Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальной школы по классу «Фортепиано» средствами продуктивно- творческой деятельности.
Денисова Евгения Александровна
преподаватель
МБУ ДО "Детская школа скусств №2"
г.Сургут.2020 г.
Проблема формирования и развития творческих способностей учащихся путем приобщения их к музыкально-исполнительской деятельности, теоретически обоснованная Б.В. Асафьевым и Б.Л. Яворским, нашла свое практическое воплощение в технологии продуктивно-творческой деятельности (Л. Рубинштейн, Е.Д. Критская.), направленной на формирование художественной культуры учащихся через продуктивную деятельность и творческое переосмысление учебного материала. Эффективность использования данной технологии подтверждает опыт работы по обучению учащихся игре на фортепиано в детской музыкальной школе имени В.В.Андреева города Нефтеюганска.
Развитие музыкальных способностей средствами продуктивно- творческой деятельности способствует эмоциональному постижению образного мира изучаемых произведений и овладению комплексом пианистических умений и навыков, необходимых для его исполнительского воплощения, что является одной из основных задач образовательной программы «Специальное фортепиано».
Процесс обучения игре на фортепиано включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность (внутришкольные мероприятия: классные часы, праздники, фестивали, концерты и т.д.; коллективное посещение концертов детской филармонии, театров, музеев; участие в исполнительских конкурсах, Интернет-проектах, дистанционных олимпиадах).
При организации образовательного процесса с использованием данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Особая роль отводится обобщающим урокам нестандартных форм в конце каждой четверти и года: уроки- музыкальные путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др., на которых реализуется диалогичная и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность детей. Музыкально-игровая деятельность на уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх (разгадывание кроссвордов, ребусов, импровизация на заданную тему, сочинение музыкальных этюдов и сказок). Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую и исполнительскую деятельность, способствуют созданию психологически комфортных условий и креативной среды.
Общие методы педагогики (словесные, наглядные, практические) относятся и к области музыкальной педагогики. Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы: музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения. В личной педагогической практике широко используются приёмы активизации творческой деятельности учащихся: выражение своих мыслей и чувств звуками, создание на инструменте движение звука, передача с помощью звука эмоционального состояния, сочинение мелодии на тему, мимическое, пластическое создание образа героя музыкального произведения, звуковых картин, иллюстраций к музыкальным произведениям, презентации, подготовка сообщений о творчестве композиторов, отдельных музыкальных жанрах, инструментах, подготовка инсценировок, музыкальных спектаклей, самостоятельный подбор репертуара, игровые ситуации и упражнения.
Использование данных приёмов повышает активность включения в процесс обучения учащихся, развитие их музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, а также развивает рефлексивные навыки и способствует осознанию собственной индивидуальности, неповторимости.
Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе, которая позволяет решить следующие задачи музыкального образования обучающихся:
- расширение теоретических знаний и развитие практических навыков исполнительского мастерства, общепрофессиональных и специальных творческих знаний учащихся;
- создание среды творческих единомышленников (детей, родителей, педагога);
- формирование духовно-нравственных качеств учащихся.
Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности в разных её формах, которые в школе искусств предусматривают большие возможности в этом направлении: «Музыкальный салончик», игра- путешествие «Путешествие Антошки», викторины, конкурсы (конкурс этюдов «Музыкальный вернисаж», «Музыкальные загадки»), концерты («Бал-фантазия», «Моя мама-лучшая на свете», «Детский альбом») , фестивали, праздники и спектакли. Каждое мероприятие - это не только праздник и радость – это и трудная, напряжённая работа, результатом которой является рождение искусства.
Опыт участия в концертах, фестивалях и конкурсах различного уровня, в том числе и дистанционных, Интернет-конкурсах создаёт условия для предъявления результатов собственной работы, их объективной оценки и самооценки, самоутверждения учащихся. Для педагога конкурс – это реальная возможность для мониторинга результатов всего образовательного процесса. Участие в таких конкурсах как: Открытые городские и Региональные конкурсы юных пианистов, Открытые городские конкурсы камерных и фортепианных ансамблей, Всероссийские конкурсы и Международные конкурсы-фестивали способствуют демонстрации результатов образования учащихся школы расширенному педагогическому сообществу, повышению статуса учащихся и школы искусств в целом.
Большую роль в организации внеурочной деятельности играет совместная музыкально-творческая деятельность учащихся и их семей, способствующая укреплению семейных отношений, взаимопониманию между родителями и детьми, раскрытию творческих способностей каждого из членов семьи. Дети раскрывают своё понимание и видение Мира, а родители раскрывают видение Мира глазами своих детей
Формы совместной деятельности детей и родителей: праздники, концерты, конкурсы, игровые программы, музыкальные соревнования ориентированы на создание ситуации сотрудничества для достижения устойчивых положительных результатов обучения детей в музыкальной школе.
