Разработка мероприятия
Оценка 4.8

Разработка мероприятия

Оценка 4.8
docx
27.04.2020
Разработка мероприятия
Развитие музыкальных способностей.docx

 

 

 

 

 

 

Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальной школы по классу «Фортепиано» средствами продуктивно- творческой деятельности.

 

 

 

 

Денисова Евгения Александровна

преподаватель

                МБУ ДО "Детская школа скусств №2"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   г.Сургут.2020 г.

Проблема формирования и развития творческих способностей учащихся путем приобщения их к музыкально-исполнительской деятельности, теоретически обоснованная Б.В. Асафьевым и Б.Л. Яворским, нашла свое практическое воплощение в технологии продуктивно-творческой деятельности (Л. Рубинштейн, Е.Д. Критская.), направленной на формирование художественной культуры учащихся через продуктивную деятельность и творческое переосмысление учебного материала. Эффективность использования данной технологии  подтверждает опыт работы по обучению учащихся игре на фортепиано в детской музыкальной школе имени В.В.Андреева города Нефтеюганска.

Развитие музыкальных способностей средствами продуктивно- творческой деятельности способствует эмоциональному  постижению образного мира изучаемых произведений и овладению комплексом пианистических умений и навыков, необходимых для его исполнительского воплощения, что является одной из основных задач образовательной программы  «Специальное фортепиано».

Процесс обучения игре на фортепиано  включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность (внутришкольные мероприятия: классные часы, праздники, фестивали, концерты и т.д.; коллективное посещение концертов детской филармонии, театров, музеев; участие в исполнительских конкурсах, Интернет-проектах, дистанционных олимпиадах).

 При организации образовательного  процесса с использованием  данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Особая  роль отводится обобщающим урокам нестандартных форм в конце каждой четверти и года: уроки- музыкальные путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др.,  на которых реализуется диалогичная и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность детей. Музыкально-игровая деятельность на уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх (разгадывание кроссвордов, ребусов, импровизация на заданную тему, сочинение музыкальных этюдов и сказок). Такие нетрадиционные формы проведения  уроков активизируют творческую и исполнительскую деятельность, способствуют созданию психологически комфортных условий и  креативной среды.

Общие методы педагогики (словесные, наглядные, практические) относятся и к области музыкальной педагогики.  Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы: музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств,  интерпретации собственного исполнения  музыкального произведения. В личной педагогической практике широко используются приёмы активизации творческой деятельности учащихся: выражение своих мыслей и чувств  звуками, создание на инструменте движение звука, передача  с помощью звука эмоционального состояния, сочинение мелодии на тему, мимическое, пластическое создание  образа героя музыкального произведения, звуковых картин, иллюстраций к музыкальным произведениям, презентации, подготовка сообщений о творчестве композиторов, отдельных музыкальных жанрах, инструментах, подготовка инсценировок, музыкальных спектаклей, самостоятельный подбор репертуара, игровые ситуации и упражнения.

Использование данных приёмов   повышает активность включения в процесс обучения учащихся, развитие  их музыкальных  способностей:  ритма,  слуха,  памяти, а также развивает рефлексивные навыки и способствует осознанию собственной индивидуальности, неповторимости.

Широ­кие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе, которая позволяет решить следующие задачи музыкального образования обучающихся:

-    расширение  теоретических знаний и развитие практических навыков исполнительского мастерства, общепрофессиональных и специальных творческих знаний учащихся; 

-    создание среды творческих единомышленников (детей, родителей, педагога);

-    формирование духовно-нравственных качеств учащихся.

Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности в разных её формах, которые в школе  искусств предусматривают большие возможности в этом направлении: «Музыкальный салончик»,  игра- путешествие «Путешествие Антошки», викторины, конкурсы (конкурс этюдов «Музыкальный вернисаж», «Музыкальные загадки»), концерты («Бал-фантазия», «Моя мама-лучшая на свете», «Детский альбом») , фестивали, праздники и спектакли. Каждое мероприятие - это не только праздник и радость – это и трудная, напряжённая работа, результатом которой является рождение искусства.

