Разнообразие живых обитателей водоемов
Оценка 4.9

Разнообразие живых обитателей водоемов

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
11.02.2021
Разнообразие живых обитателей водоемов
Методическая разработка урока о разнообразии живых обитателей водоемов
МР Разнообразие живых обитателей водоемов.pdf

 

Занятие «Разнообразие живых обитателей водоемов» проводится МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я шагаю по планете».

Цель: сформировать представление у обучающихся об обитателях водоемов.

Задачи:

-                      расширить, углубить знания об обитателях водоемов, их внешнем виде, разнообразии;

-                      развить познавательный интерес;

-                      учить понимать смысл загадок об обитателях водоемов;

-                      развить внимание, память, мышление;

-                      показать красоту мира;

-                      воспитать экологическую культуру обучающихся и повысить их экологическую грамотность.

Возраст детей: 6-10 лет. Оборудование и материалы:

Экран, проектор, ноутбук, подготовленные картинки с обитателями различных водоемов.

 

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проговорим об обитателях водоемов. Давайте для начала вспомним, какие водоемы существуют на нашей планете. Итак, какие водоемы Вы знаете?

 

(Дети перечисляют: болото, река, озеро, море, океан)

 

Педагог: Правильно. А еще существуют искусственные водоемы, такие, например, как карьер, которые были созданы человеком, или и вовсе самый известный искусственный водоем, который каждый из вас знает, - аквариум. Да-да.

Что ж, водоемы Вы мне перечислили, а кто в них живет, знаете? Посмотрим на экран. Кто это? Назовите мне обитателя, а я буду рассказывать Вам интересные факты о нем. Итак, начнем.

(Педагог включает первую картинку)

 

 

(Дети отгадывают осьминога)

Педагог: Правильно, конечно же, это осьминог. Он обитает на самом дне океана. У него крупная голова и целых восемь длинных «ног». Осьминоги умеют слышать звуки и изменять свой цвет. Так они делают для того, чтобы быть похожими на то, что их окружает. Но! Иногда цвет осьминога говорит о его настроении. Если он красный - осьминог злится; если белый – испугался или растерялся.

(Педагог включает следующую картинку)

 

 

(Дети отгадывают дельфина и белуху)

 

Педагог: На первой картинке изображен дельфин. Дельфин – одно из самых умных диких животных. Дельфины плавают очень быстро и живут стаями. Они хищники и охотятся на других рыбок. Дельфины умеют разговаривать между собой, издавая специальные звуки. А еще дельфины очень любознательные и могут подплыть к человеку очень близко.

На второй картинке – белуха. Белуха – это большой кит. Кожа у него белого цвета, поэтому этот кит и получил такое название. Белухи очень хорошо плавают и могут плыть, перевернувшись кверху животом и даже задом наперед. Они хорошо дружат с человеком и здорово дрессируются. Некоторые белухи выступают в дельфинариях, а некоторые помогают водолазам на большой глубине, доставляя им разные вещи.

(Педагог включает следующую картинку)

 

(Дети отгадывают акулу)

Педагог: Правильно, это акула. Белая акула – одна из самых больших хищных рыб на Земле. Она вырастает до шести метров в длину. Как у всех акул, зубы у нее растут в несколько рядов. Питается она рыбой и небольшими животными. Акула может быть опасна для человека, но встретить ее, к счастью, в море можно не так часто.

 

(Педагог включает следующую картинку)

 

(Дети отгадывают пингвинов)

 

Педагог: Пингвины – птицы, которые обитают рядом с морями и океанами среди снега и льда. Они совсем не умеют летать, но зато очень хорошо плавают и ныряют. Они питаются рыбой, которую сами ловят. У пингвинов очень короткие ножки, поэтому при ходьбе они переваливаются с бока на бок. А еще иногда они по льду съезжают на животе до воды.

(Педагог включает следующую картинку)

 

(Дети отгадывают утку)

Педагог: Утки считаются одними из самых популярных птиц на нашей планете. Есть много диких пород уток, из которых вывели домашних особей. По количеству шейных позвонков утки превосходят самих жирафов. Издавать крякающие звуки могут только самки, селезни (а именно так называют самцов уток) молчаливы.

Утки – очень выносливые птицы. Они могут за 24 часа пролететь около пятисот километров. Однако стоит отметить, что когда утки линяют, они не могут летать.

Когда утенок появляется на свет, он обязательно должен в первую очередь увидеть свою маму, иначе он будет считать родителем того, кто оказался ближе всего.

