Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"
Оценка 4.6

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
искусство
4 кл
02.06.2017
Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"
Тема года: Каждый народ – художник (Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли) Тема четверти: Искусство объединяет народы Тема урока: Все народы воспевают материнство Задачи: 1. Образовательная: Формировать представление о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере пословиц и поговорок разных народов и картин художников, воспевающих материнскую красоту; 2. Развивающая: развивать навыки восприятия произведений искусства; 3. Воспитывающая: воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к общечеловеческим культурным ценностям Вид урока: традиционный Тип урока: урок восприятия Основные понятия: духовность, икона, род Оборудование для учителя: компьютер и мультимедийный проектор, презентация, зрительный ряд, раздаточный материал, запись колыбельной песни Н. Римского-Корсакова. Оборудование для учащихся: лист бумаги, инструкции и вопросы для работы в группах.
Все народы воспевают материнство.doc
Тема года: Каждый народ – художник  (Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли) Тема четверти:  Искусство объединяет народы Тема урока:  Все народы воспевают материнство  Задачи: 1. Образовательная:  Формировать представление о едином для всех народов понимании  духовной красоты материнства на примере пословиц и поговорок разных народов и картин художников,  воспевающих материнскую красоту; 2.  Развивающая:  развивать навыки восприятия произведений искусства; 3. Воспитывающая:  воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к общечеловеческим культурным  ценностям Вид урока: традиционный Тип урока: урок восприятия Основные понятия: духовность, икона, род Оборудование для учителя: компьютер и мультимедийный проектор, презентация, зрительный ряд,  раздаточный материал, запись колыбельной песни Н. Римского­Корсакова Оборудование для учащихся: лист бумаги, инструкции и вопросы для работы в группах План урока: 1. Орг. момент –3 мин. 2. Повторение пройденного материала – 7мин. 3. Проверка домашнего задания, сообщение интересных фактов – 5 мин. 4. Мотивация – 5 мин. 5. Выделение этапов, сообщение нового материала –20 мин. 6. Рефлексия – 5 мин. Ход урока: 1. Орг. Момент.   Проверка готовности учащихся к уроку, деление на группы. 2. Повторение пройденного материала. ­ Всю прошлую четверть мы изучали культуру разных стран и убедились  в том, что она отличается друг от   друга.   У   каждого   народа   складывается   своё   представление   о   красоте   человека.   Это   связано   с традициями жизни и труда в определённых природных и исторических условиях.   Первая культура, с которой мы познакомились в прошлой четверти – культура Японии.   Какой вам запомнился образ японской женщины? Охарактеризуйте её.  Слайд 1 ­ Посмотрите на японских женщин. В чём своеобразие их внешности?     Тонкий идеальный овал лица, маленький алый рот, длинные миндалевидные глаза, узкие брови, удлиненная статная шея, изящная фигура, сложная прическа. В   праздничные   дни   женщины   всегда   надевают   свою   национальную   одежду,   как   бы   отдавая   дань древнейшим традициям.  Слайд 2 ­ Как она называется?   Кимоно. ­ Что оно из себя представляет? Кимоно   производят   впечатление   цветущих   букетов.   Она   включает   в   себя   и   художественное оформление. Халат с широкими рукавами и огромный пояс, завязывающийся сзади большим бантом. Это   целая   система   одежды.   Куда   входит   и   особое   белье,   специальная   обувь,   различного   вида накидки, а также украшения и прически. Для японок кимоно не просто одежда. Это символ нации, нерушимости ее традиций. Изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия – как будто подул ветер. ­ Как ценились японские женщины и за что? Какие их основные качества? Слайд 3   ­ А теперь охарактеризуем Западно­европейскую женщину.    В   12­15   веках   в   Западной   Европе   сложился   готический   стиль.   Готическое   зодчество характеризуется   стрельчатыми   сводами,   обилием   каменной   резьбы,   полной   подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму. Вертикаль подчинила себе не только архитектуру и искусство, но и костюм и обувь.  