Разработка урока "Искусство Гжели" (5 класс, изобразительное искусство)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Искусство Гжели Цель урока: познакомить учащихся с гжельской росписью Задачи: -образовательные: познакомить с народным промыслом Гжелью, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи, помочь учащимся выявить художественные особенности гжельской росписи -развивающие: продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности. -воспитательные: прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.
Иконка файла материала Искусство Гжели.doc
Технологическая карта урока изобразительного искусства Дата____________ Ф.И.О.   Грачева Татьяна Ивановна Место работы: МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области Должность: учитель изобразительного искусства Предмет: изобразительное искусство Класс: 5 Базовый учебник:  Изобразительное искусство. Декоративно­прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобраз. организаций / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б. М. Неменского.­ 6­е изд. – М.: Просвещение, 2015 Тема урока: Искусство Гжели Цель урока: познакомить учащихся с гжельской росписью Задачи: ­образовательные: познакомить с народным промыслом Гжелью, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи, помочь учащимся выявить  художественные особенности гжельской росписи ­развивающие:  продолжать   развивать   познавательную   активность,   умение   работать   с   источником   информации,   художественный   вкус,   умение   применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности. ­воспитательные: прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус. Планируемые результаты: Личностные: уважительное отношение к народным традициям. Предметные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Метапредметные:  Регулятивные:  составлять план последовательности  действий.  Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Тип урока: Формы работы учащихся: фронтальная,  индивидуальная Оборудование: учебник, тест для закрепления знаний, инструкционные карты для прохождения тестирования, образцы посуды с гжельской росписью, таблицы,  шаблоны, краски, презентация, ноутбук, проектор, экран урок «открытия» новых знаний Этапы урока 1. Организационный  Деятельность учителя Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку. ­Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт. Деятельность учеников Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку.  Структура и ход урока УУД     Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные:  правильность выбора   учебных   принадлежностей, осуществлять   самоконтроль   по организации рабочего места 2.  Ребята, а давайте с вами вспомним,  что мы изучили на прошлых Заканчивают предложения Коммуникативные:  слушать   иАктуализация опорных знаний  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. уроках, чему научились.                                    1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите. ­ Родина Каргопольской игрушки­­­­(Север, Архангельская обл., Каргопольский р­н). ­   Родина   Филимоновской   игрушки­­­­(Тульская   обл.,   д. Филимоново) ­   Родина   Дымковской   игрушки—   (   Дымковская   слобода,   близ города Вятка ( сейчас Киров) ­   Профессия   изготовления   игрушек­­­­­(   игр.   Дел   мастер, игрушечник). 2)  Из предложенных вариантов ответов выберите   2: в глубокой древности глиняные игрушки создавали для:    А) для забавы                           В) для продажи    Б) в качестве оберегов              Г)  для проведения обрядов    Д) для украшения интерьера дома Слайд1    . Хорошо   ребята,   молодцы,     знаете   о   игрушечном   промысле   и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. А кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста,  ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите   какой­то   промысел,   научитесь   что­то   хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.                                                И  сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с   одним   народным   промыслом.   Урок   наш   будет   немного необычный урок – исследование. Ребята,   посмотрите   на   доску.   Тема   нашего   урока   « Искусство……»   Потерялось   слово   в   теме,   какое   искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов. Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно­­­ Гжель.  Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели». Слайд 2 ­  Как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей).  ­ Итак, ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, Дают определение Промысел­это…   повторяют Выходят   к   доске, холодные   выбирают цвета, необходимые карточки, составляют слово «Гжель»   понимать   речь   других;   уметь   с достаточной   полнотой   выражать свои мысли. Регулятивные:  самоконтроль; овладевать прогнозировать. осуществлять умением   Познавательные: умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры; желание общаться с искусством.   