Разработка урока музыки для 3 класса "«В детской. Вокальный цикл М. Мусоргского»
Оценка 4.6

Разработка урока музыки для 3 класса "«В детской. Вокальный цикл М. Мусоргского»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
искусство +1
3 кл
26.08.2021
Разработка урока музыки для 3 класса "«В детской. Вокальный цикл М. Мусоргского»
Разработка урока музыки в 3 классе по теме «В детской. Вокальный цикл М. Мусоргского» предназначена для работы учителя, преподающего музыку в начальной школе. Данный урок может быть включён в изучение общей темы «Формы и жанры в музыке» так как содержание урока призвано познакомить с понятием «вокальный цикл», палитрой музыкальных образов детства, задуманной композитором. Дидактический материал урока способствует развитию навыка сопоставлять образную природу произведений одной тематики у разных композиторов, воспитывать искреннюю увлечённость музыкальным искусством, эстетический вкус учащихся.
урок музыки 3 класс.docx

Аннотация

Разработка урока музыки в 3 классе по теме «В детской. Вокальный цикл М. Мусоргского»  предназначена для работы учителя, преподающего музыку в начальной школе. Данный урок может быть включён в изучение общей темы «Формы и жанры в музыке» так как содержание урока призвано познакомить с понятием «вокальный цикл», палитрой музыкальных образов детства, задуманной композитором. Дидактический материал урока способствует развитию навыка сопоставлять образную природу произведений одной тематики у разных композиторов, воспитывать искреннюю увлечённость музыкальным искусством, эстетический вкус учащихся.

 

Введение

Вы бранная тема урока актуальна поскольку раскрывает эффективные приёмы работы учителя и учащихся на уроке музыки в начальном звене, которые опираются на наглядно-образное восприятие младших школьников, ситуативное мышление и эмоциональную память. В конечном результате формируется способность осознанно воспринимать классическую музыку. Эта способность поможет учащимся стать грамотными подготовленными слушателями.

 

Основная часть

Тема: В детской. Вокальный цикл

Цель: познакомить с вокальным циклом М. Мусоргского, раскрывая палитру музыкальных образов детства, задуманную композитором; развивать навык сопоставлять образную природу произведений одной тематики у разных композиторов; воспитывать искреннюю заинтересованность музыкальным искусством, эстетический вкус учащихся.

 

Оборудование:

Чепчик, платок и очки для няни

Рисунок Буки

Картины героев сказок для викторины, иллюстрации «Времена года», «Части суток»

Конверт большой «Послание от детей 19 века», картинки к пьесам цикла

Табличка «ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА», «Речитатив», «Музыкальный цикл»

Музыкальный материал для слушания и разучивания

 

1. Установочно – мотивационный этап урока

1) Приветствие, артикуляционные упражнения по выбору учителя.

2)Мотивация: рассмотреть 2 портрета детей-ровесников 18 и 21 века

1384315942_a2ec0a050c656d11e353e4b30aa924dcEnfants_de_Charles-Emmanuel_III

- что удивило вас на картине 18 века?

 

К детям, обычно, относились со всей серьёзностью, считая, что они должны скорее взрослеть и становиться на ноги. Их даже наряжали как маленьких взрослых.

Многого, того, что есть у современных детей, у детей 18 века не было.

Зато у многих была НЯНЯ (учитель надевает чепчик, очки, набрасывает платок).

Няня с первых дней жизни была с ребёнком, воспитывала его, рассказывала интересные сказки. Сказки разные – «разноцветные». А вы, ребята, хорошо ли знаете сказки?

Викторина по сказкам (выстраивается на доске радужный спектр)

К каждой сказке подходит цвет и соответствующая характеру музыка.

Игра «Подбери цвет и опиши музыку»: к предлагаемому цвету ребята подбирают по 2 определения к характеру музыки

Красная шапочка

Девочка в заметной шапочке красной

Благополучно минует опасность.

Учитель ставит полосу красного цвета.

Золушка

Девушку милую, мачехой нелюбимую

В волшебную полночь судьба найдёт.

Учитель ставит полосу оранжевого цвета.

Репка

На огороде рос этот овощ.

Целой семье нужна мышки помощь.

Учитель ставит полосу жёлтого цвета.

