Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала с элементами ФГОС, с использованием презентации и видеофрагмента. Применяется системно-деятельностный подход и игровая технология. Используется литературный материал. Проверка изученного в тестовой форме. Ученики активные участники добывания новых знаний. Закрепление изученного через практическую деятельность. Фронтальная и групповая формы работы.Разработка урока в 7 классе "Движение вод Мирового океана"
Иконка файла материала Разработка урока по географии в 7 кл. Движение вод Мирового океана.docx
МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа» Подготовила и провела: учитель высшей  квалификационной категории:  Дунайцева А.В..Цель:  раскрывая   причины   кругового   движения   поверхностных   вод,   дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане. Задачи:  Расширить сведения обучающихся о видах волн, сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений, географии их действия и использовании. Совершенствовать   работу   обучающихся   с   различными   источниками получения информации (книгой, атласом, видео). Формировать   умение   отбирать   главное   и   существенное   из   текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности. Продолжить формирование умения работать с контурными картами. Научить применять полученные на уроке знания в нестандартной жизненной ситуации. Развивать познавательный интерес к предмету. Воспитывать   эстетическое   восприятие   географических   объектов   (через мультимедиа). Оборудование:  Презентация Карта (физическая карта мира). Атласы, карта «Мировой океан» Карточки с тестами Задания для «Географических  исследований» Синие и красные фломастеры ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного. Тестирование по домашнему заданию 1. Самый большой океан: 1) Индийский,   2) Тихий,   3) Северный Ледовитый,   4) Атлантический 2. Наибольшие глубины характерны для океана: 1)  Северного Ледовитого, 2)  Тихого, 3)   Индийского, 4)  Атлантического3. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей: 1)  окраинное, 2)  материковое, 3)  межостровное, 4)  внутреннее 4. К окраинным морям не относится: 1)   Карское, 2)  Балтийское,  3)  Северное,  4)   Аравийское 5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет: 1)  28‰, 2)  35‰, 3)  7‰, 4)  42‰ 6. Глубины в пределах шельфа не превышают: 1)   1000м, 2)  200 м, 3)  500 м, 4)  100 м, 7. Какие океаны соединяются проливом Дрейка: 1)   Северный Ледовитый и Тихий 2)   Атлантический и Индийский 3)   Атлантический и Тихий 4)   Индийский и Тихий 8. Марианская впадина является частью: 1)  Атлантического, 2)  Северного Ледовитого, 3)   Тихого, 4)   Индийского океана 9. Гвинейский залив омывает: 1)   Евразию, 2)   Австралию, 3)   Африку, 4)   Южную Америку 10. Самый крупный остров Земли: 1)   Мадагаскар,2)   Новая Гвинея, 3)   Гренландия,  4)   Сахалин  – Сахалин Взаимопроверка, оценивание (Слайды №2, №3) Актуализация знаний ­ Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и выполненный Вами тест это подтверждает. Сегодня мы расширим наши знания.  Вода в природе находится в непрерывном движении. Вспомните хотя бы о круговороте воды в природе. Но сейчас речь пойдёт не о круговороте воды, а о перемещении водных масс в Мировом океане. (Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова   «Непонятная песня» на фоне слайд­шоу, слайды №4, №5, №6) ...Клокочет, бушует, волнуется море  Сердито и грозно, седые валы  Как вихри летают на буйном просторе  И силятся сдвинуть крутые скалы.  Смотрите, смотрите – как грудью,  могучей  Они, разъяренные бьют в берега!  Но вот на средину отхлынули тучей,  Как будто заслышав призванье врага.  Как будто меж ними затеялась ссора –  Ревут ураганом, громами гремят,  Понять невозможно их чудного хора,  Но, кажется, что­то они говорят… ­ О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова? Чем вызвано это явление? (О волнах, вызванных ветром)  Изучение нового материала А. Волны Работа с учебником:   стр.86, определение «Волны  – колебания поверхности воды под влиянием различных сил» (Слайд №7) Слайд №8  «Строение волны» ­   Мы   с   вами   выяснили,   что   в   ветровых   волнах   частицы   воды   почти   не передвигаются по ветру, а колеблются вверх и вниз.­ А какие ещё силы могут вызывать волны? Послушайте ещё одно описание (Описание цунами – чтение наизусть отрывка…) (Слайд №9) Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина – верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена  воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот… ­  О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке? (Цунами) ­   Что   приводит   к   возникновению   цунами?   (Подводные   землетрясения   и извержения вулканов) Работа с учебником  стр.86­87, (текст  и Рис. 52) ­Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Движение вод Мирового океана). Запись в тетрадь темы урока, понятия «волны». Слайд №10«Виды волн» Б. Течения в океане ­ Но в океанах существуют и другие движения…. –  Сейчас мне хотелось бы зачитать Вам одно письмо, которое попало ко мне совсем   случайно.   Это   письмо   капитана   дальнего   плавания   Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Я думаю, что он Вам знаком.  (Слайд №11) Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его. «Как­то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде».   Вышли   в   море.  И   все­таки   должен   сказать:   хорошо   в   море!   Недаром, знаете,  еще   древние   греки  говаривали,  что  море   все  невзгоды   смывает  с  души человека. Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда­ то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.  Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело. На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долгои не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу­помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен. Капитан дальнего плавания Врунгель Христофор Бонифатьевич.» –   Мне   бы   хотелось,   чтобы   мы   с   вами   помогли   капитану   Врунгелю   в   его проблеме. – По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту? ( Обучающиеся предлагают различные варианты передвижения, один из них: с помощью течений). Хороший   способ   передвижения   –   передвижение   с   помощью   океанических течений.   А   для   того   чтобы   им   воспользоваться,   необходимо   познакомиться   с течениями. На ваш взгляд, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Обучающиеся предлагают вопросы). ­  Я так сформулировала те вопросы, которые вы предложили  (Слайд №12):  – Что называют океаническим течением?   – По какой причине возникают течения?    –  Какова  закономерность  распределения  течений по  поверхности земного шара?   – Какие бывают виды течений?  ­   А   теперь   будем   искать   на   них   ответы,   тем   самым   попробуем   помочь капитану Врунгелю.  – Течения – это один из видов движения вод Океана.   – На ваш взгляд, что такое океаническое течение? Ваши ответы я послушаю после подсказки. Сообщение обучающегося: –   В   1784   г.   пошёл   ко   дну   японский   корабль.   Команда   высадилась   на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к берегу,   расположенной   вблизи   той   деревни,   где   родился   автор   записки,   но,   к сожалению, только через… 150 лет после катастрофы, в 1935 году.­ Так что же такое течение?   Океанические течения  – это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния. (Слайд № 13) Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана.   Они   способствуют   обмену   вод,   перераспределению   тепла,   изменению берегов,   переносу   льдов,   а   также   оказывают   большое   влияние   на   циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли. При затруднении ­ работа с учебником стр.88.   Причины образования – объясняет учитель (Постоянные ветры). Работа с атласами Задание. Откройте в атласах карту «Мировой океан», стр.20­21 1. 2. Проанализировав атлас, обучающиеся выясняют, что течения показывают при С помощью, каких условных знаков показаны течения в атласе?  Какие бывают течения?  помощи красных и синих стрелочек. Течения бывают теплые и холодные. (Слайд №14 , схема«Направление преобладающих ветров») Задание к слайду Сравните   карту  «Мировой   океан»   и   схему    «Направление   преобладающих ветров», какие закономерности вы можете выделить? Обучающиеся   приходят   к   выводу,   что   причиной   образования   течений являются постоянные ветра. (Слайд №15,   Видеофрагмент «Океан и ветер») Работа с атласами и показ на физической карте мира течений 1) –   Найдите   на   карте   самое   крупное   ветровое   течение,   в   каком направлении оно несёт свои воды? (Течение Западных ветров)(Слайд 16) – Найдите в атласе Гольфстрим. Покажите на карте.