Разработка урока "Мифы Древней Греции" .Опера "Орфе и Эвридика".
Оценка 4.6

Разработка урока "Мифы Древней Греции" .Опера "Орфе и Эвридика".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
26.01.2018
Разработка урока  "Мифы Древней Греции" .Опера "Орфе и Эвридика".
Презентация урока опера "Орфей и Эвридика"
Разработка урока Орфей и Эвридика.К.В.Глюк.docx

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем изучение нового раздела, который называется «Мифы Древней Греции».

В рамках изучения этого раздела мы будем говорить о музыке, которая звучит на театральной сцене. Это музыка оперы, балета, мюзикла.

2 этап. Повторение пройденного материала.

- Вспомните, чем отличаются эти музыкально-театральные жанры и ответьте на вопросы:

- Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют это… ? (опера)

- Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют это…? (балет)

- Музыкальный спектакль развлекательного характера это…? (мюзикл)

  - В основе этой оперы лежит литературной произведение. Какое? (миф «Орфей и Эвридика»

Именно это литературное произведение легло в основу оперного ЛИБРЕТТО.

- Вспомните, что такое ЛИБРЕТТО? (Запишите в тетрадь: ЛИБРЕТТО - это литературный сценарий оперы)

СЛАЙД 4

Либретто – это…

Либретто(итал. libretto, буквально — книжечка), словесный текст музыкально-драматического произведения — оперы, оперетты, в прошлом и кантаты, оратории, литературный сценарий балетного спектакля, а также краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета. Название связано с тем, что оперные ЛИБРЕТТО с конца 17 в. часто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек.

ЛИБРЕТТО представляет собой литературно-драматическую основу оперы

Основным источником сюжетов ЛИБРЕТТО является народная поэзия, легенды, сказки и профессиональная художественная литература.

3 этап. Изучение нового материала.

 

Сегодня мы познакомимся ещё с одним оперным произведением, в основе которого лежит сюжет древнегреческого мифа. Это опера немецкого композитора 18 века Кристофа Виллибальда ГЛЮКА «Орфей и Эвридика»

Откройте тетради и запишите тему урока: «Опера «Орфей и Эвридика»

СЛАЙД 5

К. Глюк (портрет)

 

- Вам знакома история о певце Орфее? (ответы обучающихся)

Искусство Орфея обладало волшебной силой. Звуки его золотой лиры растрогали даже Бога подземного царства Аида. И  он разрешил Эвридике, жене Орфея, умершей от укуса змеи, вернуться на землю… Но при одном условии – Орфей должен идти вперёд и не оглядываться на жену, чтобы ни случилось.

Не смог выполнить Орфей условие Аида, и превратилась Эвридика в Тень, а сам певец – в каменное изваяние.

Однако Боги сохранили сладкозвучную лиру Орфея и вознесли на небо. Призывным светом сияет среди ночных звёзд яркое созвездие Лиры.

 

СЛАЙД 6

Миф об Орфее и Эвридике

 

Какая замечательная история. Античный сюжет о преданной любви Орфея и Эвридики — один из самых распространенных в опере. До Глюка он был использован в произведениях разных авторов (Пери, Каччини, Монтеверди, Ланди).

Глюк трактовал и воплотил его по-новому.Опера положила начало «оперной реформе» Глюка, направленной на достижение органичного слияния музыки и драмы и подчинение музыкального развития драматическому (т.е. музыка не просто иллюстрирует происходящее на сцене. Музыка рождает действие)

СЛАЙД 7

Опера К. Глюка

Первая постановка оперы была осуществлена в городе Вена («Бургтеатр») 5 октября 1762 года. Либретто этой редакции оперы было написано на итальянском языке.

В 1774 году К. Глюк вносит изменения в свою оперу, и она выходит на сцену во второй редакции с либретто на французском языке в королевско1й академии музыки (Париж).

