Разработка урока по математике на тему: "Сложение отрицательных чисел"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

разработка урока по теме: " Сложение отрицательных чисел"
Иконка файла материала Разработкаурока.doc

Тема: «Сложение отрицательных чисел»

Тип урока: систематизации и обобщения..

Цель: систематизировать и обобщить знания и умения обучающихся по теме «Сложение отрицательные числа»

Планируемые результаты:

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета, способам решения учебных задач; дают адекватную оценку и самооценку учебной деятельности; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные: безошибочное нахождение модуля числа, нахождение  суммы отрицательных  чисел; применение по­лученного умения для нахождения значений выраже­ний, содержащих отрицательные числа

Метапредметные: умение воспринимать информацию, свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения собственного высказывания (логичность, последовательность, связность).

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  контролировать, корректировать и оценивать действия партнера. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: доска, линейка, интерактивная доска, компьютер, презентация, заготовка газеты (лист ватмана), на котором написано «Сложение отрицательных числа», карточки с заданиями.

 

Ход урока

1.Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Займите свои рабочие места.

Проверьте всё ли готово к уроку. Нам понадобятся рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка, карточки с заданиями.

- Сегодня у меня отличное  настроение. Я рада нашей с вами встрече. Я дарю вам свою улыбку, тем самым желаю вам хорошего настроения. А теперь и вы улыбнитесь друг другу, и пожелайте хорошего настроения.

К уроку готовы?

Тогда – за работу!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Обратите внимание на слайд. Что вы там видите?

  (Ребус)

Попробуйте его разгадать!

(Обобщение)

Очень хорошо.

А о чём вам говорит слово: ОБОБЩЕНИЕ?

(Мы будем обобщать наши знания)
Замечательно! А какие знания мы с вами сегодня уже можем обобщить?

(Знания о сложении отрицательных чисел)

А если связать воедино все чему вы учились на предыдущих уроках и разгаданный ребус, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока

 

(Обобщение знаний по теме «Сложение отрицательных чисел»)

Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее дату, тему урока

А чем мы будем заниматься сегодня  на уроке, какие цели будем преследовать, исходя из темы урока?

(Обобщать знания по теме «Сложение отрицательных чисел»)

 

Сегодня у нас необычный урок. Мы выпустим номер математической газеты.

Многие из вас сегодня будут специальными корреспондентами этого выпуска.

Помните, что любая газета читаема тогда, когда в ней интересная и полезная информация.

Итак, начинаем нашу работу.

На доске прикрепляется заготовка газеты (лист ватмана), на котором написано «Сложение отрицательных чисел». Материалы рубрик появляются постепенно.

 

3. Актуализация имеющихся знаний

1 рубрика “Теория”

Для решения практических задач мы  используем теорию.

Прежде чем перейти к практической работе, ответьте на теоретические вопросы.

Выполнив задания по карточке №1, мы вспомним теоретический материал по данной теме. На выполнение работы у вас 1 минута.

 

Фронтальная работа с классом по вопросам карточки № 1 с целью проверки  правильность выполнения задания.

Поставьте отметки по критериям, написанным на слайде:

“5” – нет ошибок;

“4” – 1  ошибки;

“3” – 2  ошибки.

 

Листок с вопросами и ответами прикрепляется  на заготовку газеты под рубрикой “Теория”.

2 рубрика “Вычислительная ”

 

Итак, наша работа продолжается. Перейдем к практике.

Устная работа на планшетках

 

Молодцы!

4. Обобщение и систематизация знаний

Перед вами ряд чисел.

   -6,4;  -5,8;  -0,8;   -7,1;  -7,9; -13,5

Сформулируйте самостоятельно задания

(Обучающиеся  поочередно придумывают задания: из представленных числовых выражений  можно выбрать:

Я хочу вам предложить следующее задание: составить сумму 2 отрицательных чисел  из данных чисел.

Предлагаю выполнить это задание самостоятельно.

