Разработка урока географии «Особенности природы Австралии» (7 класс)

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 04.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Особенности природы Австралии.pptx
ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ АВСТРАЛИИ Автор: учитель географии МБОУ «Житковская СОШ» Вахрушева О.К.
ЦЕЛЬ УРОКА: СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИРОДЫ АВСТРАЛИИ, ОБ ОСНОВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА КОНТИНЕНТА.  Задачи урока: 1. Выявить своеобразие органического мира Австралии на примере изучения природных зон материка. 2. Продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками географической информации – картами, таблицами, картинами, с текстом учебника, развивать речевую деятельность. 3. Воспитывать у учащихся любознательность, внимание, стремление к получению знаний.
ПЛАН УРОКА: 1.Природные зоны Австралии. 2.Своеобразие природы Австралии. 3.Вмешательство человека в растительный и животный мир.
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АВСТРАЛИИ Зона тропических пустынь Зона саванн и редколесий Зона переменно- влажных лесов Зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников Зона смешанных и широколиственн ых лесов
Природные зоны Австралии очень четко сменяются в широтном направлении, то есть с севера на юг. На её территории преобладают тропические пустыни и сухие саванны. Они занимают почти 70% площади материка. На юге есть участки субтропиков средиземноморского типа с жестколистными вечнозелёными лесами и кустарниками, а на севере в условиях субэкваториального климата развиты переменно – влажные леса. На острове Тасмания зону жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников сменяет зона смешанных широколиственных лесов.
Густые, почти непроходимые заросли колючих низкорослых кустарников, состоящих главным образом из эвкалиптов и акаций.
Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
Смешанные и широколиственные леса Смешанные и широколиственные леса
неповторим, каждый не похож на все остальные материки. И всё же Австралия выделяется своеобразием природного мира. Этот материк не имеет Каждый материк прямой связи с другими материками, поэтому и животный и растительный мир Австралии, развиваясь в условиях полной изоляции, стал просто уникальным. Животных и растения, которые обитают только на какой – либо одной территории, называют эндемиками. Более 75% всех животных и растительных видов материка встречаются только здесь, т.е. являются эндемиками.
Эвкалипт – самый- заметный представитель уникальной флоры Австралии насчитывает около 600 видов. Самые высокие поднимаются на 120-140 м, а корни проникают на 30 м в глубь земли и добираются до подземных вод, а чтобы не потерять влагу, листья эвкалипта всегда поворачиваются к солнцу ребром. В жаркое время года некоторые виды эвкалиптов сбрасывают не только листья, но и кору. Это самое высокое и быстрорастущее дерево.
Другое характерное дерево Австралии – акация -также представлено многими видами. Особенно красива акация серебристая. С наступлением весны она зацветает и её ярко-жёлтые пушистые шарики сливаются в золотые облака, сквозь которые уже не видно ни ветвей, ни стволов деревьев.
Казуарины – удивительные деревья, листья которых – зелёные нити длиной несколько метров. Казуарины можно встретить только в Австралии и на островах вблизи её берегов. Нигде, кроме Австралии не встречаются и травяные деревья. У них очень короткий ствол, ветвей нет совсем, а на вершине прямо от ствола отходят длинные, похожие на траву, листья.
Эндемик Австралии – бутылочное дерево, нижняя часть ствола которого непомерно широкая – отсюда и его название. В рыхлой древесине ствола сохраняется запас влаги, которую дерево расходует в засушливое время года.
Даже пустыни в Австралии особенные. В них нет оазисов. Огромные пространства пустынь занимают низкорослые колючие эвкалипты и акации, которые образуют порой густые, труднопроходимые заросли, которые, как мы уже упоминали, австралийцы называют скрэбом.
В Австралии сохранились многие древние животные, вымершие на других материках. Здесь обитает до 100 видов сумчатых животных. Сумчатыми они названы потому, что у них на животе из кожи образована выводковая сумка, в которой животные донашивают родившихся детёнышей, ещё не приспособленных к обычным условиям обитания. В их числе «прыгуны» кенгуру: от крупных (до 3 м высотой, способных совершать прыжки до 10 м) до крошечных, мышиных кенгуру. Большинство видов кенгуру распространено в австралийской саванне. Ну а кенгуру лесов прекрасно лазают по деревьям.
Сумчатый дьявол – хищник размером с небольшую собаку, опасен лишь для небольших животных, на которых охотится по ночам. В настоящее время водится только на острове Тасмания. Сумчатые летяги способны планировать на расстояние 30 – 40 м. Сумчатый медведь – коала – всю жизнь проводит на ветвях эвкалипта, листьями которого питается.
Самым крупным хищником Австралии являлся сумчатый волк. Он был размером с крупную собаку с очень яркой окраской. За жёлтую с чёрными полосами шкуру его иногда называли сумчатым тигром. Из-за охоты на завезённых на материк овец, он был полностью уничтожен. Последнее животное умерло в зоопарке почти 70 лет назад. В пустынях обитают землеройные травоядные: жирненькие, на коротких лапах, примерно 1 м в длину, с очень коротким хвостом, покрытые жёстким мехом, похожие на небольшого поросёнка, - вомбаты. Вомбат также сумчатое животное.
