Разработка беседы по нравственному воспитанию для 8 класса для детей с ОВЗ.
Оценка 4.6

Разработка беседы по нравственному воспитанию для 8 класса для детей с ОВЗ.

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
воспитательная работа
8 кл
22.02.2023
Разработка беседы по нравственному воспитанию для 8 класса для детей с ОВЗ.
формировать у обучающихся стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; развитие критического мышления, навыков групповой работы, развитие умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Хорошее в тебе и других.docx

 

 Тема: Хорошее во мне и других.

Цель: формировать  у обучающихся стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; развитие критического  мышления, навыков  групповой работы, развитие умения  вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Задачи:

·        учить размышлять над нравственной сутью поступка, дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя,

·        воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.

На доске  слова Михаила Пришвина: «Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека»;

Ход занятия

Начать наш сегодняшний разговор мне хотелось бы с притчи

Притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

Притча о человеческой сущности
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой -
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
«Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка».
И так каждый день. То про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал и остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
Наутро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла,
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал,
И небо в кудрявых овечках.
«Ах, если б он видел! - сказала сестра. -
Всю жизнь он слепым оставался».
«Зачем же тогда?..» - тут больной прошептал...
«Да он вас утешить старался».

-О чем эта притча?
(ответы учащихся)
-Какие черты характера присущи больному лежащему у двери?
(зависть, злоба, жестокость, черствость, эгоистичность )
-Какие черты характера и качества личности мы можем назвать у больного, лежащего у окна?
(заботливый, добрый, внимательный, способный сопереживать.)0



 Сегодня наше занятие пройдёт в форме диспута, мы обсудим тему «Хорошее в тебе и других».

- По определению Сергея Ивановича Ожегова, составителя словаря русского языка, доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро” – это все положительное, хорошее, полезное.
Ожегов отметил качества, определяющие доброту: добродушный, доброжелательный, добросердечный, добросовестный.

По-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Когда мы говорим о человеке “добрый”, то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делая это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.


К сожалению, рядом с добром уживается зло.
Что в вашем понимании зло?

Зло противоречит добру.
Зло – всё, что губит душу человека.
Зло - это войны и предательство, зависть и жадность,
Зло - когда сильный  обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм.


Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.
К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

- В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.

- Что вы можете сказать о словах «добро» и «доброта»? (однокоренные слова)

 - А сейчас давайте подключим своё воображение и представим какого цвета доброта. Какой цвет , по вашему мнению, соответствует доброте.

- Давно известно, что настроение, самочувствие человека во многом зависит от цветовых оттенков окружающего его внешнего мира. Цвета помогают понять себя и других: КРАСНЫЙ – цвет возбуждения и активности. Ассоциируется с любовью, жизнью, энергией, войной, насилием, гневом.

ЖЁЛТЫЙ – цвет надежды. С ним связано ощущение свободы, раскованности.

 - Все цвета в изобразительном искусстве делятся на две группы: холодные и тёплые.

-Какая у нас получилась доброта? (тёплая)

 - Иногда в разговоре слово «доброта» заменяют «теплота», например, тёплые отношения, т.е. добрые.

- Давайте все вместе прочитаем слова русского писателя, натуралиста Михаила Пришвина: «Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека»

 - Как вы их понимаете? - Каким должен быть человек?

 Чему же лучшему вы должны уже сейчас начинать учиться? (воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым)

 - Пусть это будет целью нашего занятия.

Прослушайте историю.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”

Вопросы:

– Как вы относитесь к этому человеку?
– Как бы вы ответили на месте мудреца?
– А вот как было дальше.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

– Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках?” (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника ).

Пословица  «Добрые дела красят человека»

– Эта пословица подходит к нашей истории? (Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, тогда и его знали в округе)

– Как вы понимаете эту пословицу? (После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплементы это его и украшает)

Да, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле.

– Ребята, назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный)

Качества, про которые вы сказали, не врожденные, их нужно воспитывать.
Мы можем называть много положительных качеств человека.
Но на первое место мы ставим доброту.

– А вот почему на первое место мы ставим доброту?

Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от его сердца.

– А что значит доброта, добрый человек? (Когда человек очень хорошо относится к другим; добрый человек обо всех заботится и никого не обижает; добрый значит вежливый, заботливый, нежадный.)

– Доброта делает человека каким? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.)

– Приведите примеры доброго отношения людей. (Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.)

– Какие добрые поступки совершили вы? (Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, собирал вещи для приюта, починил парту, ухаживал за цветами.)

Много замечательных слов о добре и доброте сказано великими людьми (слова на доске).

Люди с древнейших времён задумывались над вопросами добра и зла. Об этом свидетельствует народная мудрость, заключенная в пословицах. Если вы правильно соотнесёте начало (в левом столбце) и конец (в правом столбце) пословицы, то прочтёте её полностью.

