Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»
Оценка 4.9

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
5 кл
06.05.2017
Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»
Цели урока: Образовательные: - обобщить и систематизировать изученный материал по данной теме; - сформировать навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности, умение составлять небольшие проекты и выступать ими перед одноклассниками; - научить решать задачи на нахождение дроби от числа, числа по дроби, и какую часть составляет одно от другого; - познакомить обучающихся с историческим материалом по изучаемой теме; - осуществить межпредметную связь (русский язык, история математики) и дифференцированный подход в обучении; Развивающие: - способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления, самостоятельности, творческих способностей; - формировать способность к определению цели и рефлексии собственной деятельности, к умению осуществлять само- и взаимопроверку, само- и взаимооценку; - развивать навыки и умения пользоваться компьютерами, локальной сетью Интернет, интерактивными тренажёрами Интернет-ресурсов, ЭОР. Воспитательные: - воспитывать стремление достигать поставленную цель, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе, в паре. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, локальная сеть Интернет, презентация «Обыкновенные дроби».
план-конспект урока обык. дроби.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Новофёдоровское муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Разработка урока математики в 5 классе на тему:  «Доли. Обыкновенные дроби»                                                                    Подготовила учитель математики                                                                  МОБУ СОШ с.Новофедоровское                                                               Алимбаева Фирузя Ринатовна. 2014­2015 уч.год. Заместитель директора по УВР____________________/Н.А.Зеброва/ Тема урока:   Доли. Обыкновенные дроби. Цели урока: Образовательные:  ­ обобщить и систематизировать изученный материал по данной теме;  ­   сформировать   навыки   работы   с   обыкновенными   дробями   в   ходе творческой деятельности, умение составлять небольшие  проекты и выступать ими перед одноклассниками;   ­ научить решать задачи на нахождение дроби от числа, числа по дроби, и какую часть составляет одно от другого; ­   познакомить   обучающихся   с   историческим   материалом   по   изучаемой теме; ­ осуществить межпредметную  связь (русский язык, история математики) и дифференцированный подход в обучении;   Развивающие:  ­   способствовать   развитию   внимания,   памяти,   речи,   логического мышления, самостоятельности, творческих способностей;  ­ формировать  способность к определению цели и рефлексии собственной деятельности,   к   умению   осуществлять   само­   и   взаимопроверку,   само­   и взаимооценку;  ­ развивать навыки и умения пользоваться компьютерами, локальной сетью Интернет, интерактивными тренажёрами Интернет­ресурсов, ЭОР.  Воспитательные:  ­   воспитывать   стремление   достигать   поставленную   цель,   чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе, в паре.  Оборудование:  компьютер,   проектор,   интерактивная   доска,   локальная сеть Интернет, презентация «Обыкновенные дроби». 2 Ход урока: 1. Организационный момент. Здравствуйте,   ребята!   Сегодня   наш   урок   будет   посвящён   интересным особам.  Что   же   это   за   особы,   вы   узнаете,   разгадав   ребус:  (слайд   1,   ссылка: http://900igr.net/prezentatsii/matematika/Doli­i­drobi/017­Razgadajte­rebus­i­ uznaete­s­chem­my­sejchas­poznakomimsja.html). Ответ.   Дроби. Какие дроби вы знаете?   (Отвечают   обучающиеся:   обыкновенные   дроби).     Тема   нашего   урока: «Доли. Обыкновенные дроби». Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и  тему урока (слайд 2). 2. Мотивация и самоопределение к деятельности.   