Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»
Оценка 5

Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
04.08.2018
Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»
Музыка и литература появились много тысяч лет назад. Трудно сказать – что появилось первым: умение литературно выражать свои мысли и чувства или музыкальное искусство. За это время оба они достигли многого в своем развитии. Но еще в глубокой древности появились такие произведения, в которых музыка неотделима от слова, текста. Известно, что древнегреческие мифы, а затем и русские былины не рассказывали, а напевали Пьесы в античном театре были рассчитаны на пение ролей солистами и хором. Так их было лучше слышно.Сценарий с подбором музыки и иллюстраций
Что роднит музыку и литературу.docx
Сценарий урока музыки в 5 классе «Что роднит музыку и литературу»     Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей                 Афанасий Фет Музыкальный инструмент, ноты… Музыка и литература появились много тысяч лет назад. Трудно сказать – что появилось первым: умение литературно выражать свои мысли и чувства или музыкальное искусство. За это время оба они достигли многого в своем развитии. Но еще в глубокой древности появились такие произведения, в которых музыка неотделима от слова, текста. Известно, что древнегреческие мифы, а затем и русские былины не рассказывали, а напевали Пьесы в античном театре были рассчитаны на пение ролей солистами и хором. Так их было лучше слышно. Не случайно, полторы тысячи лет назад в одном из индийских трактатов были начертаны такие слова: «Издревле никто и не думал читать что-либо без музыки или интонировать без слов. И чем древнее тексты, тем больше там пения, музыки и игры, и меньше того, что надо читать и произносить. И нет здесь музыки Изображение песенника в развороте Изображения Гомера, затем русского гусляра Изображение древнегреческого театра Изображение музыкантов Древней Индии без слова, строки и буквы; они для музыки то же, что ось для колеса. В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит все пространство вселенной… А на язык и струны лишь капля (этого звука) попадает, и стихами, не смоченными этой влагой, не спасешься..., если пропадает волшебство музыки, недвижима остается ось, что вращает колесо мироздания.» Все религии мира используют пение текстов во время богослужения. Их поют не только священники, но, иногда, и вся община Вопрос: как называется небольшое словесно­музыкальное произведение,  исполняемое одним лицом или хором? Ответ: это песня. С раннего детства мы слышим и поем их - колыбельные и игровые, лирические и солдатские, авторские и современные. У многих из нас есть свои любимые песни. Вопрос: Можно ли считать песней иcполнение под аккомпанемент фортепиано или гитары стихотворения, положенного на музыку? Ответ: Нет, этот вид вокальной музыки называется романс. Считают, что в Россию он попал в 18 веке из Италии или Испании, стран романского языка. Расцвет русского романса пришелся на 19- начало 20 века, когда были написаны произведения на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина и других русских поэтов. Романс не поют хором, лирические интонации лучше передаются в сольном или ансамблевом исполнении. А как же дружат музыка и литература в «Песнях без слов», вокализах? В таких произведениях невысказанные Изображение службы в православном храме (или другой концессии) Изображение народного ансамбля ПАУЗА Певец с микрофоном. Можно добавить mp3 любой песни Изображение гитаристов 19 в. ( Сестры Гагарины) ПАУЗА Звучит любой романс под гитару Изображение исполнителя романса Обложка нот «Песни без слов» Изображение слова все равно звучат в душе исполнителя, и их угадывает слушатель. «Вокализ» русского композитора С. В. Рахманинова вошел в сокровищницу мировой вокальной музыки. Его неизбывная печаль, строгая и возвышенная, понятна без слов «От полноты души язык немеет: Я жажду звуков, но не слов… Чтоб высказать, как сердце пламенеет, Как рвется чувство из оков». Н.Ф. Щербинина Вопрос: какие еще музыкальные жанры также связаны с музыкой? Ответ: Без слов невозможно представить себе оперный спектакль, исполнение кантаты, оратории, балета. Либреттисты пишут специальный сценарий таких произведений, он может заметно отличаться от первоначальной литературной основы. Вопрос: А как литература проявляет себя в балете? Ответ: Большинство балетов созданы на сюжет известных литературных произведений. Характеры, поступки и чувства героев передаются с помощью музыки, жеста, движения Симфоническая и инструментальная музыка часто также связаны с искусством слова. Либо названия таких произведений являются «говорящими» («Баба Яга», «Утро») Либо автор поместил литературное исполнителя - вокалиста Портрет Рахманинова Звучит «Вокализ» Рахманинова о к б ПАУЗА Оперный спектакль Балетный спектакль ПАУЗА Желательно вставить видеоролик. Например, танец мачехи и сестер из «Золушки» С. Прокофьева Изображение симфонического оркестра. пояснение, программу. Такая музыка называется программной («Прощальная симфония», « Ленинградская симфония») Литература и музыка не подменяют друг друга. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания. Искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействуют на нас. «Слова и звуки» Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки. Сближаемся… Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду – все облекаем в них. В словах и звуках вечный ключ сердец! Е.П. Ростопчина Аполлон и музы http://yandex.ru/images /search?text=музыка %20и %20литература&redirc nt=1402676347.1&pin= 1&uinfo=sw-1366-sh- 768-ww-1349-wh-664- pd-1-wp- 16x9_1366x768

Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»

Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»

Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»

Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»

Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»

Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»

Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»

Разработка урока «Что роднит музыку и литературу»
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.