Опыт участия в концертах, фестивалях и конкурсах  различного уровня, в том числе и дистанционных, Интернет-конкурсах создаёт условия для предъявления результатов собственной работы, их объективной оценки и самооценки,  самоутверждения  учащихся. Для педагога конкурс – это реальная возможность для мониторинга результатов всего образовательного процесса. Участие в таких конкурсах как: Открытые городские  и Региональные конкурсы юных пианистов,  Открытые городские конкурсы камерных и фортепианных ансамблей, Всероссийские конкурсы и Международные конкурсы-фестивали способствуют  демонстрации результатов образования учащихся школы   расширенному педагогическому сообществу, повышению статуса учащихся и школы искусств в целом.

Большую роль в организации внеурочной деятельности  играет совместная музыкально-творческая деятельность учащихся и их семей, способствующая  укреплению семейных  отношений,  взаимопониманию между родителями и детьми, раскрытию творческих способностей каждого из членов семьи. Дети раскрывают своё понимание и видение Мира, а родители раскрывают видение Мира глазами своих детей

Формы совместной деятельности детей и родителей:  праздники, концерты, конкурсы, игровые программы, музыкальные соревнования ориентированы на создание ситуации сотрудничества для достижения устойчивых положительных результатов обучения детей в музыкальной школе.

Особенности совместной  продуктивно-творческой деятельности наиболее ярко продемонстрированы при проведении конкурса технического мастерства «Музыкальный вернисаж». Данный конкурс был проведён учащимися класса «Фортепиано» 7-14 лет и их родителями .

Основной идеей конкурса является:  привлечение родителей к новой для них роли-активного участника и члена жюри, оценивающего качества исполнения музыкального произведения. Хочется отметить, что родители довольно  критично и серьезно  относились к статусу «жюри». Для них оказалось проблематичным  оценивать исполнение юных музыкантов по предложенным критериям. Педагогическая ценность конкурса видится в формировании родителей чувства музыкальной сопричастности к работе своего ребёнка.

 

Конкурс технического мастерства «Музыкальный вернисаж»

для учащихся музыкальной школы по классу «Фортепиано»

 

Цель: повышение исполнительского мастерства учащихся класса  «Фортепиано» в процессе продуктивно – творческой деятельности.

Задачи:

-      развитие  исполнительской техники (необходимых технических приемов) на определенном этапе обучения;

-      формирование  технических знаний, умений и навыков, необходимых

для продуктивно-творческой деятельности;

-      развитие чувственно – эмоциональной сферы учащихся;

-      формирование навыков сценической культуры;

-      воспитание  интереса и любви к музыкальному творчеству.

-      укрепление семейных  отношений, формирование у  родителей чувства музыкальной сопричастности к работе своего ребёнка.

 Необходимое оборудование: концертный рояль, мультимидийное оборудование, декорации (баннер на сцене, праздничное оформление сцены), снежинки с номерами для жеребьевки, подарки с музыкальной тематикой для победителей и дипломантов.

Предварительная работа:

1.  Подбор музыкального материала: подготовка этюдов из сборников "Фортепианная техника в удовольствие". Этюды этих сборников ориентированы на уровень технических трудностей, предусмотренных программными требованиями, и расположены в порядке возрастания сложности. Музыкальный материал отражает разные виды техники: позиционная игра, подкладывание пальцев, гаммообразные пассажи, репетиции, двойные ноты, подготовка к трели, аккорды, арпеджио и т.д.

2.  Разработка  этюдов, предназначенных для концертного  исполнения;  описание приёмов, используемых при интерпретации авторского текста и их выразительных возможностей.

3.  Создание вспомогательных материалов, которые педагог сможет использовать во время конкурса  (вопросы и задания; памятка для родителей – словарь основных терминов; краткие сведения о музыкальных произведениях и их иллюстрации, выполненные детьми).

4.  Домашнее задание для участников: подобрать  аудио или видео фрагмент популярного классического произведения для конкурса «Музыкальные загадки». Весь музыкальный материал держится в тайне друг от друга, кроме ведущего, который исключает повторение номеров.

5.  Определение членов жюри (заранее в семье решается, кто будет принимать участие)  и инициативной группы родителей в составе двух человек.

 

Ход мероприятия

 

1.    Приветствие участников и гостей конкурса

(Звучит торжественная музыка.)

