Разработка урока по теме "Решение треугольников"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока геометрии по теме "Решение треугольников" (к учебнику Атанасяна, ГОС)
Иконка файла материала Решение треугольников.docx

“Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать”.

                                                  Галилео Галилей

Тема урока:  «Решение треугольников»

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Треугольники». Познакомить учащихся с методами решения треугольников, закрепить знание  теорем о сумме углов треугольника, синусов, косинусов, теоремы Пифагора, научить применять их в ходе решения задач.
  • способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, анализировать условие задачи, составлять модель решения.
  • способствовать развитию умений и навыков применять математические знания к решению практических задач, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.

 

  • содействовать воспитанию интереса к математике, активности.

 

Задачи урока:

  1. Систематизировать полученные знания
  2. Научить учащихся находить главное
  3. Продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-поиск.

Оборудование: мультимедиапроектор,  таблицы Брадиса, таблицы-памятки для заполнения учащимися,  модели треугольников для исследований, чертёжные инструменты.

 

Содержание этапов урока

Виды  и формы работы

1. Организационный момент.

1. Приветствие учащихся.
2. Постановка целей урока и  знакомство учащихся с темой урока урока.

2. Обобщение и коррекция  опорных знаний по теме «Треугольник»

Теоретический опрос. Повторение некоторого теоретического материала по теме: «Треугольник».

3. Изучение нового материала.

3.1. Решение четырех видов задач по теме. Нахождение трех элементов треугольника по трем известным. Работа с текстом по группам

3.2.Решение задач на нахождение неизвестных элементов треугольника по трем известным.

 

3.3. Заполнение таблицы формул.

 

Работа в группах. Решение осуществляется по составленной учителем программе. Каждая группа решает задачу одного вида.

Каждой группе предлагается треугольник, для которого нужно измерить три элемента, а остальные вычислить.

Каждому учащемуся в начале работы выдавалась таблица, которую в конце работы учащиеся должны заполнить.

4.      Закрепление изученного.

  Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач

Решение практических задач

5.      Подведение итогов урока

Рефлексия

6.      Домашнее задание

 

Ход урока

1. Организационный момент ( 2 мин)

 - Здравствуйте, ребята и наши уважаемые гости. Сегодня у нас пройдет открытый урок по геометрии по теме « Решение треугольников». На сегодняшнем уроке мы повторим материал, изученный вами на предыдущих уроках по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника», вспомним новую формулу нахождения площади треугольника, теоремы синуса и косинуса, узнаете, что значит «решить треугольник» и познакомитесь  с методами решения треугольников.

- Итак, тема нашего урока «Решение треугольников».

2. Обобщение и коррекция  опорных знаний по теме «Решение треугольников» (10 мин)

- Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, немного повторим ранее изученное.

Теоретический опрос у доски: записать на доске определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника, формулы площади треугольника, теорему Пифагора, формулы приведения, теорему синусов, косинусов(с целью обобщения и систематизации знаний и использования как опорно-наглядный материал в течение урока).

В это время с остальными учащимися проводится опрос с места на определение истинности  утверждения и правильности формулировок определений  ( подготовка к восприятию нового материала). Повторение некоторого теоретического материала по теме: «Треугольник» (Подготовка к ОГЭ)

1)        В треугольнике против угла в 150° лежит большая сторона. (И)

2)        В равностороннем треугольнике внутренние углы равны между собой и каждый равен 60°.(И)

3)        Существует треугольник со сторонами: 2 см, 7 см, 3 см. (Л)

4)        Прямоугольный равнобедренный треугольник имеет равные катеты. (И)

5)        Если один из углов при основании равнобедренного треугольника равен 50°, то угол, лежащий против основания, равен 90°.(Л)

6)        Если острый угол прямоугольного треугольника равен 60°, то прилежащий к нему катет равен половине гипотенузы. (И)

7)        В равностороннем треугольнике все высоты равны. (И)

8)        Сумма длин двух сторон любого треугольника меньше третьей стороны. (Л)

9)        Существует треугольник с двумя тупыми углами. (Л)

10)    В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90°.(И)

11)    Если сумма двух углов меньше 90°, то треугольник тупоугольный. (И)

12) По теореме косинусов можно определить вид треугольника.(И)

13) В треугольнике KLN,  KL=8,4 cм,  LN=13,2 см,  KN=7,5 см. Угол L треугольника наибольший. (Л)

14. Стороны треугольника 10см, 12см, 7см. Угол, противолежащий стороне 7см тупой.(Л)

 

Решение задач ОГЭ по готовым чертежам

 

1.      Найдите тангенс угла А треугольника АВС, изображенного на рисунке, размер клетки 1см х 1см

Найдите тангенс угла А треугольника АВС, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см Ñ… 1 см. А С Ð’  

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Найдите синус угла А треугольника АВС, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1см х 1см