Свет не без … добрых людей.
Без худа … добра не бывает.
Добра желаешь … добро и делай.
Не ищи красоты, … а ищи доброты.
Добро не лихо … ходит тихо.

Какие пословицы и поговорки знаете вы о добре?
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброта без разума пуста.
Доброе братство дороже богатства.
Добрый гость всегда в пору.
Добро помни, а зло забывай.
Добро не умрет, а зло пропадет.
От добра добра не ищут.
Закончить наше занятие мне хочется еще одной притчей.
Притча о двух волках.
   Давным-давно старый индеец поведал своему любимому внуку одну простую, но очень мудрую жизненную истину.
— Дорогой мой внук, запомни, внутри каждого человека живет два волка. Они непримиримы друг с другом и ведут между собой борьбу каждую минуту. Внутренняя борьба идет постоянно в каждом из нас, — начал свои поучения мудрый, проживший жизнь, индеец.
— Как это два волка? Что это за волки, дедушка?- с нескрываемым любопытством поинтересовался маленький мальчик с невинным лицом, с нетерпением ожидающим продолжения рассказа.
— Один из волков, — продолжил старик, — является злом. Это все плохое, отрицательное в нас, все негативные чувства и эмоции, такие как: гнев, злость, страх, обида, ненависть, гордыня, жадность, подлость, ревность, эгоизм, ложь, высокомерие. Но другой волк хороший, это добро! Это, напротив, все хорошее, положительное, что есть в нас: любовь, радость, надежда, вера, доброта, мир, милосердие, мягкость, верность, щедрость, сострадание, истина.
Маленький индеец, до глубины души тронутый словами деда, задумался на несколько мгновений.
— Но какой же волк побеждает в итоге, дедушка? – с глазами, наполненными волнением и переживаниями, спросил наконец юнец, который очень любил дедушкины рассказы и истории.
— Запомни, мой мальчик, тот волк побеждает всегда, которого ты кормишь! – подмигнув внуку, с улыбкой ответил мудрый индеец.

Эту поучительную притчу стоит запомнить всем. Смысл ее очень простой и доступный. На самом деле, итог нашей постоянной внутренней борьбы, пусть и не всегда заметной для нас, зависит только от нас самих. Чем больше мы злимся, ругаемся, ленимся, ревнуем, тем наш отрицательный персонаж становится сильнее, тем чаще он начинает проявлять себя, постепенно поглощая все хорошее, что есть в нас.
И наоборот, чем больше мы проявляем сострадания к окружающим людям, чем больше стараемся помочь кому-то, проявляем любовь, доброту, препятствуем своей лени, идя ей наперекор, тем самым мы кормим доброго волка, и он становится сильнее. И с каждым разом возрастает самодисциплина – ты становишься сильнее, и все меньше негативных мыслей в голове.
Каждый может реально ощутить, что эти две силы существуют внутри нас, и питаются той энергией, которую мы ей, по сути, поставляем.
Чем чаще мы переламываем свою лень, эгоизм, злость, тем проще в дальнейшем это делать. Мысли становятся все позитивнее, нацеленными на успех, и все негативное и отрицательное в нас все больше вытесняется. Жизнь становится интереснее, начинает меняться в лучшую сторону, ведь мы притягиваем именно то, что находится внутри нас, проявляем позитив, и он вернется к нам добром и успехом. Давно ведь известно, что мысли материальны. Поэтому, если хотим добра, то и мысли, поступки, должны быть добрыми. А когда снова вдруг появится негатив, желание соскочить, стоит только вспомнить эту притчу и сказать себе мысленно: «что, злой волк, кушать хочешь? Нет уж, сегодня будешь голодать».

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

·         Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 

·         Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  

·         Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  

·         Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  

·         Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.

Вывод: Научите своё сердце добру!

 

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ

 

-Никогда не груби своим друзьям.

-Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.

-Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

-Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с маленькими, и с мальчиками, и с девочками!

- Если ты обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

-Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

-Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

 

Если ты всегда будешь выполнять эти правила, у тебя будет много хороших и добрых друзей, которые будут любить тебя и всегда придут на помощь в трудную минуту.


 

 


 

Тема: Хорошее во мне и других

Тема: Хорошее во мне и других

Рассказывал, то про влюбленных

Рассказывал, то про влюбленных

Сегодня наше занятие пройдёт в форме диспута, мы обсудим тему «Хорошее в тебе и других»

Сегодня наше занятие пройдёт в форме диспута, мы обсудим тему «Хорошее в тебе и других»

А сейчас давайте подключим своё воображение и представим какого цвета доброта

А сейчас давайте подключим своё воображение и представим какого цвета доброта

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу

Приведите примеры доброго отношения людей

Приведите примеры доброго отношения людей

Один из волков, — продолжил старик, — является злом

Один из волков, — продолжил старик, — является злом

Известный педагог Шалва Александрович

Известный педагог Шалва Александрович
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2023