Разделительный мягкий знак.
Оценка 4.8

Разделительный мягкий знак.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл—4 кл
21.05.2018
Разделительный мягкий знак.
Вид урока: Изучение нового материала. Цель: Создать условия для овладения знаний по теме «Разделительный мягкий знак». Задачи: Сформировать знания учащихся по теме: «Разделительный мягкий знак.» Развивать аккуратность, внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к урокам родного языка. Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер. Работа составлена по требованиям ФГОС
русский язык (2).docx
Разделительный мягкий знак. Вид урока: Изучение нового материала. Цель: Создать условия для овладения знаний по теме «Разделительный  мягкий знак». Задачи:  Сформировать знания учащихся по теме: «Разделительный мягкий знак.» Развивать аккуратность, внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к урокам родного языка. Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер.  Этапы урока Деятельность учителя 1 Организационн ый момент  (1мин) 2 Актуализация  знаний (3мин) 3 Целеполагание  (5мин) Здравствуйте ребята! Меня зовут  Мария Викторовна, я ваша  учительница.  Что изучали на прошлом уроке?  Посмотрите на страницу 31. Как вы думаете, какая тема  нашего урока? Какую цель мы поставим перед  собой? Деятельность учащихся Приветствие.   Научимся  узнавать,  что Такое разделительный мягкий знак. 4 Основная часть (25мин)   Откройте учебник на  странице 31. 51. Прочитайте. Что обозначают выделенные  слова? Произнесите пары  слов. Одинаково или по­ разному они произносятся?   Какой звук вы слышите  после звука [л'] в каждом из  выделенных слов?   Чем различается написание слов полю и полью, солю и  солью?   Составьте предложения со  словами полю и полью.  Запишите их.  Когда мы произносим слова солью  и полью, то после согласного звука [л'] слышим согласный звук [й'] и  последующий гласный звук [у]. На  письме после буквы «эль» перед  буквой ю пишется разделительный мягкий знак (ь).   52. Прочитайте. Перед  какими буквами пишется  разделительный мягкий знак (ь)? Произнесите звуки,  которые обозначены  буквами е, ё, ю, я, и в  данных словах.   Спишите. Подчеркните  одной чертой  разделительный мягкий знак (ь), двумя чертами ­ буквы,  перед которыми он пишется. 53. Прочитайте.  Вьюнок, листья, жильё, счастье,  обезьяна, ульи, братья.   Объясните, почему в данных словах надо писать  разделительный мягкий  знак.   Запишите любое слово по  памяти. обезь наяя   54. Произнесите названия  предметов.   Запишите слова, вставляя  пропущенные в них слоги.  Подчеркните  разделительный мягкий знак (ь).  55. Прочитайте. Что обозначает  каждое слово?  Варенье, соленье, печенье,  безделье, чириканье, веселье,  новоселье, ученье.   Объясните написание  выделенных орфограмм.  Запишите любое слово по  памяти. Проверьте себя.  56. Прочитайте. Измените слова  так, чтобы они обозначали  несколько предметов.  Ручей, перо, колос, крыло, дерево,  друг, воробей, соловей, брат, стул.  Запишите слова по образцу.  Образец. Ручей — ручьи, ... .   Придумайте предложение с  любым словом, в котором  есть разделительный мягкий  знак (ь). Запишите его.  57. Прочитайте. Запишите без  скобок, изменяя форму каждого  слова по образцу.  1. У (воробей), под (ель), с (метель), о (муравей), к  (соловей), с (радость), перед (дверь), над (площадь).  2. Я (шить). Он (пить). Они  (лить). Она (вить).  Образец. 1. У воробья, .... 2. Я шью, ....   Подчеркните  разделительный мягкий знак (ь) и буквы, перед которыми он пишется.   Почему вы написали в  словах разделительный  мягкий знак (ь)?  58. Прочитайте.  День прозрачный, день м..розный.  В сер..бре л..жат  дв..ры.  Санок звонкие полозья С л..дяной б..гут г..ры. (В. Нестеренко)  Спишите, вставляя  пропущенные буквы.   Выскажите мнение:  одинаковую ли «работу» вы  полняет мягкий знак (ь) в  словах стихотворения?  59. Прочитайте. Обратите  внимание, как разделены для  переноса слова.  Почему не разделены чертой для переноса слова осень,  Илья, ульи?   Как переносятся с одной  строки на другую слова с  мягким знаком —  показателем мягкости  согласного звука и  разделительным мягким  знаком?  60. Прочитайте пословицы. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова и пропущенные буквы. Слова для справок: вредит.., друз..я, неучен..е, чест.. .   Объясните смысл любой  пословицы.   Найдите в пословицах  антонимы.  61. Прочитайте. Найдите лишнее  слово в каждом столбике. Почему  оно лишнее?   Запишите слова в три  группы в зависимости от  правил письма. Вставляйте,  где нужно, пропущенные  буквы.  62. Прочитайте.  Ю[л'а], 0[л']га, Щл'й'а], Та[т'й'а]на   Запишите слова, обозначая  звуки, данные в скобках,  буквами.  63. Прочитайте. Сколько здесь предложений?  Ноч..ю в л..су бушевала м..тел..  хлоп..я снега круж..лис.. в воздухе  утром в..юга утихла на сн..гу  видны за..ч..и и птич..и сл..ды над  ел..ю прол..тела стайка клестов  они стали клевать с..мена ш..шек.   Запишите, правильно  обозначая начало и конец  каждого предложения.  Вставьте пропущенные  буквы.   Подчеркните в первом  предложении главные члены: подлежащее и сказуемое.   Выпишите выделенные  слова, разделяя их  горизонтальной чёрточкой  для переноса.  64. Прочитайте выразительно.  Солнце светит?  Это счастье.  И ненастье —  Тоже счастье,  Потому что  Это счастье  Радоваться чудесам;  И дождю, и снегопаду, Речке, лесу, полю,  саду  И высоким синим­ синим  Бесконечным небесам. (О. Дриз)  Прочитайте строки, в  которых выражена главная  мысль стихотворения.   Объясните написание  выделенных в словах  орфограмм. Выпишите слова с разделительным мягким  знаком (ь).  65. Прочитайте. По какому  признаку можно объединить  данные слова в три группы?  Льдина, дождь, больница, деревья,  медведь, альбом, здоровье,  обезьяна, декабрь, коньки, играть,  шалунья.   Запишите слова по группам.  Подчеркните в словах  изученные орфограммы.   Составьте предложение с  любым из выделенных слов.  Запишите его.  66. Рассмотрите рисунки.   Что художник изобразил на  рисунках? Какое это время  года? Где происходит  действие? Чем заняты дети?  Какое настроение у  детворы?   Придумайте по рисункам  рассказ и название к нему.  Подготовьтесь его  рассказать.   Запишите несколько  предложений из составленного рассказа.  67. Прочитайте.  Лисья нора, медвежья берлога,  сучья деревьев, заячьи следы,  козье молоко, овечья шерсть,  маленькая обезьянка, оленьи рога,  большая семья, щучья пасть.   Спишите. Подчеркните  изученные орфограммы.   Подготовьтесь написать эти  словосочетания под  диктовку.   Составьте и запишите  предложение с любым  словосочетанием.  Проверь себя  Прочитайте.  Муравьишко в чаще  Дуб тяжёлый тащит.  Эй, товарищи­друзья,  Выручайте муравья!   