Разработка урока по теме "Нумерация многозначных чисел", 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка предназначена для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости, по учебнику Капустина Г.М. Математика. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /Г.М. Капустина, М.Н. Перова.- 14-е изд.-М. «Просвещение» 2018 г. – 239 с
Иконка файла материала Выставная _Разработка урока.docx

Урок математики в 6 классе по теме:

«Нумерация  многозначных чисел»

 

Тип урока:  обобщение  и систематизация знаний

 

Цель  урока:

обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные приемы сравнения многозначных чисел и т.п.)

 

Задачи:

1.Обучающие:

1.1. закрепить приёмы чтения и сравнения многозначных чисел в пределах 1000 000;

1.2 повторить таблицу разрядов и классов, отработать навыки работы с ней:

1.3стимулировать самостоятельное обобщение материала;

1.4 использовать компетентностно-ориентированные задания на уроках математики.

.

Развивающие:

2.1.развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация;

2.2.учить детей работать с проездным документом, выделять из него необходимую информацию, выбирать наиболее рациональные способы решения задач.

2.3.продолжить формирование регулятивных БУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, самооценка.

 2.4. развивать умение точно и полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них.

Воспитывающие:

3.1. развивать навыки сотрудничества с учителем и сосверстниками, воспитание умения работать в парах;

 3.2.воспитывать аккуратность и точность при выполнении  математических заданий

БУД, формируемые на уроке:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

Коммуникативные учебные действия включают умение использовать доступные источники и средства получения информации для решения познавательных задач.

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

 

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию на ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про­цессами.

 

 

Оборудование и технические средства обучения: 1)проектор, ноутбук.

 

Наглядные пособия: презентация PowerPoint, план урока, «слова-помощники» - (Повторим, узнаем, проверим)

 

Рабочие материалы для обучающихся: листы самооценки раздаточный материал (многозначные числа, таблица «+/-» ,проездные документы на поезд (билет), компетентностно-ориентированное задание.

 

Автор учебника: Капустина Г.М. Математика. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /Г.М. Капустина, М.Н. Перова.- 14-е изд.-М. «Просвещение» 2018 г. – 239 с.

 

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2015 г.);
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением Федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15).
  3. Рабочие программы по учебному предмету "Математика" для 5 - 8 классов (автор Т. В. Алышева): «Рабочие программы по учебному предмету ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 5-9 классы.»2018г.
  4.   -  учебника «Математика» М. Н. .Перова, Г. М. Капустина, / учебник 6 класс для   обучающихся с интеллектуальными нарушениями. ФГОС ОВЗ, - М.:  Просвещение, 2018.
  5.  -  рабочей тетради М. Н. Перова, И. М. Яковлева / рабочая тетрадь. 6 класс.учебное пособие для   обучающихся с интеллектуальными нарушениями. ФГОС ОВЗ  – М.: Просвещение, 2018.

 

 Ожидаемые результаты:

-Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках математики, улучшение результатов обучения.

 

-Формирование у учащихся личностных, интеллектуальных и жизненных компетенций (использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни).

 

Ссылка на ресурс https://disk.yandex.ru/d/hcQqSiKsZ3V99A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.    Организационный момент

 

Создать благоприятный психологический настрой на работу

(Давайте прочитаем все вместе) На слайде

«Здравствуйте!

Всем успеха на уроке!»

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека и дарит хорошее настроение. И пусть этот урок принесёт вам радость от новых открытий, от общения друг с другом.

 

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В математики мир  отправимся смело,

Для решения разных задач.

А девизом нашего урока буду такие слова:(читаем вместе)

Читать  - коллективно!

Исполнять - оперативно!

Слушать - старательно!

Ликовать -доказательно!

А открытия нас ждут обязательно

(рисунок 1)

Разбирает значение первых слов-глаголов в  девизе и его важности для дальнейшей работы

 

 

·        Сегодня на уроке вы будете оценивать свои знания самостоятельно с помощью Листа самооценки без моей помощи. За каждое верно выполненное задание вы будете себе ставить то количество баллов, которое указано в графе. Подпишите лист самооценки. В конце урока по общему количеству баллов получите оценку (приложение 1).

 

·              Работать будем по плану, представленному на доске:

План урока:

1. Тема и цель урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Сравнение многозначных чисел.

4. Работа с документом

5. Подведение итогов.

