Разработка: "Игровые упражнения по русскому языку для начальной школы".
Оценка 4.7

Разработка: "Игровые упражнения по русскому языку для начальной школы".

Оценка 4.7
docx
07.01.2022
Разработка: "Игровые упражнения по русскому языку для начальной школы".
игровые упр.docx

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1.«Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

2.Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.жыил    анскикьоинк

лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген( планета, звезда, орбита, снег)

3.«Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

4. «Словесный конструктор»

Ход игры. Выбирается одно длинное слово, например, словесность. Задача играющих – за отведенное время (около 5 минут) составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Нужно оговорить заранее, можно ли использовать одну букву несколько раз. Могут быть такие слова: соль, нос, слово, сев, новость и др. Побеждает тот, у кого будет больше слов. Можно учитывать и длину составленных слов. Тогда вторым победителем будет автор самого длинного слова.

5. «Намеки»

Ход игры. Ведущий предлагает играющим первую букву загаданного слова и намек на него – другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые словами явления могут вместе встречаться в жизни, быть связаны неким общим сюжетом, идиомой, одно может быть похоже на другое, связаны могут быть смысл разных слов и их звуковые оболочки, связь может быть чисто ассоциативной.

Выигрывает тот, кто сможет первым назвать загаданное слово.

Предлагаемые задания-намеки помогут познакомить ребят с игрой. В скобках даны ответы, при необходимости с пояснением.

• К – сумка (кенгуру).

• Б – нос (Буратино).

• Т – летать (летающая тарелка).

• М – лягушонок (Маугли).

6.«Снежный ком»

Ход игры. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: Мальчик идет. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Мальчик идет в кино; Мальчик быстро идет в кино. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

7. «Ромашка» (цветик-семицветик)

На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками. Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее задание.

8. «Узнай себя»

Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например, обозначение приставки, корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (например, заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно использовать при определении члена предложения, части речи, рода и т.д.

9. «Да-нетка»

Учитель читает вопрос, а учащиеся должны показывать карточку либо с «да», либо с «нет».

10.«Мягкая посадка»

Например, изучается тема «Род имен существительных». Учитель бросает ученику мяч, называет какое-либо существительное. Ученик ловит мяч, называет род существительного и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

11. «Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

12. «Переводчик»

Кто быстрее и правильнее переведет все слова, подберет синонимы, заменит сленг общеупотребительными словами и т.д.

13. «Отними букву»

Есть глагол, от которого можно образовать другие слова, отнимая по одной букве. Составить рассказ с этими словами.

Например : Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.

Лесорубы ... в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Te, которые шли впереди, ...ветви, мешающие идти. По дороге они... двух гадюк, ... их палками. «А гадюки ядовитые ... нет?» - спросил самый молодой. «Ты ... это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы и самому знать».

14.Игра « Найди синоним, антоним»

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

15.«Найди антоним»

Сначала следует пояснить, что антонимы — это слова, противоположные друг другу по значению. Даже есть такой стишок, состоящий из одних антонимов:

Тебе скажу я — «далеко»,

А ты ответишь — «близко».

Тебе скажу я — «высоко»,

А ты ответишь — «низко».

На знаниях этого правила можно выделить даже несколько игр, где потребуется литературно—речевая смекалка.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

16.Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).

Данные игры используются на уроках русского языка при изучении частей речи. Можно адаптировать приведённые игры под ту часть речи, которая изучается в данный момент.

17.«Шеренга»

Расставь синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

18. «Общий признак»

Подбери ко всем словам каждой группы одно имя прилагательное, подходящее им по значению. Не забывай изменять, там, где необходимо, род и число этих прилагательных.

Образец. Слон, океан, чай – индийский.

1.    Свет, впечатление, румянец

2.    Музей, документ, событие

3.    Утро, человек, осень

4.    Крик, ветер, бросок

5.    Ваза, девочка, лед

6.    День, спор, бой

7.    Крапива, брюнет, стыд

8.    Пуговица, ответ, глаза

9.    Хлеб, воздух, газета

10.  Совесть, небо, руки

11.  Голос, дом, награда

12.  День, юбка, память

13.  Дождь, почерк, пруд

14.  Карандаш, игра, люди

15.  Дедушка, стена, звук

 

19.Третий лишний

( В зависимости от темы урока)

1.Горка, гора, горе.