Спишите. Обозначьте в  словах ударение.   Подчеркните в словах те  орфограммы, написание  которых вы можете  объяснить.   Выпишите любое из  выделенных слов и  разделите его для переноса.   Найдите в предложениях  слово, в котором два слога, шесть звуков и шесть букв.  Докажите, что вы выбрали  слово правильно.   Обозначьте звуками слово  друзья.   Найдите в предложениях  однокоренные слова.  Выделите в них корень.   Назовите антоним к слову  тяжёлый.  5 Физминутка на  Видео. 21 минуте  (3мин)  6 Подведение  итогов (2мин) 7 Рефлексия  (1мин)   Что мы узнали нового? Чему мы  сегодня учились? Какую цель поставили перед  собой? Что вам понравилось на уроке? Где вам пригодятся эти знания? Части речи. Вид урока: Изучение нового материала. Цель: Создать условия для овладения знаний по теме «Части речи». Задачи:  Сформировать знания учащихся по теме: «Части речи.» Развивать аккуратность, внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к урокам родного языка. Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер.  Этапы урока Деятельность учителя 8 Организационн ый момент  (1мин) 9 Актуализация  знаний (3мин) Здравствуйте ребята! Меня зовут  Мария Викторовна, я ваша  учительница.  Что изучали на прошлом уроке?  10 Целеполагание  (5мин) Посмотрите на страницу 31. Как вы думаете, какая тема  нашего урока? Какую цель мы поставим перед  собой? Деятельность учащихся Приветствие. Такое разделительный мягкий знак.   Научимся  узнавать,  что  части речи 11 Основная часть (25мин)   Откройте учебник на  странице 40. 68.  Рассмотрите рисунок.  Определите его тему.  Назовите по рисунку  сначала слова­названия  предметов, потом слова­ названия признаков этих  предметов, затем слова­ названия действий  предметов. На какой вопрос  отвечает каждое слово,  которое вы называли?  Составьте по рисунку  предложение. Запишите его.  69. Рассмотрите схему «Части  речи». Прочитайте названия  частей речи. Расскажите по схеме  о каждой части речи.   Прочитайте предложение из  схемы. Из слов каких частей речи оно состоит?  70. Прочитайте. Из какой сказки  эти слова? Расскажите начало  сказки.  Старик, старуха, море, землянка;  рыба, пряжа, невод,  трава, рыбка;  ветхая, синее,  морская, золотая;  жили, ловил, пряла,  закинул, пришёл.  Изучите каждую группу  слов: к каким частям речи  можно отнести эти слова?  Пользуйтесь схемой «Части  речи». По каким признакам  вы определяли каждую часть речи: имя существительное,  имя прилагательное, глагол?  Составьте одно  предложение с любыми  словами. Запишите его.  71. Прочитайте отрывок из  «Казачьей колыбельной песни».  Спишите.  Спи, младенец мой прекрасный,  Баюшки­баю.  Тихо смотрит месяц  ясный  В колыбель твою.  Стану сказывать я  сказки,  Песенку спою.  Ты дремли, закрывши  глазки,  Баюшки­баю.  (М. Лермонтов)  Какая музыка подойдёт к  этим строкам: тихая,  быстрая, спокойная,  громкая, задорная, нежная,  весёлая? Почему?   Какими частями речи  являются выделенные  слова? Что они обозначают?   В каком ещё значении  употребляется слово месяц? Подберите к нему синоним.  72. Прочитайте.  Светлыми звёздами  нежно украшена  Тихая зимняя ночь.  (Н. Рубцов)  Точно сквозь серебро  кружевное,  Полный месяц глядит  с небосклона.  (И. Бунин)  Какие картины вы  представили, читая каждое предложение?   К какой части речи вы  отнесёте каждое из  выделенных слов? Почему?   Спишите любое  предложение или запишите  его по памяти.  73. Прочитайте.  Летит над речкой зимородок. Очень  красивая птица: брюшко оранжевое,  спинка ярко­зелёная, а нос длинный и  прямой, как палочка. Им зимородок без  промаха хватает из воды мелких  рыбёшек.  Определите тему и главную  мысль текста. Придумайте к нему  заголовок.  Найдите в предложениях слова,  которые отвечают на один из  данных вопросов: кто? что?  какой? какая? какое? что  делает? К какой части речи  отноится каждое из этих слов? Спишите первое предложение и  предложение, в котором даётся  описание внешнего вида птицы.  12 Физминутка на  Видео. 21 минуте  (3мин)  13 Подведение  итогов (2мин) 14 Рефлексия  (1мин)   Что мы узнали нового? Чему мы  сегодня учились? Какую цель поставили перед  собой? Что вам понравилось на уроке? Где вам пригодятся эти знания? Имя существительное. Вид урока: Изучение нового материала. Цель: Создать условия для овладения знаний по теме «Имя существительное». Задачи:  Сформировать знания учащихся по теме: «Имя существительное» Развивать аккуратность, внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к урокам родного языка. Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер.  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствие. Здравствуйте ребята! Меня зовут  Мария Викторовна, я ваша  учительница.  Что изучали на прошлом уроке?  15 Организационн ый момент  (1мин) 16 Актуализация  знаний (3мин) 17 Целеполагание  (5мин) Посмотрите на страницу 44. Как вы думаете, какая тема  нашего урока? Какую цель мы поставим перед  собой?   Научимся  узнавать,  что имя  существительное 18 Основная часть (25мин)   Откройте учебник на  странице 44. Назовите  предметы. Поставьте вопрос к каждому слову­названию  предмета. К какой части  речи относятся эти слова?   Запишите слова так: сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, затем слова,  отвечающие на вопрос что?  Образец. (Кто?) девочка, ... . (Что?) яблоко, ... .   Подчеркните в словах  изученные орфограммы.  75. Прочитайте. Что обозначает  каждое слово? Поставьте к нему  вопрос кто? или что?  Учитель, школьник, верблюд,  земляника, платье, пчела,  ромашка, пальто, ребята, окунь,  костюм, врач, шляпа, осина.   Сгруппируйте имена  существительные по их  лексическому значению.  Люди: (кто?) ..., ... .  Животные:  (кто?) ..., ... .  Растения: (что?) ..., ... . Одежда: (что?) ..., ... .   Запишите эти группы слов.  Подчеркните в словах  изученные орфограммы.   Составьте предложение с любым словом.  76. Прочитайте. Почему так  говорят?  1. Месяц январь — зимы  государь.  2. Январь — весне дедушка.  3. Январю — морозы, февралю  — метели.   Что обозначают выделенные  имена существительные?  Измените их так, чтобы они  отвечали на вопрос что?   Спишите любую пословицу.  Подчеркните имена  существительные.  Обратите внимание! Имена  существительные могут отвечать  не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: (чего?)  зимы, весны; (чему?) зиме, весне;  (о чём?) о зиме, о весне.  евр льая янв рь фая   77. Прочитайте.  Вьюга, снежная пурга,  Напряди нам пряжи,  Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий.  (С. Маршак)  Какие слова в  стихотворении имеют  значение «сильный ветер со  снегом», «метель», «снежная буря»?   Спишите. Подчеркните  имена существительные,  которые обозначают явления природы и отвечают на  вопрос что?  78. Прочитайте. Спишите.  