РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА
Оценка 5

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика
10 кл
05.11.2017
РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА
. Бинарный урок по геометрии и русскому языку направлен на достижение метапредметных результатов. Предлагается модель урока, построенная на принципах деятельностного подхода в обучении. Целью проведения данного урока является формирование умственных действий, которые позволят применять умения и навыки, приобретенные в ходе изучения темы «Текст научного стиля» на уроке русского языка, при построении доказательства и решения задач по геометрии.
Бинарный урок.docx
Сулейман Елена Николаевна, учитель математики МОУ «Лицей «Интеллект» г. Донецка»,  .  com  Мороз Татьяна Алексеевна, учитель русского языка МОУ «Лицей «Интеллект» г. Донецка», tatyanaalekseevnam@rambler.ru ensulejman    @   gmail   РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА (45+45 МИНУТ) Аннотация.  Бинарный   урок   по   геометрии   и   русскому   языку   направлен   на достижение   метапредметных   результатов.   Предлагается   модель   урока, построенная на принципах деятельностного подхода в обучении. Целью проведения данного   урока   является   формирование   умственных   действий,   которые   позволят применять умения и навыки, приобретенные в ходе изучения темы «Текст научного стиля» на уроке русского языка, при построении доказательства и решения задач по геометрии.  Ключевые   слова:  теорема,   доказательство,   расстояние,   перпендикуляр,   текст, научный стиль, сложноподчиненное предложение, структура текста. Цель:   ознакомить с теоремой о трех перпендикулярах;   углубить знания учащихся о тексте как языковой единице;   развивать   умения   и   навыки   выполнять   синтаксический   разбор предложения, анализировать текст научного стиля, создавать текст­ доказательство   и   текст­решение   геометрической   задачи   с использованием предложенной структуры; применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач;  способствовать развитию интереса к русскому языку и геометрии;  воспитывать   культуру   речи,   культуру   рисунка   и   стремление   к взаимопомощи.   Оборудование:   Атанасян, глава   II,   §   1   п.20   стр.42,   персональный   компьютер,   геометрические приборы, опорные схемы, листы самооценивания. Геометрия,  учебник,    10­11,   Л.С. Ход урока I. Организационный момент. II. Мотивация   изучения   теоремы   и   интегрирования   с   русским языком. Учитель математики: заглянем в ближайшее будущее: Николай стал бизнесменом и получил разрешение на строительство подвесной дороги в Крыму. Дорогу надо провести с горы к берегу реки, протекающей внизу (учащемуся предлагается веревка, на пол укладывается метровая линейка вместо   реки).   Николай   хорошо   учил   математику   и   знает:   чем   короче подвесная дорога, тем меньше денег пойдет на ее строительство (дается возможность учащимся самостоятельно сделать вывод о вариантах решения данной проблемы и сформулировать теорему о трех перпендикулярах).    Учитель   русского   языка:  ребята,   вспомните,   пожалуйста, пословицу   «Без   слов   и   грамматики   не   учат   математике».  Основная задача нашего урока показать  тесную связь геометрии и русского языка.              ­  Согласны ли Вы с  утверждением, что на уроке геометрии важным является   умение   не   только   решить   задачу,   но   и   грамотно   ее   записать? Сегодня   мы   будем   учиться   правильно   оформлять   доказательство геометрической   задачи,   учитывая   правила   построения   текста   научного стиля. Основой для этого нам послужит теорема о трех перпендикулярах. Запись в тетради числа, темы урока. III. Актуализация опорных знаний. 1.Заполнение листа самоанализа. Приложение 1. 2.Фронтальный опрос по русскому языку: ­ Назовите синтаксические единицы. ­ В чем отличие словосочетания и предложения? ­ Дайте определение понятию «текст». ­ Укажите признаки текста. ­ Вспомните стили речи. ­ Назовите признаки текста научного стиля. IV. Изучение нового материала. 1.Синтаксический разбор предложения ­ теоремы. Приложение 2.  1 ученик работает у доски.  Прямая,   /проведенная   в   плоскости   через   основание   наклонной перпендикулярно к ее проекции на эту плоскость/, перпендикулярна и к самой наклонной. Предложение   простое,   невосклицательное, двусоставное,   распространенное,   полное,   осложнено   обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 2.