Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные — технологическая карта
Оценка 4.7

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные — технологическая карта

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
русский язык
19.12.2024
Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные — технологическая карта
Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.pdf

Технологическая карта урока

Тема урока: Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Цель: Уметь отличать разносклоняемые существительные от несклоняемых, знать признаки разносклоняемых и несклоняемых существительных, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Результаты:

1)  предметные (образовательные): распознавать разносклоняемые и несклоняемые существительные; определять отличительные признаки категорий; особенности окончаний разносклоняемых существительных; соблюдать правила правописания суффикса -ЕН- в разносклоняемых существительных на –МЯ; применять знания по орфографии в практике правописания, создавать предложение с однородными членами, предложения с разными конечными знаками препинания;

2)  метапредметные (развивающие): выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; анализировать, систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; владеть разными способами самоконтроля (в том числе

речевого), рефлексии;

3)  личностные (воспитательные): потребность в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия.

Содержание урока (план):

 

Этапы урока, продолжительность (мин.)

Деятельность учителя

(работа с терминологическим аппаратом, художественным материалом, вопросы учителя и ответы учащихся, методы и приемы)

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (5 минут). Мотивация к учебной

деятельности.            Проверка знаний.

Психологический настрой на урок.

Цель:                  включение

учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветственное        слово

учителя:

-                                                           Добрый     день,    ребята.

Проверьте                    свою

готовность к уроку.

-                                                           Назовите

морфологические признаки имёнсуществительных

(самое          главное          –

повторить постоянные и непостоянные морфологические признаки).

Проверяют готовность к уроку. Отвечают по

цепочке о том, что узнали на прошлых уроках об

имени существительном.

2. Актуализация знаний (3 минуты).

Проверяет             усвоение

недавно           и           давно

пройденного материала:

Вспоминают склонения; вспоминают,

какопределять                тип

 

Цель:                 повторение

изученного         материала,

необходимого                 для

«открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого

учащегося

-       Откройте       тетради,

запишите число, классная работа. Посмотрите на таблицу, представленную на доске. Дайте название

таблице                  (таблица

склонений). Как вы знаете,

восновном                      все

существительные склоняются по одному из

трёх вариантов.

склонения усуществительных.

3. Постановка учебной задачи (2 минуты)

Направляет учащихся в формулировании темы и

задач урока:

-                     Запишите тему урока «Разносклоняемые и

несклоняемые существительные». Чем отличаются данные слова?

-                     Разносклоняемые

существительные склоняются по-разному, а

несклоняемые                  не

изменяются   по   падежам.

Запишите тему урока. Задайте вопрос теме: что мы должны узнать? (как

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, ставят перед собой цели.

 

 

отличить разносклоняемые

существительные          от

несклоняемых, какие слова относятся к той и другой группе, какие признаки у обеих групп)?

 

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из

затруднения, 25 минут)

Цель:                обеспечение

восприятия, осмысления и первичного закрепления

учащимися               нового

материала по теме.

Координирует в поиске решения заданной цели, помогает в открытие

новых знаний:

-          Посмотрите          на

существительное ВРЕМЯ. К какому склонению

следует отнести это слово? - Обратите внимание, что при склонениисуществительно е время берет окончание и от 2-го склонения, и от 3-го склонения. То есть склоняются по-разному. К разносклоняемым существительным относятся слова, которые

имеют    средний     род    и

заканчиваются на –МЯ.

Определяют, что слово «время» не относится к одному из трёх склонений.

Работают        с       текстом

стихотворения, повторяют

орфограммы.         Находят

разносклоняемые существительные.

Чертят        таблицу        для

наглядного определения окончаний разносклоняемых существительных. Находят суффикс разносклоняемых существительных, записывают орфограмму в справочник. Задают вопросы к материалу по первой части темы урока.

 

 

- Найдите в карточке со

стихотворением разносклоняемые слова, обведите их в кружок. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Объясните написание пропущенных

букв.

Сидит пч(…)ла на темени,

Идёт поса(…)ка семени, И (не) хватает времени.

Конец уж скоро бремени!

И думаеш(…) о стремени,

Об африканском племени

И о вождя их имени,

И о к(…)ровьем вымени,

Об их победном знамени,

О высеченьи пламени. (А.

