Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту урока по математике по теме «Деление натуральных чисел» для учащихся 5 класса. Это последний урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, работающих в 5 классах, и может быть использован не только при обучении по учебнику Н.Я. Виленкина, но и других авторов. На уроке комплексного применения знаний, умений и навыков формируются навыки деления натуральных чисел, раскрывается взаимосвязь между действиями умножения и деления. Урок соответствует ФГОС.
План конспект урока «Деление натуральных чисел».
Класс: 5
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: презентация; карточки с заданиями для самостоятельной работы и
парной работы; листы самоконтроля.
Цель урока: Актуализировать знания учащихся о действии деления; повторить алгоритм
письменного деления; продолжить работу над текстовыми задачами.
Задачи: Образовательные: формировать правильные навыки деления натуральных чисел и его
свойств.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти,
произвольного внимания, нагляднодейственного мышления.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной
работе
УУД: Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному
плану; планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок; высказывать своё предложение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь
других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже
известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Технологическая карта урока .
Деятельность ученика
Приветствуют учителя и садятся.
Этап урока
1 этап.
Организационный.
Деятельность учителя
Учитель приветствует учащихся,
проверяет их готовность к
уроку.
«Легко и прекрасно дается
учение,
если у вас хорошее настроение»
А как у вас настроение?
Возьмите листочки с
солнышком, улыбнитесь ему и
приготовьтесь к работе.2 этап. Актуализация
знаний.
Переверните листок. Ребята,
сегодня это основной ваш
документ на уроке «Листок
самоконтроля». В него вы
будете выставлять оценки за все
виды работ на уроке.
Любую тему по математике
трудно осваивать без умения
быстро и верно считать,
поэтому, как всегда, урок
начинаем с устного счета.
(Работа в парах).
Возьмитесь за руки, покажите,
что вы пара.
У вас на столах лежат конверты
для устного счета. Устно
решаете примеры Используя
ключ (слайд №1), замените
полученные числа
соответствующими буквами.
Прочитайте полученное слово.
3 этап.
Постановка целей,
задач урока,
мотивационная
деятельность
учащихся.
К какому действию относятся
все эти понятия?
Да, сегодня мы продолжать
заниматься делением
натуральных чисел. Это не
первый урок темы. Какую цель
можно поставить перед собой на
данный урок? Что у вас не
получается еще и чему бы вы
хотели научиться? (ответы
учащихся)
Итак, сегодня мы будем
совершенствовать навыки
деления, будем учиться
обосновывать свои решения
,находить ошибки и исправлять
их, оценивать свою работу и
работу своих одноклассников.
А пока немного дополнительной
Решают одно из 3 заданий в парах.
25 +17
5*8:4
18:6+12
48 9
4:(25
25)
66
уменьшить
в 3 раза
30
уменьшить
на 11
16
увеличить
на 21
27+15
72:8
44
уменьшить
в 2 раза
54
уменьшить
на 15
(56
16):4
25*7*4
7
увеличить
на 8
0:6+7
80
уменьшить
в 4 раза
18
увеличить
в 2 раза
41
уменьшить
на 25
55
уменьшить
в 5 раз
45:94
(10+17):3
319
35:0
Ключ:
42д; 22е; 10л; 15и; 37м; 19о; 39е; 9т;
700л; 20ч; 16а; 1с; 36н; 110о; 22е.
Получили слова: делимое, делитель, частное.
Ответ: к делению.
Ответ: Закрепить свои знания по теме.
Слушают сообщения учащихся.информации. Учащиеся
приготовили сообщения по теме.
(Слайды №2, №3, №4). Делению
человечество обучалось дольше
всего. До сих пор в Италии
сохранилась поговорка
«Трудная вещь деление». Это
трудно и с точки зрения
математики, и технически, и
нравственно. Не каждому
человеку дано умение делить и
делиться.
Сначала знака для этого
действия не было. Писали
словом, индийские математики
первой буквой названия
действия. Знак двоеточия для
обозначения деления вошел в
употребление в конце XVII века
(в 1684 году) благодаря
знаменитому немецкому
математику Готфриду
Вильгельму Лейбницу.
Каким еще знаком обозначают
деление? / (косая черточка).
Этот знак первым стал
использовать итальянский
ученый XIII века Фибоначчи.
Откройте тетради, запишите
число, тему урока. (Слайд №5)
Направляет работу учащихся на
данном этапе.
Задание №1. Откройте учебник
на стр.76, №481 (а,б,). Решать
самостоятельно, 2 ученика
выполняют задание на
индивидуальных досках.
На карточке – дополнительное
задание.
Задание №2
. Решить уравнение
и выбрать правильное решение
из 2 предложенных. Объяснить
верное решение и указать
ошибку в другом.(слайд №7)
4 этап.
Осмысление
содержания и
последовательности
применения
практических
действий при
выполнении
предстоящих заданий.
Записывают число и тему урока.
№1.