Анализ текста­доказательства. Работа в группах. Приложение 3.   повествовательное, 1.Обратимся   к   рисунку   53,   на   котором   отрезок  АН  – ,  α АМ  –   наклонная,  а  –   прямая,   через   точку   М  перпендикулярно   к перпендикуляр   к   плоскости   α проведенная   в   плоскости   проекции НМ наклонной. 2.Докажем, что а   ┴ АМ. 3.Рассмотрим плоскость АМН. 4.Прямая   а – перпендикулярна к   этой   плоскости,   так   как   она   перпендикулярна   к   двум ┴ α    ┴ АН, так как  АН   пересекающимся прямым АН и МН, лежащим в плоскости АМН (а ┴ НМ  по условию и  а   ). 5.Отсюда следует, что прямая  а  перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости  ┴ АМ. 6.Теорема доказана.  АМН, в частности а  1,2 группы выполняют практическую работу.  3 группа у доски составляет план доказательства и схемы 1,2,4,5 предложений.  1. [Обратимся], (на котором…), (…), (…). 2.       [Докажем], (что…). 3.  [...], (так как…). 4.  [Следует], (что…), (что…). 4.Презентация результатов работы групп. 5.Создание алгоритма построения текста­решения.  Коллективная   работа.   Учащиеся   на   доске   записывают   элементы структуры текста­решения задач. Приложение 4. 2 урок 6. Актуализация опорных знаний.    Приложение 5. 7. Закрепление изученного материала. Первая   задача   выполняется  вместе   с  учителем,  основываясь   на полученных   знаниях,   с   акцентированием   внимания   на   элементах структуры   текста   доказательства.   Последующие   задачи   выполняются самостоятельно, с использованием готовой структуры текста. Задача 1. Дано:  ⊿ABC,CD⊥(ABC),D∉(ABC). Докажите: Если CH высота  ⊿ABC ,          то и DH высота  ⊿ABD Построим   ⊿DAB .   Рассмотрим   ⊿CDH:таккакDC⊥(ABC) определению  DC⊥CB,DC⊥CH,  отсюда следует, что если CH⊥AB,какпроекция,тоиDH⊥AB,   теоремы о трёх перпендикулярах.   как   наклонная,   на   основании ,   то   по Задача 2. Дано: ABCD ромб;  AC∩BD=O. OM⊥(ABC),M∉(ABC). |M;AB|=|M;BC|=|M;CD|=¿M;AD∨¿ Докажите: Задача 3.  (обратная теорема) 1. Построить 2. Рассмотреть 3. Доказать, на основании теоремы о трёх  перпендикулярах 4. Ч.Т.Д 5.       Вывод. Дано:   ⊿ABC,O⊂⊿ABC,K∉(ABC), OK⊥(ABC),|K;AB|=|K;BC|=K;AC∨. Доказать: О­центр вписанной окружности. 1.  Построить 2.  Рассмотреть 3.  Аналогично 4.  Доказать, на основании обратной теоремы. 5.  Ч.Т.Д. 6.  Вывод утверждения Коллективное создание алгоритма построения перпендикуляра из точки к прямой в пространстве: 1.  Определить   основание   перпендикуляра   из   точки   к плоскости. 2.  Используя свойства многоугольников, построить проекцию наклонной перпендикулярно заданной прямой. 3.  Провести наклонную. Выполнить   самостоятельную   работу   на   построение   перпендикуляра   из точки S к прямой AB (5 минут на построение). Найти проекцию, наклонную и записать обозначение. Приложение 6. Взаимопроверка. 8. Рефлексия. 1. Заполнение 2­й колонки листа самооценивания. 2.   Объяснение   пословицы  «Без   слов   и   грамматики   не   учат математике». 9. Подведение итогов. Оценивание. Приложение 7. 10. Домашнее задание. Геометрия: Разобрать и выучить п.20 §1, гл. II. Повторить 15­19. Решить задачи   №   152,   154,   163.   Творческое   задание:   практическое   применение теоремы о трех перпендикулярах.  Русский язык: Составить и записать текст­решение одной геометрической задачи по заданному алгоритму. Лист самооценивания Основные положения Приложение 1 Этапы урока  («+», «–», «?») Заключ. Нач.                 1.Текст – это несколько предложений, связанных друг  с другом по смыслу и грамматически.  2. Доказательство теоремы – это текст в научном  стиле. 3. Текст­доказательство состоит из 4 частей. 4. В тексте­доказательстве используются  сложноподчиненные предложения с придаточными: ­ определительным ­ причины ­ изъяснительными. 5.Теорема о трех перпендикулярах. 6. Задачи на доказательство.  7. Задачи на построение перпендикуляра  от точки до  прямой в пространстве. Приложение 2 Порядок синтаксического разбора сложного предложения I. Разобрать предложение по членам. II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку. III.   Составить   схему   предложения   с   указанием   средств   связи   и   типов придаточных. IV.   Описать   отношения   между   придаточными:   последовательное, параллельное, однородное подчинение. V. Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1. По цели высказывания: — повествовательное, — вопросительное, — побудительное. 