Коммуникативные:  уметь оформлять   свои   мысли   в   устной форме  Регулятивные:  целеполагание, (постановка   учебной   задачи   на основе   соотнесения   того,   что   уже известно   и   того,   что   ещё планирование неизвестно) (составление и последовательности действий) Познавательные: самостоятельное  выделение и формирование  познавательной цели,  структурирование знания планаСлушают, выполняют задания точно   и Коммуникативные:  полно выражать свои мысли Регулятивные:  высказывать   свои предположения Познавательные: ориентироваться   в   своей   системе знаний 4.  Открытие новых знаний его историей  и назначением.  2)  научимся  изображать  элементы росписи этого промысла. Слайд 3 А раз у нас  урок – исследование, то как вы думаете что мы с вами будем   делать?   Ребята   мы   с   вами   только   учимся   быть исследователями, поэтому я предлагаю вам гипотезы (таблица), которые в ходе  нашего исследования  вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные. Вступительное   слово   учителя:   вы   знаете,   что   промысел формировался  на  основе  тех природных  материалов,  которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился? Ребята,   вы   откройте   свои   таблицы,   внимательно   слушайте   и заполняйте их.     (Сообщение ­ выступление ученицы)  Проверка гипотезы Ребята,   а   сейчас   давайте   откроем     страницу   учебника   72, посмотрим   на   рисунок   и   определим   какие   мотивы   и   элементы присущи   гжельской   росписи.   Скажите,   какие   мотивы   присущи гжельской   росписи?   (природные,   растительные).   Назовите элементы   гжельской   росписи?   (цветы,   веточки,   листочки, волнистые   линии   ­   змейки,   травинки,   птицы).   Какого   цвета роспись?   (синего,   голубого).   Как   и   в   других   видах   народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.    ­Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно   красотой   росписи,   вобравшей  в   себя   богатство   форм природы и выразительность традиционного народного искусства. Еще о гжельских изделиях вам расскажет _________. А теперь посмотрите на 2 гипотезу. Она   верная?   Да,   но   не   полная,   ее   надо   дополнить,   что   мы дополним. Давайте   попробуем   нарисовать   вместе   со   мной   некоторые элементы   росписи.   (Показ   техники   рисования   узора,   дети повторяют). ­­ Мастера расписывая изделия используют технические приемы росписи:  1)  мазок   на   одну   сторону   или   мазок   тенями   ­   одну сторону   кисти   макают   в   краску   и   наносят   рисунок   поворотом кисти. (показ) 2) Четкие мазки с разным нажимом кисти  3)  Легкие   нажимы   кисти   (концом   кисти   наносят   стебельки   иусики) Слайды 8­11 5. Первичное закрепление  Отгадайте элементы росписи Слайд 12 Ребята отгадывают элементы росписи 6. Динамическая пауза 7. Применение освоенного в практической деятельности Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. (Напомнить   о   правильной   работе   с   художественными материалами. Дети выбирают шаблон по желанию)  А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на шаблоне вазы, чайника, сахарницы. Ребята посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?  Давайте   посмотрим   на   нашу   3   гипотезу.   Она   верная?   Да,     мы поняли что изделия гжели украшают наши дома. Учащиеся выполняют движения для снятия напряжения.     выбирают Ученики или придумывают   мотив   рисунка, который   будет   выполнен   в   стиле гжельской росписи Коммуникативные:  обсуждать   и анализировать   вопросы   и   ответы одноклассников;   умение   слушать, вести диалог. Регулятивные:  адекватно использовать   речь;   планировать дальнейшую организацию деятельности Познавательные:  выделение информации Личностные:  формируют  ценностное отношение к здоровому  образу жизни. поиск   и необходимой     Регулятивные: планируют деятельность  в учебной ситуации. Коммуникативные: Стремиться к координации  действий и сотрудничеству   Личностные:  осознают   свои эмоции   понимают   эмоции   других людей. 8. А сейчас, я предлагаю вам выполнить тест на компьютере. Контроль усвоения Объясняет порядок выполнения теста на компьютере, обращая  внимание на инструкционную карту. Слушают,   анализируют,   читают, выполняют   тестовые   задания   на компьютере  Коммуникативные: адекватно воспринимать словесную оценку учителя и одноклассников. 9. Уточняет время выполнения. Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые. Вывешивают   свои   композиции   на Коммуникативные:  умение   сРефлексия учебной деятельности Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток теплого цвета, кому что­то непонятно, кто   недоволен   возьмите   лепесток   холодного   цвета.   Давайте составим   цветок   и   увидим     результат   нашего   урока   ­ эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока. доску.  Дети   осуществляют   самооценку собственной деятельности. Делают вывод. достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия Личностные: самообразование 10. Информация о домашнем задании Подготовить сообщение о новом промысле (Городецком) найдите загадки, поговорки о народных промыслах Слайд 13 Уборка рабочих мест. Записывают домашнее задание  ценностно­ Личностные: смысловые ориентиры; использование   нового   знания   в выполнении домашнего задания.

Посмотрите также