а) 7585 : 37 + 95 = 300
1) 7585:37=205 2) 205+95=300
б)(6738 – 834) : 123= 48
1) 6738834=5904 2) 5904:123=48
Самопроверка, делают выводы.
Индивидуальная рефлексия.
Дополнительно: 1440:12:24=5
1)1440:12=120 2) 120:24=5
№2.
Решают уравнение (х15)*7=70
1 решение. х15=70:7
х15= 10
х= 15+10
х=25 Ответ: 25
2 решение. х15=70:7х15=10
х=1510
х=5
Ответ: 5
Выполняют упражнения для рук и ног.
№3.Читают задачу, составляют краткую
запись, алгоритм решения, оформляют
решение задачи в тетради.
Решение.
1) 636:3=212(д) изготовила 2 бригада
2) 636:4=159(д) изготовила 3 бригада
3) 636+212+159=1007(д) изготовили 3 бригады
вместе
Ответ: 1007 деталей.
Дополнительное задание.
450:х (км/ч) скорость поезда.
Если х=9, то 450:9=50 (км/ч)
Если х=15, то 450:15=30 (км/ч)
Ответ: 50 (км/ч), 30 (км/ч)
№4.
Дают устные ответы.
а) количество ящиков с яблоками
б) количество ящиков с грушами
в) общее количество ящиков
г) на сколько ящиков с грушами больше, чем с
яблоками
Самостоятельно выполняют задания теста
Выполняют взаимопроверку работы.
Анализируют свою работу на уроке. Отвечают
на поставленные вопросы.
5 этап.
Физминутка.
Продолжение 4 этапа.
6 этап. Контроль
знаний учащихся
Индивидуальное
тестирование
7 этап.
Подведение итогов
урока. Рефлексия.
Задание №3. Решить задачу:
Одина бригада завода
изготовила 636 деталей, что в 3
раза больше, чем 2 бригада и в 4
раза больше, чем 3 бригада.
Сколько деталей изготовили все
бригады вместе?
Решает ученик на доске,
остальные в тетради.
Дополнительное задание:
Поезд прошел 450 км за х часов.
Найдите скорость поезда.
Составьте выражение и
вычислите, если х= 9; х=15.
Задание №4 (Слайд №10).
Привезли 100кг яблок по х кг в
каждом ящике и 120кг груш по у
кг в каждом ящике. Что означает
выражение:
а) 100:х б) 120:у в)
100:х+120:у
г) 120:у100:х
Направляет работу учащихся.
Подводит итоги работы
учащихся, выставляет оценки.
Итак, наш урок подошел к
концу. Я хотела бы взять у вас
интервью об итогах вашей
работы.
Продолжите предложения:
Своей работой на уроке я...
доволен \ не доволен
У меня получилось …
Было трудно ...
Материал урока мне был …
полезен/ бесполезен
Над чем я еще хочу
поработать?
8 этап.
Задает домашнее задание.
Учащиеся записывают задание в дневник.Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
Домашнее задание: № 524,525
Подготовить сообщение «Магницкий Л.Ф. и
его арифметика»
Приложение. Тест по теме «Деление»
Вариант1 Обведите правильный ответ или запишите свой ответ
1.Найдите частное чисел 2876 и 1.
а) 1 ; б) 2876; в) 2875; г) свой ответ_______________
2.Найдите корень уравнения 96 : х =8
а) 88 ; б) 12; в) 768; г) свой ответ ________________
3.Найдите частное чисел 3900 и 13.
а) 300 ; б) 3913; в) 30; г) свой ответ_______________
4.В одной коробке 48 карандашей, а в другой в 4 раза меньше. Сколько карандашей в
двух коробках ?
а) 192; б) 60; в) 240; г) свой ответ________________
5. В 1 день туристы прошли 15км, что в 3 раза больше, чем во 2 день. Сколько километров
прошли туристы во 2 день?
а) 5км б) 45км в)12км г)18км
Вариант 2
1.Найдите частное чисел 2563 и 1.
а) 1 ; б) 2563 ; в) 2564; г) свой ответ_______________
2.Найдите корень уравнения 105 : х = 3
а) 104 ; б) 35 ; в) 315 ; г) свой ответ ________________
3.Найдите частное чисел 7800 и 13.
а)600 ; б) 7813 ; в) 60; г) свой ответ_______________4. В одной кадке пасечник имел 24 кг. меда, а в другой в 2 раза больше. Сколько
килограммов меда было у пасечника в двух кадках?
а) 12 ; б) 72 ; в) 48 ; г) свой ответ_______________
5. В 1 день туристы прошли 18км, что в 3 раза больше, чем во 2 день. Сколько
километров прошли туристы во 2 день?
а) 6км б) 45км в)54 км г) 18км
Ключ для проверки теста
Вариант 1
Номер
задания
Ответ
1
б
Вариант 2
Номер
задания
Ответ
1
б
2
б
2
б
3
а
3
а
4
б
4
б
5
а
5
а