2. По интонации: — невосклицательное, — восклицательное. 3. По количеству грамматических основ: 1) простое, 2) сложное: — сложносочинённое, — сложноподчинённое, — бессоюзное, — с разными видами связи. Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть: 4. По наличию одного или обоих главных членов: 1) двусоставное. 2) односоставное. С главным членом а) подлежащим — назывное; б) сказуемым: — определённо­личное, — неопределённо­личное, — обобщённо­личное, — безличное. 5. По наличию второстепенных членов: — распространённое, — нераспространённое. 6. По наличию пропущенных членов: — полное, — неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен). 7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное, 2) осложнённое: — однородными членами предложения (указать какими); —   обособленными   второстепенными   членами   предложения   — определениями   (в   том   числе   и   приложениями),   дополнениями, обстоятельствами     деепричастным, сравнительным и др. оборотами); — вводными словами, вводными и вставными конструкциями, — прямой речью; — обращением. При осложнении предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение. (выраженными   причастным, Приложение 3а Практическая работа Анализ текста Прочитайте доказательство. Пронумеруйте предложения.  Докажите, что это текст. Выполните анализ. 1. 2. 3. Тема:___________________________________________________________ Стиль:___________________________________________________________ Языковые средства: термины:________________________________________________________ глаголы:_________________________________________________________ наклонение:______________________________________________________ союзы:__________________________________________________________ виды придаточных в сложноподчиненных предложениях: 1_______________________________________________________________ 2_______________________________________________________________ 3_______________________________________________________________ 4_______________________________________________________________ 5_______________________________________________________________ Приложение 3б   Практическая работа Теорема о трех перпендикулярах 1. Воспроизвести рисунок к теореме. 2. Начертить схемы предложений 1,2,4,5. 3. Доказать теорему.  Исходный материал:  Геометрия 10­11 Л.С. Атанасян глава II, § 1 п.20 стр.42 Приложение 4 Алгоритм построения текста­решения Построим… Докажем, что… Рассмотрим… 1) так как, то… 2) отсюда следует, что если…, то… на основании…. Вывод. I. II. III. IV. Устный опрос 1. Если   одна   из   двух   пересекающихся   плоскостей   содержит   прямую, параллельную   другой   плоскости,   то   они   пересекаются   по   прямой параллельной данной. 2. Расстояние от точки до прямой. 3. Что мы называем расстоянием от данной точки до плоскости. Приложение 5 4. Определение перпендикулярности прямой и плоскости. 5. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. 6. Угол между прямой и плоскостью. 7. Если точка, лежащая, вне плоскости многоугольника, равноудалена от   всех   вершин   многоугольника,   то   она   проецируется   в   центр описанной окружности. 8. Где находится центр вписанной окружности в треугольник. 9. Равным наклонным соответствуют… 10.Большей наклонной соответствует… 11.Свойства диагоналей ромба. 12.Признак прямоугольника. 13.Теорема о трех перпендикулярах. 14.Обратная теорема о трех перпендикулярах. 15.Проекция точки на плоскость ­прямой  ­треугольника ­прямоугольника 16.Комбинация ­перпендикуляр ­наклонная? ­проекция? Вариант 1.1 Вариант 2.1 Приложение 6           Вариант 1.2     Вариант 2.2 Вариант 1.3 Вариант 2.3     Приложение 7 Лист оценивания И Ф я с о г е щ а ч у и к с о д у     а т о б а Р й ы н т с У с о р п о я а к с е ч и т к а р П а т о б а Р   Я Р о п   а к т е м т О и к с о д у     а т о б а Р й ы н т с У с о р п о Р С о п   а к т е м т О и и р т е м о е г Список литературы 1. Л.С. Атанасян , Геометрия, 10­11, глава II, § 1. 2. А.И. Власенков, Русский язык и литература. Русский язык. 10­11  класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый  уровень, М., Просвещение, 2016.

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА

РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО ГЕОМЕТРИИ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМАМ: «ТЕОРЕМА О ТРЕХ ПЕРПЕНДИКУЛЯРАХ» И «УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА» ДЛЯ ПАРНОГО УРОКА
Скачать файл