УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-М КЛАССЕ
Тема: Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Тип урока: изучение нового
Цели:
1. Дать представление о видах сложного союзного предложения, о знаках препинания в них.
2. Формировать умение опознавать и классифицировать сложное предложение; производить синтаксический разбор сложного предложения; составлять структурно-семантические схемы ССП и СПП.
3. Развитие умений:
- сравнение изучаемых явлений: простого и разных типов сложного предложений; формы связи в словосочетании и в предложении;
- находить, группировать и объяснять пунктограммы;
- формулировать вопросы от главной части к придаточной (в СПП).
Ход урока.
1. Организация начала урока.
2. Словарная работа. (Самопровека по эталону)
Ш.кола., сн.говик, ж.ри, .ед .ороз, ш.фер, к.ньки.
3. Повторение. Проверка домашнего задания. (Проанализировать предыдущую домашнюю работу, отметить положительные и отрицательные моменты.)
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Какие виды предложений вы знаете?
-Проверим как вы усвоили материал.
Фронтальный опрос.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Что такое синтаксис?
- Что такое словосочетание?
- Что такое предложение?
- Какие предложения по цели высказывания вы знаете?
- Какие предложения по эмоциональной окраске вы знаете?
- Что такое грамматическая основа?
- Если в предложении одна грамматическая основа, то предложение___________?
- Что такое однородные члены предложения?
- Если в предложении две и более грамматических основ, то предложение___________?
- Итак, какое предложение называется простым, а какое – сложным?
- Предложение, части которого соединены при помощи союзов, называется__________?
- Предложение, части которого соединены только при помощи интонации, называется ____________?
кластер
Анализ предложений:
- Прочитайте предложение, составьте схемы, по возможности определите вид.
1.Под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, пролетали с криком черные вороны.
2.Олень опустил девочку на землю, поцеловал ее, и на глазах у него заблестели крупные прозрачные слезы.
3.Потом он повернулся и стрелой пустился назад.
4.Вдруг мальчик увидел, что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур.
4. Мотивация к уч.деятельности
Кластер
5. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в УД
- Мы неплохо усвоили материал предыдущего урока, но в кластере появились еще 2 незаполненных окошка. Под каким термином они находятся?( союзное СП).
-Сделайте предположение о том, что нам сегодня предстоит узнать. (Типы сложных союзных предложений)
6. Целеполагание и построение выхода из затруднения
Исходя из темы, сформулируйте задачи урока.
-Что надо сделать для ее реализации?
-Изучать теор. материал можно 2 способами:
1. Читать определение - рассматривать примеры
2. рассмотреть примеры – сформулировать определение
-Какой способ труднее , но интереснее?
7. Изучение нового материала (презентация)
Запись и анализ предложений
Она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.
Лебедь положил свою голову ей на колени, и она гладила его перышки.
[ = - ] , и [ - = ]. ССП
- Что соединяетсоюз и в предложениях?
- Какое предложение называется простым?
- Сколько мыслей выражает сложное предложение?
-Чем связаны простые предложения в составе сложного?
- Мы определили границы частей в сложном предложении и средства связи (союзы и интонация в БСП)
Схемы ССП, СПП
1)[ = - ] , а [ - = ].
2)[ - = ] , но [ - = ].
3)То [ - = ] , то [ - = ].
Соединительные: и, да, да и, но, тоже, также, а (в значении и).
Противительные: а, однако, зато, но, а, да (в значении но).
Разделительные: или, то-то, то ли - то ли, либо, или (иль) и др.
[Вдруг мальчик увидел], (что снежные хлопья все растут и обращаются в огромных белых кур). [- = ] , ( что - = ). СПП
1) [ = ] , ( которые = ).
2) [- = и ,( когда = - ),=].
3) ( Если - = ) , [ = ].
Подчинительные союзы:
Простые: что, ибо, как, пока и др.
Составные: так как, с тех пор как, так что, как будто и др.
