   кресте   Иисусу   поднесли   на   пучке   иссопа   губку,   смоченную уксусом.     Предполагается,   что   иссопом   называли   либо   изображенный   на   рисунке майоран, либо каперс.  (Исх.12, 21­22; Ин. 19, 29).  ( рис. 18). Из растений получали мази, лекарства, благовония. Здесь укажем ладан, мирру (смирну),  нард,  полынь и желчь. Ладан ­ это смола, добываемая из ладанного дерева, при нагревании или сжигании выделяет   приятное   благоухание.   Ладан   был   среди   даров,   принесенных   волхвами младенцу Иисусу .   (Мф. 2, 11; Исх. 30, 34­38; Лев.2, 1 и 15­16).  (рис. 19). Мирра   (смирна)   ­   это   бледно­желтая   смола   кустарника,   растущего   в   Сомали, Эфиопии   и   Аравии.   Употреблялась   как   специя   и   как   лекарственный   препарат, использовалась в приготовлении священного масла для Скинии и Храма.  Это также ­ один  из  даров, принесенный Иисусу волхвами. Вино с миррой предложили Иисусу перед казнью   в качестве болеутоляющего средства ­ "но он не принял". Миррой и алоэ умащали мертвое тело Иисуса Христа Иосиф и Никодим. (Мф. 2, 11; Исх. 30, 23­24;  Мк. 15, 23; Ин. 19, 39­40).  (рис. 20 ). Нард. В Индии из этого растения изготовлялась благовонная мазь. В Израиль ее привозили в запечатанных алебастровых кувшинах, сохраняющих аромат. Нард стоил очень дорого, но Мария, сестра Лазаря, не пожалела его для Иисуса. (Песн. 4, 13; Мк. 14, 3; Ин. 12, 3).  (рис. 21 ). Полынь. Горькое растение, в Библии ­ символ скорби.  ( рис. 22 ). Под желчью, возможно, подразумевался горький сок опиумного мака. ( рис. 23). Дикорастущие цветы и травы. Весной   склоны   Галилейских   гор   покрыты   яркими   красочными   цветами: анемонами, крокусами, маками, нарциссами и желтыми хризантемами. Словом "нарцисс" может обозначаться как нарцисс (в Ис. 35, 1), так и горный тюльпан (в Песн. 2, 1).  ( рис. 24 ). Колючие сорняки (волчцы и тернии) широко распространены в странах с сухим климатом.   Некоторые   достигают   двухметрового   роста.   Они   могут   быть   очень красивыми, с яркими цветками,   как, например, молочный чертополох, но все же,   в первую   очередь,   это   сорняки,   способные   быстро   заглушать   молодые   всходы   (как   в Притче Иисуса о сеятеле).   Тернии,   подобные   изображенным   здесь,   были   вплетены   в   венец,   которым издевательски увенчали Иисуса Христа после суда над Ним. Плевелы (о них говорится в притче о пшенице и плевелах) практически неотличимы от пшеницы на ранних стадиях роста. (Быт. 3, 18; Мф. 13, 7; Мк. 15, 17; Мф. 13, 24­30).  ( рис. 25).         Деревья и кустарники  Плодовые деревья и кустарники Растение, изображенное на рисунке,   выросло за одну ночь, чтобы своею тенью укрыть Иону от палящего солнца. Скорее всего, это был быстрорастущий кустарник, из которого получают касторовое масло. (Ион. 4, 6) .  (рис. 26 ). Миндаль.   Миндаль расцветает первым из всех плодовых деревьев, растущих в Израиле. Иногда это случается даже в январе. Миндальный орех ­ деликатес; так же из него   делают   масло.   Самое   известное   упоминание   о   миндале   в   Библии   ­   история   с миндальным жезлом Аарона, в течение одной ночи расцветшим и принесшим плод. (рис. 27). Фиговое дерево (смоковница) и сикомора. В Библейские времена фиговое дерево (смоковница)   было   одной   из   основных   плодовых   культур.   Оно   составляло   идеал процветания, свойственный этой эпохе,   мечту о том, чтобы "каждый мог сидеть под собственной виноградной лозой и фиговым деревом". Фиговые деревья растут медленно, но плодоносят почти десять месяцев в году. Большие   листья   можно   использовать   в   качестве   оберточной   бумаги.   Лепешки   из сушеных смокв (инжира) ­ еда очень сытная и компактная, своеобразный "сухой паек", незаменимый для путника. Амос, пастух и пророк, тоже "собирал фиги". Дерево, на которое залез Закхей, чтобы лучше видеть Иисуса, было сикоморой ­ разновидностью фигового дерева. (Ам. 7, 14; Лк. 19, 4).  (рис. 28 ). Маслина.   Одно   из   главных   плодовых   деревьев   в   древнем   Израиле.     Маслины созревали к ноябрю.   Собирали их, отрясая шестами ветки.   Какую­то часть маслин мариновали, но основную массу пускали под пресс, на масло (елей). Его использовали и для приготовления пищи, и как горючее в лампах, и в качестве смягчающего кожу косметического средства. В древнем Израиле оливковым маслом помазывали царей и священников. "Помазанный" ­ значит выделенный, призванный для исполнения какого­ либо   особого   служения.     Масличные   деревья   живут   веками.   Древесина   их   хорошо поддается   резьбе   и   полировке.   Ее   использовали,   например,   при   отделке   Храма Соломона. (Втор. 24, 20; Суд. 9, 8; 3 Цар. 17, 12­16; 1 Цар. 10, 1; 3 Цар. 6, 23). ( рис. 29 ). Финиковая   пальма.     Высокое   дерево   с   прямым   стволом,   увенчанным   пучком огромных двухметровых листьев, среди которых растут гроздья фиников.  Пальма стала национальным символом Израиля,  олицетворением победы.   Во   время   триумфального   въезда     Иисуса   Христа   в   Иерусалим,   народ приветствовал Его пальмовыми листьями. Изображение пальмы часто встречается и в декоративной резьбе по камню. (Ин. 12, 13). ( рис.30) Гранат (в русском переводе "яблоки", "гранатовые яблоки"). Именно гранат был изображен в вышивке по подолу ефода Первосвященника, а также в резьбе на столбах Храма Соломона. (Исх. 28, 33; 3 Цар. 7, 20).  ( рис.13). Виноград.     Этот   вьющийся   кустарник   со   свисающими   гроздями   ягод   являлся важнейшей плодовой культурой Палестины. Посланные Моисеем лазутчики принесли огромные   виноградные   кисти   как   свидетельство   богатства   Земли   Обетованной. Растения высаживали рядами в тщательно подготовленную почву на солнечных горных склонах.  Виноград был национальной эмблемой Израиля, символом мира и благоденствия. Иисус использует образ виноградной лозы в пяти Своих Притчах. Так, в Евангелии от Иоанна,   Он     называет   себя   истинной   виноградной   лозой,   ветвью   этой   лозы     ­   Его последователи (Числ. 13, 21 и 24­25; Мф. 9, 17; 20, 1­7; 21, 28­41; Лк. 13, 6­9; Ин. 15, 1). (рис. 31) Дикорастущие деревья и кустарники. Акация (ситтим). Из акации был сделан Ковчег Завета для Скинии. Акация ­ одно из немногих деревьев, растущих в Синайской пустыне. (Исх. 25, 10). (рис. 32). Кедр. Некогда в Ливане шумели целые леса этого великолепного исполинского дерева.   Кедровая   древесина   теплого   красного   цвета   очень   долговечна   и   хорошо поддается резьбе и отделке. Именно кедр использовался для облицовки стен Храма и Дворца Соломона.  (3 Цар. 6, 15 и 7, 12). (рис. 33). Мирт   ­   вечнозеленое   растение   с   ароматными   листьями   и   душистыми   белыми цветами, которые использовались как косметическое средство. (рис. 34). Пихта и сосна. Древесина этих вечнозеленых хвойных деревьев, растущих на горах и холмах, использовалась в строительстве храмов и кораблей. Из нее изготавливались многие музыкальные инструменты. ( 3 Цар. 5, 8;  Иез. 27, 5) (в русском переводе ­ кипарисы).  (рис. 35). Дуб. В Палестине  растут разные  виды  дуба, в том числе и  вечнозеленые. Это могучие   деревья,   отличающиеся   долголетием.   В   ветвях   дуба   запутался   Авессалом, когда бежал от царя Давида. (2 Цар. 18, 9­10; 3 Цар. 13, 14; Исх. 2, 13). (рис. 36). Тополь. Так называемые "Вербы" вавилонские, под которыми горевали иудейские пленники, на самом деле, вероятно, и были  разновидностью тополя. (Быт. 30, 37; Пс. 136, 2). (рис. 37). Теревинф   ­   невысокое   дерево   (меньше   семи   метров)   с   широкой   кроной. Распространено в теплых сухих местах и в самой Палестине и в соседних районах. (рис. 38). Ива.   Израильские   ивы   ­   это   кустарники   или   небольшие   деревья,   часто встречающиеся в зарослях по берегам рек. (Смотри также: Тополь). Масличные   рощи,   огромные   лесные   массивы   исполинских   кедров,   пещеры   и ущелья гор населены не менее удивительным животным миром. Животный мир Палестины. Дикие животные. Медведь.   