В глазах у нежных —  нежность,  Отвага — у бойца,  В глазах у скромных  — скромность,  У хитрых — хитреца... (О. Дриз)  Объясните, какие качества  (черты характера)  обозначают выделенные  слова? Как вы понимаете  значение этих слов?   На какой вопрос отвечают  эти слова? К какой части  речи относятся?   А что вы видите в глазах  друзей Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (называют, именуют) всякий  предмет, который существует в окружающем нас мире.  Лексические значения имён существительных разнообразны. Имена существительные обозначают:   предметы и вещи: стол, книга, дерево, шкаф, костюм;   явления природы: гроза, метель, радуга;   людей, животных: мальчик, белка, слон;  события: праздник, олимпиада;   чувства людей: радость, печаль;   качества людей: правдивость, скромность.  79. Прочитайте.  Кора, по, сосна, стучит, пёстрый, дятел.  Куст, под, длинноухий, спрятался, заяц.  На, рыжая, дорога, выбежала, лисица.  Составьте из слов каждой строки предложение. Изменяйте, где нужно, форму слов. Запишите  составленные предложения.   Найдите в предложениях имена существительные и укажите над ними часть речи (сущ.).   Подчеркните в третьем предложении грамматическую основу. Скажите, каким членом  предложения является каждое из имён существительных в этом предложении.  19 Физминутка на  Видео. 21 минуте  (3мин)  20 Подведение  итогов (2мин) 21 Рефлексия  (1мин)   Что мы узнали нового? Чему мы  сегодня учились? Какую цель поставили перед  собой? Что вам понравилось на уроке? Где вам пригодятся эти знания? Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Вид урока: Изучение нового материала. Цель: Создать условия для овладения знаний по теме «Одушевлённые и  неодушевлённые имена существительные». Задачи:  Сформировать знания учащихся по теме: «Одушевлённые и неодушевлённые  имена существительные» Развивать аккуратность, внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к урокам родного языка. Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер.  Этапы урока Деятельность учителя 22 Организационн ый момент  (1мин) 23 Актуализация  знаний (3мин) 24 Целеполагание  (5мин) Здравствуйте ребята! Меня зовут  Мария Викторовна, я ваша  учительница.  Что изучали на прошлом уроке?  Посмотрите на страницу 48. Как вы думаете, какая тема  нашего урока? Какую цель мы поставим перед  собой? Деятельность учащихся Приветствие.   Научимся  узнавать,  что одушевлённые и  неодушевлённые  имена  существительные 25 Основная часть (25мин) Откройте учебник на странице 48 80. Прочитайте. Назовите стихотворение.  Нужные работники —  Столяры и плотники...  Столяру хорошо,  а инженеру — лучше...  Инженеру хорошо,  а доктору — лучше...  Кондуктору хорошо, а шофёру — лучше...  (В. Маяковский)  Найдите в предложениях имена существительные. Кого так называют?   Измените выделенные существит  ельные так, чтобы они отвечали   на вопрос кто? Запишите имена   существительные в этой форме.  81. Прочитайте. Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по два слова.  Люди: (кто?) художник, ..., ... .  Птицы: (кто?) снегирь, ..., ... .  Насекомые: (кто?) шмель, ..., ... .  Домашние животные: (кто?) лошадь, ..., ... .  Дикие животные: (кто?) медведь, ..., ... .  Запишите составленные группы имён существительных.  82. Прочитайте.  1. Учитель, друг, отец, лётчик, невежда.  2. Лягушка, задира, прозвище, дети.   С помощью словаря учебника подберите к каждому имени существительному синоним.   Запишите тот ряд слов, где все имена существительные ­ одушевлённые.  83. Прочитайте. Сколько в тексте предложений?  В..юга воет попрятались в гнёзда с..ницы в густой ел..ник забились рябчики в глубокий сне.. зарылись тетерева белка спит в  тёплом гнёздышке м..тель не страшна зв..рьку.   Объясните написание слов с пропущенными буквами.   Спишите, вставляя пропущенные буквы и правильно обозначая начало и конец предложений.   Найдите в тексте имена существительные. Как определить, какие из них одушевлённые?  Найдите нераспространённое предложение и подчеркните в нём главные члены предложения.  84. Прочитайте.  Если видишь: на картине  Нарисована река,  Или ель и белый иней,  Или сад и облака,  Или снежная равнина,  Или поле и шалаш,  То подобная картина  Называется: пейзаж.  (А. Кушнер)  Что обозначает каждое выделенное слово? На какой вопрос отвечает? К какой части речи относится?   Определите значения слов картина и пейзаж по толковому словарю.   Выпишите выделенные имена существительные.  85. Прочитайте. Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова.  Инструменты: (что?) топор, ..., ... .  Обувь: (что?) сапоги, ..., ... .  Явления природы: (что?) вьюга, ..., ... .  Растения: (что?) крапива, ..., ... .  Посуда: (что?) тарелка, ..., ... .  Запишите любую группу слов.   Составьте устно предложение с одним из имён существительных.  86. Прочитайте текст Л. Сутеева.  Зимний лес. Поляна. Пролетела хохлатая птичка в красивом пёстром платьице. Это сойка. Сойка может перенимать любой  голос: свистеть, как рябчик, стрекотать, как сорока, ворковать, как голубь.  • Выпишите из текста сначала одушевлённые имена существительные, потом неодушевлённые. Перед каждым именем  существительным запишите вопрос, на который оно отвечает.  26 Физминутка на  Видео. 21 минуте (3мин)  27 Подведение  итогов (2мин) 28 Рефлексия  (1мин)   Что мы узнали нового? Чему мы  сегодня учились? Какую цель поставили перед  собой? Что вам понравилось на уроке? Где вам пригодятся эти знания? Единственное и множественное число имён существительных. Вид урока: Изучение нового материала. Цель: Создать условия для овладения знаний по теме «Единственное и  множественное число имён существительных». Задачи:  Сформировать знания учащихся по теме: «Единственное и множественное  число имён существительных» Развивать аккуратность, внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к урокам родного языка. Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер.  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствие. 29 Организационн ый момент  (1мин) 30 Актуализация  знаний (3мин) 31 Целеполагание  (5мин) Здравствуйте ребята! Меня зовут  Мария Викторовна, я ваша  учительница.  Что изучали на прошлом уроке?  Посмотрите на страницу 61. Как вы думаете, какая тема    Научимся нашего урока? Какую цель мы поставим перед  собой? узнавать,  что единственное и  множественное  число имён  существительных 32 Основная часть (25мин) Откройте учебник на странице 61. 87. Прочитайте.  Александр Сергеевич  Пушкин  Лев Николаевич  Толстой  Сергей Владимирович  Михалков   Спишите и проверьте себя.  Подчеркните заглавную  букву в именах, отчествах и  фамилиях.   