Предмет административного права - совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере административного управления, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и функционирования исполнительной власти.
Предмет управленческих отношений, регулируемых административным правом, в зависимости от конкретных целей их возникновения можно подразделить на две группы:
1) Внешние отношения связаны с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти, например на общественные объединения, коммерческие структуры, включая индивидуальных предпринимателей.
2) Внутренние, еще их называют внутриорганизационные отношения, возникают в связи с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением служебных обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.
Лекция 1. Основы административного права РФ
1. Предмет и методы административного права.
2. Система, принципы административного права в РФ.
3. Виды норм административного права в РФ
4. Формы реализации и источники административного права в РФ.
1. Предмет административного права - совокупность общественных
отношений, складывающихся в сфере административного управления,
которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе
организации и функционирования исполнительной власти.
Предмет управленческих отношений, регулируемых ад-
министративным правом, в зависимости от конкретных целей их
возникновения можно подразделить на две группы:
1) Внешние отношения связаны с непосредственным воздействием на
объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти,
например, на общественные объединения, коммерческие структуры,
включая индивидуальных предпринимателей.
2) Внутренние, еще их называют внутриорганизационные отношения,
возникают в связи с формированием управленческих структур,
определением основ взаимодействия между ними и их
подразделениями, с распределением служебных обязанностей, прав и
ответственности между работниками аппарата органа управления и т.
п.
Для административного права, использующего методы
регулирования, свойственные многим отраслям права, характерны свои
специфические методы:
· власти-подчинения (прямого распорядительства) - отношения в
рамках административного права строятся на подчинении одного
участника другому;
· рекомендаций - рекомендации субъекта управления приобретают
юридическую силу при условии принятия ее другим участником
управления;
· согласования - отношения между участниками, не находящимися
между собой в подчинении;· равенства - субъекты, находящиеся на одном уровне
государственного механизма, предпринимают совместные действия в
форме административного договора.
2. Административное право представляет собой совокупность
юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые
складываются в сфере государственного управления, а также
отношения управленческого характера, возникающие при
осуществлении иных форм государственной деятельности.
Традиционно в отечественной правовой науке административное
право подразделяется на две части: общую и особенную.
Общая часть включает юридические нормы и институты:
♦ регулирующие общественные отношения общего характера
(принципы, функции, методы, формы государственного управления,
механизм административно-правового регулирования и т.д.);
♦ устанавливающие административно-правовой статус
индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых
отношений;
♦ регулирующие основы организации и государственно-
управленческой исполнительно-властной деятельности госу-
дарственных органов;
♦ обеспечивающие законность в сфере государственного
управления;
♦ регламентирующие административно-юрисдикционную
деятельность;
♦ регламентирующие принуждение по административному праву.
Особенная часть состоит из норм и институтов, регулирующих
правоотношения в конкретных сферах управления:
♦ обеспечения безопасности граждан, общества, государства, а
также административно-политическую деятельность;
♦ хозяйственно-экономическую деятельность;
♦ социально-культурную деятельность;
♦ деятельность государственной администрации по организации и
осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.
К числу принципов административного права относятся:
· равенство перед законом и правоприменителем;· презумпция невиновности;
· приоритеты законных интересов личности в управленческой
деятельности государственных органов;
· законность в управлении, включая обеспечение законности при
применении мер административного принуждения в связи с
административными правонарушениями;
· гласность;
· разделение властей;
· разграничение предметов ведения, компетенции и полномочий;
· управленческая субординация (подчиненность);
· ответственность.
3. Административно-правовые нормы - это установленные
государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере
государственного управления, а также отношения управленческого
характера, возникающие в процессе государственной деятельности.
Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:
гипотезу - условие действия нормы; диспозицию — предписания,
запреты, дозволения; санкцию - меры административного или
дисциплинарного воздействия.
Для административно-правовых норм характерно многообразие,
которое отражает их различие по видам, классифицируемых по ряду
оснований.
1. По способу воздействия на поведение субъектов
административного права: обязывающие (предписывают обязательное
совершение определенных действий, устанавливая обязанность
действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например
обязанность подчинения законному распоряжению представителя
власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение
определенных действий в условиях, предусмотренных правовой
нормой), уполномочивающие или дозволительные (предоставляют
возможность действовать по своему усмотрению, используя или не
используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или
поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо
действий с помощью средств морального или материального
воздействия, например предоставлением льгот и стимуловгосударственным служащим), рекомендательные (устанавливают
варианты желательного и целесообразного поведения).
2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют
общественные отношения, возникающие в сфере государственного
управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-
управленческих отношений).