В   библейские   времена   сирийский   коричневый   медведь   был   довольно широко распространен в горах и лесах Палестины.   Медведи едят почти все. Обычно они   питаются   плодами,   кореньями,   птичьими   яйцами,   разоряют   пчелиные   ульи   и муравейники,   но,   когда   медведь   голоден,   он   способен   утащить   и   ягненка.   Давиду приходилось защищать от медведей свое стадо. (1 Цар. 17, 34­ 36; 2 Цар. 17. 8; 4 Цар. 2, 24). ( рис. 39). Лисица и шакал. Это "младшие братья" волка. Лисица охотится в одиночку, любит фрукты   и   часто   губит   низкие   виноградные   лозы.   Шакалы   ходят   стаями,   подбирая ночами всякую падаль. Лисицы, упоминаемые в истории Самсона,  на самом деле, по­ видимому, были шакалами.  (Суд. 15, 4).  ( рис. 40). Леопард в библейские времена был хорошо известен в Израиле.  О нем упоминают пророки  Исайя и  Иеремия.  Пятнистая  шкура этого хищника  (в русском  переводе  ­ “барс”) помогает ему даже на открытой местности  незаметно подкрадываться к своей жертве.  (Ис. 11, 6; Иер. 13, 23).  (рис. 41). Лев упоминается в Библии   много раз, хотя во времена Нового Завета он уже встречался   в   Израиле   крайне   редко.   Львы   обитали   в   густых   зарослях   иорданской долины и могли представлять определенную опасность и для скота, и для человека. Лев ­ символ  силы и смелости. Сам Иисус Христос назван "Львом от колена Иудина". (Дан. 6, 16­24; Откр. 5, 5).  (рис. 42). Волк ­ это жестокий и опасный хищник. Библия сравнивает с волками вероломных и жестоких правителей. Иисус называл Своих последователей  "овцами среди волков". (Мф. 7, 15; Лк. 10, 3). (рис. 43). Лань   ("олень")     и     газель   ("серна").   В   Библии   эти   грациозные   животные     ­ воплощение быстроты и благородства. Лани, косули,   газели, каменные козлы были главным объектом охоты в Древнем Израиле.  (Втор. 12, 15; Песн. 2, 8­9).  (рис. 44). Даман ("горная мышь"). Это небольшое пугливое животное, похожее на кролика, но   с   маленькими   ушами   и   без   хвоста.   Даманы   живут   большими   семействами   в скалистых местах. (Притч. 30, 26).      (рис. 45). Вьючные животные. Осел и мул ­ самые распространенные из вьючных животных, доступные в Древнем Израиле любому бедняку. Домашние ослы произошли от своих североафриканских древних сородичей. Мул ­ это помесь осла и кобылы. Осел и мул крайне неприхотливы и могут жить в гораздо более суровых условиях, чем лошадь.  Ослица ­ "героиня" истории о Валааме.  Поиск пропавших ослиц привел Саула к судьбоносной   встрече   с   Самуилом.   На   осле   Иисус   въехал   в   Иерусалим   в   Вербное воскресенье  как царь "праведный и кроткий".  (Числ. 22; 1 Цар. 9 и 10; Зах. 9, 9; Мф. 21, 1­9). (рис. 46). Верблюд.   В   Ветхом   Завете   упоминается   одногорбый   аравийский   верблюд, бесценный помощник кочевников. О верблюдах идет речь в историях Авраама, Иакова и Иова. Но употреблять верблюжатину в пищу израильтянам не разрешалось.    (Быт. 12, 16; 30, 43; Иов 1, 3). (рис. 47). Лошадь. В Израиле лошади появились во времена царя Давида. Иметь их могли только очень богатые люди.   Выгодное географическое положение Иудеи позволило царю Соломону стать посредником в торговле колесницами из Египта и лошадьми из Киликии (ныне ­ юг Турции).   Лошадь использовалась в основном в военных целях и была символом власти.   (Исх. 14, 23; Нав. 11, 4; Есф. 6, 8­11).  (рис. 48). Домашний скот Крупный рогатый скот  давал жителям Ханаана мясо, молоко и кожу задолго до переселения сюда Авраама. На быках пахали, их впрягали в повозки и телеги.  В Скинии и в Храме домашний скот приносили в жертву Богу. Богатство человека определялось количеством   принадлежавшего   ему   скота.   