Разработка урока «Есть сила благодатная в созвучье слов земных»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
04.08.2018
Воспетая поэтами, художниками, музыкантами Пресвятая Дева Мария пережила самое страшное в жизни любой женщины горе- смерть ее ребенка. Может быть, поэтому так близки и понятны ей страдания человеческие. Именно ей, Матери Бога - Богородице, стоя перед иконой - Ее образом, человек открывает свою душу, доверяет тайны, шлет покаяние за грехи, надеясь на Ее милость и посредничество перед Богом.К известной молитве «Аве Мария» обращались композиторы разных времен. Известен инструментальный вариант этой молитвы, сочиненный немецким композитором XVIII в. И.-С. Бахом (1685–1750). Это «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Меньше известна «Аве Мария» Джулио Каччини, итальянского композитора 16 века. В русском переводе текст звучит так:
Радуйся, Мария, благодати полная,
Радуйся, радуйся, Господь,
Господь с Тобою.
Благославенна Ты между женами,
И благославен и благославен плод чрева Твоего Иисус.
Радуйся, Мария!Сценарий с подбором музыки и иллюстраций
Есть сила благодатная в созвучье слов земных.docx
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках,
Самая прекрасная их женщин –
Женщина с ребенком на руках
(анимация)
«Сикстинская мадонна» Рафаэля
Водопьянова Т.М.
« Есть сила благодатная в созвучье слов земных»
Сценарий урока музыки в 5 классе
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках,
Самая прекрасная их женщин –
Женщина с ребенком на руках
В произведениях русских и
зарубежных композиторов и
художников разных времён создан
вечный и чистый образ женщины
-матери, благородный образ Матери
Иисуса Христа – Девы Марии.
Всматриваясь в картины, мы можем
внутренним слухом услышать ту или
иную музыку.А вслушиваясь в музыку,
представить изображение
О, сколько слез Ты пролила Своих
святых,
Взывая к Сыну, забывая о Себе,
Чтоб не оставил Он без милости
Своей
Людей, молящихся и день и ночь
Тебе!
Воспетая поэтами, художниками,
музыкантами Пресвятая Дева Мария
пережила самое страшное в жизни
любой женщины горе- смерть ее
ребенка. Может быть, поэтому так
близки и понятны ей страдания
человеческие. Именно ей, Матери
Бога - Богородице, стоя перед иконой
- Ее образом, человек открывает свою
душу, доверяет тайны, шлет покаяние
за грехи, надеясь на Ее милость и
посредничество перед Богом
К известной молитве «Аве Мария»
обращались композиторы разных
времен. Известен инструментальный
вариант этой молитвы, сочиненный
немецким композитором XVIII в. И.-С.
Бахом (1685–1750). Это «Прелюдия №
1» из первого тома «Хорошо
темперированного клавира». Меньше
Ноты «Ave, Marya»
Человек перед Православной иконой
Божьей матери известна «Аве Мария» Джулио
Каччини, итальянского композитора
16 века. В русском переводе текст
звучит так:
Радуйся, Мария, благодати полная,
Радуйся, радуйся, Господь,
Господь с Тобою.
Благославенна Ты между женами,
И благославен и благославен плод
чрева Твоего Иисус.
Радуйся, Мария!
Вопрос:
Сочетается ли с этой музыкой икона
Владимирской Богоматери или другая
православная икона?
Ответ:
Музыка и изобразительное искусство
каждого народа передают его
характер и душу. Европейская
традиция позволяет рассказывать о
сюжетах Евангелия, как о земных.
Персонажи картин великих
художников Возрождения исполнены
внутренней и внешней красотой.
Наше искусство строгое, без
излишней красивости. Особенно
близка сердцу русского человека
икона Богоматери Владимирской
-небесной заступницы Москвы. Эта
икона- величайшая святыня Руси.
Духовность и чистота видна и в
глазах Богоматери и слышится в
музыке православной молитвы. На
первый взгляд кажется, что икону
писал неумелый художник -
пропорции в анатомии , изображении
предметов выглядят непривычно. Но
это было сознательным
пренебрежением внешним, для того,
чтобы сосредоточиться на
внутреннем мире, духовном. В музыке
православной молитве та же
строгость : исполняется только
голосом, без замысловатых
инструментальных тембров.
Вопрос:
Что помогает нам найти
сопричастность с внутренним миром
иконы?
Ответ:
Глаза Богоматери словно говорят с
нами. Можно все рассказать, просить
о помощи…
Вопрос:
Какими словами вы можете
ПАУЗА
«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи
Звучит «Аве Мария» Джулио Каччини
– mp3
Икона Владимирской Божьей матери
Звучит « Богородице, Дево, радуйся» -
mp3
ПАУЗА
Увеличенное изображение глаз на
иконе
Звучит « Богородице, Дево, радуйся» -
mp3
ПАУЗА
Икона Донской Божьей матери Икона Донской Божьей матери
К. Петров – Водкин «Петроградская
мадонна»
ПАУЗА
Звучит « Богородице, Дево, радуйся»
Г. В. Свиридова
Икона Казанской Божьей матери,
Картина русского войска перед боем
Звучит « Богородице, Дево, радуйся»
Г. В. Свиридова
решительные,
охарактеризовать звучание
православной молитвы? Злые,
спокойные, мужественные, нежные,
радостные, озорные, светлые,
мрачные,
возвышенные,
тихие, волевые,
убаюкивающие, печальные?
