В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.
интеракт. технологии.docx
____________________________________________________________________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крупинская средняя общеобразовательная школа
городского округа Павловский Посад
Московской области
_____________________________________________________________________________142516
Московская область
(496)43-73-191 Павлово-Посадский район, деревня Крупино, улица
Школьная ,д.11/А
«Различные интерактивные
педагогические технологии»
Составитель:
Глебова Ирина Вадимовна, учитель английского языка
высшей квалификационной категории Содержание
1. Вступление.
2. Общая характеристика интерактивных технологий
в обучении.
3. Сравнительная характеристика интерактивных
технологий.
4. Функции действующих лиц на семинаредиспуте.
5. Этапы дидактической игры.
6. Технология выполнения проекта
7. Компьютерные технологии обучения
8. Заключение
9. Используемая литература. В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном
образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на
введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны
дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии
обучения, учебнопознавательную деятельность.
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии
обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение,
основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии
интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний,
формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и
взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.
Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы
восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое,
продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения
организуется таким образом,
что обучаемые учатся общаться,
взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически
мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных
ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей
информации.
В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли
обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых
(вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль
информации (информация не цель, а средство для освоения действий и
операций).
Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и
имитационные . В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного
представления в обучении.
Неимитационные технологии не предполагают построения моделей
изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий
лежит имитационное или имитационноигровое моделирование, т. е.
воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности
процессов, происходящих в реальной системе.
Сравнительная характеристика интерактивных технологий
Сравниваемы
е показатели
Интерактивные технологии
Неимитационные
Имитационные
Цели
Особенности
организации
учебного
занятия
Формы и
методы
Передача информации.
Создание предпосылок для
развития некоторых как
общих, так и
профессиональных навыков
и умении
Знакомство с различными
видами профессионального
контекста, формирование
профессионального опыта в
условиях
профессиональной
деятельности
Проблемное содержание
обучения, особая
организационная процедура
ведения занятия,
применение технических
средств
Проблемная лекция,
семинардиспут, учебная
дискуссия, «мозговой
штурм», кооперативное
обучение (учебное
сотрудничество)
Игровая процедура в
работе с моделью,
имитационноигровые
ситуации
Неигровые формы: анализ
конкретных
профессиональных
ситуаций.
Игровые формы:
дидактическая игра,
стажировка с выполнением
должностной роли, имитационный тренинг,
игровое проектирование
Тактика
обучения
Диалогическое
взаимодействие педагога и
обучаемых
Общение обучаемых между
собой и с педагогом в
процессе имитации
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного
обучения.
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной
ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются
противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических
концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися
при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных
проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с
конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы
побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке
самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к
излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
Семинардиспут предполагает коллективное обсуждение какойлибо
проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар
диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он
предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести
полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения,
лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре
диспуте могут быть различными .
Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она
используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать
простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются
альтернативные ответы.
Функции действующих лиц на семинаредиспуте.
Действующее
лицо
Докладчик
Выполняемая работа
Излагает в тезисной форме существо защищаемой
точки зрения, позиции — основные положения,
факты
Содокладчик Подкрепляет аргументами, обосновывает, Оппонент
Эксперт
«Провокатор»
Ассистент
иллюстрирует позицию докладчика
Демонстрирует контрпримеры и контраргументы,
излагает иную точку зрения
Проводит сравнительный анализ аргументов и
контраргументов, определяет области их
истинности
Задает «каверзные» вопросы, приводит
неожиданные примеры — инициирует общую
дискуссию
Осуществляет материальнотехническое
обеспечение (готовит плакаты, схемы, кодограммы,
видеозапись и т. д.)
С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно
использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества).
Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе
учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста:
учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того,
чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти
варианты решения проблемы).
Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть
следующей:
• постановка проблемы;
• формирование малых групп (микрогрупп по 57 человек), распределение
ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
• обсуждение проблемы в микрогруппах;
• представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
• продолжение обсуждения и подведение итогов.
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества
идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию
творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении
поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно
увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики
предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и
даже шуток.
Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством
активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе
дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные
тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В
результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в
умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология
дидактической игры состоит из трех этапов.
Этапы дидактической игры
Этапы
игры
Формы
работы
Подготовка
Разработка
игры
Ввод в игру
Проведение Групповая
работа
Межгрупповая
дискуссия
Анализ
и обобщение
Групповая
работа
Содержание игры
Разработка сценария, плана
дидактической игры; общее
описание игры; содержание
инструктажа; подготовка
материального обеспечения
Постановка проблемы, целей;
условия; инструктаж; регламент,
правила; распределение ролей;
формирование групп;
консультация
Работа с источниками; тренинг;
«мозговой штурм»
Выступления групп; защита
результатов; правила дискуссии;
работа экспертов
Выход из игры; анализ,
рефлексия; оценка и самооценка
работы; выводы и обобщения;
рекомендации
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной
деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению
профессии.