(Слайд 17) ­ Изучите карту «Мировой океан»  в атласах, и попробуйте объяснить, 2) 3) почему образуются теплые и холодные течения? Работая с атласом, обучающиеся приходят к выводу. На планете существуют два   потока   течений:   один   теплый   (легкие   воды)   ­   от   экватора   к   полюсам   –   в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) ­ от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.4)   ­   Ещё раз сравните карту «Мировой океан»     и схему «Преобладающие направления ветров»,  везде ли есть совпадение направлений течений и постоянных ветров? Типы течений Знакомствообучающихся с типами теченийна основе схемы. – Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)   –   Поток   воды   при   встрече   с   каким­либо   объектом   делится,   огибая препятствие с разных сторон. Так и в океане: течение, встречая препятствие, чаще всего разделяется на два  стоковых течения. (Слайд  №18) По причине образования все течения можно разделить на: ветровые течения (причина образования – постоянные или сезонные ветра), стоковые.(Слайд  №19) По свойствам воды: тёплые и холодные.(Слайд  №20) По глубине расположения: поверхностные, глубинные, донные. Здесь   необходимо   обратить   внимание   обучающихся   на   то,   что   ещё   одной главной причиной является неодинаковая плотность воды (Слайд  № 21). Работа с контурными картами Теперь приступаем к работе на контурной карте (стр.38­39): 1.   Нанесите   на   контурную   карту   два   теплых   и   два   холодных   ветровых течения. 2.   Нанесите   на   контурные   карты   два   стоковых   течения   более   толстыми стрелками. Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского   стокового   течения.При   столкновении   течения   Западных   ветров, которое является ветровым течением, образуется одно стоковое течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше.  Но   есть   случаи,   когда   ветровое   течение   в   результате   столкновения   с материком   перестает   существовать,   а   вместо   него   образуются   два   стоковых течения. Найдите примеры на карте и покажите (Калифорнийское и Аляскинское, Куросио и Межпассатное.) – А теперь найдите закономерности циркуляции течений.  Если ученики не видят таких закономерностей, учитель даёт подсказку:–   Посмотрите   на   Тихий   океан     (карта   в   атласе,     стр.   или  слайд   № 22)Сравните направления течений в северном и южном полушариях.  В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане(слайд  № 23) ­ Морские течения образуют в океанах замкнутые круги. Движение воды в этих кругах в Северном полушарии происходит по часовой стрелке, а в Южном – против. Как   раз   на   направление   течений   по   часовой   и   против   часовой   стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах. Закрепление изученного   А сейчас, мы проведем «Географические исследования» Класс разбит на  4 группы: 1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила   некоторые   буквы   и   цифры   и   вместо   точного   указания   места, сохранились   только   следующие   обрывки:   150  ш.   1450  в.   Определить   место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.(Слайд 24) 2) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 300с.ш. и 700з.д.   Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо­восток и был подобран на корабль на 360с.ш. и 500з.д.  а)   Определить   место   падения   самолёта,   путь   лётчика   в   резиновой   лодке, место встречи с кораблём.  б) Объяснить  перемещение лётчика  на северо­восток. (Слайд 25) 3) В какой части Атлантического океана на 500­600с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ 4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?(Слайд 26)  Итоги исследований Заслушивание результатов Повторение изученного– А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (слайд 27) – Что называют океаническим течением?   – По какой причине возникают течения?    –  Какова  закономерность  распределения  течений по  поверхности земного шара?   – Какие бывают виды течений?  Задание «Впиши недостающий текст». (Слайд №28) 1. Течение – это……  2. Течение возникает под действием …  3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) … Теплое (нарисуй) …  4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются …  5. Выпиши названия течений из карты (по три примера) теплые   холодные  – Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю   разъяснить   его   помощнику  Лому   то,  как   можно  только   при  помощи течений совершить морское путешествие. Домашнее задание(Слайд  №29) 1)  Прочитать  §11, 2)     Описать   физико­географическое   положение   течения   Гольфстрим   или Перуанского по плану: План описания течения (Слайд №30) 1. 2. 3. 4. 5. 3) Название  В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре  На контурную карту нанести течения Тихого океана.

Посмотрите также