ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме «Титриметрический метод анализа»
Автор: Фомичева Елена Михайловна, преподаватель ЧНПОУ «Покровский горный колледж»
Тема « Количественные химические методы анализа» и номер урока в теме «Количественные химические методы анализа» – 8.
Базовый учебник: Александрова Э.А., Гайдукова Н.Г., Аналитическая химия. Химические методы анализа.
Цель урока: Знакомство с теорией и техникой титриметрического метода анализа.
Планируемые результаты:
· Личностные: закрепить знания техники безопасности при работе в химической лаборатории; напомнить правила работы с лабораторным оборудованием.
· Метапредметные: организация учебного сотрудничества с преподавателем и товарищами в парах, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, использование различных источников для получения химической информации, готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
· Предметные: овладение студентами уменияем применять понятия «реакции нейтрализации», «нормальная концентрация»; специфические для химического образования предметные умения: выполнение химического эксперимента, работа с лабораторным оборудованием, химической посудой и реактивами.
· Формируемые УУД:
1. Личностные: включение всех участников группы в процесс получения новых знаний; обучающиеся собирают дополнительный материал, анализируют его и создают на основе полученных знаний новый продукт обучения.
2. Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция имеющихся знаний, оценивание результатов своей деятельности на занятии.
3. Познавательные: постановка цели изучения; создание алгоритма действий; изучение материалов при помощи смыслового чтения; структурирование полученной информации.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действия.
Оборудование: бюретки со штативами для титрования (на 25 мл), стаканы химические, пипетки мерные, колбы конические для титрования, воронки для бюреток, раствор метилового оранжевого, 0,1 н. р-р соляной кислоты, 0,15 н. р-р гидроксида натрия (раствор «неизвестной» концентрации). Ноутбуки с доступом в Интернет. Комплект материалов к занятию.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, печатные материалы, ноутбуки для работы в парах.
Структура и ход занятия:
Этапы занятия с описанием учебных заданий, формы работы на разных этапах учебного занятия, примеров индивидуализации учебных заданий. Приемы и техники «деятельностной» технологии для достижения планируемых предметных и метапредметных результатов. Примеры заданий для оценивания |
Формы контроля и оценивания/ деятельность обучающихся |
|
1 этап Организационный Цель этапа: Обеспечить организованное начало урока комфортную обстановку и эмоциональный настрой учащихся на работу, на восприятие учебного материала, вызвать заинтересованность, положительный мотив к предложенной теме. |
Учитель: Приветствует. Обращает внимание обучающихся на формат урока, просит проверить наличие материалов и оборудования. ссылка на презентацию к уроку: https://disk.yandex.ru/i/e_39ZXv4zLxg_Q
|
Проверка усвоения предыдущего материала о гравиметрическом методе анализа в форме онлайн-теста https://www.fyrebox.com/play/m7jgmek5oxqva5dozg/
|
Целеполагание. Фронтально. Цитата на слайде 1. Схема методов химического анализа 2. |
Преподаватель: предлагает обсудить цитату (слайд 1) и сформулировать тему занятия. В случае затруднения обращает внимание на схему (слайд 2) Слушаются предложения учащихся. Обучающиеся: предлагают формулировку цель занятия. Титриметрический метод анализа.(слайд 3) |
Формулируют цель и задачи занятия
|
II этап Актуализация комплекса знаний и способов деятельности (работает на основной этап) Цель: Обеспечить теоретическую подготовку учащихся для проведения практической части занятия. |
Преподаватель: Титриметрический метод анализа известен достаточно давно. Предлагаю небольшой экскурс в историю титриметрии. Вам необходимо по мере просмотра слайд-шоу заполнить в рабочем листе задание II. Наиболее внимательные из вас найдут по «лишним» буквам на слайде зашифрованное слово. Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/d/oH243GibF6jEIg
Преподаватель: титриметрический метод анализа имеет свой обширный понятийный аппарат. Многие термины вам уже знакомы. Предлагаю выполнить в рабочем листе задание III – завершить создание кластера. Преподаватель: самостоятельно выполните в рабочем листе задание IV – заполните таблицу «Рабочие растворы». Для выполнения работы воспользуйтесь материалом лекции и учебником. (Материал лекции на слайдах 4-11) Преподаватель: предлагаю вашему вниманию ролик, демонстрирующий технику кислотно-основного титрования. Прошу внимательно посмотреть и отметить ошибки, допущенные лаборантом. https://youtu.be/Fmgtc00phcE (слайд 12) |
Работа в карте занятия. Заполнение недостающих частей предложения (имена ученых – химиков). Наиболее внимательные должны найти в презентации слово «AQUA» и объяснить, почему это слово связано с занятием. Заполняют кластер в рабочем листе. Заполняют таблицу.
