Разновидности социальных взаимодействий
Оценка 5

Разновидности социальных взаимодействий

Оценка 5
Лекции
docx
другое
10 кл—11 кл +1
15.02.2020
Разновидности социальных взаимодействий
Социальное взаимодействие как возможность решения актуальных проблем общества рассматриваемые в монографии технологии социального взаимодействия означают не просто сложение действий двух или нескольких актеров, а социальную реальность, которую можно условно обозначить молекулой социальной реальности в отличие от атомов (отдельных субъектов) социального действия. К последним в исследовательской практике чаще всего и сводят процессы социального взаимодействия, фактически подменяя изучение взаимодействия изучением социального действия (например, «теория социального действия» Т. Парсонса, «теория деятельности» школы Г. П. Щедровицкого и т. д.).
Разновидности социальных взаимодействий.docx

 

 

 

 

 

Разновидности социальных взаимодействий

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

Содержание    

Введение.........................................................................................................

3

1. Теории социального взаимодействия .....................................................

4

2. Стереотипы социального взаимодействия .............................................

5

3. Классификации социальных взаимодействий........................................

9

4. Типы социальных взаимодействий .........................................................

11

5. Взаимодействие личности и социальной среды.....................................

12

6. Социальные отношения ...........................................................................

13

Заключение.....................................................................................................

14

Список используемой литературы...............................................................

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальное взаимодействие как возможность решения актуальных проблем общества рассматриваемые в монографии технологии социального взаимодействия означают не просто сложение действий двух или нескольких актеров, а социальную реальность, которую можно условно обозначить молекулой социальной реальности в отличие от атомов (отдельных субъектов) социального действия.

К последним в исследовательской практике чаще всего и сводят процессы социального взаимодействия, фактически подменяя изучение взаимодействия изучением социального действия (например, «теория социального действия» Т. Парсонса, «теория деятельности» школы Г. П. Щедровицкого и т. д.).

Вместе с тем, концепция социального взаимодействия позволяет объяснить социальные механизмы изменения и динамики самой деятельности как социального феномена, что имеет огромное теоретическое и практическое значение. Эта концепция способствует объяснению социальных законов поведенческой активности людей и ее проблем не только в институциональных, но и во вне институциональных ситуациях, т. е. в неофициальной, обыденной жизни.

В этом случае появляется возможность определения и раскрытия социально-антропологических критериев эффективности взаимодействия членов общества с социумом для решения их проблем. Обеспечение этих критериев предполагает изучение антропологически значимых социальных ситуаций взаимодействия, каждая из которых может быть сведена к тому или иному типу устойчивых повторяющихся социальных ситуаций, что является принципиально новой стратегией в решении актуальных проблем общества и личности, рассматриваемых в монографии.

 

 

 

1. Теории социального взаимодействия

Микросоциологических концепций существует много. Вообще, концепции социального взаимодействия- этопроявление многообразия социологического знания. В свою очередь - это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем.

Концепция

Автор

Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как:

Социального обмена

Дж. Хоманс

Обмен материальными и нематериальными ценностями

Символический

Дж. Мид,

Диалог, в котором люди придают интеракционизм Г. Блумер значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей

Управление

Э. Гофман

Спектакль, где люди исполняют свои впечатлениями "партии", создают тот или иной (социодраматический образ. подход)

 

Основные идеи концепции социального обмена:

В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам.

Социальное взаимодействие- постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")

Концепция символического интеракционизма

С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение.

Оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я означает, что человек может служить объектом для своих действий.

Формирование значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.

В то же время истолкование действий другого - это определение для себя значений тех или иных действий окружающих.

С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая этому определенные значения.

Концепция управления впечатлениями

С т.з. Э.Гофмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама, PR.

Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

 

2. Стереотипы социального взаимодействия

Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Однако стереотип может быть как истинным, адекватно отражающим реальность, так и ложным, не соответствующим реальности. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку некоторой социальной группы к определенному природному или социальному явлению.