Вспомните, какие  произведения этих  писателей и поэтов вы  читали.  88. Прочитайте.  Мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тётя, сестра, брат.   Являются ли данные слова  именами существительными  собственными? Вы правы:  эти имена существительные  не являются собственными.  Это общие названия,  которыми дети и взрослые  называют своих родителей и  родственников.   Какие ещё общие названия родственников вы знаете?  89. Подберите к одному из слов  упр. 88 собственное имя  существительное: имя одного из  родителей или родственников.   Запишите по образцу.  Подчеркните заглавную  букву в собственных именах  существительных.  Образец: бабушка Маша.   Составьте предложение с  любыми именами  существительными.  90. Прочитайте. Какое слово в  каждой строчке слов лишнее?  Почему?  М..дв..жата, в..р..бьишки,  Ч..ковский.  Ол..га, м..тель, учит..л..ница, р..ботница.  Т..варищ, м..сяц, к..мната,  м..бель.  Спишите, вставляя  пропущенные буквы и  располагая слова в  алфавитном порядке.  91. Прочитайте.  (Кто?) Сергей,  Серёжа, Серёженька.  (Кто?) Таня, Танюша,  Татьяна.  (Кто?) Ира, Ирина, Ирочка.  Прочитайте сначала полные  имена, затем неполные  (сокращённые) имена, потом ласковые формы имён. На  какой вопрос отвечает  каждое из имён?   Напишите своё неполное и  полное имя, а также  ласковую форму своего  имени.  92. Прочитайте.  В былинах славных богатырей  земли Русской величали по имени  и отчеству: Добрыня Никитич,  Микула Селянинович, Вольга  Святославович. Вот как говорит о  себе Илья Муромец при встрече с  князем Владимиром:  — Ай по имени зовут меня да  Илья Муромец, По отцу­то  величают сын Иванович.   Догадайтесь, как звали  отцов русских богатырей.  От названия какого города  произошло прозвище Ильи ­  Муромец?   Запишите, как звали  богатырей земли Русской.  от цея   93. Рассмотрите в «Картинной  галерее» учебника репродукцию  картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».   Кого из богатырей вы  узнали? Как их звали,  величали? Кого народ  воспевал и прославлял в  образах богатырей?   Где стоят русские витязи?  Куда они пристально  всматриваются? Опишите  внешний вид богатырей. А  какой вы увидели на картине природу?   Составьте по картине  рассказ. Подготовьтесь его  рассказать.  94. Скажите, можно ли по  отчеству человека узнать, как  зовут его отца. Объясните свой  ответ.   Вспомните отчество своей  мамы (папы, бабушки,  дедушки) и назовите имя  отца мамы.   Скажите товарищу по парте  своё отчество, а он назовёт  имя вашего отца.  95. Прочитайте.  Слово фамилия вошло в русский  язык позднее, чем слова имя и  отчество. Оно обозначает  специальное «семейное имя», им  зовётся вся семья.   Выпишите выделенные  слова. Обозначьте в них ударение.   Можно ли назвать  выделенные слова  собственными именами  существительными?  Почему?   Назовите фамилию вашей  семьи (друга, подруги,  учителя, автора любимых  книг). Запишите её.  96. Прочитайте. Что обозначают  отдельные буквы и слова? Где вы  видели такие записи?  К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков, Ф. И.  Тютчев, Е. И. Чарушин.   Объясните, в каком порядке будут располагаться  карточки с названиями книг  данных авторов в  библиотечном каталбге.   Запишите фамилии авторов  в алфавитном порядке.  98. Прочитайте. Озаглавьте текст.  Иванушка — самый любимый  сказочный персонаж. Издавна  Иван — самое распространённое  имя на Руси. А пришло оно к нам  из давних библейских времён.  Наш Иванушка хитёр и умён, знает ответы на самые трудные загадки.  Он всегда побеждает врага: Змея  Горыныча, Кощея Бессмертного и Чудо­Юдо.   Спишите. Подчеркните  заглавную букву в именах  собственных. Проверьте  себя.  99. Прочитайте. Назовите сказку  К. Чуковского.  К Айболиту пришли его друзья: и  Таня, и Ваня, и Пёнта, и старый  моряк Робинзон, и свинка Хрю­ Хрю, и обезьянка Чичй, и утка  Кика, и попугай Карудо, и сова  Бумба, и собака Авва, и  Тянитолкай... Доктор угостил их  мёдом, леденцами и пряниками, а  также сладкими плодами, которые ему прислали из Страны Обезьян.   Почему некоторые слова  написаны с заглавной буквы?  Выпишите сначала имена  людей, затем названия  животных и их клички.   Подчеркните заглавные  буквы в именах собственных и изученные орфограммы в  именах нарицательных  (названиях животных).  100. Прочитайте названия  животных. На какой вопрос  отвечают все эти слова?  К..рова Зорька, с..бака ...,  лош..дь ..., телёнок ..., кот ...,  жеребёнок ..., цыплёнок ...,  п..тух ..., козленок ... .  Подберите животным  клички. Запишите слова­ названия животных и их  клички, вставляя  пропущенные буквы.   Подчеркните заглавную  букву в именах собственных.  Докажите, что вы правильно  выполнили задания.  101. Прочитайте отрывок из  стихотворения «Кот Мурмур».  У кошки Мурлетты  сыночек Мурмурка,  Коротенький хвостик,  пушистая шкурка.  И первое, что он  увидел на свете,  Был огненный мех на  огромной Мурлетте.  (Л. Милн)  Какими вы представили  кошку и её сыночка? Как вы  понимаете выражение  огненный мех?   Почему автор дал такие  клички семейству кошек?   Спишите первое  предложение. Подчеркните  собственные имена  существительные.   Какой мех был у кошки  Мурлетты? Запишите ответ  на этот вопрос.   Подготовьте рассказ о своей кошке по вопросам:  o Как появилась кошка  в вашем доме?  o Как зовут вашу  кошку?  o Каков её внешний  вид?  o За что вы любите свою кошку?  102. Прочитайте.  Государство Россия, город  Мурманск, гора Эльбрус, озеро  Байкал, река Волга, улица Победы, остров Кипр, проспект Мира.   Как вы думаете, выделенные слова ­ это собственные или  нарицательные имена  существительные?  Объясните свой ответ.   Спишите. Подчеркните  заглавную букву в именах  собственных.  Росс я г р оя од  луя ица  ия Обратите внимание! Названия  государств, городов, деревень,  улиц, рек, гор, озёр, морей ­ это  собственные имена  существительные: город Пенза,  посёлок Рассвет, река Урал, озеро  Ильмень, гора Казбек.  103. Прочитайте.  Как получил своё имя город? Река Томь дала имя городу Томску.  Город Владимир назван по имени  основателя города — князя  Владимира Красное Солнышко.  Город Гороховец во Владимирской области получил такое название  потому, что в этой местности  были огромные посевы гороха.   Как получил имя каждый из  этих городов?   Узнайте, почему ваш город  (посёлок, деревня) так  называется.   Спишите любое  предложение. Подчеркните  заглавную букву в именах  собственных.   104. Докажите, что это  имена существительные. В  чём сходство и различие  слов в разных столбиках?   Какие имена  существительные  обозначают один предмет, а  какие ­ несколько  предметов?  105. Прочитайте. Объясните  написание слов с пропущенными  буквами.  Волга, л..сник, друз..я, м..л..ток,  маш..