Технологическая карта урока
Тема урока: Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные
Тип урока: Урок объяснения нового материала
Цель: Уметь отличать разносклоняемые существительные от несклоняемых, знать признаки разносклоняемых и несклоняемых существительных, правильно употреблять их в устной и письменной речи.
Результаты:
1) предметные (образовательные): распознавать разносклоняемые и несклоняемые существительные; определять отличительные признаки категорий; особенности окончаний разносклоняемых существительных; соблюдать правила правописания суффикса -ЕН- в разносклоняемых существительных на –МЯ; применять знания по орфографии в практике правописания, создавать предложение с однородными членами, предложения с разными конечными знаками препинания;
2) метапредметные (развивающие): выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; анализировать, систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; владеть разными способами самоконтроля (в том числе
речевого), рефлексии;
3) личностные (воспитательные): потребность в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия.
Содержание урока (план):
Этапы урока, продолжительность (мин.) |
Деятельность учителя (работа с терминологическим аппаратом, художественным материалом, вопросы учителя и ответы учащихся, методы и приемы) |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (5 минут). Мотивация к учебной деятельности. Проверка знаний. Психологический настрой на урок. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. - Назовите морфологические признаки имёнсуществительных (самое главное – повторить постоянные и непостоянные морфологические признаки). |
Проверяют готовность к уроку. Отвечают по цепочке о том, что узнали на прошлых уроках об имени существительном. |
2. Актуализация знаний (3 минуты). |
Проверяет усвоение недавно и давно пройденного материала: |
Вспоминают склонения; вспоминают, какопределять тип |
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Посмотрите на таблицу, представленную на доске. Дайте название таблице (таблица склонений). Как вы знаете, восновном все существительные склоняются по одному из трёх вариантов. |
склонения усуществительных. |
3. Постановка учебной задачи (2 минуты) |
Направляет учащихся в формулировании темы и задач урока: - Запишите тему урока «Разносклоняемые и несклоняемые существительные». Чем отличаются данные слова? - Разносклоняемые существительные склоняются по-разному, а несклоняемые не изменяются по падежам. Запишите тему урока. Задайте вопрос теме: что мы должны узнать? (как |
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, ставят перед собой цели. |
|
отличить разносклоняемые существительные от несклоняемых, какие слова относятся к той и другой группе, какие признаки у обеих групп)? |
|
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 25 минут) Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме. |
Координирует в поиске решения заданной цели, помогает в открытие новых знаний: - Посмотрите на существительное ВРЕМЯ. К какому склонению следует отнести это слово? - Обратите внимание, что при склонениисуществительно е время берет окончание и от 2-го склонения, и от 3-го склонения. То есть склоняются по-разному. К разносклоняемым существительным относятся слова, которые имеют средний род и заканчиваются на –МЯ. |
Определяют, что слово «время» не относится к одному из трёх склонений. Работают с текстом стихотворения, повторяют орфограммы. Находят разносклоняемые существительные. Чертят таблицу для наглядного определения окончаний разносклоняемых существительных. Находят суффикс разносклоняемых существительных, записывают орфограмму в справочник. Задают вопросы к материалу по первой части темы урока. |
|
- Найдите в карточке со стихотворением разносклоняемые слова, обведите их в кружок. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Объясните написание пропущенных букв. Сидит пч(…)ла на темени, Идёт поса(…)ка семени, И (не) хватает времени. Конец уж скоро бремени! И думаеш(…) о стремени, Об африканском племени И о вождя их имени, И о к(…)ровьем вымени, Об их победном знамени, О высеченьи пламени. (А. Казакова) - Перечислите все разносклоняемые существительные, которые мы нашли в стихотворении: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, |
Работают с предложениями (пунктуационный разбор). Работа с несклоняемыми существительными. Запись в справочнике групп несклоняемых существительных. Задают вопросы к материалу по второй части темы урока. |
|
