СТАТЬЯ
«Различные виды деятельности младшего школьника в условиях современных образовательных стандартов»
Куринкова Екатерина Александровна
Практическая актуальность:
Главной задачей современной школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, а также формирование универсальных учебных действий.
В основной образовательной программе (ФГОСНОО) определены основные виды деятельности младших школьников: учебная, познавательная, игровая, трудовая, досуговое общение и другие.
В младшем школьном возрасте закладываются основы для самореализации каждого ребенка, поэтому очень важно использование всех типов ресурсов, не только отдельными образовательными организациями, но и их целостной сетью.
Из Федерального закона «Об образовании в РФ №273 Статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ», мы видим, что в каждом образовательном учреждении могут также принимать участие в развитии и самореализации ребенка различные организации культуры, науки, спорта. Для осуществления обучения, воспитания и развития ребенка – это очень важное и необходимое условие.
Теоретическая актуальность:
Данная проблема изучалась на протяжении многих лет. Но, несмотря на изученность, остается открытым вопрос, какая все-таки из видов деятельности младшего школьника является ведущей.
Понятие "учебная деятельность", согласно Д.Б. Эльконину – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, которые переходят в самоконтроль и самооценку.
Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, к такой деятельности должны побуждать адекватные мотивы. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования". Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
С поступлением ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Для младших школьников учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения – становится ведущей.
С поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться учебной деятельностью, которая становится ведущей. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Каждый из четырех названных видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность это учение в младшем школьном возрасте только начинается, и поэтому о нем нужно говорить, как о развивающемся виде деятельности. Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения. На младший школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.
Компоненты учебной деятельности. Учебная деятельность имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.
В основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу учебной деятельности — как, какими способами решаются учебные задачи.
Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
Учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача.
Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом недостаточно общей оценки — насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны.
Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.
Учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свею работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.
Знание – это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания.
Умение – это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность.
Навык – это действие, сформирована путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Ребенок стал первоклассником. На протяжении четырех лет обучения в начальной школе складывается новая для него деятельность – учебная. Он становится учеником, накладывается совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Ребенок не просто овладевает в школе определенным кругом знаний, он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности, меняется характер, мышление, внимание, память ребенка. Поведение приобретает черты осмысленности, способность следовать определенным правилам, нормам поведения. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становится увлечения: трудовые, художественные, спортивные. Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности. Включение школьника в разностороннюю деятельность на уроке непременно должно предусматривать обязательное взаимодействие с основными, фундаментальными для человека видами деятельности – трудом – познанием – общением, способным обеспечить благополучное течение жизнедеятельности школьника, подготовку его к жизни, формирование и развитее его личности. Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворять его духовные запросы и потребности, реализовать индивидуальные склонности, важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов.
Трудовая деятельность. С поступлением в школу ребенок перестраивается на новую трудовую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе. Это, с одной стороны, сделает учение в школе более осмысленным и необходимым, а с другой стороны, на практике раскроет детям полезность знаний по основным предметам, которые они изучают в школе, повысит их интерес к учебным предметам. Да и сам домашний труд от этого сделается более привлекательным и в большей степени будет способствовать закреплению на практике получаемых теоретических знаний, воспитанию у детей трудолюбия
Отношение к труду явилось той важной моральной основой, на которой формируются личные качества наших воспитанников. Есть опыт производительного труда в семьях, где ребенок имеет свои четкие трудовые обязанности, где план трудовой деятельности, ограниченный временем и нормами, соблюдается неукоснительно и взрослыми, и детьми. Это сплачивает семью как коллектив и вырабатывает у детей важнейшие качества самостоятельности, ответственное отношение к делу и вместе с тем пробуждает у них чувство радости от результатов успешного труда. Теперь можно сказать, что трудовая деятельность является основным видом деятельности. Трудовая деятельность определяет развитие человека с ранних лет его жизни, способствует наиболее благоприятному формированию личности ребенка.
Как и труд, познавательная деятельность школьника в процессе учения следует считать фундаментальной, так как познание – исторический процесс, который целенаправленно отражает в сознании людей законы природы, общества и человеческого сознания. Познавательной деятельностью школьника всегда руководит учитель. В совместной с учеником учебной деятельности учитель выступает как субъект деятельности, объектом которой является школьник.