 

(Педагог включает следующую картинку)

 

(Дети отгадывают лягушку)

Педагог: Лягушка относится к классу земноводных. У нее большие глаза, которые являются главным органом чувств. Глаза у лягушки устроены так, что они видят только то, что ей нужно. Если муха летит быстро и лягушка не может успеть схватить ее языком, то она ее просто не видит. Точно также лягушка не реагирует на размытую тень от набежавшего облака, но резкая тень от птицы заставляет лягушку насторожиться и постепенно спрятаться. Стоит отметить, что зрение у лягушки устроено таким образом, что она может одновременно смотреть вперед, вбок и вверх. А еще она никогда не закрывает надолго глаза, даже во время сна.

(Педагог включает следующую картинку)

 

(Дети отгадывают черепаху)

Педагог: Черепаха живет на Земле уже больше 200 миллионов лет. Черепах в природе довольно много, и самых разных: они бывают морскими и наземными. А наземные черепахи в свою очередь подразделяются на сухопутных и пресноводных черепах. Давайте-ка вспомним, а какие черепахи обитают у нас в Зоопарке?

(Дети перечисляют: красноухая черепаха – пресноводная, красноногая черепаха, балканская черепаха, среднеазиатская черепаха – сухопутные) Педагог: Молодцы какие, как хорошо Вы знаете наших обитателей! Что же, давайте продолжим вспоминать, кто еще является обитателем водоема!

 

(Педагог включает следующую картинку)

 

(Дети отгадывают рака)

 

Педагог: Правильно, это рак. Рака можно увидеть в пресных водах. У него есть твердый покров, основу которого составляет вещество хитин. Этот легкий, но твердый хитиновый покров защищает мягкие части тела рака от различных повреждений. У рака есть морской брат – лобстер. Сам по себе он очень похож на маленького речного рака, только больше по размеру. Впереди у него две большие клешни, а на голове большие усы. Все тело лобстера покрывает прочный панцирь.

(Педагог включает следующую картинку)

 

(Дети отгадывают карася)

Педагог: Верно, это карась. Карась – самая распространенная рыба. Следует знать, что существуют два основных вида карася – серебряный (белый) и золотой (красный). Интересен тот факт, что именно из красного карася японцам удалось вывести аквариумную золотую рыбку, а потом и остальные ее разновидности.

Также интересно то, что у карася прекрасно развито обоняние. Он может почувствовать даже самый слабый запах в своем водоеме.

 

(Педагог включает следующую картинку)

 

(Дети отгадывают ерша)

Педагог: Это ерш. Ерш – хищная рыба. Он предпочитает чистую холодную воду, поэтому часто его можно встретить в глубоких местах, а также в устьях рек или ручьев. Ерш считается небольшой рыбой, более того, из своего семейства он самый мелкий представитель. Длина тела достигает 15 сантиметров, на спине располагается множество плавников и жаберных крышек.

(Педагог включает следующую картинку)

 

(Дети отгадывают лебедя)

Педагог: Да, конечно же, это лебедь. Лебедь – красивая водная птица. Он не любит ходить по суше и предпочитает передвигаться исключительно по воде. В дикой природе лебедь очень осторожен и старается держаться вдали от берегов.

 

(Педагог включает следующую картинку)

 

 

(Дети отгадывают щуку)

Педагог: Это щука. Щука – одна из самых распространенных пресноводных рыб. Это сильный, ловкий и быстрый хищник. Эти рыбы отличаются не только великолепной реакцией, но и умом – они прекрасно учатся на собственном опыте. В русских народных сказках эта рыба часто выступает в роли персонажа, воплощающего мудрость и знания, а также является символом богатства и счастья.

Ох, сколько Вы много обитателей водоемов знаете! Молодцы!

А сможете угадать обитателя, которого я сейчас загадаю? На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат.

(Дети отгадывают цаплю)

Какие молодцы! Ну-ка, а это кто? Под водой живет народ, Ходит задом наперед!

(Дети отгадывают рака)

И тут отгадали! Ну-ка, ну-ка, а это кто? Хорошо б не быть беде.

Из моря на нас взглянула,

Очень грозная… (Дети отгадывают акулу) На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.

(Дети отгадывают сома)

Оооох, какие молодцы! Всех знаете. Так, ребята, а это что такое?

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой.

(Дети отгадывают аквариум)

Правильно! Конечно, это аквариум. 

 

Аквариум – это тоже разновидность водоема, только искусственного. Это то место, где содержатся и изучаются рыбы, моллюски и другие животные, обитающие в воде. Многие большие общественные аквариумы стали известны благодаря искусству своих сотрудников тренировки животных, прежде всего таких, как дельфины и моржи.

Современный морской аквариум – сложное инженерное сооружение. Обычно он строится на берегу моря, чтобы облегчить снабжение морской водой. Большие аквариумы состоят из нескольких бетонных ванн с проточной морской водой. В них живут обитатели различных морей и океанов. Часто бывает и так, что отдельные ванны аквариума снабжаются водой различной солености и температуры, привычной для находящихся в ней обитателей. В стенах ванн делают большие окна, через которые посетители наблюдают за жизнью морских животных.

