Разработка на тему "Единство музыкального произведения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока музыки в 6 классе на тему "Единство музыкального произведения" по программе Т.И Науменко , В. .В. Алеев Цель урока: Создание условий для определения целостности музыкального произведения. Задачи: -Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов. -Учить аргументировать свою точку зрения по поводу муз-ных произведений. -Формировать вокально-хоровые навыки.Цель урока: Создание условий для определения целостности музыкального произведения
Иконка файла материала attachment_1558278454.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная кадетская казачья  школа      Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка           РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ                                       НА ТЕМУ:     «Единство музыкального                                                    произведения»                                                   Составила учитель музыки­                                                 Трушина Светлана ЮрьевнаТема: Единство музыкального произведения Цель урока:  Создание  условий  для  определения целостности музыкального  произведения. Задачи: ­Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов. ­Учить аргументировать свою точку зрения  по поводу муз­ных произведений. ­Формировать вокально­хоровые навыки.                                 Ход урока 1. Организационный момент (самоопределение к деятельности) Учитель: Я предлагаю наш сегодняшний урок провести под девизом: «Ученику­ удача, учителю ­радость!» Что является     одной  из главных  форм   деятельности  на уроках  музыки? Ответы: (слушание музыки, музыкальных произведений) Мы уже  много знаем о классических произведениях,  о композиторах,   сочинивших эту музыку.  Давайте повторим,  а что такое музыкальное произведение? Ответы:  (разные варианты) Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или  без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов. Музыкальное произведение –  это может быть любая  музыкальная пьеса, в  том числе, народная песня или инструментальная импровизация.   Музыкальное произведение­ это единое целое, как и любое художественное  произведение.  2. Актуализация  знаний. Вопрос: Из чего состоит это целое?  Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение? Ответы: Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности  являются  мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.  Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую  задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Учитель­Музыкальное  произведение  мы обычно воспринимаем целиком , то есть , в  единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, а порой невозможно выделить в его звучании что­то одно­ мелодию,  ритм или  тембры.  Чтобы понять муз­ное произведение, мы обращаемся обычно к двум  сторонам­ традиции, в которой оно возникло, и неповторимому почерку его  автора.  Нам надо узнать,  что кроме   знания  традиций, новаторства  и  неповторимости,    помогает  лучше   понять и узнать  муз­ное произведение? Как  будет  звучать тема сегодняшнего урока? (обращается внимание на  записанное  на доске  слово­ ЕДИНСТВО) Единство музыкального произведения (запись в тетради) 3. Постановка  учебной задачи. ­Какая цель сегодняшнего урока? Ответы учащихся­ узнать, в чём единство музыкального произведения.   Что  мы должны ещё узнать и вспомнить, чтобы  достичь этой цели? Ответы: Вспомнить средства муз­ной выразительности, узнать, чем достигается  единство содержания и формы музыкального произведения.  4. Открытие нового знания. Работа в группах.   Чтобы ответить на все вопросы, мы поработаем в группах.  Вспомним девиз нашего урока. ­  Удачи вам, ребята!  1 группа­ учебник на стр 35,36­  ответит на вопрос : Что образует единство музыкального произведения? 2 группа ­  учебник на стр  37, 38­  ответит на вопрос: Что, кроме знания традиции и новаторства  помогает нам лучше узнать  музыкальное произведение? 3 группа­   впишут в   текст карточек   термины, которые   характеризуют    главные средства муз­ной выразительности.  (группе предлагаются  5 карточек   и отдельно 5 названий муз­ных  терминов )  1.       Мелодия    ­  Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий  голос, главную музыкальную тему. Это звучит ………. Греческое слово  ………. состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение  песни».  …….. – это содержание произведения, его стержень. Она передает  главные художественные образы.2.  Гармония. –  Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает  «стройность», «созвучность», «слаженность».  ……….. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками,  насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон.  Между мелодией и ………..  нерасторжимая связь.  ………….. имеет 2 смысла: а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;  б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование. 3. Ритм     Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ………. ……… в музыке называется чередование и соотношение различных  музыкальных длительностей. ……… – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». ……….. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное  средство, которое определяет характер музыки.  Благодаря ……… мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. ………существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем  его всегда, потому,  что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется  сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена  дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.  4. Лад ……. в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или,  наоборот, задумчивым, печальным.  ……. – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В  музыке  …….. означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по  высоте. Сочетания звуков воспринимаются по­разному. Одни устойчивые, на  них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие  неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук ………   называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и  минор. 5. Тембр       ……… в переводе с французского означает «окраска звука».  ……….. – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или  человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной  звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим ……… . В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два  мужских (тенора, басы).  Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой …….., по которому мы  его узнаём.4 группа ­  из   множества разных предложенных музыкальных терминов,   должны выбрать те, которые относятся к  средствам муз­ной  выразительности.  (ключевые понятия­  ритм, мелодия, гармония,  аккомпанемент, динамика,  лад ,  темп,  фактура, регистр) 4.Закрепление первичного материала. Учащиеся  отвечают на поставленные вопросы,  запись в тетради  основных терминов урока.­  Традиции,  почерк автора,  уникальность, неповторимость,   артикуляция, агогика, педали, мелодия , гармония , ритм, лад ,  тембр. Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность,  каждый композитор применяет их по­своему. Учитель. Молодцы!  Я очень довольна вашими ответами! Вы доставили мне  радость и удовольствие  от полученных вами знаний   работы  в группах.  .  5. Слушание музыки «Мазурка» Ф. Шопена. Вальс  « Сказки венского леса»  И. Штраус. Вопросы: Что общего между произведениями? Чем различны ? Почему так  решили?  Назвать средства  муз­ной выразительности, с помощью  которых  композиторы помогли нам лучше узнать  свои произведения.  Охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембра, динамики в  танцах.  6. Исполнение «Всюду музыка живёт»  7. Итог урока. Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо  знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью  показа отдельных выразительных средств  произведения:  чувствовать  эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний,  многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических  рисунков. 8. Рефлексия­Какие знания вы открыли для себя на уроке?  ­ Какие элементы урока вам понравились? ­Предлагаю  группам дать оценку своей работы.  9. Домашнее задание. Учебник – стр. 38. Ответить на 4 вопрос.                                         Источники 1.http://do.gendocs.ru/docs/index­265178.html 2. учебник «искусство. Музыка»  авторы. Т.И. Науменко. В.В. Алеев.­ 2 е издание   2014 г.