Разработка урока "Экологическая лестница"
Оценка 4.7

Разработка урока "Экологическая лестница"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
18.12.2021
Разработка урока "Экологическая лестница"
Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.
экологическая лестница.docx

Тема: «Экологическая лестница»

Цель: Развивать в учащихся умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой цепочкой. Убедить ребят в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать учащихся способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в школьниках умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.

Ход занятия:

 Учитель: «Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало. Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала».

О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

Учащиеся:О весне.

Учитель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?

Учащиеся: Дошла. Апрель.

Учитель: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

Школьники: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.

Учитель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на Экскурсиях в природу. Мы с вами наблюдаем, что свет, вода, земля, солнце помогают всему живому расти и цвести.

Школьники: Да, когда Все живое получает в достаточном количестве тепла и света, тогда  лучше растут растения, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада. На окне все растет и благоухает.

Учитель: Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

Ученики: Не хватает солнца, воды, тепла.

Учитель: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?

Школьники: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем.

Учитель: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?

Учащиеся: Все завянет и погибнет.

Учитель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить, животное - само себя кормить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду. Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит, Осенью питает, зимой согревает» Что это?

Учащиеся: Лес.

Учитель: А почему вы так решили?

Школьники: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки

Учитель: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла. (Учитель спрашивает, а ученики объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву.)

Учитель: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса). На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

Учащиеся: Без тепла и света.

Учитель: А что нам дает тепло, свет?

Ученики: Солнце.

Учитель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

Ученики: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

Учитель: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

Школьники: Насекомых.

Учитель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

Учащиеся: Птицы.

Учитель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

Учащиеся: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

Учитель: А если убрать насекомых?

Учащиеся: Некому будет опылять растения.

Учитель: А если убрать растения?

Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

Учитель: Хотим мы этого?

Учащиеся: Нет.

Учитель: поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Урок мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету»:

«Есть одна планета - сад в этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно. Береги свою планету, ведь другой на свете нету».


 

Тема: «Экологическая лестница»

Тема: «Экологическая лестница»

Учитель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас

Учитель: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас

И нельзя из этого дома никого выселить

И нельзя из этого дома никого выселить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2021