Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов
Оценка 4.8

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Оценка 4.8
Семинары
docx
администрации
Взрослым
05.02.2017
Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов
Проведение круглого стола для обмена опытом педагогов СПО по проблеме организации работы творческих групп с целью повышения компьютерной грамотности для самореализации педагогов при применении ИКТ в преподавании спец.предметов. Подробно разбирается рассмотрение разных подходов к понятию " ИКТ в преподавании спец.предметов»".. Программа круглого стола состоит из двух частей.Для выяснения спектра мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения
krugly_stol.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский судостроительный колледж» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУПО «ССК» _________ Г.Ю.Косенко «___»__________ 2016 МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА КРУГЛОГО СТОЛА по теме: Разработка и применение ИКТ в преподавании СПО Для педагогического состава ССК РАССМОТРЕНО Методическим объединением   ________________________________ Протокол № 2  от 16. 11. 2016 РАЗРАБОТАЛ Педагогический работник Аронсон И. А. Севастополь 2016 Тема круглого стола:  «Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов» Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения;  обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить  способы ее решения. Задачи: Рассмотрение разных подходов к понятию " ИКТ в преподавании  спец.предметов»". Обогащение представлений о формах методической работы среднего  профессионального образования по вопросам формирования профессиональной  компетентности педагогов. Обмен опытом СПО по проблеме организации работы творческих групп с целью  повышения компьютерной грамотности для самореализации педагогов при  применении ИКТ в преподавании спец.предметов. Форма проведения: круглый стол. Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с определениями на  каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников. Литература: Коберник А.М. Технологии: 11 класс, уровень Стандарт, Академический уровень,  ­ Х.: изд. Сиция, 2012. – 160с.: ил. – Русский язык Ефремов О.В., Беляев П.С. Информационные системы в науке, образовании и  бизнесе http://nashol.com/informatika­i­komputeri/ План проведения: Вводная часть (упражнение­тренинг, определение и обсуждение понятий). Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление  гипотезы, работа педагогов в подгруппах). Заключительная часть (рефлексия). Ход мероприятия Вводная часть. Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в  обсуждении темы о том, как помочь преподавателям СПО повысить собственную  квалификацию и повысить мотивацию учащихся, чтобы  лучше интегрироваться  в  процесс обучения в современных условиях, на нашем круглом столе " Разработка и применение ИКТ в преподавании спецпредметов ". Круглый стол сопровождается презентацией (см. Приложение 1). Ведущий: Но, прежде, давайте немного с вами познакомимся. Я прошу вас,  уважаемые педагоги, встать в круг и ответить в произвольной форме на вопрос:  "Зачем мы здесь собрались?". Можно представить себя, начиная со следующей  фразы: "Меня зовут Николай Викторович, я – мастер производственного обучения. Я всегда хотел в своей работе достичь большего, чем определено моими  функциональными обязанностями ". (Целесообразно использовать ресурсный круг  для сближения педагогов). Представление участников круглого стола. Ведущий: Спасибо большое, я вижу, что здесь сегодня собрались творческие,  активные и просто интересные люди ­ настоящие профессионалы. Прошу сесть за  столы с теми людьми, которых вы знаете и они вам близки по духу, или с теми, кто у вас вызвал симпатию и хотел бы познакомиться поближе. Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения  основных понятий. Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий, как  вариант ­ можно предложить педагогам использовать разные источники ­ словари,  Интернет и др., а затем предлагается пример определения в презентации. ­ Как Вы можете раскрыть понятие "Мотивация"? (Мотивация ­ процесс  побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и  целей организации).(3) ­ Понятие "Самореализация"? (Самореализация ­ наиболее полное выявление  личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей).(3) ­ Понятие "Результат"?  Ведущий: То есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно  озвучить так: "Как повысить процесс побуждения педагогов к своей  профессиональной деятельности и способности к быстрому реагированию в ходе  развития новых технических возможностей и компьютерных технологий?". Успех каждого действия в большой мере зависит от того, насколько человек  владеет способом его выполнения. Чтобы овладеть им, даже тогда, когда уже  известно, как его надо выполнить, необходима практика и прежде всего  упражнение в нем, т. е. целенаправленное, определенным образом организованное,  многократное выполнение действия. В результате упражнения способ действия  упрочивается. Человек постепенно овладевает им. Такие упрочившиеся благодаря  упражнению способы действий называются навыками. Основная функция любого учебного учреждения – это формирование общей  культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для  осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.  Как показывает практика, качество среднего профессионального образования  неоднозначно воспринимается разными людьми. Как вы думаете, ЧТО родители понимают под качеством профессионального  образования? Мнения участников круглого стола. Предлагаю вам посмотреть небольшое видео с ответами родителей наших  воспитанников на данный вопрос (просмотр видео рассуждений родителей на тему  о том, для чего нужно профессиональное образование). Ведущий: готовясь к нашему мероприятию мы задали такие же вопросы учащимся, только для них мы слегка расширили поле вопроса и вопрос звучал так: «Что вы  понимаете под качеством профессионального образования и как вы оцениваете  вклад компьютерных технологий в процесс обучения, влияет ли это на качество  вашего образования?» Ведущий: Давайте обобщим ответы и сделаем вывод (желательно, чтобы этот  вывод сделали участники. Ведущий: А для вас, уважаемые коллеги, что включает в себя понятие  "качественное профессиональное образования с привлечением ИКТ"?  