ны, мес..ц, м..сквичи,  мал..чики, ур..жай, Ил..я, к..ртины, т..варищи, б..льница, м..ряки,  Р..ссия, д..кабрь, л..сята, М..сква.   Как узнать, в каком числе употреблены имена  существительные?  Выпишите сначала имена  существительные в форме  единственного числа, а затем те, которые стоят во  множественном числе.   В какие ещё группы можно  объединить слова?  106. Прочитайте. Измените число  каждого имени существительного.  1. Туфля — туфли, ягода  — ..., море — ..., облако  — ... .  2. Простыни — простыня,  улицы — ..., блюдца — ...,  одеяла — ... .   Запишите пары слов. Над  каждым словом укажите его  число.   Подчеркните в каждом  слове ту часть, которая  указывает на то, что имя  существительное изменилось по числам.  107. Прочитайте.  1. ,  дерево — ..., крыло — ...,  стул — ..., ручей — ... .  2. Чиж — чижи, малыш — ...,  ёрш — ..., стриж — ... .   Измените число имён существительных. Запишите  пары слов. Над каждым  словом укажите число.   Какие правила надо знать,  чтобы без ошибок написать  эти слова? Подчеркните  орфограммы на эти правила. 108. Прочитайте загадки.  Объясните отгадки к ним.  Спишите.  1. Не птичка, а с крыльями.  (Бабочка)  2. Не книжка, а с листьями.  (Капуста)  3. С хвостом, а не зверь, с  перьями, а не птица. (Рыба)   Подчеркните в словах  изученные орфограммы.   Определите, в каком числе  употреблены имена  существительные.  109. Прочитайте.  1. С..сна, тр..ва, дер..во,  п..сьмо, пч..ла.  2. Др..зды, хл..ба, гр..чи, м..ря,  гр..бы.   Подберите к каждому слову  проверочное, изменяя его  форму. Запишите слова по  образцу.  110. Прочитайте. По какому  признаку имена существительные распределены на две группы?  1. Лебеди, голуби, львы, ежи,  ерши, кроты.  2. Шалаши, острова, сугробы,  рассказы, утюги, шкафы.   Запишите все имена  существительные в  единственном числе.   Объясните, как проверить,  правильно ли обозначен  буквой парный по глухости­ звонкости согласный звук на конце каждого слова.  111. Прочитайте.  Санки, тетрадь, солнце, ножницы,  доски, торты, сахар, стаканы,  б&нты, молоко, снежинка, метро,  очки, творог, гербы, весы.   Определите, изменяются ли  данные имена  существительные по числам. Какие из них употребляются только в единственном  числе? только во  множественном числе?   Запишите имена  существительные в  следующем порядке: а) те,  которые изменяются по  числам; 6) те, которые  употребляются только в  единственном числе; в) те,  которые употребляются  только во множественном числе.  112. Прочитайте. Когда так  говорят?  1. Без топора по дрова не  ходят.  2. Крепкую дружбу и топором  не разрубишь.   Спишите. Укажите над  именами существительными  число.  113.. Прочитайте начало и конец  сказки.  Однажды Заяц и Черепаха  поспорили, кто быстрее обежит  лесную поляну. Черепаха  пустилась в путь, а Заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши,  спеши, черепаха, всё равно тебя  обгоню».  Бегать­то он умел, но не знал того, что, лёжа на месте, и от Черепахи  можно отстать.   Догадайтесь, почему Заяц  смеялся.   Какая мудрая мысль  высказана в заключительной  части сказки? Придумайте  основную часть сказки.  114. Прочитайте. Чем интересна  каждая пара имён  существительных?  , лётчик — пилот, весна — осень, жара —  холод, медведь — медведица,  доктор — врач, ветер — ветерок,  мир — ссора, метель — вьюга.   Выпишите слова так:  сначала однокоренные слова (выделите в них корень),  затем синонимы, затем  антонимы.   Составьте и запишите с  одним из слов предложение.  Подчеркните в нём  грамматическую основу.  115. Рассмотрите рисунки.  Прочитайте текст А. Мусатова.  Котик Мурзик был озорной.  Однажды он сидел на дереве.  Рядом села ворона. Мурзик  прыгнул ей на спину. Озорник  вцепился когтями в перья и замер.  Ворона испугалась. Она полетела  над деревней. Мурзик не  удержался и упал. Ему повезло.  Он провалился в пушистый снег.   Определите тему и главную  мысль текста. Придумайте к нему заголовок.   Сколько частей можно  выделить в тексте? К каким  из них даны рисунки? Какой  ещё рисунок можно сделать?  Запишите заголовок и  ответы на вопросы:  1. Кто был озорной? 2. Где сидел Мурзик?  3. Какая птица села  рядом?  4. Куда прыгнул котик?  5. Что сделала ворона?  6. Что случилось с  Мурзиком?   Проверьте себя: 1)  прочитайте то, что вы  написали; 2) понятно ли вам  каждое предложение; 3) все  ли слова написаны  правильно; 4) правильно ли  оформлены начало и конец  каждого предложения.  Проверь себя 1. Расскажите, что вы узнали об  имени существительном. Для чего  в нашей речи мы используем имена существительные?  2. Прочитайте. Скажите, какие  слова не являются именами  существительными. Объясните  свой ответ.  Мороз, морозный, рисовать, рисунок, играть, игра, шофёр, фамилия, имя, зелёный, зелень, художник.  3. Прочитайте слова. Какие из них  имена существительные? Как вы  это узнали?  Лисьи, ведут, в, чащу, следы, лесную.   Составьте предложение из  этих слов. Запишите его.  Над именами  существительными укажите  их число (ед. ч. или мн. ч.).  4. В какие группы можно  объединить данные имена  существительные? Объясните свой ответ.  Москва, девочка, радуга, Катя, москвичка, учитель, река, медведь, Россия, январь, Волга, медведица, москвич.  5. Подготовьте рассказ о том, где  вы живёте. В этом вам помогут  вопросы.   В какой области вы живёте?   В каком районе?   В каком городе (деревне,  посёлке)?   На какой улице?   Есть ли в вашей местности  река (озеро, море) и горы?  Как они называются?   За что вы любите свою  малую родину?  33 Физминутка на  Видео. 21 минуте  (3мин)  34 Подведение  Что мы узнали нового? Чему мы итогов (2мин) 35 Рефлексия  (1мин) сегодня учились? Какую цель поставили перед  собой? Что вам понравилось на уроке? Где вам пригодятся эти знания? Глагол. Вид урока: Изучение нового материала. Цель: Создать условия для овладения знаний по теме «Глагол» Задачи:  Сформировать знания учащихся по теме: «Глагол» Развивать аккуратность, внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к урокам родного языка. Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер.  Этапы урока Деятельность учителя 36 Организационн ый момент  (1мин) Здравствуйте ребята! Меня зовут  Мария Викторовна, я ваша  учительница.  37 Актуализация  Что изучали на прошлом уроке?  Деятельность учащихся Приветствие. знаний (3мин) 38 Целеполагание  (5мин) Посмотрите на страницу 61. Как вы думаете, какая тема  нашего урока? Какую цель мы поставим перед  собой?   Научимся  узнавать,  что глагол 39 Основная часть (25мин) Откройте учебник на странице 68.  116. Что делает мальчик?  Назовите слова,  обозначающие действия  мальчика.   На какой вопрос отвечают  эти слова? К какой части  речи они относятся?   