стремя, темя. Выделите –МЯ, поставьте фигурную скобку и напишите средний род. Также в список разносклоняемых слов входит слово ПУТЬ. Добавьте его в список, но не под фигурную скобку, потому что это слово относится к мужскому роду. - Начертите таблицу и просклоняйте слово время. Посмотрите, какие окончания слово взяло от 2-го и 3-го склонения. Пад Е М С еж д. ч. н. ч. кло нен ие Им. Вре Вре п. мя мен а |
|
|
Род. п. |
Вре мен и |
Вре мен / сем ян, стре мян |
3 скло нен ие |
|
|
Дат. п. |
Вре мен и |
Вре мен ам |
3 скло нен ие |
|
|
Вин . п. |
Вре мя |
Вре мен а |
|
|
|
Тв. п. |
Вре мен ем |
Вре мен ами |
2 скло нен ие |
|
|
П. п. - склонении основа |
О вре мен и Посмотрите, удлиняется. |
О вре мен ах что слова, |
3 скло нен ие при его Какая |
|
|
морфемная часть добавляется? (суффикс –ЕН) Выделите суффикс. - Поставьте слова СЕМЯ и СТРЕМЯ во мн. ч. Род. пад. Что вы заметили? (суффикс –ЯН) - Откройте справочники с орфограммами и учебник на странице 43. В рамочке у вас выделено правило. Прочитайте. Запишите в справочник орфограмму и пример, выделите суффикс, подчеркните букву Е одной чертой, поставьте ударение. - Посмотрите внимательно на доску. Какой знак препинания вы можете |
|
|
|
поставить в |
конце |
|
|
предложений |
(точка, |
|
|
восклицательный |
знак, |
|
|
вопросительный |
знак)? |
|
|
Преобразуйте |
любое |
|
|
предложение так, чтобы оно получилось с |
|
|
однородными членами предложения. Определите падеж у слова радио во всех 5 предложениях. Почему окончание у слова радио не изменилось? - В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются по падежам и числам (не склоняются). Предложения: 1. Дома нет радио (Р.п.) 2. Новости передают по радио (Д.п.) 3. Я слушаю радио (В.п.) 4. Хвастаюсь новым радио (Тв.п.) 5. Мечтаю о радио (П.п.) - Откройте в учебнике страницу 45. Прочитайте, какие слова относятся к несклоняемым существительным, и оформите в справочнике памятку. |
|
|
1) иноязычные, собственные и нарицательные, конечные гласные - О, Е, И, У, Ю, и конечная ударная А: без пальто, по шоссе, на такси, в меню; поэма Гейне, роман Дюма, стихи Гюго, опера Верди, пьеса Шоу; через Па-де-Кале, в Брно, возле Туапсе, по Сочи; 2) иноязычные, лицо женского пола, конечный согласный: стихи Ольги Берггольц, роман писательницы Войнич, к знакомой мисс; 3) русские и славянские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ): у Сухих, c. Дурново, о. Шевченко; 4) сложносокращенные слова, конечный гласный: в МГИМО, для самбо, в СМИ. |
|
5. Физминутка (1 минута). |
Учитель организует физминутку (разминка пальцев рук) |
Повторяют движения для разминки пальцев. |
|
6. Первичное закрепление (5 минут) Цель: умение отличать несклоняемые существительные от остальных; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции. |
Реализует достижение цели. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. - Проведем речевую игру. Я буду называть слова, а вы должны определить относится ли оно к несклоняемым существительным или не относится. Если относится, то вы показываете пять пальцев, если не относится – один палец. Кто правильно определит, ставит на полях себе «+». |
Работают с несклоняемыми существительными, на слух определяют принадлежность слова к данной категории. Самоконтроль. |
|
7. Рефлексия деятельности. Итог урока (3 минуты). |
- Ребята, за урок. узнали Закончите |
я благодарю вас Что вы сегодня на уроке? предложения. |
Формулируют итог урока, заполняют утверждения с пропусками для |
Цель: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
1. К разносклоняемым относятся …. слов на –МЯ …………. рода и слово ………… мужского рода. 2. В форме Р.п., Д.п., П.п. ед.ч. разносклоняемые существительные имеют окончание –И, как в ……….. склонении. 3. В форме Т.п. ед.ч. разносклоняемые существительные имеют окончание –ЕМ(-ЁМ), как во ………… склонении. 4. В безударном суффиксе ………… существительных на –МЯ пишется буква ………... 5. ………….. существительные не изменяются по падежам и числам (не склоняются). |
закрепления пройденного материала(самопроверка). |
|
8. Домашнее задание (1 минута) |
Благодарит за работу. Объясняет выполнение домашнего задания: - параграфы 89, 90 и 91 (стр. 41-47). |
Записывают задание в дневники, задают вопросы. |
|
|
- упр. 555, стр. |
46 |
|
|
(составить словосочетания: сущ. предлогом + глагол) |
с |
|
Обоснование иллюстраций к уроку
▪ презентация (наглядно изобразить учебный материал);
▪ таблица склонения разносклоняемых существительных (показать, как изменяются разносклоняемые существительные, выделить окончания и записать, из какого склонения они взяты; графически выделить суффикс);
▪ памятка с разносклоняемыми словами (показать отличительные признаки с помощью схемы).