Очень важным видом деятельности ребенка также является общение.
Общение. Расширяется сфера и содержания общения ребенка с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте. Вступление в классный коллектив имеет существенное значение для развития социальных чувств и личности младшего школьника. Межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями, занятие определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает практическое овладение школьником нормами и правилами общественного поведения. Младший школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружеские контакты. На протяжении младшей школы отношения со сверстниками существенно изменяются. В первом классе восприятие школьника, как правило, опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успеваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами (оказался рядом за одной партой, живут поблизости). Постепенно, к 10-11 годам, приобретают значимость личностные качества учащегося (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность), его организаторские способности.
Общение признается одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Для процессов обучения и воспитания в школе общение имеет познавательную ценность: позволяет всматриваться в другого человека и при помощи этого оценивать собственные мотивы, стремление, человеческие качества. Безусловно, можно утверждать, что общение представляет собой очень важный вид деятельности, ставящий цели и влияющий на изменение окружающей среды.
Выделяя труд, познание и общение как основу развития человека и формирование личности школьника, можно увидеть главную силу в их взаимодействии. В общении как процессе отношений между людьми развиваются отношения школьника к людям, совместной деятельности, себе, что влияет и на интерес к учению. Эти отношения неразрывно связаны с теми отношениями к внешнему миру, которые возникают в процессе познания.
Игровая деятельность. Игра в этом возрасте занимает второе место после учебной деятельности как ведущей и существенно влияет на развитие детей. Становление учебных мотивов оказывают влияние на развитие игровой деятельности. Дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры, а в 5-6 лет — не только от процесса, но и от результата, т.е. выигрыша. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения. В играх по правилам, характерных для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Например, для игры в классики нужна специальная тренировка.
Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе. Интеллектуализируются групповые, коллективные игры.
Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений, что, в свою очередь, дает возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр и имел время для занятий ими. Таким образом, смысл и значение включения в учебный процесс многообразия видов деятельности состоит в том, чтобы обогатить учебно-познавательную деятельность, а весь учебный процесс выявлением разносторонних связей и зависимостей между трудом, познанием и общением, составляющими деятельную основу обучения и учения; доказать, что включение различных видов деятельности в учебный процесс содействует его эффективности, поскольку каждый раз из них по-своему активизирует учащихся, побуждает их к самостоятельности, содействует развитию склонностей в определенной предметной области, углубляет интерес к знаниям, учению в целом. Взаимосвязь всех видов деятельности, включенных в учебный процесс, должна содействовать не только приобретению знаний, но и воспитанию, развитию многих необходимых качеств учащихся.
В XXI веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности, способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности.
В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, что обеспечивает интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее создания. Центральным механизмом, который регулирует взаимоотношения личности и окружающего мира, является самооценка человека - представление человека о самом себе, образ самого себя, образ "Я" и свое отношение к нему.
Обучение развивает школьников, прежде всего, своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы учебных задач, усложняются, формирование необходимых для их решения действий, преобразования этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям. Обучение влияет на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, которое определенным образом влияет на развитие младшего школьника.
В результате собственного наблюдения, я выяснила, что проблема формирования у младших школьников умений учебной деятельности является одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на всестороннее развитие личности. Сформированность умений создает предпосылку для полного применения учащимися своих творческих сил, способностей, дарований. Происходит и определенная динамика отношения детей к учебе. Если сначала дети оценивают его просто как деятельность, к которой одобрительно относятся взрослые, то потом их привлекают отдельные учебные действия, наконец, они начинают самостоятельно преобразовывать конкретно-практические задачи на учебно-теоретические, интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности.
Разные виды отношений не существуют изолированно друг от друга, а всегда взаимно дополняют, взаимно обогащают друг друга в реальном поведении школьника.
Учитель начальных классов
МОУ Лицей №5 имени Ю.А.Гагарина
Куринкова Екатерина Александровна
Kurinkova2016@yadex.ru
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа // https://sch1213s.mskobr.ru/#/
2. Маркова А.К. Виды отношений школьников к учению / А.К. Маркова // Современная педагогика. – 1984. – № 11.
3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Москва: «Педагогика», 1988 г.
4. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – Москва: «Москва», 1962 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.