3. По содержанию предмета регулирования: материальные
(устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответственность
участников административно-правовых отношений, т. е. их
административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют
статичными) и процессуальные (регламентируют процедуру, порядок
реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными
нормами, процедуру применения ответственности; их именуют
динамичными).
4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами,
имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными
актами, например, содержатся в актах Правительства РФ, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления).
5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие
(регулируют государственно-управленческие отношения общего
характера) и особенные (регулируют особенности управления в
конкретной сфере общественных отношений).
6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные
(относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной
власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами),
субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов
исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их
актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного
самоуправления по предметам их ведения).
7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют
в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в
административных границах соответствующего субъекта федерации),
межтерриториальные (действуют в границах нескольких
территориальных образований)
8. По объекту регулирования отраслей государственного управления:
общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны
государственно-управленческой деятельности, распространяясь на всесферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько
отраслей государственного управления, отличаясь специализацией,
например административно-правовые нормы, имеющиеся в
таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют
управленческие отношения в определенных отраслях).
9. По адресату регулирования - регламентирующие общий и
специальный административно-правовой статус субъектов
государственно-управленческих отношений (граждан, организаций,
органов исполнительной власти, государственных служащих и т.д.).
10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических
(распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их
группы, например распространение льгот для муниципальных
служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все
организации, предприятия, учреждения, независимо от форм
собственности, например по уплате налогов, либо на отдельные их
категории, например по уплате налогов страховыми организациями).
11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют
постоянно, т.е. без указания срока действия вплоть до официальной
отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в
течение указанного срока действия).
12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях
при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в
чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).
4. Реализация административно-правовых норм - это процесс
практического воплощения в общественных отношениях
государственного управления требований правомерного поведения его
субъектов в соответствии с установленными правилами. Существует
четыре формы реализации административно-правовых норм: две
основные - исполнение и применение; и две вспомогательные -
соблюдение и использование.
Исполнение административно-правовых норм выражается в активных
правомерных действиях субъекта по выполнению предписаний,
запретов и дозволений. Данная форма реализации присуща всем
участникам административно-правовых отношений.
Применение административно-правовых норм свойственно только
уполномоченным государственным органам и должностным лицам,
выражаясь изданием индивидуальных правовых актов на основе
материальных и процессуальных норм для конкретныхадминистративно-правовых отношений. Граждане не имеют
полномочий по применению административно-правовых норм.
Соблюдение административно-правовой нормы заключается в
пассивном поведении субъектов, добровольно воздерживающихся от
совершения запрещенных ею действий. Вспомогательный смысл этой
формы реализации в том, что соблюдение, по сути, является
конкретным выражением исполнения.
Использование административно-правовых норм выражается в
добровольном совершении субъектами правомерных действий, которые
связаны с осуществлением субъективных прав в управлении. Поскольку
этой форме реализации свойственны альтернативы определения
субъектом своего определения в рамках установленного нормой права
правила, то ее также можно считать вспомогательной.
Основными требованиями реализации норм административного права
являются законность, обоснованность, целесообразность.
Источники
административного права - юридические акты государственных
органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.
В зависимости от юридической силы весь их массив можно
распределить на группы. В обобщенном виде они могут быть
представлены следующим образом:
1) законодательные акты:
♦ федеральные законы (Конституция РФ, федеральные
конституционные законы, федеральные законы);
♦ законы субъектов РФ (в том числе конституции республик и уставы
иных субъектов);
2) подзаконные акты:
♦ акты палат Федерального Собрания РФ (регламенты,
постановления, декларации, резолюции и др.) - нормативные указы
Президента РФ и утверждаемые им документы;
♦ постановления Правительства РФ и утверждаемые им документы
(положения, правила и др.);
♦ акты федеральных министерств и иных органов исполнительной
власти (приказы, постановления, положения, инструкции, разъяснения
и др.);♦ нормативные акты глав субъектов РФ и органов исполнительной
власти (указы глав республик, постановления губернаторов и др.);
♦ нормативные правовые акты представительных и исполнительных
органов местного самоуправления в случае наделения их законом
отдельными государственными полномочиями;
3) нормативные договоры:
♦ международные договоры и межгосударственные соглашения;
♦ административные договоры;
4) нормативные акты высших федеральных судов и конституционных
(уставных) судов субъектов РФ.
Вопросы для самопроверки
1. Что является предметом административного права?
2. Какие свои специфические методы характерны для
административного права?
3. Назовите основные виды административных норм.
4. Назовите формы реализации административно-правовых норм.
5. На какие группы делятся источники административного права?