Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Оценка 4.8
Работа в классе +1
doc
музыка
4 кл
05.04.2018
"Народная песня — душа народа" Сценарий открытого урока музыки 4 класс. Цель урока: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен. Задачи: • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа; • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха; • пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах; • учить слушать музыку; • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение."Народная песня — душа народа" Сценарий открытого урока музыки 4 класс. Цель урока: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен. Задачи: • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа; • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха; • пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах; • учить слушать музыку; • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
4.doc
Разработка открытого урока по музыке:
"Народная песня — душа народа" Хамуева Екатерина Владимировна
формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;
учить слушать музыку;
грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
Цель урока:
познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.
Задачи:
Оборудование:
кассетный магнитофон, грамзаписи, тексты песен, иллюстрации березы, карточки (словарь эстетических эмоций,
определяющий характер звучания, изображение народных инструментов), репродукция картины В.Васнецова “Гусляры”,
шумовые инструменты, балалайка, фортепиано, стихотворение С.Васильева “Россия… как из песни слова”, кроссворд
“Жанры песен”.
Песни: “С чего начинается Родина?” (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)
“ДонДон”, “Во поле береза стояла”, “На горето калина”, “Светит месяц”, частушки (русские народные песни).
Ход урока:
Эпиграф
“Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее чтото”. С.Есенин.
Вход учащихся в класс (звучит песня “С чего начинается Родина”)
Оргмомент.
Вступительная беседа.
Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает. “Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее чтото”
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”.
Всем известен афоризм «В песне – душа народа». А знаете, кому принадлежит этот афоризм? (Ответы учащихся
Александру Николаевичу Островскому). Верно. Великому русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому. Но
уж, точно, никто не знает, что этот афоризм имеет продолжение: «Убьешь песню убьешь душу!». Недаром говорят, что
песня – это душа народа. Народная песня всегда устремлена ко всему лучшему. Это – связь времен, мост между прошлым и
будущим. Пока будет жить песенный дух любого древнего края, никогда не смолкнут проникновенные песни, задорные
песни. Пусть они всегда звучат над просторами седого Урала, сливаются в прекрасную симфонию с мелодиями всех народов.
Все просится в музыке, в песне излиться:
Печаль и веселье и труд.
Поют и деревья, и ветры, и птицы,
И реки, и люди поют.
А сколько всего песен на свете? Когда появилась самая первая песня? Кто ее сочинил? Хотите узнать ответы на эти не
такие уж простые вопросы? У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент,
народные инструменты и, конечно же, свои песни.
Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из
уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “Гусляры”).
Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.
Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен
мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский
Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.
Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют
народными, а другие композиторскими?
Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их
никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под
своими словами и музыкой.
О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы
узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют
жанрами народных песен.) Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые,
прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на уроке мы
познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями.
Знакомство с детскими народными песнями.
Песни – игры: “Идет коза”, “Петушок”, “Козлик”, “Во саду ли в огороде”, “Горелки”, “Катай каравай”.
Разучивание песни “ДонДон”
Legato (слова песни исполнять на одном звуке плавно, связно)
Non legato (слова песни исполнять, подчеркивая каждый звук)
Staccato (слова песни исполнять отрывисто каждый звук)
Знакомство с плясовыми, хороводными песнями.
В песне – душа народа. Недаром воскликнул поэт: «Сколько чувства в напеве родном!» Народная песня может быть
бесшабашно – веселой или печальной, рассказать о любви или о солдатской доле – и всегда она, эта песня, близка и понятна. Русская старина, народные песни. Как много песен знали наши бабушки, да каких! Сколько же песенной клади хранила их
память. А пели – заслушаешься! Затянут песню – помолодеют, глаза блестят… С тех пор, услышав старинную русскую
песню, мы волнуемся, и сердце щемит.Песня – правда, коль подумаешь умом, гласит народная мудрость. А сколько
пословиц придумано в народе о песне!
Пой песню тот, у кого голос хорош!
Голосу нет – душа поет!
Петь бы еще, да на животе тоще!
Поется там, где и воля и доля.
Весело поется, весело прядется!
Беседа дорогу коротает, а песня – работу!
Какова песня таковы слова.
Где песня поется, там счастливо живется!
Песня правда, сказка – ложь.
Полпесенки спела половина дела.
Жить – с песней дружить.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Без запевалы и песня не поется.
Из песни слова не выкинешь.
И кот песни поет, когда хорошо живет.
Одно слово песни не делает.
Хорошему делу – хорошая песня.
Русский народ гордится своими песнями.
Как затянет, как зальется
Песней русскою народ.
