Урок " ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ"
Самостоятельная работа
1. Заполните пропуски, используя текст учебника – с. 215 – 216.
· В состав Западного экономического района входят …… экономических районов, а именно ….
· Территория Западного макрорегиона составляет ….. % от площади России.
· Здесь проживает ….. % населения России.
· Здесь производится более 85% …… продукции России и ведется ….. % научных исследований.
· В городах проживает ….. % населения.
· В европейской части России ….. городов – миллионеров.
· Главную роль играют ….. производства.
· В перспективе на действующих предприятиях произойдет ….., закроются предприятия …..
· Резко возрастает ….. сфера, особенно сфера услуг.
· На территории Западного макрорегиона образовано ….. федеральных округа, а именно …..
2. Заполните пропуски, используя таблицу № 48 учебника – с. 216.
· Наибольшую площадь имеет ….. район.
· Наименьшая площадь у …… района.
· Наибольший по численности населения …… район.
· Наименьший по численности населения …… район.
· Наибольшая доля городского населения в …… районе.
· Наибольшая доля сельского населения в …… районе.
· В связи с этим, какие районы будут иметь промышленную, а какие сельскохозяйственную специализацию?
· Наибольшая плотность населения в …… районе.
· Наименьшая плотность населения в …… районе.
· Какие факторы оказывают влияние на расселение населения?
3 Ответьте на вопросы, используя карту «Экономическое районирование» в атласе или учебнике – с. 6-7
· Покажите на карте районы, имеющие выход к морям ……
· К каким типам относятся районы Западной экономической зоны?
· Какие отрасли хозяйственной специализации развиты во многих районах?
4.
Экономический район |
Характеристика |
1. Центральный |
А) Хорошо развита нефтехимия |
2. Центрально-Черноземный |
Б) Лидер судостроения |
3. Северо-Западный |
В) Старый горнопромышленный район |
4. Северный |
Г) Центр лесной и рыбной промышленности |
5. Северо-Кавказский |
Д) Район точного машиностроения и легкой промышленности |
6. Поволжский |
Е) Наиболее этнически пестрый район России |
7. Уральский |
Ж) Главное богатство – черноземы и железная руда |
5. Подберите название к характеристике района.
n Отрасль специализации – гидроэнергетика n Выращивается озимая и яровая пшеница, ячмень, рис, бахчевые культуры n Среди выпускаемой продукции машиностроения – самолеты, автомобили, троллейбусы n Развита нефтяная, нефтехимическая и химическая промышленности
|
n Самый крупный по численности населения n Бедная природно-ресурсная база n Мощная научная база и высококвалифицированные трудовые ресурсы n Одна из отраслей промышленности – легкая
|
n На территории района крупнейший в России рыбокомбинат n В южной части располагается крупный металлургический комбинат n Добывается нефть, газ, уголь, руды черных и цветных металлов
|
n Большая протяженность территории в меридиональном направлении n Специализация – черная и цветная металлургия, химическая промышленность n На юге – граница с крупнейшим государством СНГ
|
n Производство зерноуборочных комбайнов, n электровозов, атомных реакторов n Многоотраслевое сельское хозяйство, развитая пищевая промышленность n Пестрый национальный состав n Рекреационное хозяйство
|
n Удобное транспортно-географическое расположение n Хорошая освоенность территории n Запасы бурого угля, железных руд n Плодородные почвы
|
n Небольшой по площади район n Небольшая численность населения n Выгодное ЭГП n Бедная база минеральных ресурсов n Развито трудоемкое и наукоемкое машиностроение n Мясомолочное животноводство
|
n Развито льноводство n Специализация – деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность n Автомобилестроение, самолетостроение n Не имеет участков государственной границы
|
Урок " ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ"
Технологическая карта урока
Тема урока |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ |
Тип урока |
Самостоятельного получения новых знаний |
Главная цель |
Сформировать знания о Западном экономическом макрорегионе, его месте и роли в хозяйстве России. |
Учебно-воспитательные задачи |
|
Главные вопросы содержания |
Общая характеристика Западной экономической зоны. |
Планируемые результаты обучения |
Учащиеся должны знать: место и роль Западного региона в хозяйстве России, крупные городские агломерации и города-миллионеры. Учащиеся должны уметь: показывать и показывать экономические районы и крупные городские агломерации и города-миллионеры |
Методы и формы организации обучения |
Беседа, самостоятельная работа с картами и текстом учебника. |
Опорные знания |
Экономическое районирование. Западный макрорегион. |
Учебно-наглядный комплекс |
Компьютер, мультимедийный проектор. Презентация «Западный регион». Политико-административная карта России. Картосхема «Экономические районы России». |
Домашнее задание |
40, задание № 2, с. 217 (письменно) |
Рекомендуемая литература
|
1. География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.П.Дронова. Часть 2. – Волгоград: Учитель, 2007, с. 107-114
|
ПЛАН УРОКА
ЭТАП УРОКА |
Слайды презентации |
Содержание деятельности |
||||||||||||||||||||
Учителя |
Учащихся |
|||||||||||||||||||||
Тема урока |
СЛАЙД № 1
|
Гиперссылка – песня «Это русская земля» - 02: 36 |
|
|||||||||||||||||||
Вводная беседа |