2.Поход, походка, ходить.

3. Маша, Алёша, дежурный.

20.Найди и докажи

( Тема : « Предложение»)

Для каждого игрока готовится карточка с четырьмя группами слов, среди которых нужно найти предложения. Игроки подчеркивают предложения, ставят точку в конце и доказывают свой выбор.

 

1. ОДНАЖДЫ ПОЗДНИМ ОСЕННИМ ВЕЧЕРОМ

2. РАСЦВЕЛА ПОД МОИМ ОКНОМ ДУШИСТАЯ СИРЕНЬ

3. В, БУШЕВАЛА, ДЕНЬ, ЛЕСУ, ЦЕЛЫЙ, ГРОЗА

4. ГРАЧИ СЛЕТЕЛИСЬ НА ВСПАХАННОЕ ПОЛЕ

 

1. В НАШЕЙ РЕКЕ ВОДЯТСЯ ЩУКИ И ОКУНИ

2. ИЗ, ВЫСОКО, ДЫМ, НЕБО, ТРУБЫ, В, ПОДНИМАЕТСЯ

3. ЗАВТРА МЫ РАНО УТРОМ ВЧЕТВЕРОМ

4. РЕБЯТА ЧИТАЛИ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ

 

1. ИЗ-ПОД ГОРЫ ВЫТЕКАЕТ ХОЛОДНЫЙ

2. ПОД РАЗВЕСИСТЫМ ЗЕЛЁНЫМ ДУБОМ

3. РЕБЯТА ГУРЬБОЙ ПОШЛИ КУПАТЬСЯ НА РЕЧКУ

4. МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ

 

1. В ЛЕСУ РАЗДАВАЛСЯ ТОПОР ДРОВОСЕКА

2. МОЯ БАБУШКА СЕГОДНЯ РАНО УТРОМ

3. УСТАЛЫЕ ОХОТНИКИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ

4. МЫ ВЧЕРА НА УРОКЕ МУЗЫКИ

21.«Кто быстрее назовёт»

( Тема :«Разделительный твёрдый знак»)

Учитель задает вопросы, ученики должны ответить на них словами с разделительным твердым знаком:

Как мы называем кран, который поднимает тяжелые грузы? (Подъемный кран).

Грибы, которые нельзя есть? (Несъедобные грибы)

Как мы говорим о ком-то, кто сжался от холода? (Съежился)

Дорога, круто поднимающаяся вверх? (Подъем)

Рассказ о том, как лучше выполнить задание? (Объяснение)

Сообщить о чем-то. (Объявить)

Соединить вместе. (Объединить)

Приблизиться к чему-то на машине (Подъехать)

Это приходится делать водителю, когда он загоняет машину в гараж или во двор. (Въезжать)

Сообщение о чем-то важном, новом, срочном. (Объявление)

Одно нужно отделить, отсоединить друг от друга. Например, провода. (Разъединить).

Таким бывает воробей после драки. (Взъерошенным)

Он есть у каждого дома. Это крытый вход в здание. (Подъезд)

Фигура плоская, а тело...(объемное).

Если зверя разозлить, то он становится...(разъяренным).

Если предмет имеет недостаток, то у него есть...(изъян)

Дети не любят уколы и даже слово-синоним к нему. (Инъекция)

Транспорт приближается к объекту. (Подъезжать)

Её проводят при помощи фотоаппарата, фоторужья, кинокамеры, видеокамеры. (Съемка).

22.Замени одним словом

( Тема : « Сложные слова»)

Игру можно проводить в форме эстафеты с участием учеников каж¬дого ряда. Учитель дает толкования слов. Ученикам с первых парт каж¬дого ряда выдаются листки бумаги, на которых они пишут слово и пе¬редают листок ученикам второй парты и так далее.