СЛАЙД 8

Действующие лица оперы

В опере К. Глюка 4 действующих лица:

ОРФЕЙ, певец (контральто для 1 редакции или тенор для 2 редакции)
ЭВРИДИКА, его жена (сопрано)
АМУР, бог любви (сопрано)
БЛАЖЕННАЯ ТЕНЬ (сопрано)

На протяжении 3 действий развивается мифический сюжет оперы. Вот уже 250 лет эта опера ставится на разных театральных сценических площадках. Художники декораторы, художники по костюмам ищут новые решения образов героев оперы.

СЛАЙД 9

Эскизы декораций  

СЛАЙД 10

Эскизы костюмов

Неизменным остаётся лишь одно – это…? (ответы обучающихся)

Это музыка Кристофа Виллибальда ГЛЮКА. Сейчас мы вспомним, знакомую уже вам мелодию, которая в опере сопровождает поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве. Этой мелодии уже 250 лет, но её и сегодня часто исполняют по радио, телевидению и в концертных залах.

СЛАЙД 11

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

 СЛУШАНИЕ: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (ответы обучающихся)

- Чьи образы она передаёт?(ответы обучающихся)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним образом из этой оперы. Это хор фурий – злых ведьм мрачного царства Аида.

 СЛУШАНИЕ: «Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

 - Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (ответы обучающихся)

- Какой характер она передаёт?(ответы обучающихся)

- Какими вы представляете себе Фурий?(ответы обучающихся)

- Образы Орфея и Эвридики и Фурий одинаковые по характеру?(ответы обучающихся)

Если они разные, противоположные по характеру, значит ониКОНТРАСТНЫ.

 - Какими средствами выразительности композитор передаёт контрастные образы оперы?(темп, лад, характер)

 ОБРАЗЕЦ записи в тетради:

Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк

«Мелодия»

«Хор Фурий»

Темп:

Темп:

Лад:

Лад:

Характер: Синонимы из словаря эмоций

Характер: Синонимы из словаря эмоций

ВЫВОД:образы оперы «Орфей и Эвридика» контрастны. Мне больше запомнился  ________ (название музыкального фрагмента),потому что __________________________.

 

 

4этап. Домашнее задание.

Иллюстрировать любой из прослушанных на уроке фрагментов оперы.

5этап. Подведение итогов урока.

Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы продолжали разговор о музыкальном театре на примере творчества немецкого композитора.

- Вспомните его имя? (Кристоф Виллибальд Глюк)

Именно он написал оперу на известнейший мифологический сюжет.

- Как называлась эта опера? («Орфей и Эвридика»)

- С какими музыкальными образами этой оперы мы познакомились сегодня?

- Какие из них вам запомнились больше всего? Почему?

Молодцы! Давайте завершим наш урок песней «Ландыши» впервые исполнила Майя Кристалинская.

Текст песни

1)Ты сегодня мне принес
Не букет из алых роз,
Не тюльпаны и не лилии,
Протянул мне робко ты
Очень скромные цветы,
Но они такие милые!
Припев:
Ландыши, ландыши!
Светлого мая привет.
Ландыши, ландыши,
Белый букет.
2)Пусть не ярок их наряд,
Но так нежен аромат,
В них весны очарование,
Словно песенка без слов,
Словно первая любовь,
Словно первое свидание.
Проигрыш
3)Я не верю, что года
Гасят чувства иногда:
У меня другое мнение.
Верю, будешь каждый год,
Пусть хоть много лет пройдет,
Ты дарить мне в дни весенние.

Молодцы! Сегодня хорошо работали_________________________!(выставление оценок)

Спасибо за урок!

 

 

 


 

ХОД УРОКА I этап. Организационный момент

ХОД УРОКА I этап. Организационный момент

Вам знакома история о певце Орфее? (ответы обучающихся)

Вам знакома история о певце Орфее? (ответы обучающихся)

СЛАЙД 9 Эскизы декораций

СЛАЙД 9 Эскизы декораций

ВЫВОД: образы оперы «Орфей и Эвридика» контрастны

ВЫВОД: образы оперы «Орфей и Эвридика» контрастны

Словно песенка без слов, Словно первая любовь,

Словно песенка без слов, Словно первая любовь,
Скачать файл