Союзные слова: какой, кто, где, когда где, куда и др.
8. Физкультминутка
1 Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. (хлопаем)
2 Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. (хлопаем)
3 И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. (Хлопаем)
4 Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. (Хлопаем)
5 И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. (ПП приседаем)
6 И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки – гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. (Хлопаем)
7 На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. (Хлопаем)
8 И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». (топаем)
10 Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника. (хлопаем)
СПП – хлопаем
ПП – приседаем
ПР - топаем
Анализ текста
- Почему это текст?
- Какова тема этого текста?
- Какова основная мысль текста? В чем смысл этой притчи? Что вы поняли из нее?
(важно уметь рационально планировать свой день, готовиться к работе заранее).
- Определите стиль текста?
-Определите тип речи? (повест., Композиция: завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
- Какие средства выразительности встретились в тексте?
-Какие средства связи между предложениями текста? (лексический повтор, местоимения, наречие, соиз и, перефраз: старый башмачник-мастер-творческие люди.)
9. Закрепление
1 Работа в группах Самопроверка по эталону
Задание: Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы
1 группа
1)Над берегом стояла скала а волны бились об неё.
2)Мир разговаривает на разных языках но все находят общий язык.
3)То птица вылетит, то зверек пробежит.
2 группа
1)Не оставляй на завтра то, что можешь сделать сегодня.
2) Когда отряд подходил к реке появился пароход.
3)Если бы солнце не светило, было бы темно.
Самопроверка
I группа
1)Над берегом стояла скала, а волны бились об неё. [- = ], а [- = ].
2)Мир разговаривает на разных языках, но все находят общий язык.
[- = ], но [- = ].
3)То птица вылетит, то зверек пробежит. ТО [- = ], ТО[- = ].
II группа
1)Не оставляй на завтра то, что можешь сделать сегодня. [ = то ] , ( что = ).
2) Когда отряд подходил к реке, появился пароход. (Когда - = ), [ = - ].
3)Если бы солнце не светило, было бы темно. (Если - = ), [ = - ].
2 Составление алгоритма
-Давайте составим алгоритм определения типа СП(слайд)
1. определить ГО
2. найти средства связи частей СП
3. задать вопрос от одного простого предложения к другому
4 определить тип
3 Работа в парах:
Выпишите сначала №ССП, потом№ CПП, составьте схемы.
1.Кухарка рассердилась и направилась к учителю но Алеша не допустил ее.
2.Я попросил его, чтобы он принес мне книгу.
3.Учитель задал выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории а он не знал еще ни одного слова!
4.Внутренний голос ему говорил что он не заслуживает похвалы.
Взаимопроверка. Оцените работу друг друга.
1. [- = и = ], но [- = ].
3. [- = ], а [- = ]!
СПП
2. [- = ] , ( чтобы - = ).
4. [- = ] , ( что - = ).
10. Самостоятельная работа
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
1. Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво.
2. Когда солнце близилось к закату Элиза увидела диких лебедей.
3. Все отправились в лес где распевал соловей.
4. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились на черное облако.
5.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают годы.
Самопроверка. Самооценка
11. Усвоение новых знаний. Обобщение
-Итак, если в предложении две и более грамматических основ, то предложение …?
-Какое предложение называется простым, а какое – сложным?
-Предложение, части которого соединены при помощи союзов, называется…?
-Если части сложного предложения не зависят друг от друга, являются равноправными, между ними_____________________связь.
-Если в сложном предложении одна часть главная , а другие зависят от нее (к ней можно поставить от главной части вопрос) , то между ними ___________________________________связь.
-Предложение, части которого соединены сочинительой связью, называется…
-Предложение, части которого соединены подчинительной связью, называется...
-В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений? Сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в том, что и те и другие предложения__________, имеют две и больше ____________. Различие их в том, что в сложносочиненном предложении части____________и _____________, а в сложноподчиненном предложении части __________ и _____________.