В процессе вводной беседы учащиеся вспоминают материал предыдущего урока, на который следует опереться при изучении нового материала. Вопросы:
(это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населения)
(уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования)
(Западная – Европейская Россия и Урал и Восточная – Азиатская Россия: Сибирь и Дальний Восток)
(На территории Западной зоны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции с/х. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь – топливно-энергетических. В то же время основные природные ресурсы сосредоточены в Восточной зоне страны. Восток страны играет важную роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии и т.д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в европейской части России и экспортируется)
|
|||||||||||||||||||||
ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
||||||||||||||||||||||
Задание |
СЛАЙД № 2
|
Задание: Заполните пропуски в характеристике Западной экономической зоны. На слайде подсказки к изучению материала (группа заданий № 1 и № 2) После выполнения задания – проверка: зачитываются предложения и по щелчку мыши исчезают правильные ответ |
Письмен-ное выпол-нение задания – 20 минут
Приложение № 1 |
|||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДСТВЛЕНИЙ О ЗАПАДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ |
||||||||||||||||||||||
Состав |
СЛАЙД № 3
|
Задание: Назовите регионы Западной экономической зоны – Европейской России По щелчку мыши на карте появляются «смайлики» в следующем порядке: 1 – Северо-Западный 2 – Северный 3 – Северо-Кавказский 4 – Уральский 5 – Центральный 6 – Поволжский 7 – Центрально-Черноземный 8 – Волго-Вятский
|
||||||||||||||||||||
Задание |
СЛАЙД № 4
|
Подберите пары: экономический район и соответствующее ему определение:
|
Ответы: По щелчку на слайде
1 – Д 2 – Ж 3 – Б 4 – Г 5 – Е 6 – А 7 – В |
|||||||||||||||||||
ПЭР |
СЛАЙД № 5
|
n Отрасль специализации – гидроэнергетика n Выращивается озимая и яровая пшеница, ячмень, рис, бахчевые культуры n Среди выпускаемой продукции машиностроения – самолеты, автомобили, троллейбусы n Развита нефтяная, нефтехимическая и химическая промышленности
|
||||||||||||||||||||
СЭР |
СЛАЙД № 6
|
n На территории района крупнейший в России рыбокомбинат n В южной части располагается крупный металлургический комбинат n Добывается нефть, газ, уголь, руды черных и цветных металлов
|
||||||||||||||||||||
СКЭР |
СЛАЙД № 7
|
n Производство зерноуборочных комбайнов, n электровозов, атомных реакторов n Многоотраслевое сельское хозяйство, развитая пищевая промышленность n Пестрый национальный состав n Рекреационное хозяйство
|
||||||||||||||||||||
СЗЭР |
СЛАЙД № 8
|
n Небольшой по площади район n Небольшая численность населения n Выгодное ЭГП n Бедная база минеральных ресурсов n Развито трудоемкое и наукоемкое машиностроение n Мясомолочное животноводство
|
||||||||||||||||||||
ЦЭР |
СЛАЙД № 9
|
n Самый крупный по численности населения n Бедная природно-ресурсная база n Мощная научная база и высококвалифицированные трудовые ресурсы n Одна из отраслей промышленности – легкая
|
||||||||||||||||||||
УЭР |
СЛАЙД № 10
|
n Большая протяженность территории в меридиональном направлении n Специализация – черная и цветная металлургия, химическая промышленность n На юге – граница с крупнейшим государством СНГ
|
||||||||||||||||||||
ЦЧЭР |
СЛАЙД № 11
|
n Удобное транспортно-географическое расположение n Хорошая освоенность территории n Запасы бурого угля, железных руд n Плодородные почвы
|
||||||||||||||||||||
ВВЭР |
СЛАЙД № 12
|
n Развито льноводство n Специализация – деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность n Автомобилестроение, самолетостроение n Не имеет участков государственной границы
|
||||||||||||||||||||
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
|
||||||||||||||||||||||
Вопрос: От чего зависит развитие хозяйства района?
|
||||||||||||||||||||||
СЛАЙД № 13
|
n 1.Состав района – какие административно-территориальные и природные единицы входят в состав района. n 2. ФГП и ЭГП – по отношению к другим странам, регионам, основным хозяйственным центрам, транспортным магистралям, внешним рынкам. n 3. Природно-ресурсный потенциал – условия жизни населения и ведения хозяйства, природные ресурсы (полезные ископаемые, водные, лесные, агроклиматические и др.) |
|||||||||||||||||||||
СЛАЙД № 14
|
n 4. Население и трудовые ресурсы – степень и характер заселенности территории, динамика (естественное и механическое движение), структура, этнический состав, особенности труда и занятости. n 5. История освоения территории и формирования хозяйственного комплекса.
|
|||||||||||||||||||||
СЛАЙД № 15
|
n 6. Хозяйство – доля различных отраслей хозяйства, отрасли специализации и их территориальная организация, основные хозяйственные узлы, транспортная сеть. n 7. Основные проблемы и перспективы развития района.
n 8. Вывод об экономическом развитии региона.
|
|||||||||||||||||||||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА |
||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
СЛАЙД № 16
|
n 40, n Задание № 2, с. 217 (письменно) n Презентация Центрального экономического района (по плану)
|
Запись в дневник |
|||||||||||||||||||
Рефлексия |
Учитель вслух анализирует получившуюся схему. |
|||||||||||||||||||||
Спасибо за работу |
СЛАЙД № 17
|
|
|
|||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.