Смотрят видеоролик. Определяют ошибки. |
III этап Практическое применение знаний и способов действия в новой ситуации Цель: Выработать умение самостоятельно применять полученные знания в комплексе, переносить их в новые условия. Работа в парах. Исследовательский метод. Работа по инструкции (смысловое чтение) |
Преподаватель: Какой титриметрический метод самый старый? (кислотно-основное титрование). Верно. В практической части нашего занятия вам необходимо определить концентрацию выданного образца щелочи. Как всегда, при выполнении лабораторного анализа, необходимо соблюдать правила ТБ. Прослушайте краткий инструктаж. (слайд 13) https://www.renderforest.com/watch-70475214?queue=69086301&utm_source=email&utm_medium=export&utm_campaign=export_finished_email_thumb Правильность подготовки к операции титрования сверьте по чек-листу. Требования к отчету включают запись уравнения химической реакции, расчет, вывод концентрации выданной щелочи, решение контекстной задачи. Для этого выдан бланк ''протокол-отчет'. В ходе работы в нем заполняются графы таблицы. Выполняются расчеты. Во время практической работы учитель следит за соблюдением правил ТБ, фиксирует правильность действий, оказывает помощь тем обучающимся, которые имеют слабые навыки экспериментирования. Преподаватель: Работа выполнена. Проверьте правильность заполнения отчета. Приведите в порядок рабочее место. |
Контроль учителя за ходом практической работы
Проверяют готовность по чек-листу; Проводят титрование, заполняют отчет.
|
IV этап Контроль знаний учащихся и самопроверка Цель: Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
Преподаватель: операция титрования была выполнена вами успешно, расчеты проведены верно и, соответственно, концентрация щелочи определена правильно. В условиях работы на производстве вам часто придется выполнять подобные задания. В вашем рабочем листе есть задача с производственным содержанием. Предлагаю вам ее решить и обсудить ответы на вопросы. Для расчета рН воспользуйтесь онлайн-калькулятором https://calculat.ru/kalkulyator-desyatichnyj-logarifm |
Проверка отчета.
Решают контекстную задачу. |
V этап Коррекция знаний Цель: Выяснить допущенные ошибки и предложить учащимся дать путь их исправления. |
Учащиеся озвучивают ошибки, допущенные в ходе работы (неправильное обращение с лабораторным оборудованием, ошибки в записи уравнения диссоциации молочной кислоты и пр.) и предлагают способ их устранения. Преподаватель: теоретическая часть сегодняшнего занятия была перенасыщена терминами. Некоторые вам были знакомы, с другими вы познакомились только сегодня. Предлагаю закрепить знания и выполнить небольшое задание: https://learningapps.org/watch?v=pp35p9xvt23 |
Контроль и итоговое оценивание учителем после сдачи письменного протокола-отчета, проверка заполнения рабочих листов урока. |
VI этап Рефлексия Цель: Развивать у учащихся способность к рефлексии, умение осмысливать свои действия и давать самооценку проделанной работе. Фронтально. |
Преподаватель: В чем заключается сущность кислотно – основного титрования? Знания каких понятий вам потребовалось при выполнении работы? В каких еще случаях можно использовать метод титрования? Преподаватель: благодарит обучающихся за работу на уроку, озвучивает «олимп» группы в соответствии с рейтингом, составленным самими студентами(слайд15) |
|
VII этап Информация о домашнем задании. Цель: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
Вопросы: 1. Какие упрощения при исследовании концентрации раствора щелочи допущены в рамках занятия в сравнении с производственными? 3. Дома рассчитайте массу навески щелочи(гидроксида натрия) для приготовления 500мл 0,1 н. раствора. Каким образом можно стандартизировать данный раствор? |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Рабочий лист частично с ответами https://disk.yandex.ru/i/1JXs_c6E5V8ncQ
2. Чек-лист к лабораторной работе https://disk.yandex.ru/i/MuqRdzFJjU9CsQ
3. Карта-инструкция к лабораторной работе https://disk.yandex.ru/i/4hNyJxB1JW9aEg
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.