Составьте предложение по  любому рисунку. Запишите  его. Подчеркните слово,  обозначающее действие  предмета.  117. Скажите, какие домашние  обязанности вы выполняете.   Составьте рассказ на эту  тему.  118. Прочитайте. Все ли действия  животных названы правильно?  Птицы зажужжали.  Лошади заржали.  Мухи зачирикали.  Лягушата крякают.  А утята квакают.  Поросята хрюкают.  (К. Чуковский)  Запишите предложения  правильно. Назовите сказку.  Прочитайте слова, которые  отвечают на вопросы что  делают? что сделали? Какой частью речи они являются?  119. Прочитайте слова. Докажите,  что это глаголы.  Чирикают, лает, сверкнула,  прогремел, светит, учиться,  моросит, играли, зазеленела,  сияло, разговаривают, читали,  работать.   Поставьте вопрос к  глаголам. На какой из  данных вопросов отвечает  каждый глагол:  Что делает? что делают? что сделал? что сделала? что делали? что делало? что делать?   Запишите глаголы, которые  отвечают на вопрос что  сделала?   Придумайте предложение с  любым глаголом. Запишите.  Подчеркните в предложении сказуемое.  120. Прочитайте.  Весна, наступает, снег, тает, лёд,  потемнел, на, реке, прилетели,  грачи, скоро, прилетят, и,  скворцы, жаворонки, в, лес,  запели, песни, птицы.   Найдите глаголы. По каким  признакам вы их определили?   Составьте из данных слов  шесть предложений. Где  нужно, изменяйте форму  слова.   Запишите три любых  предложения. Подчеркните  в них главные члены.  121. Прочитайте. Озаглавьте  текст.  Тук­тук­тук! В глухом лесу на  сосне чёрный дятел плотничает.  Лапками цепляется, хвостиком  упирается, носом постукивает —  мурашей да козявок из­под коры  выпугивает; кругом ствола  обежит, никого не проглядит...  (К. Ушинский)   Найдите в тексте глаголы.  Прочитайте, пропуская их.  Что стало непонятным,  когда вы читали текст без  глаголов? Для чего нужны в  нашей речи глаголы?   Спишите второе  предложение. Подчеркните в нём главные члены. Над  подлежащим и сказуемым  укажите, какими частями  речи они выражены.  122. Прочитайте.  Ледоход! Лёд идёт!  Вышел на берег народ, Смотрит, как река  играет,  Лёд в кусочки  разбивает.  Льдины прыгают,  кружатся,  Друг на друга  громоздятся,  Друг за другом вдаль  спешат,  И грохочут, и трещат.  (В. Мирович)  Какую картину вы  представили, читая эти  строки? Какие слова  помогли вам ярко  представить ледоход?  Прочитайте их.   Спишите описание движения льдин. Подчеркните  глаголы.   Из других предложений  выпишите глаголы.  Подчеркните глагол,  который отвечает на вопрос  что сделал?  123. Прочитайте. Докажите, что  эти пары слов ­ однокоренные  слова.   Какими частями речи  являются однокоренные  слова в каждой паре слов?  По каким признакам вы их  определили?   Спишите только глаголы.  Подчеркните в безударных  слогах корня буквы, написание которых надо  проверять.   Составьте предложение с  одним из глаголов.  124. Прочитайте. Дополните  предложения подходящими по  смыслу сочетаниями слов, чтобы  получилось стихотворение.  И солнце  играет (...).  И кошка  играет (...).  И Женя  играет (...).  И мама  играет (...). И папа  играет (...). И дедушка  (...).  (А. Шибаев)  Слова для справок: клубком на крылечке, есть кукла у  Жени, с внуком играет в  избе, лучами на речке, в  театре на сцене, на медной  трубе.   Запишите два предложения,  где глагол играет  употреблён в прямом  значении.  125. Прочитайте загадку.  Отгадайте её.  Растёт­зеленеет,  Расцветает —  желтеет,  А когда отцветает, Седеет и улетает.  (А. Лугарёв)  Спишите загадку и напишите отгадку. Какую историю о  жизни растения рассказали  вам глаголы?  126. Прочитайте.  Настоящая весна _____ в середине марта. В городах и посёлках ____ с крыш, ____ длинные сосульки.  Радостно, по­весеннему ____ воробьи. Первыми _____ грачи. В старых парках на высоких деревьях  ____ они свои гнезда.  Слова для справок: устраивают, чирикают, висят, приходит, течёт, прилетают.   Спишите, вставляя в предложения пропущенные глаголы из слов для справок.  127. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Алексея Кондратьевича  Саврасова «Грачи прилетели».   Какое время года изображено на картине? Что вы видите на картине? Опишите небо, облака,  снег, озерки талой воды на пруду, берёзы. Расскажите о грачах.   Можно ли, глядя на картину, услышать музыку весны?   Составьте по картине рассказ. Запишите его.  40 Физминутка на  Видео. 21 минуте  (3мин)  41 Подведение  итогов (2мин) 42 Рефлексия  (1мин)   Что мы узнали нового? Чему мы  сегодня учились? Какую цель поставили перед  собой? Что вам понравилось на уроке? Где вам пригодятся эти знания? Единственное и множественное число глаголов. Вид урока: Изучение нового материала. Цель: Создать условия для овладения знаний по теме «Единственное и  множественное число глаголов» Задачи:  Сформировать знания учащихся по теме: «Единственное и множественное  число глаголов» Развивать аккуратность, внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к урокам родного языка. Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер.  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствие. Здравствуйте ребята! Меня зовут  Мария Викторовна, я ваша  учительница.  Что изучали на прошлом уроке?  43 Организационн ый момент  (1мин) 44 Актуализация  знаний (3мин) 45 Целеполагание  (5мин) Посмотрите на страницу 74. Как вы думаете, какая тема  нашего урока? Какую цель мы поставим перед  собой?   Научимся  узнавать,  что Единственное и  множественное 46 Основная часть (25мин) Откройте учебник на странице 74. 128. Прочитайте.  число глаголов Мокнут листья и  цветы,  Мокнут лужи и зонты,  Мокнут парки и поля,  Мокнет мокрая земля. (В. Левин)  Что обозначает слово  мокнуть? Уточните значение этого слова в толковом  словаре учебника.   Почему в одних  предложениях употреблён  глагол мокнут, а в других ­  мокнет? Действия одного  или многих предметов  обозначает глагол мокнет? А глагол мокнут?   В каком числе употреблены  эти глаголы? А имена  существительные?   Спишите предложение. Над  именами существительными  и глаголами укажите число  (ед. ч. или мн. ч.).  129. Прочитайте.  1. Читает — читают, звонит  — ..., летит — ..., жужжит  — ... .  2. Повторила — повторили, говорил — ..., гремело — ... .  Измените число глаголов.  Запишите пары слов и  укажите над ними число.   На какой вопрос отвечают  глаголы в единственном  числе? во множественном  числе?   Сравните пары глаголов.  Подчеркните в словах ту  часть, которая указывает на  то, что форма глагола  изменилась.  130. Прочитайте. Найдите в  каждой строке синонимы и лишнее слово.  1. Светит, сверкает, блеск,  сияет.  2. Письма, пишут, сочиняют,  слагают.  3. Работал, трудился, рабочий.  4. Игра, исполняет, играет.  5. Грустит, печалится, уныние.   