Разработка занятия "Титриметрический метод анализа"
Оценка 4.7

Разработка занятия "Титриметрический метод анализа"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия +1
10 кл—11 кл +1
14.06.2023
Разработка занятия "Титриметрический метод анализа"
Методическая разработка. Технологическая карта занятия "Титриметрический метод анализа" для студентов обучающихся профессии лаборант-эколог
Разработка занятия Титриметрический метод анализа Фомичева Е.М..docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ   по теме  «Титриметрический метод анализа»

Автор: Фомичева Елена Михайловна, преподаватель ЧНПОУ «Покровский горный колледж»

Тема « Количественные химические методы анализа» и номер урока в теме «Количественные химические методы анализа» – 8.

Базовый учебник: Александрова Э.А., Гайдукова Н.Г., Аналитическая химия. Химические методы анализа.

Цель урока: Знакомство с теорией и техникой титриметрического метода анализа.

Планируемые результаты:

·                     Личностные: закрепить знания техники безопасности при работе в химической лаборатории; напомнить правила работы с лабораторным оборудованием.

·                     Метапредметные: организация учебного сотрудничества с преподавателем  и товарищами в парах, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, использование различных источников для получения химической информации, готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

·                     Предметные: овладение студентами уменияем применять понятия  «реакции нейтрализации», «нормальная концентрация»; специфические для химического образования предметные умения: выполнение химического эксперимента, работа с лабораторным оборудованием, химической посудой и реактивами.

·                     Формируемые УУД:

1.                 Личностные: включение всех участников группы в процесс получения новых знаний; обучающиеся собирают дополнительный материал, анализируют его и создают на основе полученных знаний новый продукт обучения.

2.                 Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция имеющихся знаний, оценивание результатов своей деятельности на занятии.

3.                 Познавательные: постановка цели изучения; создание алгоритма действий; изучение материалов при помощи смыслового чтения; структурирование полученной информации.

      Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действия.

Оборудование: бюретки со штативами для титрования (на 25 мл), стаканы химические, пипетки мерные, колбы конические для титрования, воронки для бюреток, раствор метилового оранжевого, 0,1 н. р-р соляной кислоты, 0,15 н. р-р гидроксида натрия (раствор «неизвестной» концентрации). Ноутбуки с доступом в Интернет. Комплект материалов к занятию.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная

Техническое оборудование и наглядные средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, печатные материалы, ноутбуки для работы в парах.

Структура и ход занятия:

 

Этапы занятия с описанием учебных заданий, формы работы на разных этапах учебного занятия, примеров индивидуализации учебных заданий. Приемы и техники «деятельностной» технологии для достижения планируемых предметных и метапредметных результатов. Примеры заданий для оценивания

Формы контроля и оценивания/ деятельность обучающихся

1 этап Организационный

 Цель этапа:

Обеспечить организованное начало урока комфортную  обстановку и эмоциональный настрой учащихся на работу, на восприятие учебного материала, вызвать заинтересованность, положительный мотив к предложенной теме.

Учитель: Приветствует. Обращает внимание обучающихся на формат урока, просит проверить наличие материалов и оборудования.

ссылка на презентацию к уроку: https://disk.yandex.ru/i/e_39ZXv4zLxg_Q

 

Проверка усвоения предыдущего материала о гравиметрическом методе анализа в форме онлайн-теста

https://www.fyrebox.com/play/m7jgmek5oxqva5dozg/

 

Целеполагание. Фронтально.

Цитата на слайде 1.

Схема методов химического  анализа 2.

Преподаватель: предлагает обсудить цитату (слайд 1)  и сформулировать тему занятия. В случае затруднения обращает внимание на схему (слайд 2)

Слушаются предложения учащихся.

Обучающиеся: предлагают формулировку цель занятия. Титриметрический метод анализа.(слайд 3)

Формулируют цель и задачи занятия

 

II этап

Актуализация комплекса знаний и способов деятельности (работает на основной этап)

Цель: Обеспечить теоретическую подготовку учащихся для проведения практической части занятия.

Преподаватель: Титриметрический метод анализа известен достаточно давно. Предлагаю небольшой экскурс в историю титриметрии. Вам необходимо по мере просмотра слайд-шоу заполнить в рабочем листе задание II. Наиболее внимательные из вас найдут по «лишним» буквам на слайде зашифрованное слово.

Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/d/oH243GibF6jEIg

 

Преподаватель:  титриметрический метод анализа имеет свой обширный понятийный аппарат. Многие термины вам уже знакомы. Предлагаю выполнить в рабочем листе задание III – завершить создание кластера.

Преподаватель:  самостоятельно выполните в рабочем листе задание IV – заполните таблицу «Рабочие растворы». Для выполнения работы воспользуйтесь материалом лекции и учебником.

(Материал лекции на слайдах 4-11)

Преподаватель: предлагаю вашему вниманию ролик, демонстрирующий технику кислотно-основного титрования. Прошу внимательно посмотреть и отметить ошибки, допущенные лаборантом. https://youtu.be/Fmgtc00phcE (слайд 12)

Работа в карте занятия. Заполнение недостающих частей предложения (имена ученых – химиков).

Наиболее внимательные должны найти в презентации слово «AQUA» и объяснить, почему это слово связано с занятием.