И откуда, что берется?
Прямо к сердцу так и льнет!
В народе говорят: были бы песни, будет и пляска!
Ты откуда, русская зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты, скажи, откуда, грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки, уронили дудки.
Пролетели гуси, уронили гусли.
Их порою вешней нашли, удивились.
Ну, а песня? С песней на Руси родились!
Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Разгадав ее, вы сразу вспомните, с какой русской народной песней вы познакомились в
первом классе на уроках музыки.
Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”)
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и
красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и
живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)
Какие загадки, стихи, песни о березе вы знаете?
Загадки: На полях девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
Стихи: “Береза” С.Есенин, “Люблю березу русскую” А.Прокофьев. Песни: “Шум берез слышу…” муз. К. Орбеляна, сл. В. Лазарева, “Скажи, скажи, березонька” муз. Н. Кирильченко, сл. В.
Бокова.)
Представление песни “Во поле береза стояла”
(Вспомнить мелодию, слова песни, ритм, темп.)
О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)
Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)
Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)
Знакомство с русской народной песней “На горето калина” (Раздается текст песни)
Исполнение песни учителем.
Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)
Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)
На какие именно слова (Калина, малина)
Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы)
Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.
Разучивание песни с движениями.(Калина, малина)
Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (Повторение слов)
Разучивание песни по фразам (Четыре фразы)
Что вы заметили в мелодии песни? (Повторение)
Исполнение песни с плясовыми элементами.
Можно, ребята, и по другому исполнить эту песню. В русской народной песни есть запев и припев. Запевает один (солист), и
потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.
Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь класс вместе.
Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые,
шуточные, например, частушки.
А кто знает, что такое частушка? (От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много
куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке
четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется
популярностью.) Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)
Русские народные инструменты.
На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах.
Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок.
Загадки:
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)
Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)
Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Диньдинь, дондон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)
В лесу туктук!
В избе ляпляп!
В руках дзыньдзынь!
На полу топтоп! (Балалайка)
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь) Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным. (Рожок)
Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (Свирель)
Слушание русской народной плясовой песни “Светит месяц”.
Исполнение песни “Светит месяц” (Всему классу раздаются народные шумовые инструменты).
Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что
есть народные и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни
разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими
народными и шумовыми инструментами.)
Заключительное слово учителя.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь».
Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и
быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая. Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.
Оценивание ответов.
Домашнее задание кроссворд “Жанры песен” (Переставьте слоги в горизонтальных рядах так, чтобы получились названия
пяти жанров русских народных песен.)
Спасибо! До свидания!
Уход учащихся (звучит песня “С чего начинается Родина?”)
Самоанализ урока.
Тема урока «Тема: "Русская народная песня — душа народа" У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера,
язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует,
окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам
народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность.
Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных
песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.
Тип урока: урокконцерт,комбинированный.
Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен, рассмотреть жанр
песни в историческом развитии.
воспитывать нравственнопатриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенномузыкальной
Задачи:
формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
∙
культуры родного народа;
∙
∙
воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим. развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
учить слушать музыку;
грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
а также задачи развития творческих способностей в процессе певческой и танцевальной импровизации.
∙
∙
∙
∙
Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся расширили свои знания о русской народной песне,
познакомились с традициями исполнения некоторых жанров народных песен, познакомились с русскими народными
инструментами и народным творчеством в целом. Этот опыт пригодится учащимся на последующих уроках, когда будет
вестись разговор о фольклоре, об истоках русского классического романса, а также об обработках народных песен. На этом
уроке был заложен фундамент для понимания этого материала.
Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали у мальчиков в
процессе исполнения песен.
На уроке были использованы общедидактические методы: словесный (беседа, декламация), нагляднослуховой (слушание
вокальных и инструментальных произведений); нагляднозрительный видео с исполнением народных песен; практический
(исполнение песен, , участие в исполнении хороводной песни «Летели две птички», «Ко поле берёза стояла», танцевальная
импровизация и др.); метод сравнения (сравнении двух разножанровых произведений); была использована методика
Емельянова «Постановка голоса», где применялись скороговорки, фонопедические упражнения, артикуляционная
гимнастика, упражнения для правильного дыхания, и т.д., метод эмоциональной драматургии (в уроке была эмоциональная и
смысловая кульминация); метод музыкального обобщения; метод размышления о музыке. Урок был эмоционально
насыщенным, дети были активны, эмоционально отзывчивы, мотивация к деятельности сохранялась на всём протяжении
урока.
Поставленные цели были выполнены.
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Разработка "Народная песня - душа народа" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.