Разработка урока по «Основам духовно-нравственной культуры народов России».
Класс:5
Раздел: Нравственные ценности российского народа.
Тема: Семья- хранитель духовных ценностей.
Цель: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека и объяснить зачем люди создают семьи.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающие овладеют целостными представлениями о семье; научаться понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении.
Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.
Личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейщих ценностей человека.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока
I.Организационный момент
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
II.Мотивационно-целевой этап
Семейный уют – это счастье быть вместе,
Мгновений волшебных и радостных ворох,
Где любят тебя; нет ни фальши, ни лести,
И рядом все те, кто сердечно нам дорог!
Семейная жизнь – как движение в гору:
Когда идешь с кем-то, не страшно ни капли.
Объятьями теплыми скрасится ссора,
От нежного взгляда – проблемы иссякнут.
Семья – сладкий чай и соленое море,
Ее никогда и никто не заменит.
Родные поддержат в болезни и в горе,
Лишь только семья в тебя искренне верит.
Семейные узы – крепки, как канаты,
В них сила любви и сердец единение,
Семья – это праздники, важные даты,
Совместные взгляды, единое мнение,
Великий подарок, нам данный Всевышним
Семья – это самое главное в жизни!
(Светлана Чеколаева)
-О чём это стихотворение?
-Как вы думаете, какое отношение оно имеет к теме нашего урока?
-Что такое семья?
-Чем все семьи похожи?
-Что отличает одну семью от другой?
(ответы учеников)
Тема нашего урока: «Семья- хранитель духовных ценностей».
-Предположите, о чём пойдёт речь на нашем уроке.
-Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
(ответы учеников)
План урока
1.Зачем люди создают семью.
2. Духовные ценности семьи.
Проблемные вопросы: Почему большинство людей создают семью? Что семья даёт человеку? Что человек даёт семье?
III.Работа по теме урока
1.Зачем люди создают семьи
Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание- с фундамента, а человек становится человеком только в семье».
-Как вы понимаете это высказывание?
-Согласны ли вы с ним?
(ответы детей)
Проблемный вопрос: зачем человеку семья?
-Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на 3 группы. 1 группа должна определить и рссказать нам, зачем нужна семья, от имени детей; 2 группа- от имени родителей; 3 группа- от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).
(проверка выполнения задания)
-Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.
(проверка выполнения задания)
-Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.
Семья-самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придаёт ему силы. Главная особенность семьи-чувство любви и привязанности.
2. Духовные ценности семьи
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
-Поговорим о духовных ценностях с помощью притчей.
-Кто знает, что такое притча?
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле.
1 притча
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:
«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
А в конце листа:
« СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
- И все?
- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
-В чём смысл этой притчи?
(В семье главные-любовь, терпение и прощение. Они нужны для того, чтобы в доме был мир.)
2 притча
Семейное счастье
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них?
– У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
-Ребята, чему учит эту притча? О каких семейных ценностях идёт речь)
(умение признавать свои ошибки, не обвинять других)
3 притча
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. - Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбу сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, тщательно пересчитал купюры и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
-В чём смысл этой притчи?
(ценность семьи заключается в совместном времяпровождении, в общении взрослых и детей)
IV.Закрепление изученного материала
-Все мы мечтаем создать счастливую семью. А счастливой является та семья, в которой есть семейные духовные ценности. Предлагаю вам выполнить проект под названием «Дом счастья». В этом доме, естественно, будет проживать счастливая семья.
Разделитесь на небольшие группы, обсудите проблему и предложите тот «строительный материал», из которого будет состоять ваш дом.
(Выполнение задания. «Кирпичики» могут быть, например, такие: взаимопомощь, традиции, любовь, дружба, трудолюбие, здоровье, чистота, уважение, понимание и т.д.)
-Семья – это важно,
Семья – это круто,
В семье однозначно
Ты нужен кому-то.
Всегда береги и цени
Что имеешь.
Ведь если сломаешь –
Потом уж не склеишь.
V.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Подведём итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.
-На уроке я работал(а)…
-Своей работой на уроке я….
-Урок мне показался…..
-Моё настроение …..
Материал урока мне был……
Домашнее задание
Подобрать пословицы и поговорки о семье. Наиболее понравившуюся пословицу или поговорку изобразите на рисунке.
Разработчик: Салова Татьяна Николаевна,
учитель истории и обществознания
МКОУ «СОШ №2» города Сим
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.