В чистых прозрачных озёрах и речках Восточной Австралии живёт удивительное животное материка – утконос. Утконос имеет туловище ондатры, хвост бобра и утиный нос. Но самое удивительное – утконос откладывает яйца, как птица, и высиживает их, пока не вылупятся крошечные детёныши, которых он кормит молоком, выделяющимся из молочных желез на животе.
Одно из самых многочисленных диких животных Австралии – ехидна. Внешне она похожа на ежа: её тело покрыто иголками, и она так же умеет свёртываться в клубок. Самая низкая температура тела +22 гр. – у ехидны. Ехидна живёт в густых зарослях кустарников, а также роет норы, где днём можно спрятаться от жары. На охоту ехидна выходит ночью. Питается муравьями, москитами, мелкими животными, ящерицами.
Самый крупный хищник материка – дикая собака динго. Динго средних размеров собака рыжевато – жёлтого цвета.
Разнообразен мир птиц. Есть страусы эму, которые чуть меньше африканских. В крупных водоёмах обитает чёрный лебедь (Самое большое количество перьев – до 25 тыс.) Много попугаев: от самых крупных с пёстрым оперением и с большим хохолком на голове – какаду – до маленьких зелёных попугайчиков.
Необычна птица лира, хвост которой похож по форме на музыкальный инструмент лиру; есть райская птица с ярким оперением.
В Австралии много пресмыкающихся, насекомых
Самая ядовитая наземная змея - тайпан В песчаных пустынях Австралии обитает одна из самых причудливых ящериц — молох. Все ее тело покрыто острыми торчащими во все стороны шипами, а над глазами два крупных шипа образуют «рога». Кожа молоха впитывает воду, словно промокательная бумага, и после редких дождей вес молоха увеличивается почти на треть. Накопленная таким образом вода постепенно усваивается животным.
В Австралии много зоопарков, в большинстве которых можно наблюдать животных в естественных природных условиях. Считается, что лучшей коллекцией австралийской фауны обладает Таронга – парк в Сиднее.
В Австралии не оказалось растений, которые человек мог бы выращивать. Не было животных, которых можно было бы приручить. Все культурные растения и домашние животные были сюда завезены. Переселенцы из Англии завезли овец, и пастбищное овцеводство стало главной сельскохозяйственной отраслью Австралии. Австралийские мериносы дают свыше половины всего мирового настрига высококачественной, лучшей в мире тонкой шерсти.
Ещё два распространённых на материке животных: верблюд и кролик, завезённые в Австралию людьми. Верблюды помогали осваивать пустынные районы, их использовали при строительстве дорог через пустыни, а затем просто прогоняли. Со временем верблюды превратились в такой же обязательный элемент австралийского пейзажа, как кенгуру. Кроликов завезли без особых целей, держали их в домах и парках. Некоторые из них убежали в саванну, где стремительно размножались. В результате стали для Австралии настоящим бедствием.
Полчища кроликов поедали траву и лишали корма овец. Кроме того они рыли норы на полях, объедали плодовые деревья. Высохшая и незакреплённая почва уносилась ветром, пастбища превращались в пустоши. Завезённый в Австралию кактус опунция выращивался в горшках, потом в палисадниках перед домом, а потом… кактус стал расти сам и «захватил» пастбища южных штатов. Остановить продвижение «колючего завоевателя австралийских пастбищ» стало возможным лишь после того, как из Южной Америки завезли маленькую бабочку – кактусовую огнёвку. Она и расправилась с опунцией. Оказывается, вмешательство человека в жизнь природы может привести к самым неожиданным последствиям. Меняется облик природы (в данном случае целого материка). Исторические уроки не прошли даром. Уже в XIX в. Был принят закон, запрещающий ввоз диких растений и животных на территорию Австралии.
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА: 1. Листья этого дерева повёрнуты ребром к солнцу и дают мало тени. 2. Яйцекладущее млекопитающее, похожее на ежа. 3. Дикая австралийская собака. 4. Хвост этой птицы похож на музыкальный инструмент. 5. Очень привередливый в еде медведь. 6. Крупный страус. 7. Низкорослые колючие заросли акации и эвкалипта. 8. Главное сумчатое животное Австралии. 9. Дерево, имеющее длинные корни, а ствол является источником питьевой воды. 10. Домашнее животное, завезённое европейцами и ставшее национальным бедствием
ОТВЕТЫ: 1. Эвкалипт 2. Ехидна 3. Динго 4. Лира 5. Коала 6. Эму 7. Скрэб 8. Кенгуру 9. Бутылочное дерево 10. Кролик
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Выполнить в рабочих тетрадях задания 2,3,5,6 к параграфу 30.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Параграф 30. 2. Подготовить ответы на вопросы учебника (стр.238-239) 3. Подготовь сообщение о животном или растении Австралии, о котором не рассказывалось на уроке. 4. Нанести на контурную карту цветными карандашами границы природных зон Австралии.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: 1. Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский «География. Материки и океаны», 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, ООО»Русское слово», 2013 г. 2. Н.А.Ниткитина «Поурочные разработки по географии, 7 класс», «Вако», Москва, 2012 г. 3. http://www/vokrugsveta.ru 4/