Разработка урока математики на тему "Деление" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту урока по математике по теме «Деление натуральных чисел» для учащихся 5 класса. Это последний урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, работающих в 5 классах, и может быть использован не только при обучении по учебнику Н.Я. Виленкина, но и других авторов. На уроке комплексного применения знаний, умений и навыков формируются навыки деления натуральных чисел, раскрывается взаимосвязь между действиями умножения и деления. Урок соответствует ФГОС.
Иконка файла материала Урок Деление 5 кл.doc
План ­ конспект урока  «Деление натуральных чисел». Класс: 5    Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков. Оборудование:  презентация;   карточки с заданиями для самостоятельной   работы и парной работы; листы самоконтроля. Цель урока:  Актуализировать знания учащихся о действии деления; повторить алгоритм  письменного деления; продолжить работу над текстовыми задачами. Задачи: Образовательные: формировать правильные навыки деления натуральных чисел и его  свойств. Развивающие:  способствовать развитию математической речи, оперативной памяти,  произвольного внимания, наглядно­действенного мышления. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной  работе УУД:  Личностные:  уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной  деятельности.  Регулятивные:  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному  плану; планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей; вносить необходимые  коррективы  в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных  ошибок; высказывать своё предложение. Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь  других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в  группе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже  известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).                                    Технологическая  карта урока . Деятельность ученика Приветствуют учителя и садятся. Этап  урока 1 этап.  Организационный. Деятельность учителя Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к  уроку.       «Легко и прекрасно дается  учение, если у вас хорошее настроение» А как у вас настроение?  Возьмите листочки с  солнышком, улыбнитесь ему и  приготовьтесь к работе.2 этап. Актуализация  знаний. Переверните листок. Ребята,  сегодня это основной ваш  документ на уроке «Листок  самоконтроля». В него вы  будете выставлять оценки за все  виды работ на уроке. Любую тему по математике  трудно осваивать без умения  быстро и верно считать,  поэтому, как всегда, урок  начинаем с устного счета.  (Работа в парах). Возьмитесь за руки, покажите,  что вы пара. У вас на столах лежат конверты  для устного счета. Устно  решаете примеры Используя  ключ (слайд №1), замените  полученные числа  соответствующими буквами.  Прочитайте полученное слово.  3 этап. Постановка целей,  задач урока,  мотивационная  деятельность  учащихся. К какому действию относятся  все эти понятия? Да, сегодня мы продолжать  заниматься делением  натуральных чисел. Это не  первый урок темы. Какую цель  можно поставить перед собой на  данный урок? Что у вас не  получается еще и чему бы вы  хотели научиться? (ответы  учащихся) ­ Итак, сегодня мы будем  совершенствовать  навыки  деления, будем учиться  обосновывать свои решения  ,находить ошибки и исправлять  их, оценивать свою работу и  работу своих одноклассников. А пока немного дополнительной  Решают одно из 3 заданий в парах. 25 +17 5*8:4 18:6+12 48 ­ 9 4:(25­ 25) 66  уменьшить  в 3 раза 30  уменьшить  на 11 16  увеличить на 21 27+15 72:8 44  уменьшить в 2 раза 54  уменьшить на 15 (56­ 16):4 25*7*4 7  увеличить на 8 0:6+7 80  уменьшить в 4 раза 18  увеличить  в 2 раза 41  уменьшить на 25 55  уменьшить в 5 раз 45:9­4 (10+17):3 31­9 35:0 Ключ: 42­д; 22­е; 10­л; 15­и; 37­м; 19­о; 39­е; 9­т;  700­л; 20­ч; 16­а; 1­с; 36­н; 110о; 22­е. Получили слова: делимое, делитель, частное. Ответ: к делению. Ответ: Закрепить свои знания по теме. Слушают сообщения учащихся.информации. Учащиеся  приготовили сообщения по теме. (Слайды №2, №3, №4). Делению  человечество обучалось дольше  всего. До сих пор в Италии  сохранилась поговорка  «Трудная вещь ­ деление». Это  трудно и с точки зрения  математики, и технически, и  нравственно. Не каждому  человеку дано умение делить и  делиться. Сначала знака для этого  действия не было. Писали  словом, индийские математики ­  первой буквой названия  действия. Знак двоеточия для  обозначения деления вошел  в  употребление в конце XVII века  (в 1684 году) благодаря  знаменитому немецкому  математику Готфриду  Вильгельму Лейбницу.   Каким еще знаком обозначают  деление? /  (косая черточка).  Этот знак первым стал  использовать итальянский  ученый XIII века Фибоначчи.   