Если ненадолго зажмурить глаза, а потом постараться вспомнить картинку вокруг нас, в памяти останется общее впечатление, без деталей и нюансов. Оно будет немного размытым, туманным. Тоже произойдет, если попробовать сымпровизировать музыкальное отображение образа какого либо пейзажа, картины, здания или человека.
Импрессионизм - одно из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века. Так назвал свою картину К. Моне: «Впечатление. Восход солнца». Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкавшие к этому направлению. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а важно – как изображает.
…Дождем умыты скверы и бульвары,
Особняков чугунные ограды,
Где красками Моне и Ренуара
Расписаны старинные фасады.
Как на полотнах импрессионистов,
Прозрачен день. Игрой теней и света
Опальный август завершает лето,
И ветер по-осеннему неистов…Документ Microsoft Office Word (.docx)
Водопьянова
Т.М.
Урок музыки в 5 классе
Импрессионизм в музыке и живописи
К. Моне «Кувшинки»
К. Моне – "Впечатление.
Восход солнца»
К. Писарро «Бульвар
Монмартр под дождем»
А. Бланшар «В
окрестностях Нотр Дам»
Ж. Сера «Сена у Корбевуа»
Если ненадолго зажмурить глаза, а потом
постараться вспомнить картинку вокруг нас,
в памяти останется общее впечатление, без
деталей и нюансов. Оно будет немного
размытым, туманным. Тоже произойдет, если
попробовать сымпровизировать музыкальное
отображение образа какого либо пейзажа,
картины, здания или человека.
Импрессионизм - одно из самых ярких и
интересных направлений во французском
искусстве последней четверти 19 века. Так
назвал свою картину К. Моне: «Впечатление.
Восход солнца». Первоначально
импрессионизм проявил себя в живописи.
Художники, примыкавшие к этому
направлению. Для художника-импрессиониста
важно не то, что он изображает, а важно – как
изображает.
…Дождем умыты скверы и бульвары,
Особняков чугунные ограды,
Где красками Моне и Ренуара
Расписаны старинные фасады.
Как на полотнах импрессионистов,
Прозрачен день. Игрой теней и света
Опальный август завершает лето,
И ветер по-осеннему неистов…
В сравнении со своими предшественниками
импрессионисты отказывались от работы в
мастерской и придерживались метода
«пленэра». Этюд от начала и до конца,
непосредственно «на натуре», стараясь
уловить, зафиксировать меняющееся
состояние света, цвета, воздуха.
Ж. Сера любил рассказывать, как он
обнаружил, что прибрежный песок,
оранжевый на солнце, в тени выглядит, по
закону дополнительных цветов, голубым, а
зеленые верхушки деревьев на фоне серого
неба окружены розовым ореолом. Для более
точной передачи этих взаимодействий
импрессионисты отказались от темной
академической палитры, перестали
использовать черные и коричневые краски,
оставили лишь чистые цвета. Изменилась и
техника — французские живописцы, не
смешивая краски на палитре, сталипользоваться раздельными мазками ярких
красок, главным образом основных цветов —
красной, синей, желтой.
Настоящим откровением в полотнах
художников-импрессионистов стал пейзаж.
Именно в пейзаже их новаторские
устремления раскрылись во всём своём
разнообразии и богатстве нюансов и оттенков.
Радость жизни во всех ее проявлениях
проявляется во всех работах. Таким образом,
интерес к натуре, впечатлению, сюжету,
колориту рождает у художников-
импрессионистов особый живописный язык.
Музыкальный импрессионизм возник во
Франции чуть позже. Так же как и в живописи,
он проявился прежде всего в стремлении
передавать мимолетные впечатления,
полутона, полутени. Эти устремления
приводят к тому , что на первый план
выдвигается звуковая красочность, большое
внимание уделяется колориту, поискам
необычайных оркестровых звучаний и
гармоний. Свою музыку импрессионисты
строили на игре музыкальных светотеней, на
неуловимом "звуковом ощущении”.
В отличие от импрессионизма живописного,
который был представлен именами ряда
крупных мастеров, музыкальный
импрессионизм имеет лишь одного яркого
представителя - Клода Дебюсси. Так же
импрессионистские черты музыки есть и у
Мориса Равеля в его знаменитом цикле
фортепьянных пьес "Отражения” и других
произведениях. Из музыкальных
импрессионистов известен и Поль Дюка с его
оркестровой фантазией "Ученик Чародея" -
мимо неё не прошел даже Уолт Дисней.
Вместо развитых многочастных симфоний
стали появляться симфонические эскизы-
зарисовки. В фортепьянной музыке
преобладали небольшие пьесы, в которых
преобладает свобода развития, а так же
постоянная изменчивость музыкального
языка, мелодии, ритмического рисунка,
фактуры, темпа. Всё это придает им характер
импровизаций, а так же способствует
передаче постоянно меняющихся
впечатлений.
Оркестр у Дебюсси и других композиторов –
импрессионистов очень оригинален и
своеобразен. Он отличается изяществом
рисунка и обилием деталей, но каждая из них
слышима. Дебюсси сопоставлял различные
тембры инструментов и способы извлечения
звука. Свои симфонические эскизы "Море”
композитор писал в приморском городке на
О. Ренуар «Пейзаж на
берегу Сены»
Э. Мане «Дама в саду»
Портрет К. Дебюсси, затем
М. Равеля и П. Дюка
Ноты К. Дебюсси
К. Моне « Скалы в Бел -
Иль»Портреты Мусоргского и
Римского - Корсакова
К. Моне "Парусная лодка в
Аржантее”
Э. Мане «Лола из Валенсии»
Сирены – иллюстрация к
мифу
берегу Атлантического океана, запечатлевая
"с натуры” нарастающий шум прибоя и
могучий шум ветра. Музыканты заимствовали
у художников терминологию, наталкивающую
на новые идеи эстетического восприятия; в
обиход входят определения: звуковая краска,
инструментальный колорит, гармонические
пятна, тембровая палитра.