Спишите любую группу  синонимов без лишних слов.  В чём сходство и различие  синонимов?   Определите число глаголов.   Составьте  нераспространённое  предложение с одним из  выделенных глаголов. Подчеркните в нём главные  члены.  131. Прочитайте выразительно.  Опять — весна.  Весна пришла!  Творятся дивные дела: То по реке помчится  лёд,  То где­то снег трава  пробьёт,  То золотистые  веснушки  Усеют щёки и носы,  То классу шустрые  пичужки  Дадут в учебные часы  концерт бесплатный...  (А. Костецкий)  Выпишите глаголы. Устно  поставьте к каждому  глаголу вопрос.   Определите число глаголов.  Произнесите каждый глагол, изменяя его число.   Найдите и выпишите  нераспространённое  предложение, состоящее из  подлежащего и сказуемого.  132. Прочитайте правильно.  (Что сделать?) понять, начать, взять.  (Что сделал?)  понял, ..., ... .  (Что сделала?) поняла, ..., ... . (Что сделали?)  поняли, ..., ... .  Измените форму глаголов  начать и взять по вопросам.  Ставьте ударение на те же  слоги, что и в формах слова  понять.   Запишите глаголы без  вопросов, обозначьте в них  ударение.   Проверьте себя по  орфоэпическому словарю  учебника.   Придумайте предложение с  одним из глаголов.  133. Прочитайте.  (Кто?) надевает  (что?) ... .  (Кто?) одевает (кого?) ... .  (Кто?) одевается (сам, сама).   Когда употребляют в речи  глагол одевает, а когда ­  надевает?   Составьте предложение с  каждым глаголом. Вопросы  замените именами  существительными.  Запишите предложения.   Расскажите о том, как вы  заботитесь о своих младших  братьях (сестрах). 134. Прочитайте.  Думать, блестеть, бежать, стыдить, угощать.   Найдите в словаре  синонимов глаголы­ синонимы к данным словам.  Запишите их парами по  образцу.  Образец. Думать — размышлять.  135. Прочитайте выразительно.  Не Завести велели мне  Новые привычки:  Никогда девчонок не  Дёргать за косички!  Никогда с братишкой  не  Драться за обедом!  На уроках больше не  Говорить с соседом!  (Н. Вронский)  Почему автор так назвал  стихотворение? О чём оно?  Какие ещё хорошие  привычки должны быть у  ребят?   Выпишите глаголы с  частицей не. Подчеркните  частицу не.  136. Прочитайте пословицы.  Объясните их смысл.  Не хвались, пока люди не похвалят. Не дразни собаки, и  лаять не станет.  Языком не спеши, а  делом не ленись.  Запишите одну из пословиц  по памяти. Проверьте себя.  Подчеркните глаголы и  частицу не.   Придумайте на тему любой  пословицы рассказ.  Подготовьтесь его  рассказать.  137. Прочитайте выразительно.  Не идётся и не ёдется, Потому что  гололедица.  Но зато отлично  падается!  Почему ж никто не  радуется?  (В. Берестов)  Почему стихотворение так  называется?   Прочитайте ещё раз и  скажите, какие слова в  строках рифмуются. Какое  звукосочетание вы слышите  в конце рифмующихся слов?  Спишите. Проверьте  написанное. Подчеркните  глаголы и частицу не.  138. Прочитайте. Озаглавьте  текст. Зацв..ла ива. Сп..шат гости на пир.  Шмель прил..тел. Приб..жали  муравьи. Комарики прил..тели.  Мухи жужжат. Все гудят,  торопятся: заз..ленеет ива — пир  кончится.  (Н. Сладков)   Объясните написание слов с  пропущенными буквами.  Определите число глаголов.   Подготовьтесь писать текст  под диктовку. Обратите  внимание на знаки  препинания в последнем  предложении.  139. Прочитайте отрывок из  стихотворения И. Мазнина  «Походили, поболтали».  Походили, поболтали,  Посидели, помолчали,  Оглянулись — утра  нет,  Говорят: «Уже  обед!..»  Пообедали  И встали,  Повстречались,  Побежали,  Погонялись за котом,  Посмеялись,  А потом —  Распрощаться не  успели,  Как уже лежим в  постели.  О ком это стихотворение?  Почему автор использовал так много глаголов?   Объясните написание  выделенных орфограмм. Вы  пишите глаголы.   Спишите любую группу  слов. Над словами  обозначьте, какой частью  речи они являются.   Вспомните содержание  любой из этих сказок.  Запишите 1­2 предложения,  используя данные слова.  141. Прочитайте. Спишите.  Запомните, как произносятся  данные глаголы.  1. Балов ться, звон ть,  ая повтор ть. ия ея ея 2. Кл ить, кл ю, кл ит, кл ят. ея ия ея 3. Звал , зв ли, не зв ли, не  ая ая ая звал . ая 142. Прочитайте. Подберите из  словаря к каждому из данных  глаголов антонимы.  Запрещать, наказывать, одобрять, радовать.   Запишите антонимы парами.   Составьте предложения с  каждым словом любой пары  глаголов.  143. Прочитайте.  1. Муравей сел на ветку и спасся. 2. Волна захлестнула его и чуть не  потопила. 3. Голубка несла ветку.  4. Она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. 5.  Муравей спустился к ручью:  захотел напиться.  (Л. Толстой)   Можно ли данные  предложения назвать  текстом? Объясните свой  ответ.   Расскажите, как составить  из этих предложений текст.  Составьте текст и озаглавьте его.   Запишите заголовок и  составленный текст.  144. Прочитайте. Озаглавьте  текст.  Выплыло на небо красное  солнышко и стало рассылать  повсюду свои золотые лучи.  Первый луч полетел и попал на  жаворонка. Встрепенулся  жаворонок, выпорхнул из  гнёздышка, поднялся высоко­ высоко и запел свою серебряную  песенку: «Ах, как хорошо в  свежем утреннем воздухе! Как  привольно!»  Второй луч попал на зайчика.  Передёрнул ушами зайчик и  весело запрыгал по росистому  лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.  (К. Ушинский)   О ком и о чём повествуется  в тексте? Что сначала  произошло в природе? А что потом случилось с  жаворонком?   Назовите глаголы, которые  указывают на  последовательность  происходящих событий.  Какой вопрос можно  поставить ко всему тексту?   Выпишите из текста  предложение о жаворонке.  Проверьте себя 145. Рассмотрите рисунок.  Прочитайте отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Домик в лесу».  На берегу разгуливала семья  медведей: медведица и два  медвежонка. Они что­то  подбирали с земли и ели.  Потом медвежата начали возню.  Они кувыркались и боролись друг  с другом. Вдруг медвежата  подбежали к берегу, залезли в  лодку и стали её раскачивать. Они  возились до тех пор, пока не  свалились в воду.  Старая медведица уселась на  берегу и следила за детворой.   Докажите, что вы прочитали повествовательный текст. О  каких событиях в нём  рассказывается? С какой  целью автор употребил в  тексте глаголы?   Придумайте к тексту  заголовок.   Напишите ответ на один из  данных вопросов:  1. Что делала семья  медведей на берегу?  2. Что затеяли  медвежата?  3. Куда медвежата  забрались? Что они  стали делать?  4. Чем была занята  медведица?  146. Представьте, что мама  принесла из магазина овощи и  поручила вам приготовить из них  салат. Что вы будете делать  сначала, потом, после этого?  47 Физминутка на  Видео. 