Найдите синус угла А треугольника АВС, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см. А С В

3.      В ост­ро­уголь­ном тре­уголь­ни­ке https://oge.sdamgia.ru/formula/90/902fbdd2b1df0c4f70b4a5d23525e932p.png вы­со­та https://oge.sdamgia.ru/formula/e9/e99c19dec2b574bc5d4990504f6cf550p.png равна https://oge.sdamgia.ru/formula/34/34494145899502a350dda6362c22eaabp.png а  сто­ро­на

 https://oge.sdamgia.ru/formula/b8/b86fc6b051f63d73de262d4c34e3a0a9p.png равна 40. Най­ди­те sin B.

https://oge.sdamgia.ru/get_file?id=6313

 

 

 

         40

 

            20√3

 

 

 

4.      В треугольнике одна из сторон равна 10, другая равна , а угол между ними равен . Найдите площадь треугольника.

5.      Задан треугольник ABC, где AC=12BC=10 и ACB=60°. Найдите значение AB.

            В

       

 

 

                      10

 

                             60°  

           А        12             С

                    

3. Изучение нового материала (15 мин)

- Во всяком треугольнике есть 6 основных элементов: 3 стороны и 3 угла. В теме “Решение треугольников” ставится вопрос о том, как, зная одни из основных элементов, найти другие.

 Решением треугольника называется нахождение всех его шести элементов (т. е. трех сторон и трех углов) по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник.

Решение данных задач основано на использовании теорем синуса и косинуса, теоремы о сумме углов треугольника.

Причем, при вычислении углов треугольника предпочтительнее использовать теорему косинусов, а не теорему синусов.

Мы рассмотрим 4 задачи на решение треугольника (каждая группа получит свою задачу)

  • решение треугольника по двум сторонам и углу между ними;
  • решение треугольника по стороне и прилежащим к ней углам;
  • решение треугольника по трем сторонам.
  • Решение треугольника по двум сторонам и противолежащему к одной из них углу.

При этом будем пользоваться следующими обозначениями для сторон треугольника ABC: АВ = с, ВС =а, СА=b.

- У вас на столах лежат таблицы-памятки, которые к концу урока вы заполните.

Решение треугольника по двум сторонам и углу между ними

Решение треугольника по стороне и прилежащим к ней углам

Решение треугольника по трем сторонам

Решение треугольника по двум сторонам и противолежащему к одной из них углу.

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image478.gif

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image479.gif

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image480.gif

       А

 


В                           С

 

 

 

 

Класс разбит на четыре группы. Каждый ученик группы под своим номером. ( Каждой группе выдаются модели геометрических фигур, инструменты, программы для решения задач, происходит коллективный разбор решения задачи).

 

Группа 1. Решить треугольник по двум сторонам и углу между ними

 

 

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image478.gif

 

Дано: ΔАВС,

а=12см,

в=8см,

С=60°=;;

Найти: АВ = с,

В=

А=

 

 

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image478.gif

Измерьте с помощью

инструментов три

выделенных элемента вашего

треугольника,

вычислите

остальные, проверьте

свои вычисления измерением.

 

Дано:

 

 

 

 

Найти:

1)Сторону находим по теореме

косинусов,

с = a2 + b2 – 2abcos

с =

с ≈      

 

1)

2) По теореме косинусов находим

косинус

 

≈        по Таблице Брадиса

 

2)

3) Третий угол найдите по  теореме о сумме углов треугольника:

В= = 180 -

3)

 

Ответ:

Ответ:

 

Группа 2. Решите треугольник по стороне и прилежащим к ней углам

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image479.gif

Дано: ∆АВС, а=5см, В==30°

С=45°=;

Найти: АВ = с,

АС=в; А=.

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image479.gif

Измерьте с помощью инструментов три выделенных элемента вашего

треугольника, вычислите остальные, проверьте свои вычисления измерением.

 

Дано:

 

 

 

 

Найти:

1) Третий угол найдите по теореме о сумме углов треугольника:

А==180° -

1)

 

2)По теореме синусов находим сторону b:

2)

 

3) По теореме синусов находим сторону с;

 

 

3)

Ответ:

Ответ:

 

Группа 3. Решить треугольник по трем сторонам.

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image480.gif

Дано: ∆АВС, а=2см, в=3см; с=4см

__________________ Найти: В=;

А=;С=;

 

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image480.gif

 

Измерьте с помощью нструментов три элемента треугольника, вычислите остальные, проверьте свои вычисления.

 

1) По теореме косинусов находим косинус

≈       по Таблице Брадиса

 

1)

2) По теореме косинусов находим косинус

≈          по Таблице Брадиса

 

2)

 

3) Третий угол найдите по теореме о сумме углов треугольника:

3)

 

Ответ:

Ответ:

 

       В

 


А                             С

Дано: ∆АВС, а=6см,

в=8см, А==30°

Найти: АВ = с, В=С=

 

       В

 


 А                                   С

Измерьте с помощью инструментов три элемента треугольника, вычислите остальные, проверьте свои вычисления.                  