Особенности совместной продуктивно-творческой деятельности наиболее ярко продемонстрированы при проведении конкурса технического мастерства «Музыкальный вернисаж». Данный конкурс был проведён учащимися класса «Фортепиано» 7-14 лет и их родителями .
Основной идеей конкурса является: привлечение родителей к новой для них роли-активного участника и члена жюри, оценивающего качества исполнения музыкального произведения. Хочется отметить, что родители довольно критично и серьезно относились к статусу «жюри». Для них оказалось проблематичным оценивать исполнение юных музыкантов по предложенным критериям. Педагогическая ценность конкурса видится в формировании родителей чувства музыкальной сопричастности к работе своего ребёнка.
Конкурс технического мастерства «Музыкальный вернисаж»
для учащихся музыкальной школы по классу «Фортепиано»
Цель: повышение исполнительского мастерства учащихся класса «Фортепиано» в процессе продуктивно – творческой деятельности.
Задачи:
- развитие исполнительской техники (необходимых технических приемов) на определенном этапе обучения;
- формирование технических знаний, умений и навыков, необходимых
для продуктивно-творческой деятельности;
- развитие чувственно – эмоциональной сферы учащихся;
- формирование навыков сценической культуры;
- воспитание интереса и любви к музыкальному творчеству.
- укрепление семейных отношений, формирование у родителей чувства музыкальной сопричастности к работе своего ребёнка.
Необходимое оборудование: концертный рояль, мультимидийное оборудование, декорации (баннер на сцене, праздничное оформление сцены), снежинки с номерами для жеребьевки, подарки с музыкальной тематикой для победителей и дипломантов.
Предварительная работа:
1. Подбор музыкального материала: подготовка этюдов из сборников "Фортепианная техника в удовольствие". Этюды этих сборников ориентированы на уровень технических трудностей, предусмотренных программными требованиями, и расположены в порядке возрастания сложности. Музыкальный материал отражает разные виды техники: позиционная игра, подкладывание пальцев, гаммообразные пассажи, репетиции, двойные ноты, подготовка к трели, аккорды, арпеджио и т.д.
2. Разработка этюдов, предназначенных для концертного исполнения; описание приёмов, используемых при интерпретации авторского текста и их выразительных возможностей.
3. Создание вспомогательных материалов, которые педагог сможет использовать во время конкурса (вопросы и задания; памятка для родителей – словарь основных терминов; краткие сведения о музыкальных произведениях и их иллюстрации, выполненные детьми).
4. Домашнее задание для участников: подобрать аудио или видео фрагмент популярного классического произведения для конкурса «Музыкальные загадки». Весь музыкальный материал держится в тайне друг от друга, кроме ведущего, который исключает повторение номеров.
5. Определение членов жюри (заранее в семье решается, кто будет принимать участие) и инициативной группы родителей в составе двух человек.
Ход мероприятия
1. Приветствие участников и гостей конкурса
(Звучит торжественная музыка.)
Ведущий:
Что с музыкой сравнится по
звучанью?
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчанье?
Сравнения найти не в силах я.
Но всякий раз, когда в
душе смятенье, -
Любовь иль грусть, веселье иль печаль.
В любом природой данном настроении
Вдруг начинает музыка звучать
Всем праздники нужны нам, вне сомнения!
И вот день – Музыки, и в
праздник пожелать
Хочу вам, музыканты, Вдохновения!
И снова, снова, снова — Музыку играть!
- Что же такое этюды и зачем их играть? Зачем в музыкальных школах им придают такое большое значение? Неужели без освоения этюдов нельзя научиться играть на фортепиано? Ну почему же нельзя? Можно. Но следует помнить, что необходимо разрабатывать гибкость пальцев и совершенствовать технику игры для того, чтобы исполнять свои любимые мелодии правильно и красиво. К сожалению, в таком сложном деле одних только гамм недостаточно. Поэтому самый оптимальный вариант – это гармоническое совмещение этих двух видов упражнений для достижения лучшего результата.
На протяжении многих лет педагоги всего мира признают, что этюды отлично развивают беглость пальцев и готовят руки пианистов к наиболее виртуозным произведениям. Этюды позволяют развить точные ритмические навыки, скоординировать игровые движения. Главное – не останавливайтесь на чем-то одном. По- возможности, нужно разучивать этюды различной сложности.
Больше практики, и тогда вашей технике позавидует любой пианист!
Итак, начинаем.Наш конкурс проводится в двух возрастных номинациях: младшая группа – с 1 по 3 класс, старшая группа – с 4 по 7 класс. Поприветствуем наших участников!
(Участники конкурса под торжественную музыку выходят на сцену)
2. Жеребьёвка участников конкурса
Ведущий:На улице зима, дует ветерок, кружатся снежинки. А некоторые из них прилетели к нам на праздник. Каждый из участников может взять в подарок любую понравившуюся снежинку, только нужно обязательно запомнить ее.
