Разработка урока по окружающему миру
Оценка 4.7

Разработка урока по окружающему миру

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл—4 кл
10.06.2020
Разработка урока по окружающему миру
Тема Органы чувств Цель - показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают
Открытый урок по окр. миру 3 класс. Органы чувств.docx

Технологическая карта урока

Учитель: Миронова Елена Петровна
Предмет:
окружающий мир
Класс:
3 «В»

Программа: УМК "Школа России"

Тема урока: "Органы чувств".

Тип урока: урок-исследование.

Тема

 Органы чувств

Цель

 показать роль и специфику разных органов чувств,  связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают

Задачи

·         Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;

расширить  знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

·         Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.

закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
Воспитательные:
содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. 

УУД

Личностные УУД:  

- положительное отношение и интерес к изучению человека

– познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

– способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

–– желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

– осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

– по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

– планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

– проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

– высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

Познавательные УУД:

- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

– понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

– использовать словари и другую справочную литературу;

– выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

– представлять результаты учебной работы в разных формах.

Планируемые результаты

Предметные:

·         Знать названия органов обоняния и вкуса.

·         Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье
Метапредметные:
умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Основные понятия

 Органы чувств

 Исследование

 Восприятие

Ресурсы:

·          основные

·          дополнительные

 

Электронная презентация, наборы для практической работы

Словарь, карточки с заданиями

Формы урока

фронтальная, парная, групповая

 

 


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

 

Эмоциональный настрой учащихся на работу.

 

Посмотрите-ка на нас,

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться.

Не болтать, не отвлекаться,

А стараться и стараться!

 

 

 

Проверяют готовность к уроку

2.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какой раздел мы начали изучать?  

- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? Соберите буквы в слова на доске( горазм  члвкаео)

Задание в парах. Соедините слова из первого столбика со вторым по смыслу.

- У птицы крыло - у человека...

- У зверя лапа - у человека...

- У собаки морда - у человека...

- У конфеты фантик - у человека...

- У льва пасть - у человека...

- У машины мотор - у человека...

- У подводной лодки перископ - у человека...

 

(рука)

 

(кожа)

 

(нога)

 

(глаза)

 

(лицо)

 

 (рот)

 

(сердце)

 

 

-Какие науки нам помогают изучить наш организм?

 

-Для чего нам нужно изучать свой организм?

 

 

-Мы и наше здоровье.

 

-Организм человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пара озвучивает ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Физиология, анатомия, гигиена.

 

-Чтобы правильно ухаживать за ним.

3. Постановка проблемы Постановка учебной задачи.

 

Ребята послушайте стихотворение и подумайте, какая главная мысль заключена здесь? Направлю вас: мысль связана с нашим разделом….

                  Есть пять помощников на службе у тебя,
                  Не замечая, их используешь шутя:
                  Глаза тебе даны, чтоб видеть,
                 А уши служат, чтобы слышать,
                 Язык во рту, чтоб вкус понять,
                 А носик - запах различать, 
                 Руки - чтоб ласкать, трудиться,
                 Воды из кружечки напиться.
                 И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

- О чем говорится в стихотворении?

- Как связано это с человеком?

-Какое общее название можно дать этим органам?

 

-  Сегодня на урок к нам пришёл гость. Посмотрите, что в нем необычного?


А зачем это все нужно человеку?

Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу. Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы запахи. Рот нужен нам для еды. Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.

Сегодня мы с вами более подробно поговорим об органах чувств.

Давайте поставим  цель нашего урока.

Для чего мы сегодня собрались?

Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.  А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

Кстати, кто такие исследователи?
Значит, и мы можем назвать себя исследователями.  Так что же будет предметом нашего исследования?

Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм.

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об окружающем мире.

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью глаз, ушей, носа, рта, кожи.

-Органы чувств

 

У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта.

 

 

 

 

 

 

 

(варианты ответов)

 

 

 

 

 

 

Чтобы узнать об органа, выяснить какой орган главный.

 

 

 

 

Это люди, которые что-то изучают, исследуют.

 

Мы будем исследовать человека.

4.Физминутка

(снятие напряжения)

Физкультминутка на экране

Выполняют упражнения

«Открытие» детьми нового знания.

1. Исследование органа зрения.

Игра «Чудесный мешочек».

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

- Какой цвет этого предмета?

- Почему не можем сказать? (Не видим)

- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

 

Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)

Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

Потому, что мы не видели.

Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

- Что вам помогло?

- Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас.