Мнение участников круглого стола. (Как правило, полное методическое  обеспечение пособиями разработками педагогического процесса).  Зависит ли качество проведения уроков от обеспечения средствами ИКТ  образовательного учреждения? (выслушивается мнение участников,  подводится итог).  Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА. Современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой  емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий,  мультимедиа­технологий и виртуальной реальности, а также философским  осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных  последствий. Но в умении использовать компьютер педагоги нередко отстают от своих  учеников, в тоже время у учителя, к сожалению, зачастую нет желания и стимула  быть IT­компетентным. Нет ясных, практических методик, гарантирующих  эффективное использование новых технологий на рабочем месте учителя. При таком подходе акцент смещается на профессионально­личностный рост  педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм  работы и средств обеспечения этого роста. Дискуссионная часть Ведущий: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы: ­ Что является более важным для повышения мотивации учащихся: материально­ техническое обеспечение образовательного учреждения или деятельность самого  педагога? ­ разработка новых информационных технологий обучения, способствующих  активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на  освоение средств и методов информатики для эффективного применения в  профессиональной деятельности; ­  обеспечение непрерывности и преемственности в обучениии ­ разработка информационных технологий дистанционного обучения; ­ совершенствование программно­методического обеспечения учебного процесса; Ведущий: Для обсуждения проблемы предлагаю вам разделиться на две подгруппы (выбор по жребию) ­ защитники первостепенной важности материально­ технического обеспечения и защитники значимости деятельности педагога. Прошу  обдумать, сообща решить и аргументировать свои ответы, с точки зрения ваших  подгрупп. Пусть каждый, кто хочет, свободно выразит свое мнение, опираясь на  личный жизненный опыт, но осознавая при этом ответственность за будущее нашей профессии и всего профессионального образования. Обсуждение точек зрения в подгруппах. Ведущий напоминает участникам общие  правила коммуникации. Подгруппы высказывают свои точки зрения, ведущий одновременно делает запись  на доске. Оппоненты, слушатели и ведущий задают им вопросы по ходу  обсуждения.  Ведущий: Давайте попробуем подвести небольшой итог нашего обсуждения. Работа с педагогическими кадрами обычно осуществляется на той материальной  базе, на том оснащении, которое приобреталось для организации образовательного  процесса воспитанников. У меня вопрос, если бы вам выделили любую сумму  денег (представьте немыслимое, но все же), на что вы, в первую очередь, эти  деньги потратили. Напоминаю, для обеспечения образовательного процесса и  повышения мотивации педагогов. Мнение участников круглого стола. Оборудованный методический кабинет. Компьютеры, подключенные к Интернету Множительная техника и цифровая аппаратура, банк цифровых ресурсов. Диски с записями лучших лекций по всем направлениям содержания работы с  педагогическими кадрами. Программное обеспечение к ИКТ, наглядный и демонстрационный материал. Полноценная научно­методическая библиотека для педагогов. Все это выстраивается в порядке приоритетности и определяется примерная цена.  Далее ищется источник финансирования, и постепенно, шаг за шагом, год за годом  создаются и совершенствуются материально­технические условия,  обеспечивающие возможность качественной работы с педагогическими кадрами. Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением 1. информационные технологии значительно расширяют возможности  предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех  современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку  деятельности. 2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению.  Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных  решений и задач. 3. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее  широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. 4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки  учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют  строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. 5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся,  обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. 6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии.  Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить  результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана  ошибка, и исправить ее. ^ Основные направления использования ИКТ в учебном процессе Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать  информационные технологии в обучении: 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно ­  энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих  программ типа "Физикон", "Живая геометрия"; 3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие  программы, лабораторные работы); 4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие  программы); 5) самостоятельная работа обучающихся (обучающие программы типа  "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 6) при возможности отказа от классно­урочной системы: проведение  интегрированных уроков по методу проектов, 7) тренировка конкретных способностей обучающегося (внимание, память,  мышление и т.д.). В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляется новое направление деятельности педагога ­ разработка информационных технологий обучения и программно­методических учебных комплексов, но это  можно сказать –высший пилотаж и ставить такие высокие цели пока  преждевременно. Пока же мы говорим о том, что информационная компетентность преподавателя  является основой повышения качества образования и заключается в преодолении  следующих «барьеров» в освоении современных информационных технологий  преподавателями: 1. Незнание возможностей современных ИКТ — зачастую преподаватели даже не  знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов и интернет­сервисов. 