Откройте тетради, запишите  число, тему урока. (Слайд №5) Направляет работу учащихся на  данном этапе. Задание №1. Откройте учебник  на стр.76, №481 (а,б,). Решать  самостоятельно, 2 ученика  выполняют задание на  индивидуальных досках. На карточке – дополнительное  задание. Задание №2    . Решить уравнение  и выбрать правильное решение  из 2 предложенных. Объяснить  верное решение и указать  ошибку в другом.(слайд №7) 4 этап.  Осмысление  содержания и  последовательности  применения  практических  действий при  выполнении  предстоящих заданий. Записывают число и тему урока. №1. а)  7585 : 37 + 95 = 300 1) 7585:37=205    2)  205+95=300 б)(6738 – 834) : 123= 48 1)  6738­834=5904  2) 5904:123=48 Самопроверка, делают выводы.  Индивидуальная рефлексия. Дополнительно: 1440:12:24=5 1)1440:12=120   2) 120:24=5 №2. Решают уравнение (х­15)*7=70 1 решение. х­15=70:7                      х­15= 10                      х= 15+10                      х=25    Ответ: 25 2 решение.  х­15=70:7х­15=10                        х=15­10                        х=5   Ответ:   5 Выполняют упражнения для рук и ног. №3.Читают задачу, составляют краткую  запись, алгоритм решения, оформляют  решение задачи в тетради. Решение. 1) 636:3=212(д) изготовила 2 бригада 2) 636:4=159(д) изготовила 3 бригада 3) 636+212+159=1007(д) изготовили 3 бригады вместе Ответ: 1007 деталей. Дополнительное задание. 450:х (км/ч)­ скорость поезда. Если х=9, то 450:9=50 (км/ч) Если х=15, то 450:15=30 (км/ч) Ответ: 50 (км/ч), 30 (км/ч) №4. Дают устные ответы. а) количество ящиков с яблоками б) количество ящиков с грушами в) общее количество ящиков г) на сколько ящиков с грушами больше, чем с  яблоками Самостоятельно выполняют задания теста Выполняют взаимопроверку работы.  Анализируют свою работу на уроке. Отвечают  на поставленные вопросы. 5 этап. Физминутка. Продолжение 4 этапа. 6 этап. Контроль  знаний учащихся          Индивидуальное  тестирование   7 этап.  Подведение итогов  урока. Рефлексия. Задание №3. Решить задачу: Одина бригада завода  изготовила 636 деталей, что в 3  раза больше, чем 2 бригада  и в 4 раза больше, чем 3 бригада.  Сколько деталей изготовили все  бригады вместе?  Решает ученик на доске,  остальные в тетради. Дополнительное задание: Поезд прошел 450 км за х часов.  Найдите скорость поезда.  Составьте выражение и  вычислите, если х= 9; х=15. Задание №4 (Слайд №10). Привезли 100кг яблок по х кг в  каждом ящике и 120кг груш по у кг в каждом ящике. Что означает выражение: а) 100:х    б) 120:у   в)  100:х+120:у г) 120:у­100:х Направляет работу учащихся. Подводит итоги работы  учащихся, выставляет оценки. Итак, наш урок подошел к  концу. Я хотела бы взять у вас  интервью об итогах вашей  работы.    Продолжите предложения:    Своей работой на уроке я...    доволен \ не доволен      У меня получилось …    Было трудно  ...     Материал урока мне был …     полезен/ бесполезен     Над чем я еще хочу  поработать? 8 этап. Задает домашнее задание. Учащиеся записывают задание в дневник.Информация о  домашнем задании,  инструктаж по его  выполнению. Домашнее  задание: № 524,525 Подготовить сообщение «Магницкий  Л.Ф. и  его арифметика»  Приложение. Тест  по теме «Деление»       Вариант1      Обведите правильный ответ или запишите свой ответ                   1.Найдите частное чисел  2876 и 1.      а)    1  ;      б) 2876;            в) 2875;        г) свой ответ_______________                  2.Найдите корень уравнения 96 : х =8    а)    88  ;      б) 12;            в) 768;       г) свой ответ ________________                 3.Найдите частное чисел 3900 и  13.    а)   300  ;      б) 3913;        в) 30;       г) свой ответ_______________                4.В одной коробке 48 карандашей, а в другой в 4 раза меньше. Сколько    карандашей в  двух коробках ?                                         а)   192;      б) 60;        в) 240;       г) свой ответ________________              5. В 1 день туристы прошли 15км, что в 3 раза больше, чем во 2 день. Сколько километров  прошли туристы во 2 день?          а) 5км  б) 45км   в)12км    г)18км Вариант 2                  1.Найдите частное чисел  2563 и 1.    а)    1  ;      б) 2563  ;        в) 2564;        г) свой ответ_______________                  2.Найдите корень уравнения  105 : х = 3    а)    104 ;      б) 35 ;            в) 315 ;       г) свой ответ ________________                  3.Найдите частное чисел 7800 и  13.    а)600  ;      б) 7813 ;        в) 60;       г) свой ответ_______________4. В одной кадке пасечник имел 24 кг. меда, а в другой в 2 раза больше. Сколько  килограммов меда было у пасечника в двух кадках?    а)   12 ;      б) 72 ;   в) 48 ;   г) свой ответ_______________               5. В 1 день туристы прошли 18км,   что в 3 раза больше, чем во 2 день. Сколько  километров прошли туристы во 2 день?    а) 6км  б) 45км   в)54 км    г) 18км                Ключ для проверки теста              Вариант 1      Номер  задания Ответ 1 б                Вариант 2      Номер  задания Ответ 1 б 2 б 2 б 3 а 3 а 4 б 4 б 5 а 5 а