Ребята, что мы знаем об обыкновенных дробях?   Что умеем? (Отвечают обучающиеся). Знаем:  что такое дробь, черта дроби, что показывают  числитель и   знаменатель   дроби,   что   такое   половина,   треть,   четверть.  Умеем:  читать   и записывать дроби, отмечать их на числовом луче.   А что же мы не знаем, не умеем   делать   с   ними?   (Ответы   обучающихся:   не   умеем   решать   задачи, содержащие   в   условии   обыкновенные   дроби).   Сейчас   вместе   определим   цель нашей   деятельности   на   уроке.  (Отвечают   обучающиеся).     Сегодня   на     уроке обобщим изученные сведения о дробях и научимся решать задачи.   Скажите, сможем ли мы достичь цели урока? (Ответы детей).   Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.   Вы любите ходить в гости?  Сейчас мы пойдём в гости в Замок Дробей (слайд 3). Чтобы войти в замок, надо отгадать загадку:   Она   бывает   барабанная   или   пальцами.  А   ещё   она   бывает   охотничья (дробь). Молодцы! Вот мы и в замке (слайд 4). 3. Актуализация знаний и умений. Ребята, в гости ходят к хорошим знакомым. Проверим, хорошо ли знакомы вам обыкновенные дроби? Прошу для начала пройти в читальный зал (слайд 5). 3 3.1. Видеофрагмент «Обыкновенные дроби»  (ссылка:http://interneturok.ru/ru/school/matematika/5­klass/drobnye­ chisla/obyknovennye­drobi)   или   видеофрагмент   «Общие   сведения   о   дробях» (ссылка:http://urokimatematiki.ru/drobi/item/285obschie_svedeniya_o_drobyah.html 3.2. Работа с учебником.  Откройте, пожалуйста, учебники стр. 141,  №894 (прочитайте дроби). 3.3. Устная работа (слайд 6).   Какое правило нужно помнить при чтении дробей? (Ответы обучающихся). Что показывает знаменатель? Что показывает числитель дроби?    4.  Первичный контроль и коррекция знаний. Математический диктант (ссылка:http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4­68f4­410f­bbd4­ 618ad7929e22/113941/?interface=catalog&class=47&subject=16) Прошу пройти в гостиную (слайд 7). Ребята, в гости ходят с гостинцем.  5. Проверка домашнего задания.  5.1. Работа с кругом.  Вы дома испекли пирог (круг из цветной бумаги). Покажите целый пирог. Вы   должны   правильно   уметь   разделить   его   гостям.   Покажите   1 2   пирога, четверть пирога,  1 8  пирога,  3 4  пирога. 5.2. Проверка решения задачи  №890.  Вы ещё принесли дыню в гостинец (ученик объясняет решение с места по тетради): 2кг 400г = 2400г 1) 2) 3) 4) 2400 : 5 = 480(г) – дыни  отрезали Ване. 2400 : 6 = 400(г) ­  дыни  отрезали Маше 480 + 400 = 880(г) – дыни отрезали всего. 2400 – 880 = 1520(г) – дыни осталось. Ответ. Осталось 1520г. дыни. 4 Жители Замка предлагают вам «Лакомство для ума»: устно решить задачи. 6.  Решение задач. Работа в парах.  (Ссылка: http://anna­kobets.ru/metodicheskie­materialy/159­zadachi­na­drobi­ 5­klass) (слайд 8) 1­3задачи (1уровень сложности) ­ для первой пары, 4­6 задачи (2уровень сложности) ­  для второй пары, 7­9 задачи (3уровень сложности) ­ для третьей пары,10­12 задачи для четвёртой пары. 1. Сколько сантиметров содержится в половине, в четверти, в пятой части метра? Сколько минут содержится в половине, в трети, в четверти часа? 2. Работу выполнили за 4ч. Какую часть работы выполняли в каждый час? 3. Путник проходит в час одну пятую часть пути. За сколько часов он пройдет весь путь? 4.   Из   семи   дней   недели   было   3   солнечных   дня.   Какую   часть   недели составляют солнечные дни? 5. В букете было 4 розовых цветка и 3 белых. Какую часть всех цветов составляют белые цветы? 6. У Алеши 80 марок, у Бори на 20 марок больше, у Вовы – третья часть числа всех марок первых двух мальчиков. Сколько марок у Вовы? 7. Из 36 белых грибов половину нашел папа, третью часть остатка – мама, а остальные белые грибы нашел сын. Сколько белых грибов нашел сын? 8. Мальчик прочитал 30 страниц, что составило треть всех страниц книги. Сколько страниц в книге? 9. На ветке сидели 12 птиц; две трети их числа улетели. Сколько птиц улетело? 