Ведущий:


Что с музыкой сравнится по звучанью?
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчанье?
Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятенье, -
Любовь иль грусть, веселье иль печаль.
В любом природой данном настроении


Вдруг начинает музыка звучать
Всем праздники нужны нам, вне сомнения!

 

И вот день – Музыки, и в праздник пожелать
Хочу вам, музыканты, Вдохновения!
И снова, снова, снова — Музыку играть!

 


            

 - Что же такое этюды и зачем их играть? Зачем в музыкальных школах им придают такое большое значение? Неужели без освоения этюдов нельзя научиться играть на фортепиано? Ну почему же нельзя?  Можно. Но следует помнить, что необходимо разрабатывать гибкость пальцев и совершенствовать технику игры для того, чтобы исполнять свои любимые мелодии правильно и красиво. К сожалению, в таком сложном деле одних только гамм недостаточно. Поэтому самый оптимальный  вариант – это гармоническое совмещение этих двух видов упражнений для достижения лучшего результата.

              На протяжении многих лет педагоги всего мира признают, что  этюды отлично развивают беглость пальцев и готовят руки пианистов к наиболее виртуозным произведениям. Этюды позволяют развить точные ритмические навыки, скоординировать игровые движения. Главное – не останавливайтесь на чем-то одном. По- возможности, нужно разучивать этюды различной сложности.

Больше практики, и тогда вашей технике позавидует любой пианист!

Итак, начинаем.Наш конкурс проводится в двух возрастных номинациях: младшая группа – с 1 по 3 класс, старшая группа – с 4 по 7 класс. Поприветствуем наших участников!

(Участники конкурса под торжественную музыку выходят на сцену)

2.    Жеребьёвка участников конкурса

Ведущий:На улице зима, дует ветерок, кружатся снежинки. А некоторые из них прилетели к нам на праздник. Каждый из участников  может взять в подарок любую понравившуюся снежинку, только нужно обязательно  запомнить ее.

 (Проводится жеребьевка на снежинках, где на обратной стороне написан порядковый номер исполнения).

3.    Представление членов жюри

Ведущий:

        -  Наши дорогие мамы, папы, даже бабушки являются  сегодня  членами многоуважаемого жюри. Но жюри у нас необычное -  для него будет секретом имя исполнителя, так как находиться родители  будут спиной к сцене (как в известной шоу- программе «Голос»).

(Каждому члену жюри выдаются оценочные листы и памятки.)

4.    Выступления участников конкурса

Участники  по жеребьевке выходят на сцену и исполняют подготовленные к концертному исполнению этюды.

Ведущий контролирует порядок выступления и помогает жюри в выставление баллов.

Главная задача работы жюри – оценить  выступление  каждого участника по заданным критериям по 10-бальной системе.

 

Оценочный лист:

 

Название этюда

 

 

Критерии оценивания

Стабильность (исполнение без запинок и остановок)

Беглость

Эмоционально- выразительное исполнение.

Образ (соответствие названию)

Иллюстрация музыкального произведения (подготовленный рисунок)

Итого

 

Младшая группа

1

«Жонглер»

 

 

 

 

 

 

2

«На скейтборде»

 

 

 

 

 

 

3

 «Эстафета»

 

 

 

 

 

 

4

«Танец игрушечного медвежонка»

 

 

 

 

 

 

5

 «Грустная песенка»

 

 

 

 

 

 

 

Старшая группа.

1

 «Малютка»

 

 

 

 

 

 

2

 «Легкий ветерок»

 

 

 

 

 

 

3

«Светлячки»

 

 

 

 

 

 

4

«Полет Бабы Яги»

 

 

 

 

 

 

5

«Вдохновение»

 

 

 

 

 

 

6

«Горный ручей»

 

 

 

 

 

 

 

Памятка жюри по подведению итогов:

 

Количество баллов

оценка

10

5+

9

5

8

5-

7

4+

6

4

5

4-

4

3+

3

3

2

3-

1

2

5.    Подведение итогов:

Инициативная группа ведет подсчет голосов, а в это время ведущий проводит развлекательный конкурс «Музыкальные загадки».

6.    Конкурс «Музыкальные загадки»

Ведущий делит зал на две команды:

1 команда – учащиеся класса.

2 команда – родители.