(Проводится жеребьевка на снежинках, где на обратной стороне написан порядковый номер исполнения).
3. Представление членов жюри
Ведущий:
- Наши дорогие мамы, папы, даже бабушки являются сегодня членами многоуважаемого жюри. Но жюри у нас необычное - для него будет секретом имя исполнителя, так как находиться родители будут спиной к сцене (как в известной шоу- программе «Голос»).
(Каждому члену жюри выдаются оценочные листы и памятки.)
4. Выступления участников конкурса
Участники по жеребьевке выходят на сцену и исполняют подготовленные к концертному исполнению этюды.
Ведущий контролирует порядок выступления и помогает жюри в выставление баллов.
Главная задача работы жюри – оценить выступление каждого участника по заданным критериям по 10-бальной системе.
Оценочный лист:
№ |
Название этюда
|
|
Критерии оценивания |
||||||
Стабильность (исполнение без запинок и остановок) |
Беглость |
Эмоционально- выразительное исполнение. |
Образ (соответствие названию) |
Иллюстрация музыкального произведения (подготовленный рисунок) |
Итого |
||||
|
Младшая группа |
||||||||
1 |
«Жонглер» |
|
|
|
|
|
|
||
2 |
«На скейтборде» |
|
|
|
|
|
|
||
3 |
«Эстафета» |
|
|
|
|
|
|
||
4 |
«Танец игрушечного медвежонка» |
|
|
|
|
|
|
||
5 |
«Грустная песенка» |
|
|
|
|
|
|
||
|
Старшая группа. |
||||||||
1 |
«Малютка» |
|
|
|
|
|
|
||
2 |
«Легкий ветерок» |
|
|
|
|
|
|
||
3 |
«Светлячки» |
|
|
|
|
|
|
||
4 |
«Полет Бабы Яги» |
|
|
|
|
|
|
||
5 |
«Вдохновение» |
|
|
|
|
|
|
||
6 |
«Горный ручей» |
|
|
|
|
|
|
||
Памятка жюри по подведению итогов:
Количество баллов |
оценка |
10 |
5+ |
9 |
5 |
8 |
5- |
7 |
4+ |
6 |
4 |
5 |
4- |
4 |
3+ |
3 |
3 |
2 |
3- |
1 |
2 |
5. Подведение итогов:
Инициативная группа ведет подсчет голосов, а в это время ведущий проводит развлекательный конкурс «Музыкальные загадки».
6. Конкурс «Музыкальные загадки»
Ведущий делит зал на две команды:
1 команда – учащиеся класса.
2 команда – родители.
Каждая команда придумывает себе название, но обязательно связанное с музыкальной тематикой ( у нас были «Детский альбом» у детей и «Симфония» у родителей).
По очереди каждый участник команды выполняет свое домашнее задание – включает фрагменты популярной классической музыки, а другая команда отгадывает его название. (Конкурс проходит на эмоциональном подъеме, все участники получают заряд радости, позитива.А сколько нового раскрывается в каждом ученике, и тем более в родителях! В конце, как правило, побеждает дружба.)
7. Награждение
(Звучат фанфары.)
Объявляются и награждаются победители и дипломанты конкурса (участников у нас нет) с вручением грамот с присуждением места и подарка, обязательно связанным с музыкой.
Ведущий:
Что только есть прекрасного на
свете -
Всё музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц, и ветер.
Про всё она нам может рассказать.
То звонкою капелью засмеётся,
То вьюгой заметёт, запорошит,
Дождём весенним радостно прольётся,
Листвою золотою закружит.
Поют, танцуют, веселятся дети
И просто слушают, закрыв глаза.
Прекрасно, что есть музыка на свете!
Нам без неё прожить никак нельзя!
- Но наш праздник не заканчивается, он продолжится за сладким столом, куда приглашаются все без исключения участники нашего конкурса.
участница конкурса «Музыкальный
вернисаж» Награждение победителей
Информационные источники
http://musuroki.ucoz.ruТехнология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки
http://pedgazeta.ruКоробейникова М.К. Организация совместной музыкально-творческой деятельности в рамках семейного клуба.
http://pedsovet.suАтемина Т. А.Формы организации внеурочной работы по музыку.
http://propianino.ru/stihotvorenie-muzykaМ. В. Сидорова Стихотворение о музыке
http://rudocs.exdat.com И.В. Рябченко/ Музыкально-творческая деятельность как фактор формирования потребности в творческой самореализации школьников.
http://uchit.net\ catalogpedagogika\137100 Развитие музыкально-творческих способностей учащихся
http://www.musical-sad.ruОксана Анатольевна. Стихи о музыке
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.