 

 

 

Включаются в рабочий ритм урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают варианты ответов

 

 

 

 

 

 

Изучают лист самооценки

1.   Целеполагание и мотивация

Создает  условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения.

 

 

1.1  Записываем дату. И всю информацию об этом числе, в том числе римскими цифрами.

 23 .10 2019 г.

Классная работа. (23 – нечетное, простое)

XXIII.X.

1.2                     Прочитайте первые буквы из каждой строчки, какое слово у Вас получилось (ЧИСЛА)

1.3 - Посмотрите на слайд, как можно одним словом назвать все эти числа (МНОГОЗНАЧНЫЕ)(Слайд 2)

 

 

 

 

 

 

(рисунок 2)

Сегодня повторительно-обобщающий урок по теме: «Нумерация многозначных чисел»

1.4  Записывают тему урока «Нумерация многозначных чисел»

1.5 По первому пункту плану, после темы следует цель. Попробуем сформулировать цель урока, с помощью слов «помощников»: Повторим,  узнаем, проверим

1.6            Учитель просит учащихся сформулировать цель урока, с помощью слов «помощников»: Повторим,  узнаем, проверим

 (Слайд  3)

 (Рисунок 3)

Повторим- основные математические понятия по данной теме.

Изучим некоторые документы, с которыми нам приходиться встречаться в жизни.

Проверим, как используем полученные знания  на примерах из жизни.

 

1.7  Структурирование и систематизация изучаемого материал (методический прием  «Знаю. Умею»-  интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе (Приложение 2)

- Посмотрите внимательно на понятия, предложенные на листах, и выберите только те, которые мы использовали при изучении данной темы.

 (Рисунок 4- образец)

 

Почему на слайде таблица разрядов выделена красным цветом? (Слайд 4)

 (Рисунок 5)

- Перед нами таблица разрядов (слайд 5).  Что Вы можете о ней рассказать? Читать начинаем с … (наивысшего разряда)

При чтении класса тысяч, добавляем слово «тысяч». В каждом классе 3 разряда.

Каждая последующая разрядная единица больше предыдущей в 10 раз.

Какое самое большое число изучили (1 000 000)?

Прочитаем числа, вписанные в нее.(43 035, 8 243)

 

- Подведение итогов и заполнение листа самооценки. Каждый «+» соответствует              1 баллу.

- Подведение итогов

Уточняет понимание учащимися позиционное положение каждой цифры в числе, значение таблицы разрядов, поставленных целей урока.

(Слайд 5)

Общекультурная компетенция

      Отвечают на вопросы учителя

23 .10. 2019 г.

Классная работа.              (23 – нечетное/ простое)

 

 

Записывают тему урока «Нумерация многозначных чисел»

 

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напротив изученных понятий ставят «+»,

 

Работа в парах

(меняются тетрадями, сравнивают с образцом (Слайд 4 )

 

Меняются тетрадями, подсчитывают балы,

заполняют в листе самооценки п.1 (Приложение 1)

 

 

 

Повторяют таблицу разрядов, знание разрядов, их расположение,

отрабатывают умение читать многозначные числа по таблице разрядов (Слайд 5)

 

 

2.   Актуализация знаний и умений

 

Проверка Д.З.

 

Актуализация опорных знаний

2.1 Организует деятельность по проверке д.з. учащимися с учетом критерий оценивания              

- Переходим к следующему пункту плана. 2. Проверка ДЗ.

(слайд  6)

 (Рисунок 6)

Это не простые числа, найдите ответы из домашней работы   их, прочитайте.

 

- Отрабатывает четкость произношения многозначных чисел.

 

- Проверьте с помощью критериев оценивания свою домашнюю работу, поставьте карандашом оценку за  д/з.

 

- Подведение итогов.   Заполните п.2  в листе самооценки     (Приложение 1)

 

-К какому классу относятся все числа?

 

- Заполняют приложение 2

 

 

 

Предметная компетенция

 

1. Ребенок выходит к компьютеру, внимательно слушает. Остальные по очереди четко проговаривают ответы из ДЗ, он нажимает на полученное число, на доске высвечивается правильно он решил его или нет (Слайд 5)

 

Взаимооценка

 

По результатам  проверяют д.з  и оценивают выполнение примеров ДЗ

 заполняют в листе самооценки п.3 (Приложение 1)

3.   Устный счет

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

- Переходим к следующему пункту плана

3. Сравнение многозначных чисел

 

- Из чисел, представленных на слайде, записать все числа в порядке убывания, слабые записывают три числа в порядке убывания

 

Заполняют приложение 2, ставят плюс напротив сравнения чисел\

-Проверим, как наши знания могут пригодиться в жизни.