Необходимо отметить, что деление стереотипов на истинные и ложные является слишком упрощенным, не отражающим в полной мере сущности стереотипа как социального феномена. Так, например, ложный стереотип, также как и истинный, может вызывать адекватную реакцию человека на определенную ситуацию. В качестве замечательной иллюстрации последнего тезиса можно использовать так называемые религиозные стереотипы (т. е. стереотипы, основанные на религиозном догмате). Можно считать общепризнанным, что различного рода религиозные посты и воздержания в большинстве случаев оказываются полезными для физического, психического и морального здоровья. Однако человек, придерживающийся религиозных ограничений, делает это не на основе результатов «научного самопознания», а на основе религиозных представлений, истинность или ложность которых не поддается оценке.

Таким образом, наличие стереотипов в механизме познания носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой – они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им.

Как показывают результаты частнонаучных исследований, сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека, их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом, влечет за собой раздражение, чувство дискомфорта, приводит к серьезным нарушениям психического равновесия. Отчасти враждебное отношение к новому определяется подсознательно действующим инстинктом самосохранения, который пытается защитить нас от возможных потрясений, связанных с разрушением устоявшихся стереотипов.

В любом случае, формирование стереотипов является обязательным элементом нашей культуры, но вместе с тем формирование стереотипов порождает и определенный консерватизм в нашей деятельности, в том числе и в процессе мышления. Зачастую люди не отдают себе отчета в том, какие именно причины повлияли на формирование представления о других людях и различных социальных процессах и не догадываются о том, что в первую очередь это проявление действия социальных стереотипов.

Возможность использования понятия «стереотип» для описания самых различных аспектов взаимодействия человека с окружающей его действительностью привлекла внимание многих исследователей. С позиций стереотипного действия исследовались тендерные, этнические, политические, социокультурные, экономические и др. типы отношений. Соответственно, к настоящему времени активно говорят о тендерных, этнических, политических и др. стереотипах поведения человека.

Наряду с психологией, исследованием стереотипов занимаются социология, культурология, политология, этнология и другие науки о человеке и обществе. Эффективное использование понятия стереотип одновременно представителями различных наук указывает на универсальность рассматриваемого понятия (или, как минимум, его междисциплинарный характер), свойственную, скорее, философским понятиям.

Вместе с тем, проблема стереотипов социального взаимодействия практически не раскрывалась в социально – философских исследованиях. Отсутствие философского видения проблем социального стереотипа привело к своеобразному методологическому кризису затрудняющему дальнейшее развитие частнонаучных исследований стереотипа. Так, например, ярко проявляется противоречие между представлениями о статичности стереотипа, как непосредственном его свойстве и представлениями о развитии социального взаимодействия. Действительно, будучи явлением исключительно социальным по своей природе, стереотипы социального взаимодействия (о какой бы области взаимодействия ни говорилось) должны были развиваться и совершенствоваться. Это означает, что уже в самой природе стереотипа должна быть «вшита» изменчивость, способность формироваться, совершенствоваться, регрессировать и исчезать. Соответственно, к анализу стереотипов социального взаимодействия могут (и должны) быть применимы возможности диалектики.

Определение (с диалектических позиций) механизмов развития стереотипов имеет огромнейшее гносеологическое, а в итоге и прикладное, значение. Действительно, есть основания, например, полагать, что стереотипы как элементы мифологического сознания, основанные на древних, глубинных пластах последнего, играют определяющую роль в принятии массами политических решений тогда, когда общество находится в переходном или кризисном состоянии. Частое повторение слов и образов создает стереотипное представление, о каком либо социальном явлении, это представление укореняется в подсознании и человек уже не воспринимает критически и объективно, информацию о процессах протекающие вокруг него.

Таким образом, стереотипы имеют крайне сильное влияние на сознание людей и очень широкое распространение, границы которого трудно даже оценить.

В современной психологической, социологической, политологической и др. литературе достаточно много внимания уделено изучению влияния социальных стереотипов на формирование представлений о человеке, о социальных группах и процессах. Но конкретно социально-философские механизмы, лежащие в основе их образования, изучены крайне недостаточно.

Для устранения обозначенного противоречия необходимо осуществить социально-философский анализ сущности, структуры и функций социального стереотипа, рассмотреть изменяющийся характер стереотипов социального взаимодействия в соответствии с базисными и надстроечными условиями функционирования общества, раскрыть динамику стереотипов социального взаимодействия в различных сферах жизни общества, а также изменения стереотипов социального взаимодействия в условиях социального реформирования.