 

 

1)По теореме синусов находим синус угла В;

  Этому значению соответствуют два угла; °

1)

 

2) Если , то °

Если 

 

2)

3) По теореме синусов находим третью сторону: Если  , ,

4) Если  ,то

3)

Ответ:

 

 

Группа 4. Решить треугольник по двум сторонам и углу, прилежащему к одной из сторон

 

После данной работы, представитель от каждой группы составляет план решения задач своего типа. Остальные учащиеся записывают это в таблицу-памятку.

Решение треугольника по двум сторонам и углу между ними

Решение треугольника по стороне и прилежащим к ней углам

Решение треугольника по трем сторонам

Решение треугольника по двум сторонам и противолежащему к одной из них углу.

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image478.gif

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image479.gif

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image480.gif

       А

 


В                           С

с =http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image481.gif

coshttp://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image464.gif= http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image482.gif

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image483.gif= 180° - (http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image484.gif+http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image485.gif)

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image484.gif= 180° - (http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image485.gif+http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image483.gif)

b=http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image486.gif

c=http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image487.gif

coshttp://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image464.gif= http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image482.gif

cos http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image488.gif= http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image489.gif

http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image483.gif= 180° - (http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image484.gif+http://shcool7.narod.ru/shurakova/images/Image485.gif)

 

 Релаксация

Упражнение “Путешествие в волшебный лес“ 

  Звучит расслабляющая музыка.  

- “Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё.   Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день.”

4.         Закрепление изученного (10 мин)

Историческая справка:

Зачем нужны эти задачи? В Древней Греции, наряду с блестящим развитием теоретической геометрии, научных методов исследования и логических  доказательств, большое значение имела прикладная геометрия. Римляне вообще занимались лишь одной практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических и военных сооружений.

Нить практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян через Герона вплоть до новых времён. 

В 16 – 17 веках всё более развивающаяся промышленность и торговля требуют удовлетворения, в первую очередь, практических нужд. Появление первых инструментов и аппаратов для научных исследований (термометра, телескопа, барометра, микроскопа и др.) вызвало интерес к практической стороне науки и особенно к практической геометрии, которая нужна была для военных целей, мореплавания, строительства и землемерия. В этот период появляется много руководств по геометрии, в которых излагаются правила, формулы и рецепты для решения тех или иных практических задач.

 

 Решение задач практического характера (количество решаемых задач зависит от оставшегося времени)

Задача № 1.   Пожарная лестница, стоящая на машине, может быть выдвинута на 20 м, а её крутизна может достигать 700. Основание лестницы находится на высоте 2 м. До какого этажа можно по ней добраться, если высота этажа 3 м?

img5

img74

 

Задача № 2.   Спортивный самолёт летит по замкнутому треугольному маршруту. Два угла этого треугольника равны 600 и 1000. Сторону, лежащую против третьего угла, он пролетел за 1 час. За сколько времени он пролетит весь маршрут, сохраняя постоянную скорость?

img6

img75
Решение
img76

img77

Ответ: за 4 часа самолёт пролетит весь маршрут.

 

Задача № 3.  Найдите длину отрезка, в концы которого упираются ножки циркуля-измерителя, длиной 15 см, если они образуют угол в 300.

img7

img78
Решение
img79
Ответ: 7,8 см.

Дополнительная задача. Для украшения новогодней  елки высотой 6 м с двух противоположных сторон на расстоянии 4 м от елки вбили в землю два металлических полукольца. Какой должна быть длина тросов, протянутых от верхушки елки к полукольцам? Радиусом колец пренебречь. Найти угол наклона троса.

 

4.      Итоги (5 мин)

-Что значит решить треугольник? (Найти его неизвестные элементы по известным)

- Какое количество элементов должно быть известно, чтобы задача была решена? 

- Какие типы задач рассмотрели?

- Какие теоремы используются при решении  треугольников?

 

5.        Задание на дом ( на карточках) ( 1 мин)

          1) Задача.  «Две планки длиной 35см и 42см скреплены одним концом. Какой угол между ними надо взять, чтобы расстояние между другими концами планок равнялось 24см?»

2) №1025 (б, г)

3) параграф 103-104

 

6.      Рефлексия (2 мин)

Знания способны весь мир перевернуть.
Там, где есть желание, всегда найдётся путь!

– Перед вами правильный, прямоугольный и остроугольный треугольники. Если у вас на уроке все получалось правильно, то поднимите фигуру правильного треугольника, если остались от урока положительные эмоции, урок был интересным  – покажите прямоугольный треугольник, если в течение урока возникали проблемы – поднимите остроугольный треугольник.


 

Посмотрите также