Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках химии
Оценка 4.8

Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках химии

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
химия
8 кл—11 кл +1
13.06.2017
Разнообразные виды деятельности  учащихся на уроках химии
Разнообразные виды деятельности учащихся на учебных занятиях способствуют развитию учащихся, обеспечивают самостоятельность их учебной деятельности и создают условия для углубленного изучения предмета, а также применения полученных знаний в производственных условиях. Подростки не желают автоматически принимать и запоминать предлагаемую информацию или последовательность действий. Они стремятся активно участвовать в процессе обучения и разбираться в том, что делают. Поэтому оптимальна ситуация, когда учитель задает рамки работы, а учащиеся самостоятельно выбирают путь выполнения задания.
Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках.doc
Разнообразные виды деятельности  учащихся на уроках (применяемые учителем Е.А. Белозерцевой) В   современных   условиях   к   качеству   знаний   выпускников       предъяв­ ляются все более высокие требования, одно из которых   ­ действенность знаний,   то   есть   способность   применить   их   на   практике   в   новой нестандартной   ситуации.   Как   отмечают   психологи,   к   особенностям   вос­ приятия учащихся  относится  необходимость  понимания,  а не заучивания объясняемого материала. Подростки не желают автоматически принимать и запоминать   предлагаемую   информацию   или   последовательность  действий. Они стремятся активно участвовать в процессе обучения и разбираться в том,   что   делают.   Поэтому   оптимальна   ситуация,   когда  учитель   задает рамки   работы,   а   учащиеся   самостоятельно   выбирают   путь   выполнения задания. В   практике   преподавания,   как   правило,   учитываются   три   уровня познавательной деятельности учащихся.   Первый   уровень  ­   первоначальное   усвоение   учебных   знаний   и  уровень   развития   Это   репродуктивный способов   действий. познавательной деятельности учащихся.   Второй   уровень  ­  процесс   совершенствования   знаний.   Его   называют продуктивным  несамостоятельным   уровнем   развития   познавательной деятельности, или частично­поисковым.  Третий   уровень  ­   процесс   полного   овладения   знаниями.   Это продуктивный   самостоятельный   уровень   развития   познавательной деятельности учащихся. Познавательная   деятельность   учащихся   подразделяется   на деятельность  экспериментальную       и мыслительную   (умственную) учащихся.   Выделают   две   группы   приемов  мыслительной   деятельности  :   через восприятие   и через применение знаний. Восприятие  ­ процесс  приема  и переработки  человеком      различной информации, поступающей в мозг через органы   чувств. Четыре анализатора ­ зрительный, слуховой, кожный  и мышечный  ­ чаще всего  выступают  как ведущие   в   процессе   восприятия.   Соответственно       им  выделяют   виды восприятия:  Мыслительная деятельность   через   восприятие   состоит   из   ряда   приемов:  наблюдения, описания и сравнения.  зрительное,   слуховое  и  осязательное. Под  наблюдением  понимают   процесс   целенаправленного   восприятия, целью   которого   являются   накопление   знания   фактов,   образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира. Но  нередко наблюдение предусматривает и переработку информации, в процессе которой значительную роль играют такие мыслительные операции, как анализ, синтез, абстрагирование   и   др.   Следует   отметить,   что  именно прием наблюдения является   одним   из   базовых   для   выполнения   большинства  более   сложных приемов. Под описанием понимают перечисление внешних черт объектов с целью нестрогого отличия его от сходных с ним объектов. Сравнение  ­  это   мыслительная   операция,   в   процессе   которой происходит   установление   сходства   и   различия   предметов   и   явлений  по существенным   или   несущественным   признакам.   Важно,   чтобы   сравнение проводилось   по   одинаковым   признакам,   оно   может   быть   полным,  когда предметы   сравниваются   по   всем   признакам,   и   неполным,   когда  объекты сравниваются только по одному по признаку. Следует отметить, что только в   совершенстве   овладев   приемом   сравнения,   учащиеся       будут способны совершать   более   сложные   приемы       умственных   действии,  связанные   с формированием   понятий   и   применением   имеющихся   знаний,  к   которым относятся:   классификация   объектов   изучения,  знаний, систематизация знаний, формулирование определений понятий.   обобщение Классификация ­ это разделение предметов, объектов и явлений по какому­либо   признаку.   В   основе   классификации   лежит   операция   деления понятий. Вначале следует научить выполнять самую простую классификацию ­ дихотомическую ­ деление понятия на два противоречащих понятия (например: металлы и неметаллы), далее целесообразно  обучать мультипликативной классификации. Например, вещества можно классифицировать  по агрегатному состоянию,  составу,  строению, происхождению, свойствам и т. д. Обобщение  ­   мыслительный   прием,     заключающийся   в       объединении отдельных   объектов   в   некотором   понятии.   