-6,4+(-7,1)=-13,5

-5,8+(-0,8)=-6,4

-0,8+(-7,1)=-7,9

 

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

 Работа в парах с последующей проверкой по эталону

Следующее задание предлагаю выполнить в парах.

Возьмите карточку № 2.

Каждая пара работает по карточке. В некоторых  примерах допущены ошибки.

Ребята, вы должны увидеть их и исправить. Приступайте к работе.

   

Эталон для самопроверки

Подробный образец

Эталон

а) (-4,5) + (-2,3) = - (|-4,5| + |-2,3|) = -(4,5+2,3)= --6,8;

1.Найти сумму модулей слагаемых.

2. В результате поставить общий знак.

(-13,9) + (-6,9) = - (|-13,9| + |-6,9|) = -(13,9+6,9)= --20,8;

 

(-5,8)+ 0 = - (|-5,8| + 0) = -5,8;

При сложении с 0 сумма равна данному числу.

(-3/7) + (-1/7) = - (|-3/7| + |-1/7|) = -(3/7+1/7)= -4/7;

 

 

Обсуждение ошибок.

Примеры выведены на интерактивной доске. Обучающие исправляют допущенные в них ошибки.

 

Если у вас возникнут вопросы по решению упражнений по данной теме , то можете обратиться газете, где в рубрике «Практика» имеются  образцы заданий и их решения по теме «Сумма отрицательных чисел».

Листок с образцами заданий и их решением по теме «Сложение отрицательных чисел» прикрепляется  на заготовку газеты под рубрикой “Практика”.

Физминутка

1.            Микропаузы при утомлении глаз:

·         Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

·         Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

·         Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.

 

Верно-ложно:

Если верно-сидим, ложно – встаем

1.модуль -5 =5   +

2. модуль 0=-0  -

3.расстояние от 0 до -3=3 +

4.модуль х   это х и-х+

5. -5 расположено между целыми числами -6 и -4 +

 

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

3 рубрика «Сами с усами»

 

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Самостоятельное выполнение заданий с последующей взаимопроверкой

 

Возьмите карточку № 3. Выполните самостоятельную работу. На выполнение работы у вас 3 минуты

ФИ____________________________________________________

1.     Какое   целое число находится на координатной прямой между  -5 и -3

А)  5;                         Б)7;                         В)-4

2.     Между какими целыми  числами заключено число -3,8

А)  2 и 3;                         Б)-2 и -3;                         В)-3 и -4

       3.Выполните действия:-19+(-11)

А)  8;                         Б)-30;                         В)-8

4.Чтобы сложить два отрицательных числа нужно:

А)  из числа с большим модулем вычесть число с меньшим  модулем;                         Б)  сложить их модули  и перед полученным результатом поставить знак минус;                     

 В) вычесть  их модули  и перед полученным результатом поставить знак минус;

5.Результатом действия -15,8+(-29,76)

А)  -45,56;                         Б)13,96 ;                         В)45,56

6.Утром термометр показывал значение температуры -15 градусов, а в обед она понизилась на 2 градуса. Какое значение стал показывать термометр?

А)  -17;                         Б)17  ;                         В)-13

Ключ  проверки

1.     В

2.     B

3.     Б

4.     Б

5.     A

Обменяйтесь листочками с соседом по парте, проверьте правильность выполнения.

Поставьте оценки по критериям, написанным на слайде:

“5” – нет ошибок;

“4” – 1  ошибки;

“3” – 2  ошибки.

 

Кто верно выполнил все задания?

Молодцы!

Если вы допустил ошибки, то можете обратиться газете, где в рубрике «Сами с усами» расположен выполненный вами тест и ключ к нему Листок с тестом и ключом к нему  прикрепляется  на заготовку газеты под рубрикой “Сами с усами”.

 

Из истории

 

4 рубрика “Это интересно”

 

Вы молодцы. Многое знаете и умеете. Что вы хотите ещё  узнать по этой теме?

