Разработка урока "Что роднит музыку с изобразительным искусством"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Разработка урока "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
музыка
Детсад—5 кл
07.08.2018
Разработка урока  "Что роднит музыку с изобразительным искусством"
Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений. Цветовому настроению художника соответствует характер мелодии. Видение красок окружающего мира, впечатления от событий и явлений, сходны для различных видов искусства. Красный цвет воспринимается как тревога, героика, подъем. Оранжевый – радость. Желтый – солнце, энергия. Зеленый – цвет природы, жизни. Голубой – цвет мечты, духовного начала. Синий – глубина мысли, чувства, моря Фиолетовый – сумерки, тайна, загадка. Белый - начало начал, чистота, ангел, снег. Черный - цвет беды, бездны, безысходности Розовый –наивный, детский Серый – тоска. Коричневый – печаль. Золотой и серебряный цвета Бога, космоса, Вечности. Одним из первых западных художников, кто стремился живописными средствами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки, был выдающийся английский романтик Джозеф Тёрнер. Джеймс Уистлер многие свои работы стал называть симфониями, гармониями, ноктюрнами и другими музыкальными терминами. Разумеется, это не было механическое перенесение приёмов мастерства из музыки в живопись. Иначе были бы нарушены закономерности и того и другого искусства, что привело бы к внешней иллюстративности. А речь идёт о том, что краски художника вызывают у зрителя те же или похожие эмоции, что и музыкальное произведение.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Что роднит музыку и изо.docx
Водопьянова Т.М.                                             Урок музыки в 5 классе                          Что роднит музыку с изобразительным искусством  «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», ­  говорил великий итальянский художник Микеланджело  Буонарроти. «Музыка – сестра живописи», говорил  Леонардо да Винчи. Голландский живописец Ван Гог  продолжает: «…кисть ходит в моих пальцах, как смычок по скрипке, и доставляет мне только удовольствие». Живописец Лев Бакст уподобил художника дирижёру,  способному одним взмахом палочки вызвать к жизни  тысячи звуков. В живописи человек сразу видит целое  представление картины, а в музыке и литературе ­  содержание получает последовательно Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и  художники. И те и другие говорят о тональности, о  колорите и красочности полотен и музыкальных  сочинений. Цветовому настроению художника  соответствует характер мелодии. Видение красок окружающего мира, впечатления от  событий и явлений, сходны для различных видов  искусства. Красный цвет воспринимается как тревога, героика,  подъем. Оранжевый – радость. Желтый – солнце, энергия. Зеленый – цвет природы, жизни. Голубой – цвет мечты, духовного начала. Синий – глубина мысли, чувства, моря Фиолетовый – сумерки, тайна, загадка.  Белый ­ начало начал, чистота, ангел, снег. Черный ­ цвет беды, бездны, безысходности Розовый –наивный, детский Серый – тоска. Коричневый – печаль. Золотой и серебряный цвета Бога, космоса, Вечности. Одним из первых западных художников, кто стремился  живописными средствами вызвать у зрителей ощущение  Ван Гог « Звезда и  кипарис» Звучит  « Хоральная  прелюдия» фа  минор И.С.Баха Мольберт Палитра ­  абстрактно Джеймс Уистлер ­  любая картина с звучащей музыки, был выдающийся английский  романтик Джозеф Тёрнер. Джеймс Уистлер  многие свои работы стал называть симфониями, гармониями,  ноктюрнами и другими музыкальными терминами.  Разумеется, это не было механическое перенесение  приёмов мастерства из музыки в живопись. Иначе были  бы нарушены закономерности и того и другого  искусства, что привело бы к внешней иллюстративности.  А речь идёт о том, что краски художника вызывают у  зрителя те же или похожие эмоции, что и музыкальное  произведение.  Благотворная роль музыки сказалась на работе  и других художников.  «Без музыки я не мыслю жизни»  ­ говорил  Репин. Когда живописец создавал свою первую большую  картину, его младший брат, студент консерватории,  играл на рояле «Лунную сонату» Бетховена. И вместе с  красками на полотно как бы проникали эти звуки,  помогая художнику внести ноты скорби в картину. Прежде всего ­  музыки, музыки всегда и везде, требовал  от художников и поэтов Поль Верлен. И это не случайно. Колоссальный взлёт музыки к концу XIX столетия  заставил деятелей других искусств обратить на неё  внимание – и удивиться. Музыка вышла на первый план.  И широко распахнули перед ней двери все другие виды  искусства. Если до середины XIX века художники  занимались изображением играющих и поющих людей, то с этого рубежа музыканты начали пытаться передавать в  звуках произведения изобразительного искусства. В названиях польского композитора Ф. Шопена  появляются « Этюды», то есть наброски, зарисовки.  Впоследствии к этому жанру обращались  Лист, Скрябин и другие композиторы. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело  помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Композитор  довольно часто в своих сочинениях опирался на вполне  определенные картины. В его фортепианном цикле  "Годы странствий. Год второй: Италия" есть пьеса под  названием "Обручение"  ­ алтарный образ Рафаэля Санти "Обручение Марии", картину совершенно изумительной  красоты, просветлённой грусти и мудрости. Параллель между красками в живописи и тембрами в  музыке Римский­Корсаков считал «несомненной». Он,  музыкальным  названием И. Репин  «Портрет А.  Рубинштейна» Музыкальный зал  19 века Ноты «Этюды»  Ф. Шопена Ф. Лист за роялем Н. Римский­ Корсаков – как и многие композиторы, обладал цветным слухом. Их  симфонические и инструментальные произведения  поражают богатством тембрового колорита. На сходство картины Брюллова «Последний день  Помпеи» с итальянской оперой указал Гоголь. Он писал,  что этот шедевр «по необыкновенной обширности и  соединению в себе всего прекрасного можно сравнить  разве с оперою, если только опера есть действительно  соединение мира искусств: живописи, поэзии и музыки». Музыкальной живописью называют живопись,  наполненную столь поэтическим чувством, что его  трудно передать словами, можно только такой же  поэтической мелодией. Живописной музыкой обычно называют такую, которая  настолько ярко и убедительно передаёт впечатления  композитора от картин природы, что мы начинаем,  словно бы видеть эти картины. Д.Б. Кабалевский писал,  что «живописная музыка» это та, которая настолько  ярко и убедительно передает впечатления композитора  от картины природы, что мы начинаем, словно бы видеть  эти картины, а «музыкальной живописью» называют  живопись, наполненную столь тонким поэтическим  чувством, что его трудно передать словами. А можно  выразить только такой же поэтичной мелодией. Существуют такие музыкальные произведения, в  которых усилена изобразительность, благодаря чему  музыка становится живописной, словно рисует картину,  образ или портрет. Яркие музыкальные портреты создал  Роберт Шуман в цикле «Карнавал», русский композитор  Мусоргский в «Картинках с выставки» пишет пьесы  «Богатый и бедный», «Гном», «Баба – Яга». Пьеса «Баба­Яга» П. Чайковского рисует музыкальный  портрет Бабы Яги. Жесткая, злая музыка не оставляет  сомнений. Действительно, это Баба яга. Посмотрите как  её изобразил Известный художник Иван Билибин. В  образе Бабы­Яги — ужасной старухи с костяной ногой,  запечатлелось отношение человека к миру иному. Этот  образ пугает, отталкивает портрет В. Серова К. Брюллов  «Последний день  Помпеи» Д.Б. Кабалевский,  фото В. Гартман «Гном» И. Билибин  «Баба­Яга» Микалоюс  Константинас Чюрлёнис  был необычным  композитором. Его музыка мягка, лирична, красочна,  сдержанно драматична. И главное – она живописна.  Сочиняя музыку, Чюрленис сам  словно видел эти  картины. Они жили в его воображении настолько ярко,  что композитору хотелось перенести их на полотно .И  Чюрлёнис становится живописцем. Но не простым, а  художником­музыкантом. Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой – около трёхсот живописных  композиций. И каждая – это философская поэма в  красках, симфония живописных ритмов, музыкальных  видений. Чюрлёнис решил призвать на помощь живопись. Художник задумал создать живописные сонаты,  построив их по законам музыкальной формы. «Соната  моря» ­ самая известная живописная сюита Чюрлёниса. Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и  в музыке, рассказывает внимательному зрителю и  слушателю о душевных переживаниях их создателей,  несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии  графического, живописного рисунка, как и плавные  мелодии, передают мягкость, нежность, покой.  Ниспадающие, нисходящие линии  несут успокоение или  грусть, печаль; восходящие, взлетающие ­ радость, свет,  энергию, устремлённость.  Соединение разных мелодий,  интонаций, линий рисунка влечёт за собой драматизм  образа. Важным выразительным средством в любом искусстве  является ритм ­ чередование каких­либо элементов  (звуковых, изобразительных) в определённой  последовательности. С помощью ритмического повтора  или контраста художник, композитор соединяют детали  в единое целое в пространстве или во времени, создают  художественную форму, композицию Вопрос: Что роднит музыку с изобразительным искусством? Ответ: Говоря о произведениях изобразительного искусства,  часто употребляют выражение цветовая гамма, а  рассуждая о произведениях музыкального искусства ­  звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с  насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий  звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи  Автопортрет   Чюрлениса В. Кандинский  «Композиция № 6» Э. Дега «Голубые  танцовщицы» ПАУЗА Абстрактная  картина «Музыка» есть своя палитра оттенков. Вопрос: Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в  музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку? Ответ: Жизнь – единый источник всех художественных произведений.  «Здесь мало увидеть,  Здесь нужно всмотреться,  Чтоб ясной любовью  Наполнилось сердце.  Здесь мало услышать,  Здесь вслушаться нужно,  Чтоб в душу созвучья  Нахлынули дружно». Николай Рыленков В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об  окончании Великой Отечественной войны. От счастья  люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы  поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал  «Рассвет на Москве реке», вступление к опере   «Хованщина» М. Мусоргского  «Пронзительные фразы гобоя и трубы, очень похожие на  перекличку петухов, и тяжелые удары церковного  колокола. Возвещающие о начале утреннего  богослужения…» Создавалось впечатление, что М. П.  Мусоргский написал не просто утро – начало славных  дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни», писал об этой музыке Кабалевский. Проведениям  основной темы можно дать названия:  «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет»,  «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь». Вопрос: Только ли к музыкальному искусству их можно отнести? Ответ:  Эта музыка напоминает живописные полотна, где  мелодия­рисунок, линия­ритм, лад­краска. Тембр­ колорит, форма­композиция. Творческие личности, как правило, не ограничивают себя одной областью искусства. Многие художники были ещё  профессиональными музыкантами, а некоторые и  композиторами. И наоборот. Живопись и музыка связаны между собой особыми узами, и не столько сюжетными  ПАУЗА «В голубом  просторе»  Н. Рылов М. Мусоргский –  портрет, ноне  Репина Московский  Кремль,  иллюстрация 19  века Звучит «Рассвет на Москва – реке» Колокольня Ивана  Великого ПАУЗА В. Тропинин «Вид  на Московский  Кремль» «Атрибуты  искусства»  Ж. Шарден или творческими, сколько глубоко внутренними, имея  под собой одну и ту же основу ­ многообразные  проявления жизни.

Разработка урока "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока  "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока  "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока  "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока  "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока  "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока "Что роднит музыку с изобразительным искусством"

Разработка урока  "Что роднит музыку с изобразительным искусством"
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