Вывод:

- Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину. При  помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.

   

С помощью зрения мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

 (Рисунок глаз учитель перемещает на лицо человечка).

 

2. Исследование органа слуха.

Я не достану из волшебного мешочка предмет, а вы попробуйте догадаться, что это.(По звуку дети угадывают)

-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши.

  (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему?

- Какой вывод можно сделать? 

 

- Поиграем в игру «Узнай одноклассника по голосу»(Один человек отворачивется, а кто- то называет его по имени. Ведущий должен назвать кто это был)

- Что это? Как вы поняли? Какой орган чувств помог вам определить тот или иной предмет?

-  Действительно. Уши помогают  людям ориентироваться в разнообразном мире звуков.

-Уши – это орган чего?  

- Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.

(Учитель переносит рисунок ушей на  изображение человечка).

 

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Откройте красную коробочку.

                                        

-Определите, что внутри, не раскрывая колбочки. 

-Нужен новый опыт.

- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах?

- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

- А сделав такие колбочки с чесноком можно надевать дома на шею и носить, тем самым защищая свое здоровье от простуды.

 

-А умение человека различать запахи получило название… 

Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.

(Рисунок носа перемещается на изображение человечка).

 

4. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам понадобятся зеленые коробочки. -Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?  

 

-Нам необходимо ещё одно исследование – определение вкус. 

 

Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус этих предметов?

- Язык-это орган чего?

 

Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.

(Рисунок языка перемещается на изображение человечка.)

 

5. Исследование органа осязания

                           Игра «Узнай, что в коробке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы:

мяч, клубок ниток, яблоко. Коробка накрыта салфеткой.

-Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?

 

Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет.

 

-Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук. Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет.

 

 

Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность.

- Кожа- это орган…..

- Сначала вы на ощупь пытались догадаться что это за предмет, после того как достали вы были уверенны что это…..Почему?

- Может быть даже почувствовали запах.

 

-Вот и закончилось наше исследование. Наш человечек, так же как и мы с вами может воспринимать окружающий мир с помощью своих помощников. А именно?

Как мы можем назвать этих помощников?

 

- Какое значение имеют органы чувств для человека?

 

- Какие органы чувств помогут нам оценить эту картину? (учитель показывает картину)

- Какие органы чувств мы не можем подключить к восприятию в данном случае?

Вспомним правила работы в группах.

Поработаем в группах и узнаем, а как нужно беречь разные органы чувств. Выходят 5 человек (по числу наших органов чувств) вытянуть билетики с заданием. 3 минуты на подготовку по учебнику, затем ответ одного из группы.

Презентация по гигиене органов чувств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.

 

 

Глаза – орган зрения(В тетрадях, на доске составляется кластер)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Колокольчик, погремушка, игрушка)

 

 

Мы ничего не слышали, уши были закрыты.

Услышать звуки нам помогают уши.

 

 

 

 

 

(Уши нужны, чтобы слышать)

 

 

Мы услышали звуки, нам помогли уши.

Уши - орган слуха(Кластер)

 

Слух и зрение.

 

 

 

 

Дети по запаху понимают содержимое колбочек. Чеснок, долька апельсина, духи.

 

(Нос)

 

 

 

 

 

 

 

«обоняние»(Кластер)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы открывают коробочки по очереди.

 

(Затруднение в ответе)

 

Дольки лимона, сахар рафинад, яблоко зеленое.

 

Орган вкуса. (Кластер)

 

 

 

 

 

 

 

Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут.

 

Дети отгадывают предмет и достают его из коробки.

 

 

 

 

 

 

(При помощи кожи).

 

 

 

 

 

 

 

осязания.(Кластер)

 

 

Увидели, помогло зрение.

 

Глаз, ушей, носа, языка, кожи.

 

 

Органы чувств.

 

Восприятие окружающей среды

 

Глаза – зрение.

 

Слух, вкус, обоняние, осязание.

 

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Работа по учебнику стр. 125-128.

План.

План:

1.Название органа чувств

2. Гигиена органа чувств

 

6. Первичное закрепление материала

Загадки

1. Он нужен для дыхания

Еще для обоняния

Меж двух озер стоит утес

В нем две пещеры – это …

 

2. Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу

Пот наружу выделяю,

Ощущаю теплоту

 

3.  Шум дождя

И ветра звуки

Голос мамы

Смех подруги,

Различать помогут нам

Наши верные друзья

 

4. Цвет, размер, форму предмета

Описать мы можем смело.

