Разработка урока литературного чтения по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация
Иконка файла материала 1 кл.Урок по литературному чтению.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Покровская основная общеобразовательная школа»  Ивнянского района Белгородской области Урок литературного чтения Подготовила: Пузанова Светлана  Юрьевна, учитель начальных классов  МБОУ «Покровская ООШ» Литературное чтение: 1 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений /  автор­составитель Л. А. Ефросинина. –  М.: Вентана­Граф, 2011.Класс: 1 Предмет: литературное чтение. Тема урока.  Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки». Форма проведения: урок – конкурсная программа. Тип урока: урок развивающего контроля. Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и  обобщению знаний, полученных при изучении темы «Читаем сказки, загадки,  скороговорки». Задачи урока.  1. Предметные:   продолжить   работу   по   формированию   читательских умений   анализировать   художественное   произведение:   устанавливать причинно­следственные   связи   в   развитии   сюжета   произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам   и   целыми   словами;   способствовать   обогащению   словаря учащихся.  2. Метапредметные:   способствовать   формированию   универсальных учебных действий:  регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;  познавательных   –   учить   добывать   информацию   из   иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать   умение   интерпретировать   и   обобщать   полученную информацию, делать выводы;  коммуникативных   –   учить   строить   монологическое   высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.  3. Личностные:   развивать   познавательные   процессы   (внимание,  память, мышление,   речь),   творческий   потенциал   учащихся,   коммуникативные функции   (умение   работать   в   группе,   вести   учебный   диалог); формирование   уверенности   в   себе;   учить   оценивать   свою   работу   и работу группы.  Планируемые результаты:  учащиеся называют правильно книги;   классифицируют книги с народными и литературными сказками;   соотносят произведение и героев (называют героя, находяиь сказку в  учебнике, читают или рассказывают о герое);  работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена  группы, умеют отстаивать свою точку зрения; выбирают книгу по  заданному признаку на основе совместного обсуждения.  Материально­техническое оснащение урока: 1.  ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация. 2. Для обучающихся: учебники, карточки для групповой работы, книжная  библиотечка. 3. Мячик. Структура урока. 1. Организационный этап 2. Подготовка к работе на основном этапе 3. Коррекция знаний и способов действий 4. Подведение итогов урока 5. РефлексияЭтапы урока Требования к этапу 1.  Организа ционный  1.Организоват ь  актуализацию  требований к  ученику со  стороны  учебной  деятельности. 2. Создать  условия для  возникновени я у ученика  внутренней  потребности  включения в  учебную  деятельность. Методы и приёмы Приветствие Настрой на  работу Деление на  команды Сообщение  целей урока УУД, формирующиеся на данном этапе Регулятивные: волевая  саморегуляция  (способность к  мобилизации сил и  энергии). Личностные: Смыслообразование  («какое значение,  смысл имеет для  меня учение»). Коммуникативны е: планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и со  сверстниками  (определение цели,  функций участников, способов  взаимодействия). Ход урока Раскрытие содержания этапов урока ­ Здравствуйте, ребята.  ­ Сегодня на уроке нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили при  изучении раздела «Читаем сказки, загадки, скороговорки». Осуществим мы это в ходе   конкурса знатоков. Само понятие конкурс подразумевает какое­то соревнование. Для  этого нам нужно разделиться на две команды. На первой парте стоит коробок с  вырезанными геометрическими фигурками, подойдите и возьмите себе понравившуюся фигурку.  