Овладение   этим   приемом   не­ возложено  без формирования у учащихся понятия о существенных и несу­ щественных   признаках   (свойствах)   предметов.   Существенными   считают признаки, которые связаны с его носителем таким образом, что, теряя эти признаки, их носитель перестает быть самим собой, он становится другим предметом.   Несущественными,   считают   признаки,   приобретая   или  теряя которые их носитель не меняет своей    сущности, остается самим собой. Под  систематизацией   знаний  понимают   прием   мыслительной деятельности,     в   процессе   которой   изучаемые   объекты   организуются   в определенную систему на основе выбранного принципа. Прием систематизации может быть применен на различных этапах изучения курса, темы, раздела и даже   понятия.  Самым   наглядным   способом   изображения   системы   служит схема,   так   как   в   ней   наиболее   полно   можно   отразить   иерархию  и взаимосвязь понятий. Формулирование определение понятия  ­ это логический прием, с   выявляются помощью   которого   раскрывается   содержание   понятия, существенные   признаки   объектов,   отображаемые   в   данном   понятии.   В результате   овладения   этим   приемом   учащиеся   должны   научиться   давать определения понятия через  ближайший род и видовое отличие. Экспериментальная деятельность   учащихся занимает важное место в обучении химии. В процессе наблюдений и при самостоятельном выполнении опытов   учащиеся   не   только   быстрее   усваивают         знания         о   свойствах веществ   и   химических   процессах,   но   и   учатся   подтверждать   знания химическими   опытами,   а   также   приобретают   умение   работать   само­ стоятельно.   Экспериментальная   деятельность   подразделяется   на  де­ монстрационный эксперимент и ученический. Демонстрационным называют эксперимент, который проводят в классе преподаватель, лаборант или иногда один из учащихся. Этот эксперимент учитель использует в начале курса с целью научить учащихся наблюдать за процессами,     приемами   работы,   манипуляциями.   Это   вызывает   у   учащихся интерес   к   предмету,   начинает   формировать   у   них   практические умения, знакомит   с   химической   посудой,   приборами,     веществами   и   т.   д.   Затем демонстрационный эксперимент применяют тогда, когда он слишком сложен для самостоятельного выполнения учащимися. Ученический эксперимент  ­ это вид самостоятельной работы. Он  не только  обогащает учащихся новыми знаниями,   понятиями, умениями,  но   и доказывает истинность приобретенных ими знаний, что обеспечивает более глубокое   понимание   и   усвоение       материала.   Он   позволяет  более   полно осуществлять   принцип   политехнизма   ­   связь   с   жизнью,  с   практической деятельностью. Ученический эксперимент   разделяют лабораторные опыты и практические занятия. Цель  лабораторных   опытов  приобретение   новых   знаний,   изучение нового материала. В них первоначально отрабатываются  способы действия, при этом учащиеся работают обычно парами. Практические занятия, как правило,   проводят в конце изучения темы   с   целью   закрепления,   конкретизации     знаний,   формирования   прак­ тических   умений   и   совершенствования   уже   имеющихся   умений   учащихся. Практические   занятия   бывают   двух   видов:     проводимые   по   инструкции   и экспериментальные задачи. Инструкция    ­  это   ориентировочная   основа   деятельности   учащихся.   В ней   подробно   изложен   этап   выполнения   опытов,   даются   указания,   как избежать   ошибочных   действий,   и   содержится   информация   о   мерах безопасности при выполнении работы. Экспериментальные задачи  не содержат инструкции, а включают  только условия. Разрабатывать план решения и осуществлять его учащиеся должны самостоятельно. Таким образом, разнообразные виды деятельности учащихся на учебных   обеспечивают   са­ занятиях   способствуют   развитию   учащихся, мостоятельность   их   учебной   деятельности   и   создают   условия       для       уг­ лубленного   изучения   предмета,   а   также   применения   полученных   знаний производственных условиях. Уровни деятельности Первый  Второй  Третий  Познавательная  деятельность учащихся  Виды деятельности Мыслительная  (умственная) Экспериментальная  Зрительное  Осязательное  Через восприятие  Демонстрационный эксперимент  Слуховое  Наблюдение  Ученический  эксперимент  Лабораторные опыты  Практические занятия Анализ  Синтез  Абстрагирование  По инструкции  Экспериментальные  задачи Описание  Сравнение  Через применение  знаний   Классификация  Дихотомическая  Мультипликативная  Обобщение  Систематизация  Формулирование определение понятия

Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках химии

Разнообразные виды деятельности  учащихся на уроках химии

Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках химии

Разнообразные виды деятельности  учащихся на уроках химии

Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках химии

Разнообразные виды деятельности  учащихся на уроках химии

Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках химии

Разнообразные виды деятельности  учащихся на уроках химии

Разнообразные виды деятельности учащихся на уроках химии

Разнообразные виды деятельности  учащихся на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017