Разработка тренингша для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Оценка 4.6
Семинары
docx
психологическая работа +2
Взрослым
30.01.2019
Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержания психического здоровья.
Материал содержит игры и упражнения, направленные на снятие напряжения, обучение приемам саморегуляции. В конце каждого упражнения обмен впечатлениями и ощущениями. занятие завершается упражнением на релаксацию и рефлексией. Занятие сопровождается музыкой. теоретическая составляющая раскрывает основу стресса.
текст готов семинарчик.docx
Игровой тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»
Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального
выгорания и поддержания психического здоровья.
Задачи:
1. Снять эмоциональное напряжение.
2. Оптимизировать самооценку участников тренинга.
3. Сформировать позитивное мышление
Материалы и оборудование:
• заранее нарисованное дерево на ватмане, магнитная доска, листочки
разноцветные;
• записи спокойной релаксационной музык, карандаши
• заранее распечатанная анкета «Обратная связь»
• две глубокие тарелки
• красивая декоративная свеча
Время проведения: приблизительно 1 час. Общее время зависит от
количества участников.
I Введение
1. Игра “Я,ТЫ,ОН,ОНА….”
Цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы.
Инструкция: вед проговаривает слова показывает движения, зал повторяет:
В этом зале все друзья! Я, Ты, Он, Она вместе дружная семья!
Посмотрите на себя, на соседа справа, слева
В этом зале – все друзья Я, Ты, Он.Она – вместе дружная семья!
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева
В этом зале все друзья – Я Ты Он Она –вместе дружная семья!
Обними соседа справа, обними соседа слева,
В этом зале все друзья Я Ты Он Она – вместе дружная семья
Посмотрите на себя Вместе мы сто тысяч Я! 2. Информация для участников Человек любой профессии, чья работа
проходит в постоянных контактах с другими людьми, рано или поздно
сталкивается с проблемой эмоционального выгорания.
Обобщение
результатов исследования позволило выделить три основных стадии
синдрома.
Первая стадия на уровне произвольного поведения: забывание некоторых
моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно
выполнения какихлибо двигательных действий (например, внесена нужная
запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос.). Обычно на
эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку
девичьей памятью. В зависимости от характера деятельности, величины
нервнопсихических нагрузок и личностных особенностей специалиста или
руководителя первая стадия может формироваться в течение трех пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в
общении (в том числе и дома, с друзьями): не хочется видеть тех, с кем
специалист общается по роду деятельности (клиентов, больных, школьников);
в четверг ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо, нарастание
апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет
сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение
числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек
заводится с полоборота. Период формирования данной стадии в среднем от
пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия собственно личностное выгорание: полная потеря интереса
к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение
постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии
ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных
обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса реакция
усиливается.
Эффективным средством профилактики симптома профессионального
выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления. Это
своего рода техника безопасности для специалистов,
имеющих
многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей работы.
Первым определение стресса дал канадский ученый Ганс Селье: «не
следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо
управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни»
И так, сегодня мы будем управлять своим состоянием.
II Практическая часть 1. Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки
вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде
ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен
показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся
группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего
Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если
большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно
открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую
закрытость или нежелание работать.
2. Упражнение “Моечная машина”
Цель: снятие напряжение, почувствовать сопричастность группы
Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу
лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и
один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо
отмыть, а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно
двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и
т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и
«сушит» ее, крепкокрепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются
местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не
пройдет каждый участник игры.
3. Упражнение «Вездеход»
Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии; создание
атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия; помощь
участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в
общении.
Инструкция ведущего; «А теперь давайте разомнемся, отвлечемся от
раздумий. Выполним упражнение, которое помогает отработать переключение
внимания, запускает спонтанность и творческое мышление. Мы будем
передвигаться по комнате в довольно быстром темпе, внимательно
прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в
кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от
условий игры, изображает то, о чем идет речь. Подстроиться к новым
обстоятельствам нужно быстро, без разговоров и осуждения! Итак, готовы?
Начали! Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на
опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А все
потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки
сгущаются…
Снежное поле, пронизывающий зимний вечер. И пули свистят над головой.
Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной,
освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов восемь
десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет
к лицу, цепляется к волосам. Ею наполнено пространство. Нет, показалось!
Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один.
Вдохнем чудо аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку.
Скулы свело ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками
лимонада искристый и пузырящийся сад! Берег моря, закат, идем по кромке
воды…наше путешествие заканчивается идем легко и свободно перед нами
широкая дорога….
Примечание Участники изображают все, о чем говорит ведущий.
4. Упражнение «Тарелка с водой»
Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить
закономерности возникновения взаимопомощи.
Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по
кругу тарелку с водой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук
партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче
прикосновением.
Анализ упражнения:
1. Что, по вашему мнению, не удалось?
2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?
3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
5. Упражнение «Удовольствие»
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены
является представление о том, что лучшим способом отдыха и
восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их
обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 12 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния
самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и
восстановить свои силы.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5
видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем
предлагается проранжировать их по степени удовольствия.
Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно
использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
6. Ипподром
7. Упражнение «Источник»
Цель: релаксация
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза.
Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц.
Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на
этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите,
как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в
окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места,
где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в
вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь
встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она
способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она
протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она
протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь
тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем —
разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы
чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его
энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот
источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется»
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть
глаза.
Рекомендации.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не
вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы:
— громко запеть;
— резко встать и пройтись; — быстро и резко написать или нарисовать чтото на доске или листе
бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а
не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по
энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют
успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая
события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным
энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Рефлексия. “Мне сегодня. ”передаем свечу, делимся впечатлением
Каждый участник группы, передавая сидящему рядом свечу,
завершает фразу: “Мне сегодня”, делятся своими впечатлениями с
коллегами.
Разработка тренингша для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Разработка тренингша для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Разработка тренингша для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Разработка тренингша для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Разработка тренингша для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Разработка тренингша для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.