Мальчик с пальчик

Пусть этот мальчик ростом с мизинчик,

Братьям своим он надёжный защитник.

Учитель ставит полосу зелёного цвета.

Кот в сапогах

Кот в удивительных красных сапожках

Перехитрил людоеда немножко

Учитель ставит полосу голубого цвета.

Снежная королева

 В холоде вечном жила королева,

Но дружбу детей погубить не сумела

Учитель ставит полосу синего цвета.

С этими сказками знакомы почти все дети. А как называется эта сказка?

(учитель ставит полосу фиолетового цвета)

Темно, за окошком ни звука

Луна из-за леса встаёт

Седая и страшная Бука

С мешком по дороге идёт

Слетают с плеча её совы,

Лишь скрипнет в округе снежок

Любого та Бука готова схватить и упрятать в мешок…..

учитель исполняет попевку «Бука»

Как многоцветен мир сказок! Так же, как музыка детства!

 А какую же музыку слушали дети 200 лет назад? Сможем ли мы понять её?

 В 18 веке и таких понятий как «музыка для детей» или «детская музыка» не существовало.

2) объявление темы:

https://www.muzkniga.com/image/cache/catalog/images/vocal/vocal_2230-800x800.jpgСегодня на урок к нам пришло  послание к потомкам от детей 19 века (учитель достаёт конверт, в котором макет нотного издания)

 - настоящий звуковой документ. Чтобы представить картину из детства детей 19 века, нужно её ПРОПЕТЬ – это ВОКАЛЬНАЯ музыка – музыка для пения. Написал эти музыкальные вокальные картины русский композитор Модест Петрович Мусоргский.

2.  Содержательно – поисковый этап урока

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremy_sutok_dly_detey.jpghttp://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremena_goda_dly_detey.jpgСравните две иллюстрации. Чем они схожи?

 

 

 

 

-времена года, как и части суток, «движутся по кругу», объединены одним названием.

Цикл - это нечто, что началось там, где завершится и начнется вновь

 

1)Вокальный циклэто песни, объединённые одним сюжетом.

 Лишь в 19 веке появились первые детские музыкальные произведения «Альбом для юношества» Р. Шумана  и «Детский альбом» П. И. Чайковского. Эти произведения задумывались как несложные пьесы для ребят, которые учатся игре на музыкальном инструменте.

Идея русского композитора Модеста Петровича Мусоргского была совсем иной: его вокальный цикл не предназначался для исполнения детьми. Композитор стремился раскрыть перед взрослыми тайны детской души. Он выступил в роли детского психолога.

Своих детей у композитора не было, но он умел найти с детьми общий язык, и дети любили Модеста Петровича.

 

 Почти все песни имеют посвящение: первые три Мусоргский посвятил взрослым.

7 небольших мимолётных эпизодов (вывешивает карточки с названиями произведений  на доске), увиденных композитором, сложились в небольшую галерею музыкальных зарисовок – вокальный цикл «Детская». Мусоргский не только написал музыку, но и стал автором текстов. Современники говорили «Поставь декорации и надень костюмы, и можно по каждой пьесе спектакль играть».

По воспоминаниям друзей мы знаем, что в цикле было 9 песен. Увы, 2 из них композитор так и не записал и теперь они навсегда потеряны для слушателей. Но и 7 портретов детей, дошедших до нас, не уступают художественным полотнам.

Нарисовать более живой детский портрет в музыке, чем в цикле Мусоргского, до сих пор не удалось никому.

2) Иллюстрация к пьесе «С няней» М.П. Мусоргский.

Учитель: Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

2020-10-14_12-06-59Послушайте начало первой песни этого альбома – «С няней» скажите, в каком темпе прозвучит песня? (Учитель играет)

Ученики: Довольно скоро.

Учитель: Посмотрите в нотной записи динамику песни.

Ученики: В начале - тихо, затем очень тихо и громче.

Учитель: Правильно. Закройте глаза при прослушивании и постарайтесь «увидеть» героев песни.

Прослушивание песни «С няней» М.П. Мусоргского.

Учитель: Каких героев вы «увидели»?

Ученики: Няню, девочку, Буку, детей, Царя, Царицу.

Учитель: Сколько сказок вы услышали в песне?

Ученики: Две, про Буку и Царя с Царицею.