 

3. Классификации социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия можно подразделить по характеру связей на жесткие и мягкие (на основании того, легко их расторгнуть или нет), сильно- и слабоорганизованные (по степени их устойчивости и кристаллизации), разветвленные или неразветвленные (по наличию или отсутствию нескольких направлений, по которым осуществляется взаимосвязь).

По содержанию социальные взаимодействия подразделяют на семейные, национальные, расовые, родовые, индивидуальные, производственные, педагогические, религиозные, моральные, государственные, правовые, имущественные и т.п.

Различают формы взаимодействия: 1) каталитическая (знание о другом); 2) открытые действия; 3) воздержание от действий; 4) активная толерантность. Каталитическим называется взаимодействие в процессе воспоминания о ком-либо, когда отсутствует непосредственный контакт. Особенность данного взаимодействия в том, что сам но себе катализатор (то, о чем мыслят) не меняется, по оказывает влияние на реальные действия. Различие между третьей и четвертой формами в том, что под воздержанием от действий понимается пассивное уклонение от совершения действия. Активная толерантность состоит в претерпевании воздействий, исходящих от других людей. При этом терпение рассматривается как добродетель, требующая определенных способностей и внутренних усилий, норой больших, чем для открытых действий. Различие здесь скорее в психологическом переживании в процессе «неделания».

В зависимости от силы, производимой ими, действия делятся на эффективные и неэффективные. Одно слово, даже спокойно произнесенное, может произвести громоподобный эффект или же не оказать никакого впечатления.

Проявления результатов действия но времени могут быть продолжительными или краткосрочными. Есть действия, оказывающие влияние на всю последующую жизнь человека, а есть и такие, влияние которых испаряется почти мгновенно. Глубина взаимоотношений, достигаемая в любви, позволила французскому философу Ж.П. Сартру (1905—1980) утверждать, что истинное общение возможно только в любви и наедине.

Действия могут быть сознательными и неосознанными. Социология изучает действия, сознательные хотя бы со стороны одного участника. Бессознательно совершаемые действия, вызывающие сознательную реакцию, довольно часты. Например, человек может совершить какой-либо поступок, не осознавая, зачем он эго делает, но окружающие будут стремиться понять причину данного поступка.

Действия можно также подразделить на преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные действия мотивируются сознательной целью и осуществляются ради ее достижения. Непреднамеренные действия мотивируются прошлым и настоящим опытом и осуществляются без какой-либо сознательной цели. Не все сознательные действия являются преднамеренными, а лишь такие, которые совершаются с определенной, заранее поставленной целью, но не спонтанно или в ответ на действия других. Действия ради чего-то следует отличать от действий из-за чего-то. Иногда человек действует сознательно, но вопреки своей же собственной цели, например, выпивает, дав зарок не нить. Это пример сознательных непреднамеренных действий. Человек может действовать сознательно на основе «нормативной мотивации», т.е. подчинись правовым или моральным нормам, и такие действия также будут непреднамеренными.

 

4. Типы социальных взаимодействий

Существуют два основных типа социального взаимодействия:

· сотрудничество;

· соперничество.

Сотрудничество строится на основе взаимопомощи и предполагает наличие общих целей и интересов. Основной формой сотрудничества является кооперация. При кооперации происходит обмен интеллектуальными, материальными, управленческими и другими видами услуг.

Соперничество – тип социального взаимодействия, которые предполагает  наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или  подчинить соперника. 

Соперничество бывает двух видов:

· конкуренция ( субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга); 

· конфликт (прямое столкновение противоборствующих сторон).

Социология не дает конкретных оценочных суждений касательно типов социального взаимодействия. Так, конфликт рассматривается некоторыми социологами как источник развития социальных взаимодействий.

 

 

 

5. Взаимодействие личности и социальной среды

Социальные взаимодействия представляют собой отношения между социальными группами. В процессе жизнедеятельности люди не находятся в одном и том же положении, они перемещаются в определенных направлениях и с различной скоростью в общественном пространстве, преследуя определенные цели в жизни. Люди за определенное время могут как подняться по социальной лестнице, так и спуститься вниз. Поднимаясь по социальной лестнице, человек  добивается успехов на рабочем месте и в обществе, раскрывает для себя новые ценности. При изучении общества и его социальной структуры, главное место отводится человеку. Человек – это главный элемент социальной структуры, без которого в обществе невозможны ни социальные отношения,ни социальные взаимодействия. Таким образом, человек выступает в обществе как объект и субъект социальных отношений. 