Ответ: Нежные, печальные, светлые,
возвышенные, тихие
Художник начала XX века Петров-
Водкин. художник рисует образ
матери, возвышенный в своей чистоте
и нравственной силе. Название
мадонны – «петроградская» (с
привязкой к определенному месту) –
ассоциируется с традиционным
изображением икон Божий Матери
(Владимирская, Донская, Казанская).
Общая интонация картины тревожная
– жест матери, сжимающей руку
ребенка, воспринимается, как
желание уберечь сына от невзгод.
Вопрос:
Какими особенностями может
обладать музыкальная заставка к
этой картине?
Ответ:
Не смотря на то, что картина Петрова
- Водкина похожа на старинную
икону, в ней слышаться ритмы и
настроения начала XX века. Возможно
исполнение, напоминающее звучание
церковного хора. Но оно будет,
наверное, более быстрым,
ритмичным, тревожным
Сколько раз по молитвам людей
Богородица защищала Россию.
Тамерлан вступил в пределы Руси. И
тут на пути его встал Елец. Город был
взят и сожжен, защитники его пали в
бою.
Собираясь идти на Москву, Тамерлан
две недели неподвижно стоял под
Ельцом, а потом неожиданно
повернул полки. Это произошло в тот
день и час, когда москвичи
торжественно встретили икону
Владимирской Божьей Матери. На
Куликовом поле с русскими войсками
не на жизнь, а на смерть бившимися с
татарами, была помощница, икона
Донской Божьей Матери. Явленная 8
июля 1579 года икона Казанской
Божьей Матери стала всенародной святыней. Много раз Матушка
Казанская указывала путь к победе
русским православным воинам: при
освобождении от польского
нашествия, во время Полтавской
битвы, во время войны 1812 года.
Иконопись и церковная хоровая
музыка имеют общность сюжетов. Эти
произведения объединены нежностью
и трепетным чувством любви. Когда
художник пишет Деву Марию, то у
него чаще всего получается не
обычная картина, а икона, что значит
образ, изображение, подражание. Для
церкви икона является не
произведением изобразительного
искусства, а молитвой,
материализованной при помощи
линий и красок. Древнерусская икона
поражает зрителей своей
духовностью, «тонкостью чувств»,
отрешенностью от всего плотского,
земного. Иконописцу запрещалось
описывать божество и
предписывалось строго взирать на
«образцы», следовать канону.
На Руси есть богородичные иконы с
удивительно поэтическими
названиями – «Утоли мои печали»,
«Неувядаемый цвет», «Нечаянная
радость», «Милостивая», «Всех
скорбящих радость».
Можно сделать вывод об
удивительном сочетании в
произведениях , посвященных
Богородице, простоты и величия,
отражающих богатство души
человека. Изобразительное искусство
и искусство музыкальное, каждое
своими средствами: линиями,
чистыми красками, мелодией –
создают ощущение возвышенности,
одухотворенности, человечности.
При сравнении музыкальных образов
с живописными, проявляется общее
свойство эмоционального состояния
произведений различных искусств –
музыки и живописи (покой,
умиротворение, радость или тревога,
волнение). Запоминается сходство
плавных линий картин с песенными
мелодиями музыкальных сочинений,
красочный колорит с мажорным или
минорным ладом музыки,
контрастные элементы композиций
полотен с музыкальным развитием и
Богородичные иконы – «Утоли мои
печали», «Неувядаемый цвет»,
«Нечаянная радость», «Милостивая»,
«Всех скорбящих радость».
В. Васнецов « Богородица с
младенцем»
Интерьер храма во время службы Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта в
исполнении Р. Лоретти – mp3
Тебе, Владычица, Мария Приснодева,
Немолчная Заступница земли,
Мы, распростертые во мраке и пыли,
Несем свои звенящие напевы.
(анимация)
«Сикстинская мадонна» Рафаэля
формой музыкальных сочинений
Тебе, Владычица, Мария Приснодева,
Немолчная Заступница земли,
Мы, распростертые во мраке и пыли,
Несем свои звенящие напевы.
Богородица, прежде всего мать,
поэтому и чтят ее образ во всех
странах мира как вечный символ
страдающей матери. Все обращенной
к ней несет характер светлой печали,
скорби, умиления, прошения за самое
дорогое. Песенные интонации лучше
всего передают лирические,
поэтические чувства. Эта музыка,
полная большой внутренней силы, –
торжественности и вместе с тем
проникновенный гимн женской
доброте и благородству. Древнейшей
песнью материнства назвал молитву
Богородице поэт Максимилиан
Волошин
Разработка урока «Есть сила благодатная в созвучье слов земных»
Разработка урока «Есть сила благодатная в созвучье слов земных»
Разработка урока «Есть сила благодатная в созвучье слов земных»
Разработка урока «Есть сила благодатная в созвучье слов земных»
Разработка урока «Есть сила благодатная в созвучье слов земных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.