10. Велосипедисты за два дня проехали 48км. В первый день они проехали две трети всего пути. Сколько км они проехали во второй день? 5 11. У Васи было 350 рублей. Он потратил 5/7 своих денег. Сколько денег у него осталось? 12. Витя съел 7 конфет, это одна треть того, что ему подарили. Сколько конфет подарили Вите?                 7. Сведения из истории математики. Пройдите,   пожалуйста,   в   исторический   зал   замка   (слайд   9)   (ссылка: http://festival.1september.ru/articles/410604/)   Как же появились дробные числа?   Не всегда результат измерения или стоимость   товара   удавалось   выразить   натуральным   числом.   Так   появились дроби. Сначала люди пользовались наиболее простыми дробями  . Таким образом, к семье натуральных чисел присоединились дробные. В русском языке ,  ,  слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова  "дробить” разбивать на части, ломать. В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала   использоваться около 300 лет назад.  В  старину   на  Руси   использовались   монеты   достоинством   меньше   одной копейки: грош ­  копейки и полушка ­  копейки. Посмотрите, как изображали дроби в древнем Египте: (слайд 10) В Древнем Китае вместо черты использовали точку: (слайд 11) Первым   дробную   черту   ввёл   итальянский   математик   Фибоначчи.   Это случилось в 1202 году (слайд 12)  В старых записях на Руси найдены следующие записи дробей (слайд 13): 8.  Решение логических заданий. Работа в группах. Прошу пройти в кухню логики (слайд 14). У нас есть поговорка: «попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная 6 поговорка гласит: «попасть в дроби». Она означает, что человек, попавший в «дроби», оказался в затруднительном положении.   Ребята, выясним, смогут ли дроби поставить вас в затруднительное положение?   а)   Решите   логический   тест:   сколько   ещё   маленьких   квадратиков   надо закрасить, чтобы всего было закрашено   4 5  всех квадратов? (слайд 15) А. 4                        Б. 5                            В. 6                       С. 7 б) Подумайте, как составлен каждый ряд дробей и продолжите его на 1 дробь (слайд 17):  1 группе 2 3 ,    3 4 ,    4 5 ,  5 6 ,  …  2 группе 2 5 ,    4 8 ,  6 11 ,    8 14 , …  в)    Жители   замка   предлагают  вам  очередное  задание:   убрать «лишнее» слово в каждом столбце (слайд 17). 1 группе       Числитель                                    2 группе      Отрезок                       Прямоугольник                                               Круг                       Черта                                                                Доля                       Дробь                                                               Прямая                        Знаменатель                                                    Окружность Дайте   название   каждому   столбцу.   Какой   столбик   попал   в   таблицу 7 случайно? 9.  Физкультминутка.   Внимание, перед нами тренажёрный зал (слайд 18).   Вы устали, ребята, сейчас   отдохнём.   Зарядка   для   глаз   (слайд   19):   ведите   глаза   за   звёздочкой (ссылка:  http://prezentacii.com/obschestvoznanie/1166­elektronnye­fizkultminutki­ dlya­glaz.html). А теперь встали и на месте побежали. Сели. 10. Защита проектов. Сейчас   пройдём   в   лабораторию   проектов   (слайд   20).   Обучающиеся выступают с проектами о дробях: сказки, стихи и т.д. 11. Самостоятельная работа. Интерактивный тренажёр. А   сейчас   мы   поднимемся   высоко­высоко   по   винтовой   лестнице   в Компьютерный   салон   (слайд   21).     Садитесь,   пожалуйста,   за   компьютеры. Предлагаю   самостоятельную   работу   по   интерактивному   учебнику «Математика   5   класс»   (ссылка:  http://www.matematika­ na.ru/5class/mat_5_19.php  Доли и обыкновенные дроби). Проверьте себя по ключу. Кто затрудняется решать, повторите правило (ссылка: http://www.matematika­na.ru/5class/mat_5_19.php Правила).         12.   