Учитель: Какой характер у музыки, можно её слушать детям на ночь?

Ученики: Можно. Нет нельзя, она страшная.

Учитель: Мусоргский в своей песне замечательно передаёт интонации человеческой речи. Такие интонации, похожие на человеческую речь, в музыке называют речевыми или речитативом. Исполняет один человек.

Учитель: какие интонации преобладают в начале песни?

Дети: спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим и разговор, и пение.

Учитель: произнесите слова “расскажи мне нянюшка, расскажи мне милая”. Что происходит с интонацией? (Дети произносят выразительно и с просящей интонацией).

Учитель: как движется голос, что происходит с интонацией?

Дети: голос повышается, затем понижается.

Учитель: а теперь послушайте, как звучит эта фраза у Мусоргского? (Поет учитель, затем интонируют все дети).

Дети: с высокого звука мелодия спускается вниз, она звучит так, как и в речи.

Учитель: когда малыш вспоминает про буку страшного, меняется ли музыка? И почему?

Дети: меняется, становится тревожной, более волнительной, громкой, потому что ребенок переживает эти страшные события, он боится.

Учитель:  меняется ли музыка, когда малыш вспоминает сказку веселую, про царя с царицей?

Дети: она звучит весело, ярко и смешно.

Учитель: какую сказку все-таки решил послушать ребенок на ночь?

Дети: веселую, “ту, смешную-то”.

Учитель: автор очень ярко показывает восприятие волшебства впечатлительной душой ребенка.

 Выберите цвета, подходящие по настроению песне.

ФИЗМИНУТА: показать пантомимой настроение радости, обиды, удивления, злости

2) Иллюстрация к пьесе «В углу» М.П. Мусоргский.

Прослушивание песни  или просмотр исполнения «В углу».

Обмен впечатлениями от прослушанной пьесы.

Пьеса «В углу» посвящается Виктору Александровичу Гартману, другу Модеста Мусоргского. Пьеса яркая изобразительная. В вокальной партии няни мы, буквально, видим, как в фортепьянном сопровождении «разматывается» клубок с вязанием няни. А как хороши интонационные «броски» у няни «Ах ты, проказник!.. В угол! В угол!» Интонация точно повторяет речевую интонацию:

Ах ты, проказник! Клубок размотал,
Прутки растерял! Ах – ти! Все петли спустил!
Чулок весь забрызган чернилами!
В угол! В угол! Пошёл в угол! Проказник!

После соло няни мелодия у ребёнка звучит капризно, оправдываясь, будто «выпрашивает» у няни прощения:

Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И пруточки разбросал котёночек.
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.

Ребёнок верит в свою невиновность, ищет недостатки у няни и, в итоге, в сердцах возмущается «несправедливым» наказанием:

А няня злая, старая,
У няни носик-то запачканный;
Миша чистенький, причесанный,
А у няни чепчик на боку.
Няня Мишеньку обидела,
Напрасно в угол поставила.
Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!

Удивительно точно мелодия следует за текстом и переменами  в настроении ребёнка.

Выберите цвет, подходящий по настроению песне.

3)Сравнительно-сопоставительный анализ пьес Мусоргского и П. Чайковского

Посмотрите видео пьесы «Нянина сказка» П.И. Чайковского, чтобы сравнить её с песней М.П. Мусоргского «С няней».

Ученики смотрят видео пьесы «Нянина сказка» П.И. Чайковского.

Учитель: Сейчас вы будете сравнивать два музыкальных произведения по табличке. В ней указаны пункты, по которым вы будет сравнивать музыкальные произведения. Сейчас послушайте ещё раз песню «С няней» М.П. Мусоргского и заполним таблицу вместе

.

 

П. Чайковский «Нянина сказка»

М. Мусоргский «С Няней»

Характер музыки

 

 

исполнитель

 

 

темп

 

 

интонация

 

 

 

Учитель заполняет во время фронтальной работы таблицу, обсуждают ответы учеников

Игровая импровизация: учащимся предлагается изобразить движением содержание «Няниной сказки» или «С няней».

Вывод: Сходство двух музыкальных произведений в том, что они написаны для детей, в них изображены дети.