 

1.    Машина для перевоза молока. (Молоковоз)

2.    Любитель книг. (Книголюб)

3.    Пастух, который пасет свиней. (Свинопас)

4.    Кухонная машина для измельчения мяса и изготовления фарша. (Мясорубка)

5.    Машина, которая приводит в порядок газоны, аккуратно подкаши-вая траву. (Газонокосилка)

6.    Вещь, которая вышла из моды, устарела. ( Старомодная)

7.    Машина для натирания паркетных полов. ( Полотёр)

8.    Явление природы, связанное с таянием льда весной на реках. ( Ледоход)

9.    Прибор для нарезки стекла. ( Стеклорез)

10.Человек, работающий под водой в специальной одежде. ( Водолаз)

23.Золотая середина

Впишите в клеточки слова, состоящие из трех букв, которые станут окончанием первого и началом второго слова в каждой строчке.

24. «Часовичок-носовичок»,

Изображён большой циферблат, на котором обозначены по кругу все гласные. В середине циферблата карманчик для вставки согласных и стрелка. Учитель вставляет изучаемую согласную букву и, переводя стрелку от одной гласной к другой, читает с детьми слоги – слияния.

25.Построим дом»

Цель: учить слышать звук [р] в  и находить его место в слове.

Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске.

26.«Заглавная или строчная»

Цель: учить соотносить заглавные и строчные буквы.

В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и заглавных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти пары: заглавная + прописная. С этими же буквами можно дать другое задание: самостоятельно найти признак, по которому все карточки можно разделить на две группы.

Затем я предлагаю игру “Кто быстрее составит слово?”: о, д., м; у, д., б; в, о, р, д.; с, д., а; р, о, д., в, а; т, е, и; ре, во, де.

27.Цепочка   Один игрок (педагог или ребенок) называет слово, другой подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает следующий уча­стник и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Задача игры — не разорвать цепочку. Допустивший ошибку игрок по окончании игры платит фант, например, придумывает несколько слов на заданный звук.

28.Найди картинке ее домик Примерные картинки: утка, ослик, кот, флажок, утюг, ваза, груша, альбом, жук, мак, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз.  У педагога на столе стопкой лежат картинки изображе­нием вниз. Игроки по одному подходят к столу, берут картин­ку, называют изображенный на ней предмет, выделяют пер­вый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в домик с синим или красным кружком. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игру можно проводить как соревно­вание.

29.Сложи буквы  Оборудование: у каждого ученика — конверт с несколькими (три — пять) элементами букв, вырезанными из картона. Педагог предлагает ученикам достать из конверта эле­менты букв. Из них нужно сложить две буквы, так чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

 

30. Игра  «Буквенная  арифметика»

Описание: Ученикам предлагается выполнить действия с буквами и слогами и получить в результате слова.

1) КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = …

2) ЧЕРНЫЙ – ЫЙ + О + СЛИВА – А = …

3) ТОВАРНЫЙ – НЫЙ + ИЩИ = …

4) ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А = …

5) КВА + РАК – АК + ТИРА = …

6) КЕДР – ДР + РОСИНКА = …

7) КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л +Р = …

8) ЧАЩА – А + ОБА = …

9) ШИНА – А + ЕЛЬ = …

10) ЕЖИ – И + Е + ВИКА = …

11) ТРЕЛЬ – Т + СЫР – Р = …

12) КОТ + ЁЛКА – КА = …

13) КАБАН – АН + ЛУК = …

14) КЛЕЙ – К + КА = …

15) КОРА – О + П + ИВА = …


 

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1.«Выбери три слова» (

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1.«Выбери три слова» (

Учитель читает вопрос, а учащиеся должны показывать карточку либо с «да», либо с «нет»

Учитель читает вопрос, а учащиеся должны показывать карточку либо с «да», либо с «нет»

День, спор, бой 7. Крапива, брюнет, стыд 8

День, спор, бой 7. Крапива, брюнет, стыд 8

Если предмет имеет недостаток, то у него есть

Если предмет имеет недостаток, то у него есть

Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам

Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2022