Разработка урока по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Класс:5 Раздел: Нравственные ценности российского народа. Тема: Семья- хранитель духовных ценностей.
Оценка 4.7

Разработка урока по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Класс:5 Раздел: Нравственные ценности российского народа. Тема: Семья- хранитель духовных ценностей.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
5 кл
01.02.2022
Разработка урока по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Класс:5 Раздел: Нравственные ценности российского народа. Тема: Семья- хранитель духовных ценностей.
Разработка урока по «Основам духовно-нравственной культур ы народов России». Класс5 Раздел Нравственные ценности российского народа. Тема Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья- хранитель духовных ценностей..docx

Разработка урока по «Основам духовно-нравственной культуры народов России».

Класс:5

Раздел: Нравственные ценности российского народа.

Тема: Семья- хранитель духовных ценностей.

Цель: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека и объяснить зачем люди создают семьи.

 

Планируемые результаты:

Предметные: обучающие овладеют целостными представлениями о семье; научаться понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении.

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;  определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план действий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Личностные УУД: формирование отношения к семье как к одной из важнейщих ценностей человека.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

I.Организационный момент

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!

II.Мотивационно-целевой этап

Семейный уют – это счастье быть вместе,

Мгновений волшебных и радостных ворох,

Где любят тебя; нет ни фальши, ни лести,

И рядом все те, кто сердечно нам дорог!

Семейная жизнь – как движение в гору:

Когда идешь с кем-то, не страшно ни капли.

Объятьями теплыми скрасится ссора,

От нежного взгляда – проблемы иссякнут.

Семья – сладкий чай и соленое море,

Ее никогда и никто не заменит.

Родные поддержат в болезни и в горе,

Лишь только семья в тебя искренне верит.

Семейные узы – крепки, как канаты,

В них сила любви и сердец единение,

Семья – это праздники, важные даты,

Совместные взгляды, единое мнение,

Великий подарок, нам данный Всевышним

Семья – это самое главное в жизни!

(Светлана Чеколаева)

-О чём это стихотворение?

-Как вы думаете, какое отношение оно имеет к теме нашего урока?

-Что такое семья?

-Чем все семьи похожи?

-Что отличает одну семью от другой?

(ответы учеников)

Тема нашего урока: «Семья- хранитель духовных ценностей».

-Предположите, о чём пойдёт речь на нашем уроке.

-Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(ответы учеников)

План урока

1.Зачем люди создают семью.

2. Духовные ценности семьи.

Проблемные вопросы: Почему большинство людей создают семью? Что семья даёт человеку? Что человек даёт семье?

III.Работа по теме урока

1.Зачем люди создают семьи

Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание- с фундамента, а человек становится человеком только в семье».

-Как вы понимаете это высказывание?

-Согласны ли вы с ним?

 (ответы детей)

Проблемный вопрос: зачем человеку семья?

-Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на 3 группы. 1 группа должна определить и рссказать нам, зачем нужна семья, от имени детей; 2 группа- от имени родителей; 3 группа- от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

(проверка выполнения задания)

-Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

 

семья,Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.,Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей.,Основа такой семьи: желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках.,В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тётя и племянники и т.д.)
 

 

 

 

 

 

 

 


(проверка выполнения задания)

-Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

семья,Рождение детей,Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь,Физическая, экономическая, психологическая защита,Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки),Воспитание нового поколения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Семья-самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придаёт ему силы. Главная особенность семьи-чувство любви и привязанности.

2. Духовные ценности семьи

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

-Поговорим о духовных ценностях с помощью притчей.

-Кто знает, что такое притча?

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

  Притчи всегда давали людям повод для размышления о смысле человеческой жизни, о роли человека на земле.

1 притча

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:

«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

А в конце листа:

« СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

- И все?

   - Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

-В чём смысл этой притчи?

(В семье главные-любовь, терпение и прощение. Они нужны для того, чтобы в доме был мир.)

2 притча

Семейное счастье

 В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них?

– У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

-Ребята, чему учит эту притча? О каких семейных ценностях идёт речь)

(умение признавать свои ошибки, не обвинять других)

3 притча

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

— Ну, вообще-то, 500. А что?

— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. - Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбу сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе,  тщательно пересчитал купюры и затем снова посмотрел на отца.

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

-В чём смысл этой притчи?

(ценность семьи заключается в совместном времяпровождении, в общении взрослых и детей)

IV.Закрепление изученного материала

-Все мы мечтаем создать счастливую семью. А счастливой является та семья, в которой есть семейные духовные ценности. Предлагаю вам выполнить проект под названием «Дом счастья». В этом доме, естественно, будет проживать счастливая семья.

Разделитесь на небольшие группы, обсудите проблему и предложите тот «строительный материал», из которого будет состоять ваш дом.

(Выполнение задания. «Кирпичики» могут быть, например, такие: взаимопомощь, традиции, любовь, дружба, трудолюбие, здоровье, чистота, уважение, понимание и т.д.)

-Семья – это важно,

Семья – это круто,

В семье однозначно

Ты нужен кому-то.

Всегда береги и цени

Что имеешь.

Ведь если сломаешь –

Потом уж не склеишь.

V.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Подведём итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

-На уроке я работал(а)…

-Своей работой на уроке я….

-Урок мне показался…..

-Моё настроение …..

Материал урока мне был……

 

Домашнее задание

Подобрать пословицы и поговорки о семье. Наиболее понравившуюся пословицу или поговорку изобразите на рисунке.

 

 

Разработчик: Салова Татьяна Николаевна,

учитель истории и обществознания

МКОУ «СОШ №2» города Сим


 

Разработка урока по «Основам духовно-нравственной культуры народов

Разработка урока по «Основам духовно-нравственной культуры народов

II .Мотивационно-целевой этап

II .Мотивационно-целевой этап

План урока 1.Зачем люди создают семью

План урока 1.Зачем люди создают семью

Выполним небольшое творческое задание

Выполним небольшое творческое задание

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо

Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо

Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот

Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот

Все мы мечтаем создать счастливую семью

Все мы мечтаем создать счастливую семью

Разработчик: Салова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания

Разработчик: Салова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2022