Различие в том, что М. Мусоргский писал песни, а П. Чайковский написал инструментальные музыкальные пьесы, «Детский альбом» П. Чайковского включает в себя 24 пьесы, а «Детская» М. Мусоргского состоит всего из 7песен. Они собирались в цикл постепенно и были изданы после смерти автора.

3 Адаптивно – преобразующий этап урока

1)Распевание: упражнения для голоса

2)Пьесы вокального цикла напоминают калейдоскоп цветных стёклышек. Все они составляют единое целое – объединяются идеей отразить мир детства.

 Предлагаю вам разучить песню с «разноцветным названием».

Вокально-хоровая работа: разучивание песни «Разноцветная игра». Музыка Б. Савельева, слова Л. Рубальской.

Итог урока: Одно из гениальных свойств великих художников – умение стать на место другого и от его лица создавать произведение. В данном цикле Мусоргский сумел стать снова ребенком и говорить от его лица.

Фронтальный опрос «Эстафета» (учитель бросает мячик первому ученику и задаёт вопрос, ученик отвечает и бросает мячик следующему ученику, который будет отвечать на следующий вопрос учителя).

Какая из прослушанных песен цикла вам запомнилась? Почему? Какую музыку называют «вокальной»? Какими качествами должны обладать музыкальные пьесы, чтобы сложить их в один ЦИКЛ? Какое пение называют РЕЧИТАТИВОМ?

Домашнее задание: придумать, какими сценками из вашей жизни можно было бы составить вокальный цикл «В детской ХХI века»?

 

 

Заключение

«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру и беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, интеллигентность, дающая культуру» - писал Дмитрий Лихачёв.

На уроке музыки в начальной школе учитель должен стремиться заложить фундамент понимания музыкальных произведений.

На представленном уроке музыки учитель должен обозначить и достичь планируемых результатов через Универсальные Учебные Действия:

Понятийные  - усвоить понятия: «Вокальная музыка», «Речитатив», «Музыкальный цикл».

Коммуникативные  – уметь сотрудничать, характеризовать своё видение содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, проявлять толерантность по отношению к одноклассникам.

Регулятивные  – уметь  фиксировать материал урока, переносить теоретические знания в сферу своих практических действий.

Личностные  – приобретение гуманистического мировоззрения, отражение в сознании необходимости бережного и ответственного отношения к личности ребёнка.

 

Список используемых источников

1.     http://www.mussorgsky.ru/mus040.html

Инна Астахова по книге Г.Хубова «Мусоргский». ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ «ДЕТСКАЯ. "ДЕТСКАЯ" МОДЕСТА ПЕТРОВИЧА МУСОРГСКОГО.  Москва, издательство «Музыка» 1969

2.     https://www.youtube.com/watch?v=otkO8LZYEOw&t=2s

М.Мусоргский вокальный цикл "Детская" Лилиана Шайхи (сопрано) Олия Газимова (фортепиано)

3.     https://www.youtube.com/watch?v=DNxFuRyTHyA 

МУСОРГСКИЙ В углу (вок. цикл "Детская") - Кристина Безносова меццо-сопрано /Mussorgsky "The Nursery"

4.     https://www.youtube.com/watch?v=VwdLb6_LlrQ

П. И. Чайковский "Детский альбом": пьеса "Нянина сказка"


 

Скачано с www.znanio.ru

Аннотация Разработка урока музыки в 3 классе по теме «В детской

Аннотация Разработка урока музыки в 3 классе по теме «В детской

К детям, обычно, относились со всей серьёзностью, считая, что они должны скорее взрослеть и становиться на ноги

К детям, обычно, относились со всей серьёзностью, считая, что они должны скорее взрослеть и становиться на ноги

Учитель ставит полосу голубого цвета

Учитель ставит полосу голубого цвета

Лишь в 19 веке появились первые детские музыкальные произведения «Альбом для юношества»

Лишь в 19 веке появились первые детские музыкальные произведения «Альбом для юношества»

Прослушивание песни «С няней»

Прослушивание песни «С няней»

Пьеса «В углу» посвящается Виктору

Пьеса «В углу» посвящается Виктору

Сейчас послушайте ещё раз песню «С няней»

Сейчас послушайте ещё раз песню «С няней»

ЦИКЛ? Какое пение называют РЕЧИТАТИВОМ?

ЦИКЛ? Какое пение называют РЕЧИТАТИВОМ?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2021