Заполняют кластер в рабочем листе.

Заполняют таблицу.

 

Смотрят видеоролик. Определяют ошибки.

III этап

Практическое применение знаний и способов действия в новой ситуации

Цель: Выработать умение самостоятельно применять полученные знания в комплексе, переносить их в новые условия.

Работа в парах. Исследовательский метод.

Работа по инструкции

(смысловое чтение)

Преподаватель:  Какой титриметрический метод самый старый? (кислотно-основное титрование). Верно. В практической части нашего занятия вам необходимо определить концентрацию выданного образца щелочи. Как всегда, при выполнении лабораторного анализа, необходимо соблюдать правила ТБ. Прослушайте краткий инструктаж. (слайд 13)

https://www.renderforest.com/watch-70475214?queue=69086301&utm_source=email&utm_medium=export&utm_campaign=export_finished_email_thumb

Правильность подготовки к операции титрования сверьте по чек-листу.

Требования к отчету включают запись уравнения химической реакции, расчет, вывод концентрации выданной щелочи, решение контекстной задачи. Для этого  выдан бланк  ''протокол-отчет'. В ходе работы  в нем заполняются графы таблицы. Выполняются расчеты.

Во время практической работы учитель следит за соблюдением правил ТБ, фиксирует правильность действий, оказывает помощь тем обучающимся, которые имеют слабые навыки экспериментирования.

Преподаватель: Работа выполнена.  Проверьте правильность заполнения отчета. Приведите в порядок рабочее место.

Контроль учителя за ходом практической работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют готовность по чек-листу;

Проводят титрование, заполняют отчет.

 

IV этап

Контроль знаний учащихся и самопроверка

Цель: Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Преподаватель: операция титрования была выполнена вами успешно, расчеты проведены верно и, соответственно, концентрация щелочи определена правильно.

В условиях работы на производстве вам часто придется выполнять подобные задания. В вашем рабочем листе есть задача с производственным содержанием. Предлагаю вам ее решить и обсудить ответы на вопросы.

Для расчета рН воспользуйтесь онлайн-калькулятором https://calculat.ru/kalkulyator-desyatichnyj-logarifm

Проверка отчета.

 

 

 

 

 

 

Решают контекстную задачу.

V этап

Коррекция знаний

Цель: Выяснить допущенные ошибки и предложить учащимся дать путь их  исправления.

Учащиеся озвучивают ошибки, допущенные в ходе работы (неправильное обращение с лабораторным оборудованием, ошибки в записи уравнения диссоциации молочной кислоты и пр.) и предлагают способ их устранения.

Преподаватель: теоретическая часть сегодняшнего занятия была перенасыщена терминами. Некоторые вам были знакомы, с другими вы познакомились только сегодня. Предлагаю закрепить знания и выполнить небольшое задание: https://learningapps.org/watch?v=pp35p9xvt23

Контроль и итоговое оценивание учителем после сдачи письменного протокола-отчета, проверка заполнения рабочих листов урока.

VI этап

Рефлексия

Цель: Развивать у учащихся способность к рефлексии, умение осмысливать свои действия и давать самооценку проделанной работе.

Фронтально.

Преподаватель:

В чем заключается сущность кислотно – основного титрования?

Знания каких понятий вам потребовалось при выполнении работы?

В каких еще случаях можно использовать метод титрования?

Преподаватель: благодарит обучающихся за работу на уроку, озвучивает «олимп» группы в соответствии с рейтингом, составленным самими студентами(слайд15)

 

VII этап

Информация о домашнем задании.

Цель: Обеспечить понимание цели,  содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

Вопросы:

1. Какие упрощения при исследовании  концентрации раствора щелочи допущены в рамках занятия в сравнении с производственными?

3. Дома рассчитайте массу навески щелочи(гидроксида натрия) для приготовления 500мл 0,1 н. раствора. Каким образом можно стандартизировать данный раствор?

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

1.     Рабочий лист  частично с ответами https://disk.yandex.ru/i/1JXs_c6E5V8ncQ

2.     Чек-лист к лабораторной работе https://disk.yandex.ru/i/MuqRdzFJjU9CsQ

3.     Карта-инструкция к лабораторной работе  https://disk.yandex.ru/i/4hNyJxB1JW9aEg

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме «Титриметрический метод анализа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме «Титриметрический метод анализа»

Предметные: овладение студентами уменияем применять понятия «реакции нейтрализации», «нормальная концентрация»; специфические для химического образования предметные умения: выполнение химического эксперимента, работа с лабораторным оборудованием, химической посудой…

Предметные: овладение студентами уменияем применять понятия «реакции нейтрализации», «нормальная концентрация»; специфические для химического образования предметные умения: выполнение химического эксперимента, работа с лабораторным оборудованием, химической посудой…

Структура и ход занятия:

Структура и ход занятия:

Цель: Обеспечить теоретическую подготовку учащихся для проведения практической части занятия

Цель: Обеспечить теоретическую подготовку учащихся для проведения практической части занятия

Преподаватель: Работа выполнена

Преподаватель: Работа выполнена

VII этап Информация о домашнем задании

VII этап Информация о домашнем задании

ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Рабочий лист частично с ответами https://disk

ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Рабочий лист частично с ответами https://disk
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2023