В XIII веке в Центральной Европе грубая, похожая на монашеское облачение одежда  постепенно сменяется сшитым платьем, крой которого приспосабливается к фигуре. Новые  виды тканей ­  тонкое сукно ­ изготовлялись в Италии и Фландрии. Из них шили платья,  мягко облегавшие фигуру Слайды  4­5   В Прекрасной Даме должны были соединяться простота и недоступность. Kульт  Прекрасной Дамы пробуждал в мужчинах нежность и возвышенные черты натуры.  Выработалась мягкая, любезная манера держаться; новое, уважительное отношение к  слабому полу. Женщина, образованная, утонченная, полная достоинств, изящная, поэтически  настроенная, стала повелевать. Рыцарь служил ей, совершая подвиги в ее честь. Женщине  принадлежало право последнего слова в решении поединков, она венчала победителя на  турнирах, и рыцарь добивался права выступать в честь избранной дамы. Слайд 6 ­ Что вы понимаете под выражением «русская красавица»? «Русская красавица» ­ сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость.   В   образе   женщины,   в   её   костюме,   а   больше   всего   в   образе   белых   рукавов­крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья. Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия.  Слайд 7 ­ Что можете сказать о русском народном женском костюме? Из каких элементов он состоял? Как украшался? В русском костюме отражены  национальные традиции русского народа. Люди верили: красота –  это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм.  Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.  Рубаха – основа  женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно  ворот, оплечья, грудь и подол. Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди  узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал  плодородие земли – ромбы, треугольники, квадраты с точками. На севере часто сарафан  дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой. Епанечка – это короткая клешеная  кофточка без рукавов. На юге России вместо  сарафана носили понёву – домотканую клетчатую  юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный   узорами символизирующими землю и воду – ромбы, волнистые линии, птицы.  В праздничные дни  голову украшали дивным убором – кокошником. Кокошники были богато украшены речным  жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.  ­Что свойственно русской женщине? Плавность жестов, походка. Русские женщины часто пели своему ребёнку  колыбельные песни. Слово «колыбельная» какие ассоциации вызывает? Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня      сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Послушайте колыбельную песню Римского­Корсакова. Прослушивание колыбельной  ­ Как хочется двигаться под эту песню? Покажи. В   данном   жанре   сохранились   элементы   заговора­оберега.   Люди   верили,   что   человека   окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что­то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.   Позже   колыбельные   песни   утрачивали   магические   элементы,   приобретали   значение доброго пожелания на будущее. ­ Какие качества  больше всего ценили в русской женщине? В   женщине   видели   прародительницу,   начало   жизни,   мать   всей   природы.   Её   понимали   как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту. 3. Проверка поискового домашнего задания, сообщение интересных фактов. ­ Я просила вас найти информацию о народах, которые жили на земле, на которой сейчас живём мы. Как они назывались? Чем занимались? Какую одежду носили?       Выступления учащихся и дополнение их ответов интересными фактами. На нашей земле, на берегах реки Ижоры издавна жили угорские племена, води и ижоры. Земля здесь была плодородна, богата лесами, в которых водилось много зверя и дичи, реки и озёра изобиловали рыбой.   Водь   ­   одно   из   древнейших   народностей.   Эти   племена   населяли   нашу   территорию.     В   русских летописях   эти   земли   упоминаются   как   Водская   (Вочская)   земля,   затем   возобладало   название Ижорская земля.  Водские племена именовали себя ­ ватьялайзет. Новгородцы же звали их водью, вотами, вожанами.  Слово водь происходит от watia, под которым разумеется низкое болотистое место. Ижорцы, вторые по древности после вотов.  