РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ «АВТОСЕРВИС»
Свиридов Н. С.
БПОУ ОО «Орловский технический колледж»
Пос. Стрелецкий ул. Лясковского 20
Научный руководитель: Черная М. Н.
Актуальность применении баз данных в автосервисе обусловлена повышением эффективности предоставления услуг по ремонту автомобилей. В настоящее время автосервисы страны все больше и больше используют в своей деятельности базы данных.
База данных (БД) «Автосервис» позволяет производить ввод, редактирование и просмотр содержимого баз данных, а также отвечать на запросы пользователя и составлять разнообразные отчеты.
Целью написания данной статьи является разработка базы данных «Автосервис» для Орловского автоцентра «Автосервис 57».
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
· проанализировать предметную область;
· ознакомиться с проблемами, связанными с отсутствием БД;
· разработать концептуальную модель базы данных.
Процесс оказания автосервисных услуг состоит из трех взаимосвязанных элементов:
· прием заказов на услуги от населения;
· выполнение заказов;
· реализация услуг.
Прием заказов от населения – это начальная стадия процесса оказания услуги. Он включает определение состава услуги. При этом на данной стадии выполняется ряд операций технологического характера, которые в значительной степени влияют на весь дальнейший процесс производства (например: выявление дефектов автотранспорта подлежащего ремонту).
Следующая стадия оказания услуг – непосредственное производство, организация которого в значительной степени определяется характером выполняемых услуг.
Заключительная стадия процесса оказания автосервисных услуг – реализация заказов, т.е. доведение услуг до потребителя. Одной из особенностей, присущих предприятиям сферы обслуживания, является то обстоятельство, что они имеют непосредственный контакт с потребителем при оказании услуг, т.е. в процессе своей деятельности осуществляют не только производственные, но и торговые функции.
Заказы на платные услуги оформляются как специальными первичными документами, так и путем выдачи жетонов, талонов, кассовых чеков, расписок и т.д.
На предприятиях автосервиса используются следующие формы документов строгой отчетности:
БО-1 – квитанция – оформляется на все виды ремонта, требующего расхода материалов;
БО-9 – кассовая ведомость приема выручки – оформляется на срочный и мелкий ремонт, выполняемый в присутствии заказчика.
Учет ремонта транспортных средств следует вести по его видам: капитальный и текущий с разделением на средний, малый и межремонтное обслуживание.
Капитальный ремонт включает контрольно-диагностические, сборочные, регулировочные, слесарные, механические, медницкие, жестяницкие, обойные, электротехнические, шинoремонтные, малярные и другие работы [2]. Ремонтные работы могут выполняться по определенным агрегатам узлам, а также по подвижному составу в целом. При капитальном ремонте агрегат полностью разбирают, выявляют дефекты, восстанавливают или заменяют отдельные детали, затем собирают, регулируют и испытывают. Если капитальному ремонту подлежит весь автомобиль, то его тоже полностью разбирают, все детали дефектуют, восстанавливают и заменяют, собирают, а узлы и агрегаты регулируют и испытывают.
Текущим ремонтом считается такой, при котором агрегат разбирается лишь частично, а восстанавливаются и заменяются только те части, срок службы которых равен межремонтному периоду. Текущий ремонт обычно осуществляется без снятия агрегата с фундамента. При этом средний текущий ремонт отличается от малого лишь объемом ремонтных работ. Текущее (межремонтное) обслуживание сводится к повседневному наблюдению за состоянием оборудования и устранению мелких неисправностей.
При разработке данной базы данных была использована реляционная модель. На основании даталогического проектирования в Access были созданы 8 таблиц.
Таблица 1 – Описание полей таблицы Филиалы
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
Тип поля |
Код филиала |
Числовой |
Длинное целое |
Ключевое |
Адрес |
Текстовый |
Длина 50 символов |
Обязательное |
Таблица 2 – Описание полей таблицы Заявки
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
Тип поля |
Номер заявки |
Числовой |
Длинное целое |
Ключевое |
Дата |
Дата\время |
Краткий формат времени |
Обязательное |
Номер клиента |
Числовой |
Длинное целое |
Обязательное |
Срок |
Текстовый |
Длинное целое |
Обязательное |
Цена |
Денежный |
Денежный |
Обязательное |
Комментарии клиента |
Текстовый |
Длина 100 символов |
|
Таблица 3 – Описание полей таблицы Специализация по ремонту
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
Тип поля |
Код ремонта |
Числовой |
Ключевое |
Ключевое |
Дата |
Дата\время |
Краткий формат времени |
Обязательное |
Ремонтируемый узел |
Текстовый |
Длина 50 символов |
Обязательное |
Код работника |
Числовой |
Длина 50 символов |
Обязательное |
Таблица 4 – Описание полей таблицы Клиенты
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
Тип поля |
Номер клиента |
Числовой |
Длинное целое |
Ключевое |
Фамилия |
Текстовый |
Длина 50 символов |
Обязательное |
Имя |
Текстовый |
Длина 50 символов |
Обязательное |
Отчество |
Текстовый |
Длина 50 символов |
Обязательное |
Дата рождения |
Дата\время |
Краткий формат времени |
|
Телефон |
Текстовый |
Длина 10 символов |
Обязательное |
Скидка |
числовой |
Длинное целое |
|
Таблица 5 – Описание полей таблицы Автомобили
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
Тип поля |
Код автомобиля |
Числовой |
Длинное целое |
Ключевое |
Номер клиента |
Числовой |
Длинное целое |
Обязательное |
Марка |
Текстовый |
Длина 50 символов |
Обязательное |
Год |
Числовой |
Длинное целое |
Обязательное |
Кузов |
Текстовый |
Длина 50 символов |
|
Таблица 6 – Описание полей таблицы Работники
Имя поля |
Тип данных |
Свойства поля |
Тип поля |
Код работника |
Числовой |
Длинное целое |
Ключевое |
Фамилия |
Текстовый |
Длина 50 символов |
Обязательное |
Имя |
Текстовый |
Длина 50 символов |
Обязательное |
Отчество |
Текстовый |
Длина 50 символов |
Обязательное |
Дата рождения |
Дата\время |
Краткий формат времени |
Обязательное |
Стаж |
Числовой |
Длинное целое |
|
Должность |
Текстовый |
Длина 20 символов |
Обязательное |
Код филиала |
Текстовый |
длина 50 символов |
Обязательное |
Схема базы данных (от англ. Database schema) — её структура, описанная на формальном языке, поддерживаемом СУБД. В реляционных базах данных схема определяет таблицы, поля в каждой таблице (обычно с указанием их названия, типа, обязательности), и ограничения целостности (первичный, потенциальные и внешние ключи и другие ограничения) [1].
Основными объектами графического представления схемы являются таблицы и связи, определяемые внешними ключами.
На рисунке 7 представлена схема, проектируемой базы данных.
Рисунок 7 – Схема базы данных для автосервиса
Опишем связи между таблицами на схеме базы данных.
1. «Клиенты» и «Автомобили» имеют связь 1:М, т.к. один клиент может иметь несколько автомобилей.
2. «Клиенты» и «Заявки имеют связь 1:М, т.к. один клиент может оформлять несколько заявок.
3. «Заявки» и «Работники» имеют связь М:1, т.к. несколько заявок может исполнять один работник.
4. «Работники» и «Специализация по ремонту» имеют связь 1:М, т.к. один работник может специализировать по нескольким ремонтам.
5. «Филиалы» и «Работники» имеют связь 1:М, т.к. в одном филиале работает несколько сотрудников.
В результате написания данной статьи была разработана база данных «Автосервис», предназначенная для автоматизации процессов обработки данных, их корректировки и хранения в БД, связанных с деятельностью компаний по предоставлению услуг автосервиса.
БД позволяет вести учет всех автомобилей, когда-либо находящихся в автосервисе, хранит полную информацию о каждом автомобиле (марка, год выпуска, типе кузова), позволяет вести учет владельцев автомобилей, которые когда-либо обращались в автосервис. С помощью MS Excel возможен экспорт данных из таблиц БД для дальнейшего их анализа, построения диаграмм, графиков, регрессий и т.д., также это позволяет вести отчетность на бумаге.
В БД хранится информация о каждом клиенте, о каждом автомобиле, которые хотя бы единожды пользовались услугами автосервиса. Существует возможность хранения не только основной и самой необходимой информации, но и примечаний, уточнений, описания и технических характеристик, устанавливаемых запчастей и другой полезной информации.
Реализация системы проводилась с использованием инструментального средства разработки приложения Microsoft Access 2007.
В заключении, можно подметить немало приятный факт - все задачи, поставленные в начале, были успешно решены и цель работы достигнута.
Библиографический список
1. Карпова И. П. Базы данных: учебное пособие.‒ И.П. Карпова. – СПб.: Питер, 2016.– 240 с.
2. Основные положения и нормативы обслуживания автомобиля [Электронный ресурс] // Строй-техника.ру: [сайт] URL: http://stroy-technics.ru/article/osnovnye-polozheniya-i-normativy-obsluzhivaniya-avtomobilya.
3. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.