РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ «АВТОСЕРВИС»

  • docx
  • 09.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Автосервис.docx

РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ «АВТОСЕРВИС»

                                                       Свиридов Н. С.

БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

Пос. Стрелецкий ул. Лясковского 20

Научный руководитель: Черная М. Н.

Актуальность применении баз данных в автосервисе обусловлена повышением эффективности предоставления услуг по ремонту автомобилей. В настоящее время автосервисы страны все больше и больше используют в своей деятельности базы данных.

База данных (БД) «Автосервис» позволяет производить ввод, редактирование и просмотр содержимого баз данных, а также отвечать на запросы пользователя и составлять разнообразные отчеты.

Целью написания данной статьи является разработка базы данных «Автосервис» для Орловского автоцентра «Автосервис 57».

Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:

·     проанализировать предметную область;

·     ознакомиться с проблемами, связанными с отсутствием БД;

·     разработать концептуальную модель базы данных.

Процесс оказания автосервисных услуг состоит из трех взаимосвязанных элементов:

·     прием заказов на услуги от населения;

·     выполнение заказов;

·     реализация услуг.    

Прием заказов от населения – это начальная стадия процесса оказания услуги. Он включает определение состава услуги. При этом на данной стадии выполняется ряд операций технологического характера, которые в значительной степени влияют на весь дальнейший процесс производства (например: выявление дефектов автотранспорта подлежащего ремонту).

Следующая стадия оказания услуг – непосредственное производство, организация которого в значительной степени определяется характером выполняемых услуг.

Заключительная стадия процесса оказания автосервисных услуг – реализация заказов, т.е. доведение услуг до потребителя. Одной из особенностей, присущих предприятиям сферы обслуживания, является то обстоятельство, что они имеют непосредственный контакт с потребителем при оказании услуг, т.е. в процессе своей деятельности осуществляют не только производственные, но и торговые функции.

Заказы на платные услуги оформляются как специальными первичными документами, так и путем выдачи жетонов, талонов, кассовых чеков, расписок и т.д.

На предприятиях автосервиса используются следующие формы документов строгой отчетности:

БО-1 – квитанция – оформляется на все виды ремонта, требующего расхода материалов;

БО-9 – кассовая ведомость приема выручки – оформляется на срочный и мелкий ремонт, выполняемый в присутствии заказчика.

Учет ремонта транспортных средств следует вести по его видам: капитальный и текущий с разделением на средний, малый и межремонтное обслуживание.

Капитальный ремонт включает контрольно-диагностические, сборочные, регулировочные, слесарные, механические, медницкие, жестяницкие, обойные, электротехнические, шинoремонтные, малярные и другие работы [2]. Ремонтные работы могут выполняться по определенным агрегатам узлам, а также по подвижному составу в целом. При капитальном ремонте агрегат полностью разбирают, выявляют дефекты, восстанавливают или заменяют отдельные детали, затем собирают, регулируют и испытывают. Если капитальному ремонту подлежит весь автомобиль, то его тоже полностью разбирают, все детали дефектуют, восстанавливают и заменяют, собирают, а узлы и агрегаты регулируют и испытывают.

Текущим ремонтом считается такой, при котором агрегат разбирается лишь частично, а восстанавливаются и заменяются только те части, срок службы которых равен межремонтному периоду. Текущий ремонт обычно осуществляется без снятия агрегата с фундамента. При этом средний текущий ремонт отличается от малого лишь объемом ремонтных работ. Текущее (межремонтное) обслуживание сводится к повседневному наблюдению за состоянием оборудования и устранению мелких неисправностей.

При разработке данной базы данных была использована реляционная модель. На основании даталогического проектирования в Access были созданы 8 таблиц.

Таблица 1 – Описание полей таблицы Филиалы

Имя поля

Тип данных

Свойства поля

Тип поля

Код филиала

Числовой

Длинное целое

Ключевое

Адрес

Текстовый

Длина 50 символов

Обязательное

 

Таблица 2 – Описание полей таблицы Заявки

Имя поля

Тип данных

Свойства поля

Тип поля

Номер заявки

Числовой

Длинное целое

Ключевое

Дата

Дата\время

Краткий формат времени

Обязательное

Номер клиента

Числовой

Длинное целое

Обязательное

Срок

Текстовый

Длинное целое

Обязательное

Цена

Денежный

Денежный

Обязательное

Комментарии клиента

Текстовый

Длина 100 символов

 

 