 

-На экране прайс-лист цен на телевизоры в Интернет-магазине

 (Рисунок 7)

- Читаем и сравниваем многозначные числа.

- Какая цена самая большая и самая маленькая? (Слайд 9)

 

- Подведение итогов.  Числа какого класса?

Чтение многозначных чисел

Сравнение  многозначных чисел

есть,

переходим к следующему пункту плана

 

 

Предметная компетенция Обучающиеся читают и сравнивают многозначные числа

(Слайд 9)

Записывают числа в порядке убывания числа на слайде Работа в парах

(меняются тетрадями)

 заполняют в листе самооценки п.3 (Приложение 1)

5. Организация первичного контроля  по работе с информацией

Формирование  умения работать с несложной по содержанию и структуре информацией

 

3. Работа с документом

       1. Изучаем внимательно документ

        2. Что это за документ, для чего он нужен? (билет на поезд)

        3. Куда отправляемся?

Попытайтесь извлечь всю информацию для поездки из этого документа  и заполните пропущенные места в бланке ответов.

(Слайд 10)

 (Рисунок 8)

 

Организует деятельность учащихся по выполнению КОЗ                           - Работа в паре

      ЗАДАНИЕ

1. Запиши дату поездки.

2. Запиши цену билета. (Слайд 11)

 

 отчет от каждой группы на доске с объяснением

  (Рисунок 9)

 

- Подведение итогов.

 

- Ребята, почему цены в билетах разные?

(В разное время года разные цены на билеты. Летом билеты дороже, потому что больше отдыхающих, цены поэтому разные)

 

 

- Какие  знания понадобились для выполнения этого задания? (Чтение многозначных чисел

Сравнение многозначных чисел, дороже и дешевле, значит сравнить)

 - Заполните  п.4  в листе самооценки

 

 

Предметная компетенция Обучающиеся изучают билеты на поезд

Работают в паре с компетентностно-ориентированным заданием (КОЗ)

 

Общекультурная компетенция

      Отвечают на вопросы учителя

Обучающиеся  сравнивают  свои ответы с правильным.

  (Приложение 3) Извлекают  необходимую информацию из проездного документа на поезд и выполняют задание (Слайд 11)

 Контролируют и оценивают свою деятельность: обнаруживают   ошибки с помощью модельного ответа.

Отвечают на вопросы учителя

Ставят итоговое количество баллов за выполнение КОЗ в  лист самооценки п.4 (Приложение 1)

 

6 .

 

физминутка

 Давайте отдохнем! Приготовились.

1) Цену самого дешевого билета, (они на доске) увеличить на 4 сотни тысяч.

(Поискать вокруг себя, в классе эту цифру)

2) Цену самого дорогого билета уменьшить 4 десятка.

 

-Какие нужны были знания. Чтобы определить самый дорогой и дешёвый билет

 (Сравнение чисел)

(Чтение многозначных чисел)

(Знание таблицы разрядов)

- Какой разряд отсутствует?

 

Отвечают на вопросы учителя

 

7. Решение задач

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

 

Итак, в какой город мы отправляемся. (г. Новосибирск)

-Какими еще способами можно попасть в Новосибирск? (на машине)

 

В адресную строку веб-страницы вводим данные «путь от Омска до Новосибирска на машине» (Слайд 12)

 (Рисунок 10)

 

Из слайда обучающиеся узнают, что на машине можно проехать 672 км, доехать до Новосибирска -  за  6 часов, потратить 53.8 л бензина и 2434 рубля.

-Где выгоднее?

На поезде или на машине?

1400+1400= 2800(рублей) цена на поезде из двух человек.

На машине 2434 рубля. Где выгоднее?

-Поставим знак     2800 … 2434

 

- Получается, что поездка на поезде более дешевая, но для семьи это невыгодно.

   - Если ехать семьей из нескольких человек, то поездка на машине окажется дешевле.

В процессе обсуждения выясняем, что поездка на поезде более длительная.

 

Далее обсуждаем, что мы живем не в Омске, а в Шербакуле, это еще на 100 км больше.