Раньше считалось, что предки ижоры в начале второго тысячелетия   переселились   на   землю,   впоследствии   названную   Ингерманландией,   с   западного побережья Ладожского озера, расселились по берегам реки Ижоры ­ западного притока реки Невы, что и дало название народу. Слайд 8 У водских женщин в конце XVIII­ начале XIX веков сохранялся женский костюм с чёткой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек льняная белая, у замужних ­   синяя суконная, поверх которой надевалась короткая блуза – рукавник), на поясе справа и слева закреплялись два набедренника, обязательными были также два передника ­ синий шерстяной и поверх него белый полотняный. С праздничной одеждой носили одновременно несколько поясов и многочисленные шейные украшения. Незамужние женщины носили аналогичную одежду, но из белого холста, с ней надевали рукавник, набедренники и белый передник. Старухи носили белую одежду в виде рубахи. Особенно характерными были возрастные различия в головных уборах и формах прически. Девушки   носили   волосы   распущенными,   с  достижением   брачного   возраста   они   начинали   носить круглую   полусферическую   шапочку,   богато   вышитую   бисером,   раковинами   каури   и   оловянными бляшками.   При   выходе   замуж   волосы   отрезали,   головной   убор   женщины   представлял   собой жесткую   шапочку   конической   формы,   поверх   которой   повязывалось   длинное   покрывало   и сложенный углом шелковый платок. До появления первого  ребенка шапочка была белого цвета, затем сменялась таким же по форме убором из красного сукна. Старухи покрывали голову белым покрывалом.   ­   Русские   сохраняют   одну   и   ту   же   материальную   и   духовную   традиционную   культуру   с угрофимскими народами. Сохраниться и выжить может лишь образованный народ.  Мы с вами должны вернуться к своей  традиционной культуре и вспомнить, как жили наши предки сто, двести или тысячу лет назад (и даже  если не возвращаться к такому образу жизни, то хотя бы знать о его существовании).   Итак, мы с вами ещё раз убедились в том, что как только мы обращаемся к культуре разных народов, за   счёт   традиционной   одежды   мы   можем   увидеть   разницу   в   поведении,   пластике,   в   отношении   к природным стихиям. 4. Мотивация ­ А теперь рассмотрим образ современной женщины. Слайд 9 ­   Можно   глядя   на   этих   женщин   определить   в   какой   стране   они   живут   и   какие   традиции   они соблюдают? Лишь по этническим чертам мы можем сказать, что слева – восточная женщина, но ведь она может жить   и  в  другой   стране.  Например,   в  США  очень  много  проживает   восточных   женщин.   Мы  можем сказать, что справа – европейская женщина, а она может оказаться славянской и наоборот. Мы можем сказать, что в современном мире нет чётких граней, все люди похожи друг на друга и по внешнему виду практически невозможно определить к какой культуре относится тот или иной человек. Так вот для того, чтобы не уподобляться друг другу, не быть похожими и неинтересными, мы должны понимать   свои   корни   и   особенности,   должны   нести   что­то   своё   и   сохранять   свою   культуру.   И  чем малочисленнее народ, тем тщательнее он оберегает свою культуру. Вот почему угрофинский народ стал таким особенным. ­ А как вы думаете, что в понимании красоты людей общее для всех народов?  ­ Каково главное предназначение женщины? ­ В искусстве есть великие темы, которые объединяют народы разных стран и разных времён. Одна из таких   тем   посвящена   материнству.   Тема   нашего   сегодняшнего   урока:   «Все   народы   воспевают материнство». Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Великие художники прошлого и настоящего с восхищением стремились запечатлеть образ матери в своих картинах. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими картинами, попытаемся понять, что такое истинная материнская любовь, в чём состоит её сила, что она несёт в мир. 5. Выделение этапов сообщения нового материала.  1)  Объяснение значения слова «мать» подбором синонимов и антонимов. ­ Первое слово, которое произносит человек ­ "мама". Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Мама – первый  человек, который встречает  нас в самом начале  жизненного пути. Вместе с ней мы познаём жизнь, делаем первые открытия.  Дети ­ самое дорогое для матери. Счастье матери ­ в счастье её детей. Нет ничего на свете бескорыстнее её любви. Мама ­ первый учитель и друг, причём самый близкий. Она всегда поймёт, утешит, поможет в трудную минуту, оградит от беды. На свете нет человека роднее и ближе мамы. Наши беды и тревоги мама чувствует на расстоянии. По голосу она уже знает, что у тебя неприятности, успокоит, поможет мудрым советом. Что бы вы ни натворили, она всегда простит, найдёт нужные слова. Когда вам плохо – успокоит, когда весело, мама радуется вместе с вами. Мать оберегает ребёнка на протяжении всей жизни, защищает от бед, поддерживает в трудную минуту. ­ Каково же значение слова «мать»? Давайте подберём синонимы Мать – женщина, давшая жизнь; самый близкий человек ­ А антонимы? Мать – мачеха ­ А как вы обращаетесь к своей маме? Какие обращения встречали в литературе? Мама,   мамка,   маменька   (устар.),   родительница,   матушка,   мамушка   (устар.,   народно­поэт., шутливое),  мамуля  (прост.), мамаша (устар.),  матерь  (высок.  