Таблица 3 – Описание полей таблицы Специализация по ремонту

Имя поля

Тип данных

Свойства поля

Тип поля

Код ремонта

Числовой

Ключевое

Ключевое

Дата

Дата\время

Краткий формат времени

Обязательное

Ремонтируемый узел

Текстовый

Длина 50 символов

Обязательное

Код работника

Числовой

Длина 50 символов

Обязательное

Таблица 4 – Описание полей таблицы Клиенты

Имя поля

Тип данных

Свойства поля

Тип поля

Номер клиента

Числовой

Длинное целое

Ключевое

Фамилия

Текстовый

Длина 50 символов

Обязательное

Имя

Текстовый

Длина 50 символов

Обязательное

Отчество

Текстовый

Длина 50 символов

Обязательное

Дата рождения

Дата\время

Краткий формат времени

 

Телефон

Текстовый

Длина 10 символов

Обязательное

Скидка

числовой

Длинное целое

 

 

Таблица 5 – Описание полей таблицы Автомобили

Имя поля

Тип данных

Свойства поля

Тип поля

Код автомобиля

Числовой

Длинное целое

Ключевое

Номер клиента

Числовой

Длинное целое

Обязательное

Марка

Текстовый

Длина 50 символов

Обязательное

Год

Числовой

Длинное целое

Обязательное

Кузов

Текстовый

Длина 50 символов

 

 

Таблица 6 – Описание полей таблицы Работники

Имя поля

Тип данных

Свойства поля

Тип поля

Код работника

Числовой

Длинное целое

Ключевое

Фамилия

Текстовый

Длина 50 символов

Обязательное

Имя

Текстовый

Длина 50 символов

Обязательное

Отчество

Текстовый

Длина 50 символов

Обязательное

Дата рождения

Дата\время

Краткий формат времени

Обязательное

Стаж

Числовой

Длинное целое

 

Должность

Текстовый

Длина 20 символов

Обязательное

Код филиала

Текстовый

длина 50 символов

Обязательное

Схема базы данных (от англ. Database schema) — её структура, описанная на формальном языке, поддерживаемом СУБД. В реляционных базах данных схема определяет таблицы, поля в каждой таблице (обычно с указанием их названия, типа, обязательности), и ограничения целостности (первичный, потенциальные и внешние ключи и другие ограничения) [1].

Основными объектами графического представления схемы являются таблицы и связи, определяемые внешними ключами.

На рисунке 7 представлена схема, проектируемой базы данных.

Рисунок 7 – Схема базы данных для автосервиса

Опишем связи между таблицами на схеме базы данных.

1.     «Клиенты» и «Автомобили» имеют связь 1:М, т.к. один клиент может иметь несколько автомобилей.

2.     «Клиенты» и «Заявки имеют связь 1:М, т.к. один клиент может оформлять несколько заявок.

3.     «Заявки» и «Работники» имеют связь М:1, т.к. несколько заявок может исполнять один работник.

4.     «Работники» и «Специализация по ремонту» имеют связь 1:М, т.к. один работник может специализировать по нескольким ремонтам.

5.     «Филиалы» и «Работники» имеют связь 1:М, т.к. в одном филиале работает несколько сотрудников.

В результате написания данной статьи была разработана база данных «Автосервис», предназначенная для автоматизации процессов обработки данных, их корректировки и хранения в БД, связанных с деятельностью компаний по предоставлению услуг автосервиса.

БД позволяет вести учет всех автомобилей, когда-либо находящихся в автосервисе, хранит полную информацию о каждом автомобиле (марка, год выпуска, типе кузова), позволяет вести учет владельцев автомобилей, которые когда-либо обращались в автосервис. С помощью MS Excel возможен экспорт данных из таблиц БД для дальнейшего их анализа, построения диаграмм, графиков, регрессий и т.д., также это позволяет вести отчетность на бумаге.

В БД хранится информация о каждом клиенте, о каждом автомобиле, которые хотя бы единожды пользовались услугами автосервиса. Существует возможность хранения не только основной и самой необходимой информации, но и примечаний, уточнений, описания и технических характеристик, устанавливаемых запчастей и другой полезной информации.

 Реализация системы проводилась с использованием инструментального средства разработки приложения Microsoft Access 2007.

В заключении, можно подметить немало приятный факт - все задачи, поставленные в начале, были успешно решены и цель работы достигнута.

Библиографический список

1.   Карпова И. П. Базы данных: учебное пособие.‒ И.П. Карпова. – СПб.: Питер, 2016.– 240 с.

2.   Основные положения и нормативы обслуживания автомобиля [Электронный ресурс] // Строй-техника.ру: [сайт] URL:  http://stroy-technics.ru/article/osnovnye-polozheniya-i-normativy-obsluzhivaniya-avtomobilya.


 

3.   Скачано с www.znanio.ru