В коробке 4 квадратика разных цветов и 4 разноцветных кружочка. Все, кто выбрал квадратики, будет участником первой команды, а кто выбрал круги –  участник второй команды. Дети рассаживаются по командам. ­ В ходе конкурсной программы мы вспомним произведения учебника литературное  чтение и учебной хрестоматии по теме «Сказки, загадки, скороговорки». За  правильный ответ команда будет получать один балл. В конце конкурса мы подсчитаем количество баллов и выясним, члены какой команды были более внимательными на  уроках литературного чтения. Каждая команда в ходе конкурса должна будет показать сплочённую работу всех членов команды. Я каждой команде желаю успехов.Общеучебные Работа над  дыханием  Развитие  внимания. 2.  Подготов ка к  работе на основном этапе Организовать  актуализацию  изученных  способов  действий. Зафиксироват ь способы  действий в  речи. Организовать  актуализацию  мыслительных операций для  построения  учебного  процесса. ­ Перед тем как приступить к выполнению конкурсных заданий мы с вами проведём  традиционную речевую гимнастику – звукозадержание: Шум леса –Ш­ш­ш. Полёт пчелы ­З­з­з. Полёт жука –Ж­ж­ж. Накачивание воздуха –Ф­ф­ф. Сдутие мяча –С­с­с. ­ А сейчас всем ребятам нужно сосредоточиться, так как вы будете произносить  знакомые фразы, но можете допустить ошибки. Слушайте внимательно, если фраза  сказана правильно, нужно кивать головой и говорить: «Да, да, да», а если не верно, то  качать головой из стороны в сторону и произносить : « Нет, нет, нет». Соломинка тонкая, а Пузырь толстый? ( Да. Да. Да.) Лапоть легкий, а Пузырь тяжелый? (Нет, нет. Нет) Соломинка низкая, а Пузырь высокий? (Нет, нет, нет) Пузырь трусливый, а Соломинка смелая? (Да, да, да) Пузырь сплели, а Лапоть надули? (Нет, нет, нет) Соломинка сломалась, а Пузырь лопнул? ( Да, да, да) ­ О героях какого произведения мы сейчас вспоминали? («Пузырь, Соломинка и  Лапоть»)Организовать  повторение  учебного  содержания. 3.  Коррекц ия знаний и  способов  действий Вопросно­ ответное  общение Познавательные:  общеучебные  (умение  структурировать  знания, контроль  процесса и  результатов  деятельности),  логические. Коммуникативны е:  постановка  вопросов; управление  поведением партнёра точностью выражать  свои мысли 4.  Физкульт минутка. Организовать  смену  динамической позы ученика Регулятивные: контроль и  коррекция. Подвижная  игра с мячом Приступаем к выполнению конкурсных заданий. Первый конкурс называется  «Угадай­ка».  Прочитайте загадку, обсудите в команде вариант отгадки. Текст загадки записан на слайде 1, отгадка – слайд 2. Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри:  полетели … (Пузыри)  Текст загадки записан на слайде 3, отгадка – слайд 4. Из коры плели галошки и одевали их на ножки. (Лапти) Текст загадки записан на слайде 5, отгадка – слайд 6. Летом в полюшке росла ­ колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось  другое дело. (Солома). ­ Героями какого произведения являются данные герои? («Пузырь, Соломинка и  Лапоть») Слайд 7. Второй конкурс называется «Расскажи­ка». На экране будут появляться картинки к  сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а представители команд должны будут  пересказать тот момент сказки, которому соответствует иллюстрация. Слайды 8 ­ 11. ­ Выходите на лужок и сделайте кружок.  Ученики выходят к доске и становятся в круг. Учитель берёт мяч и становится в  центр круга.  ­  Я буду бросать мяч одному из вас и одновременно называть какой – либо предмет.  Если названный предмет не тонет в воде, нужно поймать мяч. Если же предмет тонет,  то мяч ловить нельзя, пусть он падает на пол. Предметы для перечисления: топор,  мяч, ведро, ножницы, кирпич, лист, воздушный шарик, камень, поплавок,  спасательный круг, бревно. 5.  