и трад.­поэт.), родимая  (нар.­ поэт.) ­ Какие у вас ассоциации возникают, когда вы слышите слово «мама»? Потрогайте это слово руками. Какое оно?  Мягкое, нежное, тёплое… ­ Возьмите лист бумаги, запишите в центре слово «мать», а вокруг него запишите ассоциации Слайд 10 2) Введение новых понятий. ­ Итак, вы назвали главные качества мамы ­ забота, любовь к своим детям. Всё это относится к духовной красоте материнства. Ведь кроме качеств внешнего, физического проявления человека, есть ещё и его внутренний, душевный мир. Душа и духовность – близкие понятия. Духовность – это духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противоположная его физической, телесной сущности.  МАМА ­ хранительница, берегиня Дома, Жизни, Любви, Души и высокого Духа, начало жизни, продолжение рода.     Подумайте, за что вы любите свою маму и охарактеризуйте душу вашей мамы.  ­ Какова душа вашей матери?  ­ Что вы возьмёте в жизнь от своих матерей? ­ В чём проявляется ваша забота о матери? Каковы отношения с ней? ­ Какие качества появились в вас под воздействием лучей солнца материнской любви? ­ Какова ваша душа и как надо жить, чтобы сохранить свою душу прекрасной и чистой? Слово  "Род"  присутствует в корне многих русских, базовых слов: приРОДа, РОДина, наРОД, РОДные,   РОДственники.   В   РОДе   заключён   вселенский   смысл   вечного   рождения,   всего существования. Родноверие  природная   вера   народа.   РОД  соединяет  приРОДу,  наРОД   и  РОДину  в  триединое целое. ­Представьте, что вы засыпаете на руках у своей мамы. Что вы чувствуете? Защищённость, мама меня любит, мне с ней хорошо и уютно У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом мама. Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой?  Самопожертвованием,   самозабвением   матери.   Эти   старинные   слова,   почти   ушедшие   из разговорной   речи,   точнее   всего   характеризуют   материнскую   любовь.  Самозабвение,   т.е. способность забыть себя ради своего ребёнка, и есть настоящий подвиг.  Сердце матери ­ это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь. 3) Объяснение смысла пословиц и поговорок Мама!.. Вслушайтесь, как гордо звучит это слово! В народе живёт много хороших, добрых слов о матери.   Они   передаются   от   поколения   к   поколению.   Мудрые   слова   о   маме   говорят   русские пословицы и поговорки. Давайте объясним их смысл. Работа в группе Слайд 11   –  Какие   качества   матери   подчеркивает   народная   мудрость?  Нежность,   ласку,   трудолюбие, терпимость, мудрость, любовь к детям, заботливость – Какие пословицы вам особенно понравились и почему? 4) Знакомство с картинами художников, воспевающих материнскую красоту  Работа в группах ­   В   разные   времена   и   в   разных   странах   художники   воспевали   материнство,   используя свойственные эпохе и её мировоззрению образы и средства художественной выразительности. Сейчас каждой группе я раздам репродукции художников, воспевающих материнскую красоту разных   времён   и   разных   народов.   Каждый   из   вас   внимательно   рассмотрит   эти   репродукции, проанализирует и запишет все главные качества и основные характеристики   матери в первый столбик таблицы, которая лежит у вас на парте. Затем каждый в группе выскажет своё мнение, своё отношение к тем репродукциям, которые вам достались, и вы сообща заполните вторую колонку таблицы, т.е. добавите недостающие характеристики. Я Группа Класс Раздаточный материал ­ репродукции картин художников, воспевающих материнскую красоту 1 группа – русское искусство;  2 группа – искусство Востока. 3 группа ­ западно­европейское искусство;  4 группа – современное искусство;  Вопросы для обсуждения: 1. Какое настроение передаёт картина? 2. Какой цвет преобладает в картине? Почему? 3. Какие качества матери художник воспевает в картине? 4. Каким образом художник показывает единство матери и ребёнка? Работа в группах   ­ Итак, какие главные основные качества матери воспевают художники в своих картинах? 1 группа  Слайды 12­13      «Икона Богородицы "Умиление". 12 в. Смоленск. «Икона» ­ греческое слово, по русски оно означает «образ». Это картины особенного содержания, написанные на доске.   Один   из   основных   типов   икон   Пресвятой   Богородицы.   На   иконах   Богоматери   «Умиление» обычно   приводится   поясное   изображение   Божией   Матери   с   нежно   прижавшимся   к   Ней Младенцем на руках. Богородица с умилением склоняется к Своему Сыну. Икона «Богоматерь Владимирская» создана в первой половине 12 века. Богоматерь Владимирская считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта издревле почитаема на Руси и хранится   в   Государственной   Третьяковской   галерее.   Взглядитесь   в   неё.   Какое   у   неё   лицо? Печальное, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях ­ Почему младенец Иисус так прильнул к своей матери?   Он любит её, они единое целое ­ Какой цвет преобладает в иконе?  Почему?   Золотистый, жёлтый. Цвет любви, нежности, тепла Теперь посмотрим, как русские художники более поздней эпохи воплотили образ матери в своих картинах. Слайды 14­15 Кузьма Петров­Водкин «Мать» и Аркадий Пластов «Мама» ­Каким обазом художники показывают мягкость, ласку, единство матери и ребёнка? 2 группа Слайды 16­18      –– Искусство Востока. Перед нами работы китайских художников. ­   Каковы   основные   качества   восточных   женщин?   В   Чем   проявляется   их   забота?     Какими приёмами художники выражают единство матери и дитя? ­ Мы рассмотрели работы разных художников, воспевающих материнскую красоту. Дали основные характеристики материнства в картинах русских, современных, западно­европейских и восточных художников. И что же мы увидели? Все те характеристики, которые мы с вами записали,  мы видим в картинах художников разных народов и разных времён. ­ Что объединяет все эти произведения?  Светлый образ матери  3 группа  Слайды 19­21     Западно­Европейское искусство. Какие главные качества матери воспеваются в этих картинах? На   всемирно   известной   картине   итальянского   художника   16   века   Рафаэля   Санти «Сикстинская Мадонна» тоже изображена богоматерь с младенцем Иисусом. Художнику позировала   необычайно   прекрасная   крестьянская   женщина.   Её   облик   стал   символом материнства. Женщина спокойно царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви,   чувства   материнской   гордости,   тревоги.   Младенец   –   это   Христос.   Мать предчувствует его тяжёлый путь. Каждая мать так же несёт своего ребёнка к людям, к радостям и трудностям жизни.   ­ Что воспевает эта картина?  Доброту, гармонию, величие материнского подвига Ещё один итальянский художник Леонардо да Винчи написал картину «Мадонна Литта». Что можете сказать об этой картине? Какое настроение хотел передать нам художник? Какой цвет преобладает на картине?  Испанский художник Пабло Пикассо и картина «Мать и дитя». Каким образом художник показал их единство?                4 группа  И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения. Слайды 22­24   Какие основные качества материнства записали? Посмотрите,   как   слились   воедино   мать   и   дитя   в   рисунке   казахского   художника   Евгения     Сидоркина «Колыбельная». Они словно единая скульптура – их не разлучить. Борис   Неменский  «Тишина»   и  картина   современного  китайского  художника.   Посмотрите  как руки матери нежно охраняют малыша. Наперекор изменчивой молве Художники прославили в веках Не девушку с венком на голове,  А женщину ­ с младенцем на руках. Девичья красота несовершенна,  В ней нет еще душевной глубины. Родив дитя ­ рождается мадонна,  В ее чертах ­ миры отражены... ­   Нам   осталось   заполнить   третий   столбик   нашей   таблицы.   В   графе   «Класс»   добавьте   те материнские качества и характеристики, которые вы ещё не записали. 6. Рефлексия. Методика «недописанного предложения». А теперь переверните лист бумаги и продолжите фразу: «Материнство – это…» или «Женщина­ мать – это…» Зачитаем лучшие работы. ­ Что такое истинная материнская любовь? В чём состоит её сила? ­ Может ли подобная любовь существовать между любыми другими людьми?  ­ Как вы думаете, если бы люди любили друг друга так, как мать любит своих детей,   изменилась бы жизнь на земле?

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"

Разработка урока ИЗО "Все народы воспевают материнство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017