Стажировка с выполнением должностной роли — активный метод обучения,
при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли
(должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем
учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных
производственных условиях.
Имитационный тренинг
предполагает отработку определенных
профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими
средствами и устройствами.
обстановка
профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само
техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).
Имитируется ситуация,
Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого
разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные
и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих
реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания
индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для
группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии
процесса проектирования, а с другой — умения вступать в общение и
поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных
вопросов.
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его
результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам
процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно
производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятий,
работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг,
относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых.
Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель
организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная
на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его
интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих
способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом
проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение
которых осуществляется в три этапа.
Технология выполнения проекта
Этап
Содержание работы
Исследовательский
Поиск проблемы; выбор и обоснование проекта; анализ
предстоящей деятельности; выбор конструкции и
материалов; разработка конструкторскотехнической
документации по организации рабочего места Технологический
Заключительный
Выполнение технологических операций,
предусмотренных технологическим процессом;
соблюдение технологической, трудовой дисциплины,
норм охраны труда, экологической и технической
безопасности; сборка изделия
Контроль и испытание изделия; экономическое
обоснование, маркетинговые исследования; подведение
итогов; защита проекта
Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого
изделия (услуги).
В пояснительной записке должны быть отражены:
• выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме
проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем
размышления;
• описание этапов конструирования объекта;
• выбор материала для объекта, дизайнанализ;
• технологическая последовательность изготовления изделия, графические
материалы;
• подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места;
• охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
• экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
• использование литературы;
• приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).
К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как
технологичность,
безопасность,
эргономичность, эстетичность и др.
экономичность,
экологичность,
Технология проектного обучения способствует созданию педагогических
условий для развития креативных способностей и качеств личности
учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от
будущей конкретной профессии. Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки,
хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К
настоящему времени наибольшее распространение получили такие
технологические направления, в которых компьютер является:
• средством для предоставления учебного материала учащимся с целью
передачи знаний;
• средством информационной поддержки учебных процессов как
дополнительный источник информации;
• средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением
учебного материала;
• универсальным тренажером для приобретения навыков практического
применения знаний;
• средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по
предмету изучения;
• одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности
обучаемого.
На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях
разрабатываются и используются как отдельные программные продукты
учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС)
по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно
методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических,
контролирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом
обучения.
С появлением операционной системы Windows в сфере профессионального
обучения открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность
диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме
того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем,
диаграмм, чертежей, карт,
фотографий). Применение графических
иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне
передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание.
Возросшая производительность персональных компьютеров сделала
возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.
Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих
технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров
в учебном процессе. Новые возможности в системе профессионального образования открывает
гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ.— «сверхтекст»), или
гипертекстовая система, — это совокупность разнообразной информации,
которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных
компьютерах. Основная черта гипертекста — это возможность переходов по
так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально
сформированного текста, либо определенного графического изображения.
Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и
каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».
Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда
обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к
уже пройденному материалу и т. п.
Автоматизированные обучающие системы,
построенные на основе
гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только
благодаря наглядности представляемой информации.
Использование
динамического, т. е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести
диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных
уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы
представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим
или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с
материалом.
Применение компьютерных технологий в системе профессионального
образования способствует реализации следующих педагогических целей:
• развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной
профессиональной деятельности;
• реализация социального заказа,
современного общества;
обусловленного потребностями
• интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.
Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии,
формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным
полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки
в условиях, приближенных к реальным. Используемая литература 1 Нечаев М.П., Зубова Е.И. Ресурсы развития воспитывающей среды
класса в условиях социального многообразия [Текст]: методические
рекомендации / М.П.Нечаев, Е.И.Зубова.М.: АСОУ, 2014. 76 с.
2 Нечаев, М.П., Романова Г.А. Игровые технологии в работе классного
руководителя [Текст]: методические рекомендации / М.П. Нечаев,
Г.А.Романова.М.: АСОУ, 2013. 92 с.
3 Нечаев, М.П., Романова, Г.А. Методические рекомендации по
организации деятельности классного руководителя [Текст]: Метод.
рекомендации / М.П. Нечаев, Г.А.Романова.вып.4.М.: АСОУ, 2012. –
132 с.
4. Колеченко, А. К.Энциклопедия педагогических технологий [Текст]:
Пособие для преподавателей / А.К.Колеченко. — СПб.: КАРО, 2002.
368 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт Основного
общего образования (Утверждён Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.
№1897). Новая редакция ФГОС ООО: Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644.
(ФГОС ООО) (с изменениями 31.12.2015).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.