Каждая  команда придумывает себе название, но обязательно связанное с музыкальной тематикой ( у нас были «Детский альбом» у детей и «Симфония» у родителей).

            По очереди каждый участник команды выполняет свое домашнее задание – включает фрагменты популярной классической музыки, а другая команда отгадывает его название. (Конкурс проходит на эмоциональном подъеме, все участники получают заряд радости, позитива.А сколько нового раскрывается в каждом ученике, и тем более в родителях! В конце, как правило, побеждает дружба.)

 

7.    Награждение

(Звучат фанфары.)

Объявляются и награждаются победители и дипломанты конкурса (участников у нас нет) с вручением грамот с присуждением места и  подарка, обязательно связанным с музыкой.

Ведущий:


Что только есть прекрасного на свете -
Всё музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц, и ветер.
Про всё она нам может рассказать.

То звонкою капелью засмеётся,
То вьюгой заметёт, запорошит,
Дождём весенним радостно прольётся,
Листвою золотою закружит.

Поют, танцуют, веселятся дети
И просто слушают, закрыв глаза.
Прекрасно, что есть музыка на свете!
Нам без неё прожить никак нельзя!


             - Но наш праздник не заканчивается, он продолжится за сладким столом, куда приглашаются все без исключения участники нашего конкурса.

участница конкурса «Музыкальный вернисаж»         Награждение победителей

         Информационные источники

http://musuroki.ucoz.ruТехнология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки

http://pedgazeta.ruКоробейникова М.К. Организация совместной музыкально-творческой деятельности в рамках семейного клуба. 

http://pedsovet.suАтемина Т. А.Формы организации внеурочной работы по музыку.

http://propianino.ru/stihotvorenie-muzykaМ. В. Сидорова Стихотворение о музыке

http://rudocs.exdat.com   И.В. Рябченко/ Музыкально-творческая деятельность как фактор формирования потребности в творческой самореализации школьников.

http://uchit.net\ catalogpedagogika\137100  Развитие музыкально-творческих способностей учащихся

http://www.musical-sad.ruОксана Анатольевна. Стихи о музыке


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальной школы по классу «Фортепиано» средствами продуктивно- творческой деятельности

Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальной школы по классу «Фортепиано» средствами продуктивно- творческой деятельности

Проблема формирования и развития творческих способностей учащихся путем приобщения их к музыкально-исполнительской деятельности, теоретически обоснованная

Проблема формирования и развития творческих способностей учащихся путем приобщения их к музыкально-исполнительской деятельности, теоретически обоснованная

Общие методы педагогики (словесные, наглядные, практические) относятся и к области музыкальной педагогики

Общие методы педагогики (словесные, наглядные, практические) относятся и к области музыкальной педагогики

Антошки», викторины, конкурсы (конкурс этюдов «Музыкальный вернисаж», «Музыкальные загадки»), концерты («Бал-фантазия», «Моя мама-лучшая на свете», «Детский альбом») , фестивали, праздники и спектакли

Антошки», викторины, конкурсы (конкурс этюдов «Музыкальный вернисаж», «Музыкальные загадки»), концерты («Бал-фантазия», «Моя мама-лучшая на свете», «Детский альбом») , фестивали, праздники и спектакли

Хочется отметить, что родители довольно критично и серьезно относились к статусу «жюри»

Хочется отметить, что родители довольно критично и серьезно относились к статусу «жюри»

Разработка этюдов, предназначенных для концертного исполнения; описание приёмов, используемых при интерпретации авторского текста и их выразительных возможностей

Разработка этюдов, предназначенных для концертного исполнения; описание приёмов, используемых при интерпретации авторского текста и их выразительных возможностей

Ну почему же нельзя? Можно

Ну почему же нельзя? Можно

Ведущий контролирует порядок выступления и помогает жюри в выставление баллов

Ведущий контролирует порядок выступления и помогает жюри в выставление баллов

Легкий ветерок» 3 «Светлячки» 4 «Полет

Легкий ветерок» 3 «Светлячки» 4 «Полет

А сколько нового раскрывается в каждом ученике, и тем более в родителях!

А сколько нового раскрывается в каждом ученике, и тем более в родителях!

Информационные источники http://musuroki

Информационные источники http://musuroki
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020