Особенно   славилась   своими   стадами расположенная к востоку от Иордана земля Васан. (Быт. 1, 24; 13, 2; Лев. 1, 2). (рис.49). Овцы и козы. Кочевники  разводили овец и  коз с древнейших времен, еще до того, как появилось оседлое сельское хозяйство. Овцы и козы давали молоко, сыр, мясо и шерсть. Из козьих шкур делали бурдюки для хранения воды. Черная козья шерсть шла на ткань для шатров. Из овечьей пряжи получали ткань для теплых плащей и туник. Овцы   и   козы   вполне   могли   довольствоваться   пищей   скудных   горных   пастбищ.     В Скинии и в Храме  овцы и козы приносились в жертву Богу.   (Быт. 27, 9;  4, 2; Исх. 26, 7; Лев. 1, 10;  Мф. 25, 32; Ин. 10, 1­12) .  (рис. 50).. Птицы Палестины. Хищные птицы. Орлы и грифы. Слово, которое обычно переводится как "орел", может обозначать также грифа­стервятника. Издалека эти птицы очень похожи. О силе орла говорится в Псалмах и в Книге Пророка Исайи.   Изображение орла использовалось в символике римских легионов. Именно это, может быть, имел в виду Матфей, когда говорил об орлах, ожидающих падения Иерусалима. (Ис. 40, 31; Пс. 102, 5; Мф. 24, 28).  (рис. 51). Сова. Филин (самая крупная из сов),   неясыть серая   и сипуха (совы помельче) хорошо известны в Палестине. В Библии сова ­ неизменный обитатель опустошенных и покинутых мест (Лев. 11, 16; Ис. 34, 11).  (рис. 52). Ворон. Вороны ­ большие черные плотоядные птицы. После потопа Ной послал ворона, чтобы узнать, высохла ли земля.   Вороны кормили пророка Илию во время голода. Возможно, словом  "ворон"  в Библии названы также вороны и грачи. (Быт. 8, 7; 3 Цар. 17, 4).   (рис.53). Птицы, употреблявшиеся в пищу и для жертвоприношений Голубь   упоминается   в   Библии   чаще   других   птиц   и   имеет   особое   значение. Некоторые   виды   голубей  живут   в  Палестине   постоянно,  другие   прилетают   сюда  на зиму. Голубей  разводили как домашнюю птицу и употребляли  в пищу. Бедняки, не имевшие  возможности  принести  в  жертву  овцу  или  козу,  жертвовали  двух  голубей, которых можно было купить прямо во дворе Храма. Именно голубь принес Ною первый зеленый лист после Потопа.  (Быт. 8, 8­12; Пс. 54, 7; Мф. 3, 16; 21, 12).  (рис. 54). Куропатка. Скорее всего, это название объединяет три вида   куропаток: горную куропатку,   пустынную   куропатку   и   черную   куропатку.   Все   эти   птицы   являются объектом   охоты,   их   мясо   и   яйца   очень   вкусны.   Горная   куропатка   умеет   хорошо прятаться; ее легко услышать, но трудно увидеть.  (1 Цар. 26, 20).  (рис. 55). Перепел. Когда израильтяне выходили из Египта, перепела спасали их от голода. Огромные стаи перепелов два раза в год пролетают через Палестину ­ летом на север, зимой на юг. Утомленные долгим полетом,  птицы летят над самой землей и становятся легкой добычей.  (Исх. 13, 16; Числ. 11, 31­33).  (рис. 56). Воробей. Это слово может обозначать любую маленькую   птичку, пригодную в пищу, например, жаворонка или зяблика, которых ловили силками или подстреливали. Иисус   использовал   образ   воробья,   чтобы   показать,   как   сильно   Бог   любит     Свои создания.  Если Он заботится о малых птицах, о людях Он заботится гораздо больше. (Мф. 10, 29­31;  Лк. 12, 6­7).  (рис.57). Перелетные и привозные птицы. Журавль.   Это   большая   серая   перелетная   птица,   живущая   в   Палестине   зимой. Размах крыльев достигает 2,5 м.   Журавль   питается преимущественно семенами и листьями. (рис.58). Павлин.   Родина  павлина  ­  Индия  и   Шри­Ланка  (Цейлон).  В  Израиль   павлинов завезли   при   царе   Соломоне.   Они   содержались   как   декоративные   птицы, подчеркивающие великолепие царского двора. (рис.59). Аист. Белые и черные аисты каждый год пересекают Израиль, пролетая на север с мест своей зимовки в Аравии и в Африке. Чаще встречаются более крупные и более распространенные белые аисты.  Аист питается преимущественно мелкими животными: змеями, рыбой, мышами, червями и насекомыми.   (Иер. 8, 7).   (рис.  60).   (Иер. 8, 7). (рис.51).

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ПАЛЕСТИНЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017