 Взаимоотношения личности и социальной среды можно представить в виде формулы: поиск (личности) - предложения (общества) – выбор (личность  выбирает из предложенного обществом). 

У социального взаимодействия существует субъективная и объективная сторона.

К объективной стороне относятся связи, которые не зависят от отдельных личностей и  носят опосредованный и контролирующий характер их взаимодействия. 

Сознательное отношение людей друг к другу, основанное на взаимном ожидании определенного поведения, представляет собой субъективную сторону. К субъективной стороне можно отнести межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют  непосредственные связи между людьми, складывающиеся в определенных условиях.  

К механизму социального взаимодействия относятся: 

· индивиды, совершающие различные действия; 

· происходящие изменения во внешнем мире, которые вызваны данными действиями; 

· влияние данных изменений на других людей; 

· обратная реакция на происходящие изменения.

 

6. Социальные отношения

Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

В свою очередь социальные отношения представляют собой устойчивую систему взаимодействий, которая предполагает  наличие взаимных  обязательств со стороны партнеров.

Существуют основные характеристики социальных отношений:

· продолжительность;

· систематичность;

· самовозобновляемость.

Социальные отношения имеют широкий диапазон своих ценностных ориентаций и отличаются своим многообразием связей.На основе социальных отношений возникают различные социальные общности людей.

Социальные отношения включают  в себя различные системы и подсистемы. Они могут быть  экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

В социологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие, - интеракция. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей, и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе - он, а не водитель, - и города созданы для людей, но не машин.

В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. А.В.  Каменец: Введение в теорию социального взаимодействия, 2015г.

2. Роберт Чалиндини: Социальная психология, 2010г.

3. Журнал "Социальная защита", Подмосковье №4 2016г.

4. Сариева И.Р.:Социальная психология 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата.

5.Алла Матвеева: Социальное партнерство: цель или средство, 2016г.

6. Корнеева Е.Н. Понятие формирующей среды. Развитие личности и формирование индивидуальности. - Ярославль, 1996.

7. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1997.

8. Эдендиев А.Г. Общая социология: Учеб. Пособие/А.Г. Эфендиев.

9. Добреньков В. И. Социология: Учебник /В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.:, 2001.

10. Козлова О.Н. Социология /О.Н. Козлова. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006.


 

Разновидности социальных взаимодействий

Разновидности социальных взаимодействий

Содержание Введение

Содержание Введение

Введение Социальное взаимодействие как возможность решения актуальных проблем общества рассматриваемые в монографии технологии социального взаимодействия означают не просто сложение действий двух или нескольких актеров, а…

Введение Социальное взаимодействие как возможность решения актуальных проблем общества рассматриваемые в монографии технологии социального взаимодействия означают не просто сложение действий двух или нескольких актеров, а…

Теории социального взаимодействия

Теории социального взаимодействия

Формирование значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе…

Формирование значений - это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе…

Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные

Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные

Отчасти враждебное отношение к новому определяется подсознательно действующим инстинктом самосохранения, который пытается защитить нас от возможных потрясений, связанных с разрушением устоявшихся стереотипов

Отчасти враждебное отношение к новому определяется подсознательно действующим инстинктом самосохранения, который пытается защитить нас от возможных потрясений, связанных с разрушением устоявшихся стереотипов

Так, например, ярко проявляется противоречие между представлениями о статичности стереотипа, как непосредственном его свойстве и представлениями о развитии социального взаимодействия

Так, например, ярко проявляется противоречие между представлениями о статичности стереотипа, как непосредственном его свойстве и представлениями о развитии социального взаимодействия

Но конкретно социально-философские механизмы, лежащие в основе их образования, изучены крайне недостаточно

Но конкретно социально-философские механизмы, лежащие в основе их образования, изучены крайне недостаточно

Активная толерантность состоит в претерпевании воздействий, исходящих от других людей

Активная толерантность состоит в претерпевании воздействий, исходящих от других людей

Действия ради чего-то следует отличать от действий из-за чего-то

Действия ради чего-то следует отличать от действий из-за чего-то

Взаимодействие личности и социальной среды

Взаимодействие личности и социальной среды

Социальные отношения Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и…

Социальные отношения Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и…

Заключение Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга

Заключение Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие друг на друга

Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия

Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Скачать файл