Домашнее   задание:  №933   (устно),   письменно   выполнить     №931, №934, №935.  13. Рефлексия и оценка деятельности.  Ребята, пройдёмте на Балкон Раздумий (слайд 22).  Подумайте, достигли ли мы поставленной цели? Какие были трудности? Какая комната Замка Дробей вам   больше   понравилась?   Какую   оценку   поставили   бы     вы   себе?   Другим? Дорогие ребята! Мы покидаем Замок Дробей. Вы были активны и уверены в себе. Спасибо   вам   за   отличную   работу.   Вы   все   молодцы! 8 Урок закончим песней (на мотив песни «Учат в школе»):                                          Дроби всякие нужны, Дроби разные важны. Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача. Если будешь дроби знать, Точно смысл понимать, Станет лёгкой даже трудная задача. Урок окончен. Приложение к плану­конспекту урока: Дроби. Обыкновенные дроби. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР Форма предъявления информации  Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР http://interneturok.ru/ru/school /matematika/5­klass/drobnye­ chisla/obyknovennye­drobi или http://urokimatematiki.ru/drobi /item/285­ obschie_svedeniya_o_drobyah. html http://school­ collection.edu.ru/catalog/rubr/6 08887c4­68f4­410f­bbd4­ 618ad7929e22/113941/? interface=catalog&class=47&s ubject=16 П­тип  Методические  материалы.  Практикум решения  задач на дроби http://anna­ kobets.ru/metodicheskie­ materialy/159­zadachi­na­ drobi­5­klass 9 Тип, вид ресурса  И­тип Видеофрагменты К­тип Презентация № 1 2 3 Название ресурса Видеоуроки по  основным  предметам  школьной  программы. Единая  коллекция ЦОР.  Математический  диктант.  Обыкновенные  дроби, 1 вариант  (N 206495) Сайт учителя  математики  Кобец Анны  Викторовны.  Задачи на дроби.  5 класс. 4 5 6 И­тип Фестиваль  педагогических  идей «Открытый  урок»  Портал готовых  презентаций П­тип Разработка урока  математики в 5­м  классе по теме:  "Обыкновенные  дроби" Иллюстрации  для презентации. Презентация  «Электронные  физкультминутки для  глаз» http://festival.1september.ru/art icles/410604/ http://prezentacii.com/obschest voznanie/1166­elektronnye­ fizkultminutki­dlya­glaz.html «Математика  онлайн» К­тип Интерактивный  учебник http://www.matematika­ na.ru/5class/mat_5_19.php Ресурсы из интернета, используемые при подготовке презентации 7 Ребус И­тип Иллюстрация для  презентации Замок дробей  (ppt) И­тип Иллюстрации для  презентации http://900igr.net/prezentatsii/ matematika/Doli­i­drobi/017­ Razgadajte­rebus­i­uznaete­s­ chem­my­sejchas­ poznakomimsja.html http://images.yandex.ru/#!/ya ndsearch? source=wiz&fp=0&uinfo=w w­1349­wh­576­fw­0­fh­448­ pd­1&text= замок дробей http://www.newreferat.com/r ef­1256­3.html http://wonderland.kg/images/ product_images/original_ima ges/396_0.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%A4%D0%B0%D0%B 9%D0%BB:Fibonacci2.jpg http://guskin.spb.ru/photo/ph oto.php? tag=arch&photo=0603&size= large 8 9 10 Древний Египет  (Пирамида  Хеопса) Древний  Китай (Великая  Китайская стена) 12 11 Леонардо  Пизанский  (Фибоначчи)  Ветреная  мельница, 19в. (Архангельская  область,  архитектура) И­тип И­тип И­тип И­тип Иллюстрация для  презентации Иллюстрация для  презентации Иллюстрация для  презентации Иллюстрация для  презентации 10 Список использованных источников 1. Виленкин Н.Я. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. ­ М.: Мнемозина, 2014. 2. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика: Учебник для 5 класса  общеобразовательных учреждений. ­ М.: Мнемозина, 2013 г. 3. Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5 – 6. – М.: Илекса, 2011. – 106 с. 4. Хлевнюк Н.Н.,. Иванова М.В. Формирование вычислительных навыков на уроках  математики. 5 – 9 классы. – М.: Илекса, 2013. – 248 с.    11

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»

Разработка урока математики в 5 классе на тему «Доли. Обыкновенные дроби»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017