Дебюсси не был первооткрывателем
морского пейзажа в музыке, безусловно он
был знаком с произведениями Римского-
Корсакова и Мусоргского, но обладая
огромным дарованием, он искал свои пути
воплощения образов моря и его
симфонические эскизы заняли особое место в
мировой музыкальной литературе.
«Ноктюрны» - это три вполне
самостоятельные картины, объединенные
лишь общим пониманием жанровых
особенностей.
Первый ноктюрн - "Облака” – звучит без
ритмических и интонационных контрастов, но
зато в нем развернута красочная гамма
колористических оттенков. Это они передают
всю изменчивость и неопределенность
звучания, связанного с образом неба,
покрытого медленно тянущимися облаками..
Эту музыкальную картину можно сравнить с
некоторыми пейзажами К. Моне
Второй «Ноктюрн» – «Празднества». Здесь
радость жизни, опьяняющие ритмы уличных
плясок и шествий. В "Празднествах” мы
слышим тарантеллу и чеканный марш, то
приближающийся, то удаляющийся,
причудливое слияние разнохарактерных
мелодий , постепенно растворяющихся в
праздничной атмосфере города.
Третий из "Ноктюрнов” - "Сирены” - написан
для женского хора и оркестра. Эта пьеса
передает стихию моря, освещенную лунным
светом, и манящие голоса сирен -сказочных
обитательниц подводного царства. В
партитуре всё зыбко и неопределенно. Общее
настроение покоя и умиротворенности лишь
изредка оттеняется динамическими
всплесками , здесь лишь фактурное и
колористическое претворение основного
образа, сохраняющего свой пассивно-
созерцательный характер. Таинственные
переливы звучаний, завораживающий колорит
хорового напева, искусно сочетаемого с
инструментальными тембрами
Когда маэстро за роялем
Импровизирует, изобретая,
Фактуру моря…переливного…И вмиг Оркестр заплывает
Так далеко заоблачно за океаны
Капризным случаем томим…
И Франция палитрой звуковой
Насыщенная вся изысканной игрой…
Не мысленными этими просторами
И фейерверком взрывным зазвучит
Пульсацией таинственной
И Даль опять Сиреной
Миражной глухо оглушит…
И песни менестрелей заглушит
Нежданно эхо золото - тайное…
Очень популярны два тома "Прелюдий” - в
каждом по 12 пьес. В прелюдиях Дебюсси
предстают: пейзажи, портреты, легенды,
произведения искусства, сцены. Пейзажи
представлены такими прелюдиями как
"Паруса”, "Что видел западный ветер”, "Ветер
на равнине”, "Вереск”, "Шаги на снегу”,
"Холмы Анаканрии”. В них Дебюсси воплощает
свои впечатления от природы.
В группе прелюдий-портретов наибольшую
популярность приобрела «Девушка с волосами
цвета льна» .Ее музыка воплощает идеал
вечной женственности и красоты. В ней
господствует светлая мечтательность, хотя
выражение эмоций носит то более
сдержанный и созерцательный характер, то
приобретает большую порывистость и
эмоциональность.
«Затонувший собор». Она картинно воплощает
сюжет популярной бретонской легенды о
соборе Ис, скрытом в морских глубинах.
Основная тема прелюдии – тема всплывшего
собора – представляет собой величавый хорал.
Ее интонации формируются постепенно.
Сначала – в тихом перезвоне параллельных
кварто-квинтовых созвучий, которые
доносятся словно из нереального мира.
«Лунный свет» - пьеса удивительной, именно
не земной красоты. Клод Дебюсси вообще
любил свет серебристой спутницы Земли. Ему
лучше сочинялось в лунные ночи.
…Этой дымки серебристой,
Этой зыбкой чешуи.
Лунный свет, слегка ребристый,
В руки прыгает твои.
За роялем снова вижу
Силуэт едва знакомый,
Он играет, смотрит, дышит,
Лунным светом очарован…
К лучшим произведениям Дебюсси, относится
пьеса "Отражения в воде”. Это не только
живописная картинка, но и проникновенное
"вслушивание” в мир "водяного царства”.
Вначале возникает образ спокойной водной
www.liveinternet.ru
К. Моне «Парусные лодки»
О. Ренуар « Девушка с
распущенными волосами»
kseniapo.livejournal.com
К. Моне «Руанский собор
вечером»
К. Моне «Парусник»глади, но вот это спокойствие нарушается еле
уловимым движением, всплеском. После мига
безмолвия - новый трепет водяной
поверхности...
Дебюсси считал, что музыка подобна природе
своей естественностью: «Музыка — как раз то
искусство, которое ближе всего к природе...
Только музыканты обладают преимуществом
уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба,
воссоздать их атмосферу и ритмически
передать их необъятную пульсацию». И
природа, и музыка ощущаются Дебюсси как
тайна, и прежде всего тайна рождения,
неожиданного, неповторимого оформления
капризной игры случая.
Ван Гог «Красные
виноградники»