Тема: «Сложение отрицательных чисел»
Тип урока: систематизации и обобщения..
Цель: систематизировать и обобщить знания и умения обучающихся по теме «Сложение отрицательные числа»
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета, способам решения учебных задач; дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Предметные: безошибочное нахождение модуля числа, нахождение суммы отрицательных чисел; применение полученного умения для нахождения значений выражений, содержащих отрицательные числа
Метапредметные: умение воспринимать информацию, свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения собственного высказывания (логичность, последовательность, связность).
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; контролировать, корректировать и оценивать действия партнера. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: доска, линейка, интерактивная доска, компьютер, презентация, заготовка газеты (лист ватмана), на котором написано «Сложение отрицательных числа», карточки с заданиями.
Ход урока
1.Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Займите свои рабочие места.
Проверьте всё ли готово к уроку. Нам понадобятся рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, карточки с заданиями.
- Сегодня у меня отличное настроение. Я рада нашей с вами встрече. Я дарю вам свою улыбку, тем самым желаю вам хорошего настроения. А теперь и вы улыбнитесь друг другу, и пожелайте хорошего настроения.
К уроку готовы?
Тогда – за работу!
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Обратите внимание на слайд. Что вы там видите?
(Ребус)
Попробуйте его разгадать!
(Обобщение)
Очень хорошо.
А о чём вам говорит слово: ОБОБЩЕНИЕ?
(Мы будем обобщать наши знания)
Замечательно! А какие знания мы с вами сегодня уже можем обобщить?
(Знания о сложении отрицательных чисел)
А если связать воедино все чему вы учились на предыдущих уроках и разгаданный ребус, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока
(Обобщение знаний по теме «Сложение отрицательных чисел»)
Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее дату, тему урока
А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какие цели будем преследовать, исходя из темы урока?
(Обобщать знания по теме «Сложение отрицательных чисел»)
Сегодня у нас необычный урок. Мы выпустим номер математической газеты.
Многие из вас сегодня будут специальными корреспондентами этого выпуска.
Помните, что любая газета читаема тогда, когда в ней интересная и полезная информация.
Итак, начинаем нашу работу.
На доске прикрепляется заготовка газеты (лист ватмана), на котором написано «Сложение отрицательных чисел». Материалы рубрик появляются постепенно.
3. Актуализация имеющихся знаний
1 рубрика “Теория”
Для решения практических задач мы используем теорию.
Прежде чем перейти к практической работе, ответьте на теоретические вопросы.
Выполнив задания по карточке №1, мы вспомним теоретический материал по данной теме. На выполнение работы у вас 1 минута.
Фронтальная работа с классом по вопросам карточки № 1 с целью проверки правильность выполнения задания.
Поставьте отметки по критериям, написанным на слайде:
“5” – нет ошибок;
“4” – 1 ошибки;
“3” – 2 ошибки.
Листок с вопросами и ответами прикрепляется на заготовку газеты под рубрикой “Теория”.
2 рубрика “Вычислительная ”
Итак, наша работа продолжается. Перейдем к практике.
Устная работа на планшетках
Молодцы!
4. Обобщение и систематизация знаний
Перед вами ряд чисел.
-6,4; -5,8; -0,8; -7,1; -7,9; -13,5
Сформулируйте самостоятельно задания
(Обучающиеся поочередно придумывают задания: из представленных числовых выражений можно выбрать:
Я хочу вам предложить следующее задание: составить сумму 2 отрицательных чисел из данных чисел.
Предлагаю выполнить это задание самостоятельно.
-6,4+(-7,1)=-13,5
-5,8+(-0,8)=-6,4
-0,8+(-7,1)=-7,9
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Работа в парах с последующей проверкой по эталону
Следующее задание предлагаю выполнить в парах.
Возьмите карточку № 2.
Каждая пара работает по карточке. В некоторых примерах допущены ошибки.
Ребята, вы должны увидеть их и исправить. Приступайте к работе.
Эталон для самопроверки |
|
Подробный образец |
Эталон |
а) (-4,5) + (-2,3) = - (|-4,5| + |-2,3|) = -(4,5+2,3)= --6,8; |
1.Найти сумму модулей слагаемых. 2. В результате поставить общий знак. |
(-13,9) + (-6,9) = - (|-13,9| + |-6,9|) = -(13,9+6,9)= --20,8; |
|
(-5,8)+ 0 = - (|-5,8| + 0) = -5,8; |
При сложении с 0 сумма равна данному числу. |
(-3/7) + (-1/7) = - (|-3/7| + |-1/7|) = -(3/7+1/7)= -4/7; |
|
Обсуждение ошибок.
Примеры выведены на интерактивной доске. Обучающие исправляют допущенные в них ошибки.
Если у вас возникнут вопросы по решению упражнений по данной теме , то можете обратиться газете, где в рубрике «Практика» имеются образцы заданий и их решения по теме «Сумма отрицательных чисел».
Листок с образцами заданий и их решением по теме «Сложение отрицательных чисел» прикрепляется на заготовку газеты под рубрикой “Практика”.
Физминутка
1. Микропаузы при утомлении глаз:
· Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
· Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
· Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.