И увидеть чудеса

Помогают нам ….

 

5. Он во рту у нас сидит

Мысли наши говорит.

Вкус еды он понимает

Кислое, сладкое различает.

Отгадывают загадки

 

 

 

Нос

 

 

 

 

Кожа

 

 

 

 

 

 

Уши

 

 

 

 

 

Глаза

 

 

Язык

7.Физминутка

(снятие напряжения)

Физкультминутка на экране для глаз

Выполняют упражнения

8.Подведение итогов

РЕФЛЕКСИЯ

-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?  

-Назовите их.  

- Какой же орган самый главный? Ответ вы узнает, послушав сценку наших учеников.

Сценка

Автор: Органы чувств как-то раз вели между собой беседу.

Глаза: Мы – орган зрения. А через зрение человек получает 9\10 всей воспринимаемой информации. Значит, мы самый важный орган чувств, а все остальные не нужны.

Уши: То, что вы – самый важный орган чувств никто не спорит. Но бывают случаи когда и уши не заменимы.

Глаза: Когда это?

Уши: Да хоть во время разговора. Как без ушей разговаривать? Иной раз глаза не видят приближающейся опасности, например, когда автомобиль сзади приближается, а уши слышат. И человек успевает отскочить. Так что хоть глаза и важны, а без ушей тоже плохо.

Глаза: Ну, хорошо. Без ушей плохо. А вот остальные органы чувств человеку не нужны.

Нос: Как это не нужны? Без обоняния человек не сможет различать запах пищи – у него может нарушаться пищеварение. Кроме того, не различая запахи, человек не будет знать об опасности, которую он не видит и не слышит. Например, о пожаре или об утечке газа.

Глаза: Хорошо, ты тоже нужен. А вот язык зачем?

Язык: Если я не буду вкус определять, пищеварение еще скорее нарушится , чем без носа. К тому же я определяю, что съедобно, а что нет. Человек без меня может что-нибудь очень ядовитое съесть.

Глаза: Ну, тогда осязание человеку точно не нужно. Тем более что это иногда очень больно бывает.

Кожа: Без осязания человеку совсем плохо придется. Ведь человек очень много действий на ощупь делает. Представляете, что будет, если человек во время ходьбы дорогу под ногами чувствовать не будет. Он же на ровном месте упадет. А без боли жить нельзя. Боль – это сигнал об опасности. Возьмется человек за горячий чайник – и не почувствует, начнет себе руку ножом резать – и тоже не почувствует. Так он себе6 очень серьезные травмы нанести может и даже умереть.

Глаза: Выходит, что хоть я и самый важный орган чувств, но без других органов жить тоже плохо.

Автор: Пять чувств дают человеку возможность составить себе полноценное представление об окружающем мире.

- Какой же орган самый важный?

- Поднимите руку, кто считает, что сегодня заслуживает оценку на уроке. Обсуждение результата работы, выставление оценок.

    (Органы чувств)

Глаза, нос, уши, язык, кожа.

 

 

 

 

9.Домашнее задание

Д/з с. 125-128, доп. материал о разных органах чувств (на выбор, по желанию)

Записывают в дневники

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Коммуникативные УУД: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи; – высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе,…

Коммуникативные УУД: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи; – высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе,…

Основные понятия Органы чувств

Основные понятия Органы чувств

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся 1

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся 1

Мы и наше здоровье. -Организм человека

Мы и наше здоровье. -Организм человека

Мы бы не пришли в школу. Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать

Мы бы не пришли в школу. Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать

Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)

Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)

Что это? Как вы поняли? Какой орган чувств помог вам определить тот или иной предмет? -

Что это? Как вы поняли? Какой орган чувств помог вам определить тот или иной предмет? -

Для продолжения работы нам понадобятся зеленые коробочки

Для продолжения работы нам понадобятся зеленые коробочки

Кожа- это орган….. - Сначала вы на ощупь пытались догадаться что это за предмет, после того как достали вы были уверенны что это…

Кожа- это орган….. - Сначала вы на ощупь пытались догадаться что это за предмет, после того как достали вы были уверенны что это…

Еще для обоняния Меж двух озер стоит утес

Еще для обоняния Меж двух озер стоит утес

Автор : Органы чувств как-то раз вели между собой беседу

Автор : Органы чувств как-то раз вели между собой беседу

Подведение итогов РЕФЛЕКСИЯ -Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? -Назовите их

Подведение итогов РЕФЛЕКСИЯ -Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? -Назовите их