2. Отсутствие навыков эффективного использования инструментов ИКТ —  нехватка времени на самостоятельное освоение продуктов, сложность изучения  некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала при  возникновение трудностей (или неумение эффективно использовать справочные  программы) — все это мешает отрабатывать навыки работы с программными  продуктами. К тому же очень часто возникает ситуация когда, натолкнувшись на  ряд трудностей и не получив результата, преподаватель решает не тратить время  на изучение нового, кажущегося сложным, программного продукта. 3. Отсутствие методики применения ИКТ в учебном процессе — знания о  возможностях современных ИКТ и умения работать с ними все равно  недостаточно для эффективного применения ИКТ в учебном процессе. Для этого  нужны методические материалы: по разработке мультимедийных материалов, по  использованию ИКТ на семинарских занятиях, по разработке УМК и т.д. Преодоление всех барьеров позволит учителям существенно повысить  собственную эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и  реализовать собственный педагогический потенциал. У нас в колледже уже 90% педагогов обучились на курсах в области ИКТ­ компетентности. А вот используют средства ИКТ на уроках наши педагоги, как  умеют. В основном для получения распечатанных материалов или – в качестве  презентаций, да и то на открытые уроки. Систематическое использование средств ИКТ в сочетании с методами активного  обучения составляет лишь 5%. Подобная ситуация вступает в явное противоречие  с теми целями, которые ставят перед собой образовательные учреждения (ОУ) в  плане получения новых образовательных результатов, среди которых не последнее  место занимают развитие самостоятельных действий обучающихся. Профессиональный рост педагога ­ это цель и процесс приобретения педагогом  знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно  оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед  ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению  здоровья воспитанников (Марк Максимович Поташник, действительный член,  академик Российской академии). Профессиональный рост педагога ­ это самостоятельно и/или кем­то управляемое  на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях "нарастание"  разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов  деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций  (Анатолий Викторович Мудрик, член­корреспондент РАО, доктор педагогических  наук, профессор). Профессиональный рост педагога ­ это, с одной стороны, спонтанное, с другой, ­  целенаправленное, всегда авторско­личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников (Михаил  Владимирович Левит, к.п.н., вед.н.сотрудник Центра стратегии образования). Профессиональный рост педагога ­ это неустранимое стремление педагога к  самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в  творчестве в работе с детьми (Евгений Александрович Ямбург, заслуженный  учитель). Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения,  доказывая на примерах свое представление. Ведущий: В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и  "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на  другое? Мнение участников круглого стола. ­ внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от  поколения к поколению, но и от одного человека другому. ­ современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют  человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и  происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность  получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном  обществе. ­ активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является  важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и  процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований  современного индустриального общества. Ведущий: Каким образом наиболее эффективно осуществлять внедрение ИКТ в  обучении в системе СПО? Исходя из системного подхода, необходимо построить модель или схему  операции, которая включает следующие основные элементы: ОТ, ИКТ,  преподаватели, обучаемые, специалисты и администрация. Образовательное технологии или, иначе, технологии образования (ТО) являются  одним из главных элементов системы образования, так как они непосредственно  направлены на достижение его главных целей: обучение и воспитание. Под ТО  понимается как реализация учебных планов и учебных программ, так и передача  обучаемому системы знаний, а также методов и средств для создания, сбора,  передачи, хранения и обработки информации в конкретной области. Наука  накопила огромный опыт по передаче знаний от учителя к ученику, созданию  технологий образования и обучения, а также по построению их моделей.  Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является  интеграция информационно­коммуникационных технологий и технологий  обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному  внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:  участие в семинарах и учебных курсах для администрации и  сотрудников колледжа по применению в обучении новых ИТО;  создание условий для стимулирования развития интернет­услуг,  связанных с применением новых ИТО;  активизацию работы по созданию тематической системы «ИТО» в  рамках международной информационной сети по ИТ;  подготовку соответствующего комплекса мероприятий для включения их в существующие программы в регионе и г.Севастополе  разработку методологических и методических основ системного  анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их  основе; Заключительная часть (рефлексия) Ведущий: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать  свое отношение и поделиться впечатлениями и посоветуйте, как можно было  сделать лучше. Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола. Мы  готовы ответить на ваши вопросы.

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов

Разработка и применение ИКТ в преподавании спец.предметов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017