Посчитаем и запишем пример

672+100 = 772 (км)

- Округляем до разряда сотен 772 км ≈ 800 км

 

- Подведение итогов

-Какие нужны были знания?

- (Сравнение, округление чисел)

(Чтение многозначных чисел)

 

Общекультурная компетенция

 

 

 

 

      Отвечают на вопросы учителя, обсуждают поездку на поезде и на машине. Делают выводы

 

 

 

 

 

 

Составляют, комментируют  выражение по предложенным данным

 

 

 

Выдвигают варианты ответов

 

 

 

Составляют, комментируют  пример по предложенным данным

 

Повторяем правила округления

9.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов достижения этой цели

- Как еще можно попасть в Новосибирск? (на самолете)

 (Рисунок 11)

- Где выгоднее?

- Зачем нам тогда нужна поездка на самолете, если она дороже?

Из информации на слайде 13 выясняем, что эта поездка более короткая, нежели на другом виде транспорта.

Общекультурная компетенция

 

      Отвечают на вопросы учителя, обсуждают поездку на поезде, на машине, на самолете.

 

 Делают выводы

Составляют и записывают выражение . что поездка на самолете дороже, чем на поезде

10. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 

 (Рисунок 12)

 

 

 

 

 

 

 

По желанию выбирают ДЗ

10. Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Предлагает объединить всю информацию, полученную сегодня на уроке и на листах самооценки дать оценку своей деятельности

 

Анализируют лист самооценки и выставляют себе оценку за урок.

11. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует беседу по подведению итогов урока на личностно-значимом уровне

 

- Достигли мы цели урока? (Слайд11)

Все ли математические понятия рассмотрели? (Нет)

 

Остался  «Счет числовыми группами»

Тема большая, продолжим на следующем уроке.

 

Оценивают свою деятельность на занятии и анализируют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        Что понравилось на уроке?

·        Чему научились?

·        Что было трудным?


Приложение 1

 

Лист самооценки   уч-ся  ___   класса КОУ «Шербакульская адаптивная школа – интернат»   _Ф.И. ___________

Этап урока:

Кол-во баллов за этап

Количество баллов на уроке

1.    Тема  и цель урока

5 «+» –5 баллов;

4 «+»– 4 балла;

3 «+»–3 балла;

                             2 «+»– 2 балла;               

 

«+»  – 1 балл.

2.    Проверка домашнего задания

           3 правильных числа–3 балла;

2 правильных числа – 2 балла;

1 правильное число–1балл;

0        правильных чисел - 0 баллов

 

3.    Сравнение  многозначных  чисел

2 балла - если задание выполнено верно              1  балл - если с ошибками

 

4.    Работа с документом

Записал дату поездки   – 1 балл

Выписал правильно  цену билета - 1 балл

 

 

5.    Отдельный балл учителя

1балл

 

ИТОГО:

12- 13 баллов- оценка «5»;

11– 8 – оценка «4»;

7 -5 баллов- «3»;

4- 2 балла- нужно сильно постараться!

 

Оценка - ____

 

Приложение  2

 

 

 

+/-

Округление

 

Чтение многозначных чисел

 

Деление на однозначное число

 

Разложение на разрядные слагаемые

 

Таблица разрядов и классов

 

Счет числовыми группами

 

Сокращение

 

Письменное сложение

 

Римская нумерация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Компетентностно-ориентированное задание  (КОЗ)

Компетенция

 Информационная.

Учебно-познавательная

Аспект:

 

Информационная.

Аспект:         - отбор необходимой информации, первичная обработка информации.

Учебно-познавательная.

Аспект:      - применение знаний в нестандартной ситуации.

Стимул

Чтобы поехать на поезде в путешествие необходимо уметь извлекать из проездного документа необходимую информацию

Задачная формулировка

      ЗАДАНИЕ «1. Запиши дату поездки.

                         2. Запиши цену билета.

Источник

Проездной документ на поезд

Бланк ответа №1

 

1.       Посмотри, в какой город  отправляется поезд?

Г.______________

Количество баллов

Количество баллов на уроке

2 Запиши дату отправления.

 

1

 

3 .Запиши цену билета ( в рублях)

 

1

 

 

ИТОГО:

2 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока:

1.                      Тема и цель урока.

 

2.                      Проверка домашнего задания.

 

 

3.                      Сравнение многозначных чисел.

 

4.                      Работа с документом.

 

5.                      Подведение итогов.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru