Разработка урока "Движение вод Мирового океана"
Оценка 4.8

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
7 кл
08.06.2017
Разработка урока "Движение вод Мирового океана"
Урок изучения нового материала с элементами ФГОС, с использованием презентации и видеофрагмента. Применяется системно-деятельностный подход и игровая технология. Используется литературный материал. Проверка изученного в тестовой форме. Ученики активные участники добывания новых знаний. Закрепление изученного через практическую деятельность. Фронтальная и групповая формы работы.Разработка урока в 7 классе "Движение вод Мирового океана"
Разработка урока по географии в 7 кл. Движение вод Мирового океана.docx
МКОУ «Калиновская средняя общеобразовательная школа» Подготовила и провела: учитель высшей  квалификационной категории:  Дунайцева А.В.. Цель:  раскрывая   причины   кругового   движения   поверхностных   вод,   дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане. Задачи:  Расширить сведения обучающихся о видах волн, сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений, географии их действия и использовании. Совершенствовать   работу   обучающихся   с   различными   источниками получения информации (книгой, атласом, видео). Формировать   умение   отбирать   главное   и   существенное   из   текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности. Продолжить формирование умения работать с контурными картами. Научить применять полученные на уроке знания в нестандартной жизненной ситуации. Развивать познавательный интерес к предмету. Воспитывать   эстетическое   восприятие   географических   объектов   (через мультимедиа). Оборудование:  Презентация Карта (физическая карта мира). Атласы, карта «Мировой океан» Карточки с тестами Задания для «Географических  исследований» Синие и красные фломастеры ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного. Тестирование по домашнему заданию 1. Самый большой океан: 1) Индийский,   2) Тихий,   3) Северный Ледовитый,   4) Атлантический 2. Наибольшие глубины характерны для океана: 1)  Северного Ледовитого, 2)  Тихого, 3)   Индийского, 4)  Атлантического 3. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей: 1)  окраинное, 2)  материковое, 3)  межостровное, 4)  внутреннее 4. К окраинным морям не относится: 1)   Карское, 2)  Балтийское,  3)  Северное,  4)   Аравийское 5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет: 1)  28‰, 2)  35‰, 3)  7‰, 4)  42‰ 6. Глубины в пределах шельфа не превышают: 1)   1000м, 2)  200 м, 3)  500 м, 4)  100 м, 7. Какие океаны соединяются проливом Дрейка: 1)   Северный Ледовитый и Тихий 2)   Атлантический и Индийский 3)   Атлантический и Тихий 4)   Индийский и Тихий 8. Марианская впадина является частью: 1)  Атлантического, 2)  Северного Ледовитого, 3)   Тихого, 4)   Индийского океана 9. Гвинейский залив омывает: 1)   Евразию, 2)   Австралию, 3)   Африку, 4)   Южную Америку 10. Самый крупный остров Земли: 1)   Мадагаскар, 2)   Новая Гвинея, 3)   Гренландия,  4)   Сахалин  – Сахалин Взаимопроверка, оценивание (Слайды №2, №3) Актуализация знаний ­ Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и выполненный Вами тест это подтверждает. Сегодня мы расширим наши знания.  Вода в природе находится в непрерывном движении. Вспомните хотя бы о круговороте воды в природе. Но сейчас речь пойдёт не о круговороте воды, а о перемещении водных масс в Мировом океане. (Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова   «Непонятная песня» на фоне слайд­шоу, слайды №4, №5, №6) ...Клокочет, бушует, волнуется море  Сердито и грозно, седые валы  Как вихри летают на буйном просторе  И силятся сдвинуть крутые скалы.  Смотрите, смотрите – как грудью,  могучей  Они, разъяренные бьют в берега!  Но вот на средину отхлынули тучей,  Как будто заслышав призванье врага.  Как будто меж ними затеялась ссора –  Ревут ураганом, громами гремят,  Понять невозможно их чудного хора,  Но, кажется, что­то они говорят… ­ О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова? Чем вызвано это явление? (О волнах, вызванных ветром)  Изучение нового материала А. Волны Работа с учебником:   стр.86, определение «Волны  – колебания поверхности воды под влиянием различных сил» (Слайд №7) Слайд №8  «Строение волны» ­   Мы   с   вами   выяснили,   что   в   ветровых   волнах   частицы   воды   почти   не передвигаются по ветру, а колеблются вверх и вниз. ­ А какие ещё силы могут вызывать волны? Послушайте ещё одно описание (Описание цунами – чтение наизусть отрывка…) (Слайд №9) Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина – верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена  воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот… ­  О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке? (Цунами) ­   Что   приводит   к   возникновению   цунами?   (Подводные   землетрясения   и извержения вулканов) Работа с учебником  стр.86­87, (текст  и Рис. 52) ­Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Движение вод Мирового океана). Запись в тетрадь темы урока, понятия «волны». Слайд №10«Виды волн» Б. Течения в океане ­ Но в океанах существуют и другие движения…. –  Сейчас мне хотелось бы зачитать Вам одно письмо, которое попало ко мне совсем   случайно.   Это   письмо   капитана   дальнего   плавания   Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Я думаю, что он Вам знаком.  (Слайд №11) Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его. «Как­то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей «Беде».   Вышли   в   море.  И   все­таки   должен   сказать:   хорошо   в   море!   Недаром, знаете,  еще   древние   греки  говаривали,  что  море   все  невзгоды   смывает  с  души человека. Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда­ то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.  Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед… и в глазах у меня потемнело. На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу­помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен. Капитан дальнего плавания Врунгель Христофор Бонифатьевич.» –   Мне   бы   хотелось,   чтобы   мы   с   вами   помогли   капитану   Врунгелю   в   его проблеме. – По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту? ( Обучающиеся предлагают различные варианты передвижения, один из них: с помощью течений). Хороший   способ   передвижения   –   передвижение   с   помощью   океанических течений.   А   для   того   чтобы   им   воспользоваться,   необходимо   познакомиться   с течениями. На ваш взгляд, какие вопросы можно задать, чтобы узнать о течении? (Обучающиеся предлагают вопросы). ­  Я так сформулировала те вопросы, которые вы предложили  (Слайд №12):  – Что называют океаническим течением?   – По какой причине возникают течения?    –  Какова  закономерность  распределения  течений по  поверхности земного шара?   – Какие бывают виды течений?  ­   А   теперь   будем   искать   на   них   ответы,   тем   самым   попробуем   помочь капитану Врунгелю.  – Течения – это один из видов движения вод Океана.   – На ваш взгляд, что такое океаническое течение? Ваши ответы я послушаю после подсказки. Сообщение обучающегося: –   В   1784   г.   пошёл   ко   дну   японский   корабль.   Команда   высадилась   на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к берегу,   расположенной   вблизи   той   деревни,   где   родился   автор   записки,   но,   к сожалению, только через… 150 лет после катастрофы, в 1935 году. ­ Так что же такое течение?   Океанические течения  – это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния. (Слайд № 13) Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана.   Они   способствуют   обмену   вод,   перераспределению   тепла,   изменению берегов,   переносу   льдов,   а   также   оказывают   большое   влияние   на   циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли. При затруднении ­ работа с учебником стр.88.   Причины образования – объясняет учитель (Постоянные ветры). Работа с атласами Задание. Откройте в атласах карту «Мировой океан», стр.20­21 1. 2. Проанализировав атлас, обучающиеся выясняют, что течения показывают при С помощью, каких условных знаков показаны течения в атласе?  Какие бывают течения?  помощи красных и синих стрелочек. Течения бывают теплые и холодные. (Слайд №14 , схема«Направление преобладающих ветров») Задание к слайду Сравните   карту  «Мировой   океан»   и   схему    «Направление   преобладающих ветров», какие закономерности вы можете выделить? Обучающиеся   приходят   к   выводу,   что   причиной   образования   течений являются постоянные ветра. (Слайд №15,   Видеофрагмент «Океан и ветер») Работа с атласами и показ на физической карте мира течений 1) –   Найдите   на   карте   самое   крупное   ветровое   течение,   в   каком направлении оно несёт свои воды? (Течение Западных ветров)(Слайд 16) – Найдите в атласе Гольфстрим. Покажите на карте.(Слайд 17) ­ Изучите карту «Мировой океан»  в атласах, и попробуйте объяснить, 2) 3) почему образуются теплые и холодные течения? Работая с атласом, обучающиеся приходят к выводу. На планете существуют два   потока   течений:   один   теплый   (легкие   воды)   ­   от   экватора   к   полюсам   –   в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) ­ от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север. 