Проект записи на доске (текст)
▪ Число, классная работа, тема урока (Разносклоняемые и несклоняемые
существительные).
▪ Таблица с падежными окончаниями имен существительных.
Падеж 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Им.п. |
мама |
небо |
жизнь |
Род.п. |
мамы |
неба |
жизни |
Дат.п. |
маме |
небу |
жизни |
Вин.п. |
маму |
небо |
жизнь |
Тв.п. |
мамой |
небом |
жизнью |
Пр.п. |
о маме |
о небе |
о жизни |
▪ Схема отличительных признаков разносклоняемых существительных.
Темя Племя
Семя Имя средний род
Время Вымя -МЯ
Бремя Знамя
Стремя Пламя
+
Путь
▪ Таблица склонений разносклоняемых существительных.
▪ Орфограмма «Суффикс –ЕН- в разносклоняемых существительных на -МЯ. В безударном суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ пишется буква Е. На знамени (на –мя)
▪ Предложения с несклоняемым существительным «радио».
1. Дома нет радио (Р.п.)
2. Новости передают по радио (Д.п.)
3. Я слушаю радио (В.п.)
4. Хвастаюсь новым радио (Тв.п.)
5. Мечтаю о радио (П.п.)
▪ Группы несклоняемых существительных с примерами.
1) иноязычные, собственные и нарицательные, конечные гласные - О, Е, И, У, Ю, и конечная ударная А: без пальто, по шоссе, на такси, в меню; поэма Гейне, роман Дюма, стихи Гюго, опера Верди, пьеса Шоу; через Па-де-Кале, в Брно, возле Туапсе, по Сочи;
2) иноязычные, лицо женского пола, конечный согласный: стихи Ольги Берггольц, роман писательницы Войнич, к знакомой мисс;
3) русские и славянские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ): у Сухих, c. Дурново, о.
Шевченко;
4) сложносокращенные слова, конечный гласный: в МГИМО, для самбо, в СМИ.
▪ Утверждения с пропусками для закрепления материала.
1. К разносклоняемым относятся ………. слов на –МЯ …………. рода и слово
………… мужского рода.
2. В форме Р.п., Д.п., П.п. ед.ч. разносклоняемые существительные имеют окончание –И, как в ……….. склонении.
3. В форме Т.п. ед.ч. разносклоняемые существительные имеют окончание –ЕМ(-ЁМ), как во ………… склонении.
4. В безударном суффиксе ………… существительных на –МЯ пишется буква ………...
5. …………....... существительные не изменяются по падежам и числам (не
склоняются).
Проект записи в тетради (текст)
▪ Число, классная работа, тема урока (Разносклоняемые и несклоняемые существительные)
▪ Схема отличительных признаков разносклоняемых существительных
(справочник).
Темя Племя
Семя |
Имя |
средний род |
Время |
Вымя |
-МЯ |
Бремя Знамя
Стремя Пламя
+
Путь
▪ Таблица склонений разносклоняемых существительных (рабочая тетрадь).
▪ Орфограмма «Суффикс -ЕН- в разносклоняемых существительных на –МЯ (справочник). В безударном суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ пишется буква Е. На знамени (на –мя)
▪ Группы несклоняемых существительных с примерами (справочник).
1) иноязычные, собственные и нарицательные, конечные гласные - О, Е, И, У, Ю, и конечная ударная А: (1-2 примера);
2) иноязычные, лицо женского пола, конечный согласный: (1-2 примера);
3) русские и славянские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ): (1-2 примера);
4) сложносокращенные слова, конечный гласный: (1-2 примера)
▪ Утверждения с пропусками для закрепления материала (рабочая
тетрадь).
1. 10, среднего, путь
2. 3
3. 2
4. –ЕН-, Е
5. несклоняемые
Оборудование урока (наглядные пособия, ТСО, ИКТ): интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник: Ладыженская Т.А., Баранов
М.Т., 5 класс, вторая часть; презентация, раздаточный материал с текстом
стихотворения.
5. Дидактические материалы к уроку.
Тема урока: Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
1. Баранов, М. Т. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.
Шанский и др.]. — 12-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — с. 24; с. 49.
2. Ладыженская, Т. А. Русский язык: 5-й класс: учебник: в 2 частях / Т. А.
Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова [и др.]. – 5-е изд., перераб. – Москва:
Просвещение, 2023. Ч. 2. – с. 41-47.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.