( Значение слова «модуль», откуда появилось)

 

Т. е. вы хотите узнать историю термина «Модуль числа»?

 

Термин «модуль» произошел от латинского слова modulus, что в переводе означает «мера».

 

Модуль числа а – расстояние от начала координат до точки с координатой а.

А как  вы думайте, хотелось ли писать чернилами такое предложение? Наверное нет.

 В 18 веке английский математик Роджер Коутс предложили для этого использовать слово "модуль".

А  в 19 веке  немецкий математик Карл Вейерштрасс ввел обозначение модуля: две вертикальные палочки.

 

Листок с историческим материалом прикрепляется  на заготовку газеты под рубрикой “Это интересно”

1.     Рефлексия

 

5 рубрика “Практические советы”

 

Подходит к концу наш урок на котором мы обобщили знания по теме «Модуль числа». Давайте подведем итог и ответим на вопрос  «Что нужно знать и уметь, чтобы решать упражнения по данной теме?»

 

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

 

А в рубрике “Практические советы” появляется напечатанный (учителем) заранее листок с подзаголовком “Что нужно знать и уметь, чтобы решать упражнения по теме «Сложение отрицательных чисел».

1.     Знать определение модуля.

2.     Знать, что модуль числа не может быть отрицательным. Для положительных чисел и нуля он равен самому числу, а для отрицательных – противоположному числу.

3.     Знать, что противоположные числа имеют равные модули: | - а | = | а |.

4.     Знать геометрический смысл модуля.

5.     Знать эталон сложения отрицательных чисел.

6.     Уметь находить модуль.

7.     Уметь находить числа, имеющие заданный модуль.

8..Уметь находить сумму отрицательных чисел

В итоге нашей работы на уроке получилась математическая газета по теме “Модуль числа» к которой вы можете обратиться, если у вас возникнут вопросы по данной теме.

 

На этом наш урок окончен. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнив задания по карточке №1, мы вспомним теоретический материал по данной теме. На выполнение работы у вас 1 минута.

Что называют модулем числа? __________________________________
Чему равен  модуль положительного числа? _____________________

Чему равен  модуль отрицательного числа? _____________________
Чему равен модуль нуля? _______________________________________

 Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом? ___

 

 

 

Выполнив задания по карточке №1, мы вспомним теоретический материал по данной теме. На выполнение работы у вас 1 минута.

Что называют модулем числа? __________________________________
Чему равен  модуль положительного числа? _____________________

Чему равен  модуль отрицательного числа? _____________________
Чему равен модуль нуля? _______________________________________

 Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом? ___

 

 

 

 

Выполнив задания по карточке №1, мы вспомним теоретический материал по данной теме. На выполнение работы у вас 1 минута.

Что называют модулем числа? __________________________________
Чему равен  модуль положительного числа? _____________________

Чему равен  модуль отрицательного числа? _____________________
Чему равен модуль нуля? _______________________________________

 Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом? ___

 

 

 

Оценочный лист_____________________________________класс___________

 

 

Этапы урока

Оценка

1.

Теория

 

2.

Найди ошибку

 

3.

Тест

 

4.

Бонус Устная работа

 

 

Оценка за урок

 

 

Оценочный лист_____________________________________класс___________

 

 

 

Этапы урока

Оценка

1.

Теория

 

2.

Найди ошибку

 

3.

Тест

 

4.

Бонус Устная работа

 

 

Оценка за урок

 

 

Оценочный лист_____________________________________класс___________

 

 

 

Этапы урока

Оценка

1.

Теория

 

2.

Найди ошибку

 

3.

Тест

 

4.

Бонус Устная работа

 

 

Оценка за урок

 

Оценочный лист_____________________________________класс___________

 

 

 

Этапы урока

Оценка

1.

Теория

 

2.

Найди ошибку

 

3.

Тест

 

4.

Бонус Устная работа

 

 

Оценка за урок