Казакова)

-         Перечислите         все

разносклоняемые существительные, которые

мы              нашли              в

стихотворении: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя,

Работают                             с

предложениями

(пунктуационный разбор). Работа с несклоняемыми существительными.

Запись в справочнике групп несклоняемых

существительных. Задают вопросы к материалу по второй части темы урока.

 

 

стремя, темя. Выделите –МЯ, поставьте фигурную

скобку        и        напишите

средний род.

Также           в           список

разносклоняемых слов входит слово ПУТЬ.

Добавьте его в список, но не под фигурную скобку, потому что это слово относится к мужскому

роду.

-    Начертите    таблицу    и

просклоняйте слово время.

Посмотрите,               какие

окончания слово взяло от 2-го и 3-го склонения.

   Пад           Е         М        С

     еж     д. ч.    н. ч.    кло

нен ие

Им. Вре Вре п. мя мен

а

 

 

 

Род.

п.

Вре мен и

Вре мен

/

сем

ян, стре мян

3 скло нен ие

 

 

Дат.

п.

Вре мен и

Вре мен ам

3 скло нен ие

 

 

Вин

. п.

Вре мя

Вре мен

а

 

 

 

Тв.

п.

Вре мен ем

Вре мен ами

2 скло нен ие

 

 

П.

п.

-

склонении основа

О

вре мен и

Посмотрите,

удлиняется.

О

вре мен ах что слова,

3 скло нен ие при его

Какая

 

 

 

  морфемная                  часть

добавляется? (суффикс –ЕН) Выделите суффикс. - Поставьте слова СЕМЯ и СТРЕМЯ во мн. ч. Род. пад. Что вы заметили?

(суффикс –ЯН)

- Откройте справочники с орфограммами и учебник на странице 43. В рамочке у вас выделено правило. Прочитайте. Запишите в справочник орфограмму и

  пример,                 выделите

суффикс, подчеркните букву Е одной чертой,

поставьте ударение. - Посмотрите внимательно

на доску. Какой знак препинания вы можете

 

 

  поставить         в

конце

 

 

предложений

(точка,

 

 

восклицательный

знак,

 

 

вопросительный

знак)?

 

 

Преобразуйте

любое

 

 

  предложение    так,    чтобы

  оно         получилось         с

 

 

 

однородными        членами

предложения. Определите падеж у слова радио во всех 5 предложениях. Почему окончание у слова радио не изменилось?

- В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются по падежам и числам (не

склоняются).

Предложения:

1.                  Дома нет радио (Р.п.)

2.                  Новости передают по

радио (Д.п.)

3.                  Я слушаю радио (В.п.)

4.                  Хвастаюсь новым радио

(Тв.п.)

5.                  Мечтаю о радио (П.п.) - Откройте в учебнике

страницу 45. Прочитайте, какие слова относятся к несклоняемым

существительным, и оформите в справочнике

памятку.

 

 

 

1)                 иноязычные, собственные и

нарицательные, конечные гласные - О, Е, И, У, Ю, и конечная ударная А: без пальто, по шоссе, на такси, в меню; поэма

Гейне, роман Дюма, стихи

Гюго, опера Верди, пьеса

Шоу; через Па-де-Кале, в

Брно,    возле    Туапсе,    по

Сочи;

2)                 иноязычные,  лицо

женского пола, конечный согласный: стихи Ольги

Берггольц,                  роман

писательницы Войнич, к знакомой мисс;

3)                 русские и славянские

фамилии   на    -О    и   -ИХ

(-ЫХ): у Сухих, c. Дурново,

о. Шевченко;

4)                 сложносокращенные слова, конечный гласный:

в МГИМО, для самбо, в

СМИ.

 

 

5. Физминутка (1 минута).

Учитель организует физминутку (разминка

пальцев рук)

Повторяют движения для разминки пальцев.

6. Первичное закрепление (5 минут)

Цель: умение          отличать несклоняемые

  существительные            от

остальных;

проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных

представлений          учащихся; проведение коррекции.

Реализует достижение цели. Устанавливает

осознанность восприятия,

  делает                 первичное

обобщение.

- Проведем речевую игру. Я буду называть слова, а вы должны определить относится ли оно к

несклоняемым существительным или не

относится. Если относится, то вы

показываете пять пальцев, если не относится – один палец. Кто правильно

определит, ставит на полях себе «+».