Коррекц ия знаний и  способов  Организовать  повторение  учебного  содержания. Познавательные:  общеучебные  (умение  структурировать  знания, контроль  Вопросно­ ответное  общение Третий конкурс «Вспоминай­ка». На доске записаны номера вопросов, команда  выбирает номер вопроса, который будет задан второй команде. В этом конкурсе у  команды есть возможность за правильный ответ получить два балла: один, если  правильно будет названо произведение, а второй – если вы назовёте автора данного  произведения.действий процесса и  результатов  деятельности),  логические. Коммуникативны е:  постановка  вопросов; управление  поведением партнёра точностью выражать  свои мысли  Учитель вычёркивает номер, который назвали дети, и зачитывает задание. 1. «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят». (Сказка о царе Салтане.  А.С.Пушкин) 2. «И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся». (Кораблик. В.Г.Сутеев) 3. «Кушать захочешь – вылезешь». (Лис и Мышонок. В.В.Бианки) 4. «Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковь дёргать, да так, что она во  все стороны полетела…» (Дядя Миша. В.Г.Сутеев) 5. «Петух ходит по избе, молчит, не отзывается». (Кот, петух и лиса. Русская  народная сказка) 6. «Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого  берега…». (Палочка­выручалочка. В.Г.Сутеев) Четвёртый конкурс «Расставляй­ка». Каждой команде предлагается набор книг  детской библиотечки. Задание: разложить все книжки на две группы: 1) сказки  народные,  2) сказки авторские. Пятый конкурс «Соединяй­ка». Каждая команда получает лист с заданием на  котором в первом столбике записаны названия произведений, а во втором столбике  даны герои этих произведений. Необходимо соотнести героя и название. Обратите  внимание, что один и тот же герой может встречаться в нескольких произведениях.  (Приложение 1.) Палочка­выручалочка. В.Г.Сутеев Сказка о царе Салтане. А.С.Пушкин Кот, петух и лиса. Русская народная  сказка Кораблик. В.Г.Сутеев Лис и Мышонок. В.В.Бианки Дядя Миша. В.Г.Сутеев Лиса Петух Медведь Гвидон Мышонок Лис Лягушонок Заяц Ёжик Шестой конкурс «Прочитай­ка». Представители каждой команды должны по ролямпрочитать сказку В. Бианки «Лис и Мышонок». Седьмой конкурс «Собирай­ка». Каждой команде даётся по набору, состоящему из  имён, отчеств и фамилий авторов произведений, которые мы изучили. Ваша задача:  пользуясь учебником и хрестоматией правильно выложить на парте имена, отчества и  фамилии писателей. (Приложение 2.) Владимир Григорьевич Сутеев Александр Сергеевич Пушкин Кир Булычёв Виталий Валентинович Бианки   ­ Чему учит вас литературная сказка В. Сутеева «Кораблик»? ­ Какое   из произведений вам понравилось больше всего? ­ Понравилось ли вам работать в команде? Коммуникативны е: умение выражать  свои мысли Подведение  итогов урока учителем,  учащимися Коммуникативны е: умение выражать  свои мысли рефлексия На доске висят картинки с изображением солнышка, кактуса и тетради. Подойдите и  встаньте под картинкой солнышка все кто в течение урока испытывал радость  общения, уверенность в своих силах. К кактусу подходят те, кому было плохо, грустно или скучно на уроке, а к картинке раскрытой тетради подходят те ребята, кто не  уверен в своих знаниях, кому надо ещё раз прочитать некоторые из сказок.       6.  Подведен ие итогов урока 7.  Рефлекси я Организовать  рефлексивный анализ  учебной  деятельности. Организовать  оценивание  учащимися  собственной  деятельности  на уроке Организовать  рефлексию  учащихся по  поводу своего психо­ эмоционально го состояния,  мотивации,  своей  деятельности  ивзаимодейств ия с учителем  и  одноклассник ами1. Палочка­выручалочка.  В.Г.Сутеев 2. Сказка о царе Салтане.  А.С.Пушкин 3. Кот, петух и лиса. Русская  народная сказка 4. Кораблик. В.Г.Сутеев 5. Лис и Мышонок.  В.В.Бианки 6. Дядя Миша. В.Г.Сутеев Лиса Петух Медведь Гвидон Мышонок Лис Лягушонок Заяц Ёжик Владимир Григорьевич Сутеев Приложение 1. Приложение 2.Александр Сергеевич Пушкин Кир Булычёв Виталий Валентинович Бианки