Кластер
ССП СПП
РАВНОПРАВНЫЕ ЧАСТИ ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ
х
[- =], a [- =]. ССП [- =], (что - =). СПП
Но
где
и когда
который
х - главная часть;
( ) - придаточная часть.
12. Работа с учебником.
Упражнение 927, стр 213
Графическая работа. Составить схемы предложений, сделать синтаксический разбор предложения.
13. Подведение итогов.
Контрольные вопросы.
- В чем сходство и различие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?
Сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в том, что и те и другие предложения ______________(сложные), имеют две и больше ___________(грамматических основ).
Различие их в том, что в сложносочиненном предложении (ССП) части _________(равноправны) и ________________(не зависят друг от друга), а в сложноподчиненном предложении части _____________(зависят друг от друга; одно предложение главное, другое предложение придаточное)
14. Инструктаж о выполнении домашнего задания.
П 157, с.213, Упражнение № 926
Опорный материал
10. Рефлексия.
Рефлексия
-Реализовали ли мы цель, которую поставили на уроке?
- Какие трудности возникли?
-Как их решить?
-Нарисуйте смайлик, который выражает ваше настроение на уроке.
Оценить работу класса и отдельных учеников.
Приложение 1
1 Работа в группах
Задание: Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы
1 группа
1)Над берегом стояла скала а волны бились об неё.
2)Мир разговаривает на разных языках но все находят общий язык.
3)То птица вылетит, то зверек пробежит.
__________________________________________________________________
Работа в парах:
Выпишите сначала №ССП, потом№ CПП, составьте схемы.
1.Кухарка рассердилась и направилась к учителю но Алеша не допустил ее.
2.Я попросил его, чтобы он принес мне книгу.
3.Учитель задал выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории а он не знал еще ни одного слова!
4.Внутренний голос ему говорил что он не заслуживает похвалы.
__________________________________________________________________________
Приложение 2
1 Работа в группах
Задание: Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы
2 группа
1)Не оставляй на завтра то, что можешь сделать сегодня.
2) Когда отряд подходил к реке появился пароход.
3)Если бы солнце не светило, было бы темно.
_________________________________________________________________
Работа в парах:
Выпишите сначала №ССП, потом№ CПП, составьте схемы.
1.Кухарка рассердилась и направилась к учителю но Алеша не допустил ее.
2.Я попросил его, чтобы он принес мне книгу.
3.Учитель задал выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории а он не знал еще ни одного слова!
4.Внутренний голос ему говорил что он не заслуживает похвалы.
__________________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
1. Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво.
2. Когда солнце близилось к закату Элиза увидела диких лебедей.
3. Все отправились в лес где распевал соловей.
4. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились на черное облако.
5.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают годы.
Самостоятельная работа
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
1. Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво.
2. Когда солнце близилось к закату Элиза увидела диких лебедей.
3. Все отправились в лес где распевал соловей.
4. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились на черное облако.
5.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают годы.
Самостоятельная работа
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
1. Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво.
2. Когда солнце близилось к закату Элиза увидела диких лебедей.
3. Все отправились в лес где распевал соловей.
4. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились на черное облако.
5.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают годы.
Самостоятельная работа
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
1. Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво.
2. Когда солнце близилось к закату Элиза увидела диких лебедей.
3. Все отправились в лес где распевал соловей.
4. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились на черное облако.
5.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают годы.
Самостоятельная работа
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
1. Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво.
2. Когда солнце близилось к закату Элиза увидела диких лебедей.
3. Все отправились в лес где распевал соловей.
4. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились на черное облако.
5.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают годы.
Самостоятельная работа
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
1. Понял теперь солдат что за чудесное было у него огниво.
2. Когда солнце близилось к закату Элиза увидела диких лебедей.
3. Все отправились в лес где распевал соловей.
4. В тот же миг Снежная королева подхватила его и они взвились на черное облако.
5.Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают годы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.