  Работают                            с

несклоняемыми существительными,          на

  слух                   определяют

принадлежность слова к данной категории.

Самоконтроль.

  7.                          Рефлексия

деятельности. Итог урока

(3 минуты).

- Ребята, за урок. узнали

Закончите

я благодарю вас

Что вы сегодня

     на          уроке?

предложения.

Формулируют итог урока, заполняют утверждения с

  пропусками                    для

 

Цель: осознание учащихся

  своей                      учебной

деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1. К разносклоняемым относятся …. слов на –МЯ

…………. рода и слово ………… мужского рода. 2. В форме Р.п., Д.п., П.п. ед.ч. разносклоняемые существительные имеют окончание –И, как в

……….. склонении.

3.                                                   В    форме       Т.п.       ед.ч.

разносклоняемые существительные имеют окончание –ЕМ(-ЁМ), как во ………… склонении.

4.                                                   В безударном суффиксе

…………

существительных на –МЯ пишется буква ………...

5.                                                   …………..

существительные не изменяются по падежам и числам (не склоняются).

закрепления  пройденного материала(самопроверка).

  8.   Домашнее   задание   (1

минута)

Благодарит   за            работу. Объясняет            выполнение домашнего задания: - параграфы 89, 90 и 91

(стр. 41-47).

Записывают задание в дневники, задают

вопросы.

 

-       упр.     555,        стр.

46

 

 

(составить словосочетания: сущ. предлогом + глагол)

с

 

Обоснование иллюстраций к уроку

▪ презентация (наглядно изобразить учебный материал);

▪ таблица склонения разносклоняемых существительных (показать, как изменяются разносклоняемые существительные, выделить окончания и записать, из какого склонения они взяты; графически выделить суффикс);

▪ памятка с разносклоняемыми словами (показать отличительные признаки с помощью схемы).

Проект записи на доске (текст)

Число, классная работа, тема урока (Разносклоняемые и несклоняемые

существительные).

Таблица с падежными окончаниями имен существительных.

Падеж                           1-е склонение            2-е склонение             3-е склонение

Им.п.

мама

небо

жизнь

Род.п.

мамы

неба

жизни

Дат.п.

маме

небу

жизни

Вин.п.

маму

небо

жизнь

Тв.п.

мамой

небом

жизнью

Пр.п.

о маме

о небе

о жизни

Схема отличительных признаков разносклоняемых существительных.

         Темя       Племя

          Семя       Имя                        средний род

          Время     Вымя                      -МЯ

         Бремя      Знамя

         Стремя    Пламя

+

Путь

Таблица склонений разносклоняемых существительных.

Орфограмма «Суффикс –ЕН- в разносклоняемых существительных на -МЯ. В безударном суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ пишется буква Е. На знамени (на –мя)

Предложения с несклоняемым существительным «радио».

1.  Дома нет радио (Р.п.)

2.  Новости передают по радио (Д.п.)

3.  Я слушаю радио (В.п.)

4.  Хвастаюсь новым радио (Тв.п.)

5.  Мечтаю о радио (П.п.)

Группы несклоняемых существительных с примерами.

1)                     иноязычные, собственные и нарицательные, конечные гласные - О, Е, И, У, Ю, и конечная ударная А: без пальто, по шоссе, на такси, в меню; поэма Гейне, роман Дюма, стихи Гюго, опера Верди, пьеса Шоу; через Па-де-Кале, в Брно, возле Туапсе, по Сочи;

2)                     иноязычные, лицо женского пола, конечный согласный: стихи Ольги Берггольц, роман писательницы Войнич, к знакомой мисс;

3)                     русские и славянские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ): у Сухих, c. Дурново, о.

Шевченко;

4)                     сложносокращенные слова, конечный гласный: в МГИМО, для самбо, в СМИ.

Утверждения с пропусками для закрепления материала.

1.    К разносклоняемым относятся ………. слов на –МЯ …………. рода и слово

………… мужского рода.

2.    В         форме Р.п.,    Д.п.,    П.п. ед.ч. разносклоняемые существительные имеют окончание –И, как в ……….. склонении.