Иначе устроен домашний аквариум. Он представляет собой небольшой резервуар с пресной водой и предназначен для содержания рыб и мелких моллюсков, а также водяных растений. Обычно он сделан из пластмассы или стекла, чтобы также можно было видеть все, что в нем происходит.

Сегодня разведение рыбок превратилось в увлечение многих людей в различных странах мира. Так, некоторые любители разводят в аквариумах тропических рыб, которые требуют особого режима содержания. Вода в аквариуме, где они живут, всегда должна быть определенной температуры.

Домашний аквариум представляет собой замкнутую биологическую систему. Это значит, что нельзя помещать в одну и ту же ванну несовместимых друг с другом обитателей. Например, не следует помещать в аквариум личинки стрекозы или огромного жукаплавунца. Они – хищники, и могут съесть более мелких животных. Рыб нужно кормить только специальным кормом, а еще необходимо тщательно следить за чистотой аквариума. Очень важно постоянно поддерживать нужные условия для жизни его обитателей, а для этого надо соблюдать определенный температурный режим воды и обязательно насыщать ее кислородом, необходимым для дыхания рыб.

Обитатели аквариумов самые разнообразные. Это и такие рыбки, как анциструсы, скалярии, рыбы-клоуны, цихлиды, так и большие, как, например, сом.

Есть и необычные обитатели. Например, карликовый оранжевый рак, креветки, аквариумные лягушки, тритоны.

Совсем экзотический обитатель – это аксолотль (педагог показывает обитателя на экране).

 

Аксолотль – странное и удивительное существо, не амфибия, не тритон и не ящерица. Но этот оригинальный подводный житель поражает своим экзотическим внешним видом и поведением. Некоторые называют этот вид «водяным драконом».

Аксолотли сначала стали лабораторными образцами биологов и только потом превратились в аквариумных обитателей в начале 19 века.

В природе аксолотли сейчас встречаются только в двух озѐрах Мексики. Аксолотли являются исчезающим видом, они занесены в Красную книгу и находятся под защитой всемирных организаций.

Однако вид этих экзотических земноводных и их небольшой размер привлекает многих любителей аквариумных питомцев. К тому же в лабораторных условиях удалось вывести не только аксолотлей с тѐмным оттенком кожи, но и таких экзотических милых созданий как белые, золотые и черные виды дракончиков. В силу этого животное стало довольно привлекательно для содержания в аквариуме, поэтому его с большим удовольствием покупают и выращивают у себя дома многие владельцы.

Внешний вид водяного дракона отнюдь не пугает. Гибкое узкое хвостатое тело достигает в длину 35-45 см, по бокам плоской головы с маленькими глазками — венчик из трех пар жабр. Это существо может дышать ими под водой, а легкие позволяют спокойно находиться на поверхности, вдыхая атмосферный воздух.

Интересным фактом является то, что знаменитый дракон Беззубик из мультика «Как приручить дракона» по признанию создателей был срисован именно с аксолотля.

 

Итак, дети, сегодня мы познакомились с обитателями водоемов. Какие больше всего Вам запомнились?

(Дети перечисляют обитателей, которых запомнили)

Какие Вы молодцы! Всех вспомнили! На следующем занятии мы с Вами проведем конкурс рисунков «Мой аквариум», поэтому в качестве домашнего задания Вам нужно будет подумать, какие обитатели будут наполнять Ваш аквариум. До следующего занятия, ребята!

 

Разнообразие живых обитателей водоемов

Разнообразие живых обитателей водоемов

Занятие « Разнообразие живых обитателей водоемов » проводится

Занятие « Разнообразие живых обитателей водоемов » проводится

Дети отгадывают осьминога) Педагог:

Дети отгадывают осьминога) Педагог:

Педагог включает следующую картинку) (Дети отгадывают акулу)

Педагог включает следующую картинку) (Дети отгадывают акулу)

Педагог включает следующую картинку) (Дети отгадывают утку)

Педагог включает следующую картинку) (Дети отгадывают утку)

А еще она никогда не закрывает надолго глаза, даже во время сна

А еще она никогда не закрывает надолго глаза, даже во время сна

Впереди у него две большие клешни, а на голове большие усы

Впереди у него две большие клешни, а на голове большие усы

Длина тела достигает 15 сантиметров , на спине располагается множество плавников и жаберных крышек

Длина тела достигает 15 сантиметров , на спине располагается множество плавников и жаберных крышек

Ох, сколько Вы много обитателей водоемов знаете!

Ох, сколько Вы много обитателей водоемов знаете!

Домашний аквариум представляет собой замкнутую биологическую систему

Домашний аквариум представляет собой замкнутую биологическую систему

Интересным фактом является то, что знаменитый дракон

Интересным фактом является то, что знаменитый дракон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021