Верно-ложно:
Если верно-сидим, ложно – встаем
1.модуль -5 =5 +
2. модуль 0=-0 -
3.расстояние от 0 до -3=3 +
4.модуль х это х и-х+
5. -5 расположено между целыми числами -6 и -4 +
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
3 рубрика «Сами с усами»
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
Самостоятельное выполнение заданий с последующей взаимопроверкой
Возьмите карточку № 3. Выполните самостоятельную работу. На выполнение работы у вас 3 минуты
ФИ____________________________________________________
1. Какое целое число находится на координатной прямой между -5 и -3
А) 5; Б)7; В)-4
2. Между какими целыми числами заключено число -3,8
А) 2 и 3; Б)-2 и -3; В)-3 и -4
3.Выполните действия:-19+(-11)
А) 8; Б)-30; В)-8
4.Чтобы сложить два отрицательных числа нужно:
А) из числа с большим модулем вычесть число с меньшим модулем; Б) сложить их модули и перед полученным результатом поставить знак минус;
В) вычесть их модули и перед полученным результатом поставить знак минус;
5.Результатом действия -15,8+(-29,76)
А) -45,56; Б)13,96 ; В)45,56
6.Утром термометр показывал значение температуры -15 градусов, а в обед она понизилась на 2 градуса. Какое значение стал показывать термометр?
А) -17; Б)17 ; В)-13
Ключ проверки
1. В
2. B
3. Б
4. Б
5. A
Обменяйтесь листочками с соседом по парте, проверьте правильность выполнения.
Поставьте оценки по критериям, написанным на слайде:
“5” – нет ошибок;
“4” – 1 ошибки;
“3” – 2 ошибки.
Кто верно выполнил все задания?
Молодцы!
Если вы допустил ошибки, то можете обратиться газете, где в рубрике «Сами с усами» расположен выполненный вами тест и ключ к нему Листок с тестом и ключом к нему прикрепляется на заготовку газеты под рубрикой “Сами с усами”.
Из истории
4 рубрика “Это интересно”
Вы молодцы. Многое знаете и умеете. Что вы хотите ещё узнать по этой теме?
( Значение слова «модуль», откуда появилось)
Т. е. вы хотите узнать историю термина «Модуль числа»?
Термин «модуль» произошел от латинского слова modulus, что в переводе означает «мера».
Модуль числа а – расстояние от начала координат до точки с координатой а.
А как вы думайте, хотелось ли писать чернилами такое предложение? Наверное нет.
В 18 веке английский математик Роджер Коутс предложили для этого использовать слово "модуль".
А в 19 веке немецкий математик Карл Вейерштрасс ввел обозначение модуля: две вертикальные палочки.
Листок с историческим материалом прикрепляется на заготовку газеты под рубрикой “Это интересно”
1. Рефлексия
5 рубрика “Практические советы”
Подходит к концу наш урок на котором мы обобщили знания по теме «Модуль числа». Давайте подведем итог и ответим на вопрос «Что нужно знать и уметь, чтобы решать упражнения по данной теме?»
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.
А в рубрике “Практические советы” появляется напечатанный (учителем) заранее листок с подзаголовком “Что нужно знать и уметь, чтобы решать упражнения по теме «Сложение отрицательных чисел».
1. Знать определение модуля.
2. Знать, что модуль числа не может быть отрицательным. Для положительных чисел и нуля он равен самому числу, а для отрицательных – противоположному числу.
3. Знать, что противоположные числа имеют равные модули: | - а | = | а |.
4. Знать геометрический смысл модуля.
5. Знать эталон сложения отрицательных чисел.
6. Уметь находить модуль.
7. Уметь находить числа, имеющие заданный модуль.
8..Уметь находить сумму отрицательных чисел
В итоге нашей работы на уроке получилась математическая газета по теме “Модуль числа» к которой вы можете обратиться, если у вас возникнут вопросы по данной теме.
На этом наш урок окончен. Спасибо за урок.
Выполнив задания по карточке №1, мы вспомним теоретический материал по данной теме. На выполнение работы у вас 1 минута.
Что называют модулем числа? __________________________________
Чему равен модуль положительного числа? _____________________
Чему равен модуль отрицательного числа?
_____________________
Чему равен модуль нуля? _______________________________________
Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом? ___
Выполнив задания по карточке №1, мы вспомним теоретический материал по данной теме. На выполнение работы у вас 1 минута.
Что называют модулем числа?
__________________________________
Чему равен модуль положительного числа? _____________________
Чему равен модуль отрицательного числа?
_____________________
Чему равен модуль нуля? _______________________________________
Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом? ___
Выполнив задания по карточке №1, мы вспомним теоретический материал по данной теме. На выполнение работы у вас 1 минута.
Что называют модулем числа?
__________________________________
Чему равен модуль положительного числа? _____________________
Чему равен модуль отрицательного числа? _____________________
Чему равен модуль нуля? _______________________________________
Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом? ___
Оценочный лист_____________________________________класс___________
|
Этапы урока |
Оценка |
1. |
Теория |
|
2. |
Найди ошибку |
|
3. |
Тест |
|
4. |
Бонус Устная работа |
|
|
Оценка за урок |
|
Оценочный лист_____________________________________класс___________
|
Этапы урока |
Оценка |
1. |
Теория |
|
2. |
Найди ошибку |
|
3. |
Тест |
|
4. |
Бонус Устная работа |
|
|
Оценка за урок |
|
Оценочный лист_____________________________________класс___________
|
Этапы урока |
Оценка |
1. |
Теория |
|
2. |
Найди ошибку |
|
3. |
Тест |
|
4. |
Бонус Устная работа |
|
|
Оценка за урок |
|
Оценочный лист_____________________________________класс___________
|
Этапы урока |
Оценка |
1. |
Теория |
|
2. |
Найди ошибку |
|
3. |
Тест |
|
4. |
Бонус Устная работа |
|
|
Оценка за урок |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.