3.    В         форме Т.п.     ед.ч.    разносклоняемые      существительные     имеют окончание –ЕМ(-ЁМ), как во ………… склонении.

4.    В безударном суффиксе ………… существительных на –МЯ пишется буква ………...

5.    …………....... существительные не изменяются по падежам и числам (не

склоняются).

Проект записи в тетради (текст)

Число, классная работа, тема урока (Разносклоняемые и несклоняемые существительные)

            ▪   Схема   отличительных   признаков   разносклоняемых   существительных

(справочник).

         Темя       Племя

Семя

Имя

средний род

Время

Вымя

-МЯ

         Бремя      Знамя

         Стремя    Пламя

+

Путь

Таблица склонений разносклоняемых существительных (рабочая тетрадь).

Орфограмма «Суффикс -ЕН- в разносклоняемых существительных на –МЯ (справочник). В безударном суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ пишется буква Е. На знамени (на –мя)

Группы несклоняемых существительных с примерами (справочник).

1)             иноязычные, собственные и нарицательные, конечные гласные - О, Е, И, У, Ю, и конечная ударная А: (1-2 примера);

2)             иноязычные, лицо женского пола, конечный согласный: (1-2 примера);

3)             русские и славянские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ): (1-2 примера);

4)             сложносокращенные слова, конечный гласный: (1-2 примера)

                     ▪   Утверждения   с   пропусками   для      закрепления материала (рабочая

тетрадь).

1.  10, среднего, путь

2.  3

3.  2

4.  –ЕН-, Е

5.  несклоняемые

Оборудование урока (наглядные пособия, ТСО, ИКТ): интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник: Ладыженская Т.А., Баранов

М.Т.,   5    класс,    вторая    часть;    презентация,    раздаточный    материал    с    текстом

стихотворения.

5. Дидактические материалы к уроку.

Тема урока: Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

1.                    Баранов, М. Т. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.

Шанский и др.]. — 12-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — с. 24; с. 49.

2.                    Ладыженская, Т. А. Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2 частях / Т. А.

Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.]. – 5-е изд., перераб. – Москва:

Просвещение, 2023. Ч. 2. – с. 41-47.

Технологическая карта урока Тема урока:

Технологическая карта урока Тема урока:

Этапы урока, продолжительность (мин

Этапы урока, продолжительность (мин

Актуализация знаний (3 минуты)

Актуализация знаний (3 минуты)

Постановка учебной задачи (2 минуты)

Постановка учебной задачи (2 минуты)

Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 25 минут)

Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 25 минут)

Найдите в карточке со стихотворением разносклоняемые слова, обведите их в кружок

Найдите в карточке со стихотворением разносклоняемые слова, обведите их в кружок

Выделите –МЯ, поставьте фигурную скобку и напишите средний род

Выделите –МЯ, поставьте фигурную скобку и напишите средний род

Род. п. Вре мен и

Род. п. Вре мен и

П. п. - склонении основа

П. п. - склонении основа

ЕН) Выделите суффикс. - Поставьте слова

ЕН) Выделите суффикс. - Поставьте слова

предложение так, чтобы оно получилось с

предложение так, чтобы оно получилось с

Определите падеж у слова радио во всех 5 предложениях

Определите падеж у слова радио во всех 5 предложениях

Определите падеж у слова радио во всех 5 предложениях

Определите падеж у слова радио во всех 5 предложениях

О, Е, И, У, Ю, и конечная ударная

О, Е, И, У, Ю, и конечная ударная

О, Е, И, У, Ю, и конечная ударная

О, Е, И, У, Ю, и конечная ударная

Физминутка (1 минута). Учитель организует физминутку (разминка пальцев рук)

Физминутка (1 минута). Учитель организует физминутку (разминка пальцев рук)

Рефлексия деятельности. Итог урока (3 минуты)

Рефлексия деятельности. Итог урока (3 минуты)

Цель: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса 1

Цель: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса 1

Домашнее задание (1 минута)

Домашнее задание (1 минута)

Вин.п. маму небо жизнь

Вин.п. маму небо жизнь

Дюма, стихи Гюго, опера Верди, пьеса

Дюма, стихи Гюго, опера Верди, пьеса

Стремя Пламя + Путь ▪

Стремя Пламя + Путь ▪

Дидактические материалы к уроку

Дидактические материалы к уроку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2024