4)   ­   Ещё раз сравните карту «Мировой океан»     и схему «Преобладающие направления ветров»,  везде ли есть совпадение направлений течений и постоянных ветров? Типы течений Знакомствообучающихся с типами теченийна основе схемы. – Все ли течения бывают ветровыми? (Нет)   –   Поток   воды   при   встрече   с   каким­либо   объектом   делится,   огибая препятствие с разных сторон. Так и в океане: течение, встречая препятствие, чаще всего разделяется на два  стоковых течения. (Слайд  №18) По причине образования все течения можно разделить на: ветровые течения (причина образования – постоянные или сезонные ветра), стоковые.(Слайд  №19) По свойствам воды: тёплые и холодные.(Слайд  №20) По глубине расположения: поверхностные, глубинные, донные. Здесь   необходимо   обратить   внимание   обучающихся   на   то,   что   ещё   одной главной причиной является неодинаковая плотность воды (Слайд  № 21). Работа с контурными картами Теперь приступаем к работе на контурной карте (стр.38­39): 1.   Нанесите   на   контурную   карту   два   теплых   и   два   холодных   ветровых течения. 2.   Нанесите   на   контурные   карты   два   стоковых   течения   более   толстыми стрелками. Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского   стокового   течения.При   столкновении   течения   Западных   ветров, которое является ветровым течением, образуется одно стоковое течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше.  Но   есть   случаи,   когда   ветровое   течение   в   результате   столкновения   с материком   перестает   существовать,   а   вместо   него   образуются   два   стоковых течения. Найдите примеры на карте и покажите (Калифорнийское и Аляскинское, Куросио и Межпассатное.) – А теперь найдите закономерности циркуляции течений.  Если ученики не видят таких закономерностей, учитель даёт подсказку: –   Посмотрите   на   Тихий   океан     (карта   в   атласе,     стр.   или  слайд   № 22)Сравните направления течений в северном и южном полушариях.  В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане(слайд  № 23) ­ Морские течения образуют в океанах замкнутые круги. Движение воды в этих кругах в Северном полушарии происходит по часовой стрелке, а в Южном – против. Как   раз   на   направление   течений   по   часовой   и   против   часовой   стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах. Закрепление изученного   А сейчас, мы проведем «Географические исследования» Класс разбит на  4 группы: 1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила   некоторые   буквы   и   цифры   и   вместо   точного   указания   места, сохранились   только   следующие   обрывки:   150  ш.   1450  в.   Определить   место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.(Слайд 24) 2) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 300с.ш. и 700з.д.   Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо­восток и был подобран на корабль на 360с.ш. и 500з.д.  а)   Определить   место   падения   самолёта,   путь   лётчика   в   резиновой   лодке, место встречи с кораблём.  б) Объяснить  перемещение лётчика  на северо­восток. (Слайд 25) 3) В какой части Атлантического океана на 500­600с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ 4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?(Слайд 26)  Итоги исследований Заслушивание результатов Повторение изученного – А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. (слайд 27) – Что называют океаническим течением?   – По какой причине возникают течения?    –  Какова  закономерность  распределения  течений по  поверхности земного шара?   – Какие бывают виды течений?  Задание «Впиши недостающий текст». (Слайд №28) 1. Течение – это……  2. Течение возникает под действием …  3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) … Теплое (нарисуй) …  4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются …  5. Выпиши названия течений из карты (по три примера) теплые   холодные  – Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю   разъяснить   его   помощнику  Лому   то,  как   можно  только   при  помощи течений совершить морское путешествие. Домашнее задание(Слайд  №29) 1)  Прочитать  §11, 2)     Описать   физико­географическое   положение   течения   Гольфстрим   или Перуанского по плану: План описания течения (Слайд №30) 1. 2. 3. 4. 5. 3) Название  В каком океане находится Где образуется В каком направлении течет Тип течения по температуре  На контурную карту нанести течения Тихого океана.

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"

Разработка урока "Движение вод Мирового океана"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017