21 минуте  (3мин)  48 Подведение  итогов (2мин) 49 Рефлексия  (1мин)   Что мы узнали нового? Чему мы  сегодня учились? Какую цель поставили перед  собой? Что вам понравилось на уроке? Где вам пригодятся эти знания? Имя прилагательное. Вид урока: Изучение нового материала. Цель: Создать условия для овладения знаний по теме «Имя прилагательное» Задачи:  Сформировать знания учащихся по теме: «Имя прилагательное» Развивать аккуратность, внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к урокам родного языка. Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер.  Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Приветствие. Здравствуйте ребята! Меня зовут  Мария Викторовна, я ваша  учительница.  Что изучали на прошлом уроке?  50 Организационн ый момент  (1мин) 51 Актуализация  знаний (3мин) 52 Целеполагание  (5мин) Посмотрите на страницу 86. Как вы думаете, какая тема  нашего урока? Какую цель мы поставим перед  собой?   Научимся  узнавать,  что имя  прилагательное 53 Основная часть (25мин) Откройте учебник на странице 86. 148. Прочитайте.  (Какой?) Лёгкий,  белый, пушистый ... .  (Какая?) Спелая,  сладкая, душистая ... .  (Какое?) Весеннее,  яркое, лучистое,  тёплое ... .  (Какие?) Добрые,  вежливые,  правдивые ... .  Прочитайте сначала вопрос,  затем слова, отвечающие на  этот вопрос. Признаки каких предметов могут обозначать  эти слова?   Запишите (без вопросов),  вставляя вместо точек  подходящие по смыслу  слова.  К какой части речи  относятся слова, которые  отвечают на вопросы какой?  какая? какое? какие?  149. Прочитайте высказывание А.  Н. Толстого.  Русский народ создал русский  язык, яркий, как радуга после  весеннего ливня, меткий, как  стрелы, певучий и богатый,  задушевный, как песня над  колыбелью.   Какой, по мнению автора,  русский язык? Прочитайте  эти слова. С чем сравнивает  автор яркость, меткость,  певучесть, задушевность  русского языка?   Спишите. На какой вопрос  отвечают выделенные слова? Какой частью речи они  являются? Подчеркните их  волнистой линией  ( ).  150. Прочитайте. Отгадайте  загадку.   Докажите, что выделенные  слова ­ это имена  прилагательные. С какими  именами существительными  они связаны по смыслу?  Поставьте вопрос от имён  существительных к именам  прилагательным.   Спишите загадку. 151. Прочитайте сочетания слов.  Спишите. Подчеркните имена  прилагательные.  Жёлтая пшеница, серый котёнок,  красная гвоздика, голубой  колокольчик, косматые волосы,  зелёная травка, небольшое  облачко.   Подберите для каждого  имени прилагательного  синоним из слов для справок и согласуйте его с именем  существительным.  Слова для справок:  маленький, золотой, алый,  дымчатый, изумрудный,  лохматый, синий.  Страничка для любознательных Значения имён прилагательных Имя прилагательное всегда  связано с именем  существительным, как бы  «прилагается» к нему, поэтому эта часть речи так и называется —  имя прилагательное.  Имена прилагательные могут  обозначать различные признаки:   цвет: синее небо, белая  астра;   форму: круглый мяч,  овальное зеркало;   вкус: сладкий пирог, кислый щавель;   размер: узкий ремень,  широкая река;   запах: душистый ландыш,  нежный аромат;   внутренние качества людей  и животных: храбрый воин,  хитрая лиса;   внешние качества человека:  красивая девочка.  152. Рассмотрите рисунки.   Какие предметы изображены на рисунках? Назовите  признаки этих предметов:  величину, цвет, форму, вкус.  Составьте и запишите  предложение по любому  рисунку. Подчеркните имена прилагательные.  153. Прочитайте загадки.  Отгадайте их.  Белая корзинка,  Золотое донце.  В ней лежит росинка  И сверкает солнце.  (Л. Ульяницкая)  Стоят в поле  Сестрички —  Жёлтый глазок,  Белые реснички.  Нарядные платьица,  Жёлтые брошки,  Ни пятнышка нет На красивой одёжке.  (Е. Серова)  Какая загадка вам больше  понравилась? Чем? Какие  слова автор употребил в  переносном значении?   Найдите в каждой загадке  имена прилагательные.  Какие из них повторяются?  Если бы не было имён  прилагательных, вы смогли  бы отгадать загадки?   Выпишите из загадок имена  прилагательные к данным  именам существительным.  Реснички (какие?) ..., корзинка  (какая?) ..., донце (какое?) ...,  глазок (какой?) ..., платьица  (какие?) ..., брошки (какие?) ... .  Обратите внимание! Имена  прилагательные могут отвечать не  только на вопросы какой? какая?  какое? какие?, но и на другие  вопросы, например:  154. Прочитайте отрывок из  сказки В. Катаева «Цветик­ семицветик».  Старушка сорвала с грядки и  подала девочке Жене очень  красивый цветок, вроде ромашки.  У цветка было семь прозрачных  лепестков: жёлтый, красный,  зелёный, синий, оранжевый,  фиолетовый и голубой.   Какие слова помогли вам представить красоту  цветика­семицветика? К  какой части речи относятся  эти слова?   А теперь прочитайте этот  текст без имён  прилагательных. Какую же  роль выполняют они в  тексте?   Спишите последнее  предложение. Подчеркните  имена прилагательные  волнистой линией.  Обратите внимание! Имена  прилагательные помогают описать  предмет, делают нашу речь  точной, яркой, выразительной.  155. Прочитайте. Спишите,  вставляя пропущенные буквы и  подходящие по смыслу имена  прилагательные.  1. Муравей мален..кий, а слон ....  2. Уголь чёрный, а снег ... . 3.  Д..рога широкая, а тр..пинка ... . 4.  Перец гор..кий, а сах..р ... .   Найдите в каждом  предложении  противоположные по  смыслу имена  прилагательные. Как вы  думаете, с какой целью они  употреблены в этих  предложениях?  Обратите внимание! При  сравнении двух пред метов  используются имена прилагательные, которые  описывают предметы с какой­то  одной стороны. Они могут  обозначать признаки либо по  величине, либо по цвету, либо по  вкусу:  маленький — большой, светлый — тёмный, горький — сладкий.  156. Прочитайте. Придумайте  первую часть сравнений. Для этого подберите подходящие по смыслу  имена прилагательные.  (...) __________, как  лиса.  (...) __________, как  солнышко.  (...) __________, как  ёжик.  (...) __________, как  заяц.  (...) __________, как  апельсин.  Образец. (Какой?) Кислый, как клюква.   Запишите сравнения и  вопрос, на который отвечает каждое подобранное вами  имя прилагательное.  157. Прочитайте. Составьте и  запишите из данных слов  предложение.  На, опушке, ночью, лесной,  колокольчик, летней, распустился, голубой.   Над словами укажите известные части речи.   Подчеркните главные члены  предложения. Какими  членами предложения  являются имена  прилагательные: главными  или второстепенными?  54 Физминутка на  Видео. 21 минуте  (3мин)  55 Подведение  итогов (2мин) 56 Рефлексия  (1мин)   Что мы узнали нового? Чему мы  сегодня учились? Какую цель поставили перед  собой? Что вам понравилось на уроке? Где вам пригодятся эти знания?

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2018