…Я полечу в далекие миры,
в край вечной красоты,
солнца и фантазии,
в заколдованную страну...
М.-К. Чюрленис
Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин позволяет как - бы остановить музыку во времени для ее обозрения. Он был музыкантом . художником, поэтом. .Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей музыкальной живописью.
…Земля и море, таинственные звездные глубины и сияние солнца, сказочные поверья и народные предания. Всем этим наполнены картины и музыка великого художника и композитора Чюрлениса. Творчество М.К. Чюрлениса – величайший гимн природе, космосу, пытливому человеческому разуму.
"Написал море, где вдали исчезают корабли, но так как вода вышла слишком зеленая, то пару раз перечеркнув, кистью море превратил в луг, а корабли в губы, и у него литовская деревня." Слушая музыку природы, в своих произведениях он стремился передать ее вечную красоту и гармонию. Образы его произведений условны, ключ к ним - в символике народных легенд, в том особом слиянии фантазии и действительности, которое свойственно народному мироощущению.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 5 классе
«Музыка на мольберте»
…Я полечу в далекие миры,
в край вечной красоты,
солнца и фантазии,
в заколдованную страну...
М.-К. Чюрленис
Композитор и художник М. Чюрленис стал
основоположником музыкальной живописи. Свои
впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с
помощью красок и создал созвучный им мир зримых
образов. Плоскость картин позволяет как - бы
остановить музыку во времени для ее обозрения. Он
был музыкантом . художником, поэтом. .Во всей
мировой живописи произведения этого мастера
занимают особое место. Лучшие его произведения
волнуют именно своей музыкальной живописью.
…Земля и море, таинственные звездные глубины и
сияние солнца, сказочные поверья и народные
предания. Всем этим наполнены картины и музыка
великого художника и композитора Чюрлениса.
Творчество М.К. Чюрлениса – величайший гимн
природе, космосу, пытливому человеческому
разуму.
"Написал море, где вдали исчезают корабли, но так
как вода вышла слишком зеленая, то пару раз
перечеркнув, кистью море превратил в луг, а
корабли в губы, и у него литовская деревня."
Слушая музыку природы, в своих произведениях он
стремился передать ее вечную красоту и гармонию.
Образы его произведений условны, ключ к ним - в
символике народных легенд, в том особом слиянии
фантазии и действительности, которое свойственно
народному мироощущению.
В 1903 году пишет свою первую картину маслом «
Музыка леса». Картина проста, образы ее понятны:
Вертикальные стволы деревьев пересечены
изогнутой ветвью, что создает подобие арфы в
расплывчатой руке, изображает играющий на арфе
ветер.
Вопрос: Как вы думаете, к какому виду искусства
относятся произведения с названиями «Соната
солнца»?
Фото М. К .Чюрлениса
Звучит Баллада № 1
Ф .Шопена – mp3
« Лес»
«Покой»
« Музыка леса».
ПАУЗА
Ответ: Это картины М. Чюрлениса, которым он дал
музыкальные названия
“Соната солнца”Вопрос: Фуга, что нам известно об этой музыкальной
форме?
ПАУЗА
Ответ:
Слово «фуга», как известно, на латинском языке
означает "бег, бегство, быстрое течение". Фуга в
музыке - это полифоническое произведение, в
котором главная тема имитируется во всех голосах
и сопровождается противосложениями. Для
разнообразия тему часто излагают в зеркальном
обращении, или в сжатом виде (стретта), наслаивая
на конец темы в одном голосе ее начало в другом.
Вопрос:
Что такое соната?
Ответ:
Музыкальное произведение для одного или двух
инструментов, состоящее из нескольких различных
по характеру и темпу частей, объединенных общим
художественным замыслом.
«Соната солнца»
Аллегро — из хаоса появляются солнце, планеты.
«Солнцем» становится изображение «гаснущих
солнц» — это солнца с темными лучами (в проемах
ворот в нижней части картины), а также
объединение в одно целое исчезающих мелких
солнц, тоже «гаснущих», с крыльями летящих птиц.
И словно звучит аккомпанемент полету лучащихся
дисков — счастливая художественная находка,
которая призвана быть чем-то вроде модуляции из
минора в мажор.
«Фуга».
Центральный образ "Фуги" Чюрлениса, ее тему –
ель, видим в нижней части картины, она
доминирует. В верхней части картины – они увидели
стретту ( сжатие темы) и ее зеркальное
отражение . . Впечатление зрителя, полученное от
изысканных линий и цветовых сочетаний,
немедленно отвлекается от триады линия – форма –
цвет и обращается к триаде мелодия – форма –
тональность
Финал
Финал сонаты драматичен. Мёртвая тишина. Всё
погружено в неподвижность. Давно не звенел, зарос
паутиной колокол, изображённый на картине. Язык
его безжизненно повис. И всё-таки Чюрлёнис
оставляет нам надежду. На колоколе пробудилось
маленькое лучистое солнышко. Настанет время,
когда новый огромный мир родится под его
животворящими лучами.
«Соната моря».
В первой из картин. вид на побережье с высоты
птичьего полета. Виден берег, дальние холмы.
Деревья, растущие на этих дальних холмах, - очень
маленькие, кажущиеся очень маленькими с
большой высоты. Видна мелкая сеть волн. Как с
Ноты фуги Баха
ПАУЗА
Ноты сонаты
Л.Бетховена
«Соната солнца»
Аллегро
«Соната солнца»
«Фуга».
«Соната солнца»
Финал
«Соната моря»1частьсамолета, когда он подлетает к городу на
побережье
Вторая картина видится глазами человека, который
зашел, скажем, по колено в воду. На расстоянии
вытянутой руки, нескольких вытянутых рук – волны,
тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у
побережья. Это совсем другой взгляд на тот же
участок моря и берега.
Наконец, третья картина
Большая волна развернута как пасть гигантская,
какого-то чудища. Чюрленис демонстративно
сделал все наоборот. Он повернул эти волны. Одну
сделал больше и заставил ее как бы окаменеть. Он
заставил окаменеть и пену. Пена застыла, и
получился новый художественный эффект: вот
сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на
человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые,
гигантские куски застывшей лавы.
Очень интересна картина «Соната звезд» . Перед
Чюрленисом стояла задача самой высокой
трудности в живописи – показать бесконечность
вселенной. Это задача 6 или 7 уровня. На картине
звезд практически нет. Они вот в одной узкой
дорожке в верхней части картины. С левого края до
правого края протянута маленькая коричневая
дорожка - и на ней звезды. Звездный путь. По этой
дорожке идет ангел.. Для религиозного человека
это символ безграничности – беспредельной
протяженности и тяжести звездной дороги.
Образы Чюрлениса были одним из истоков поэмы
Эдуардаса Межелайтиса "Человек". Неоднократно
возвращаясь к его творчеству, Межелайтис создал и
философско-поэтически цикл "Мир Чюрлениса",
пронизанный желанием понять художника.
Мир волшебный, где время струится, не старясь,
Сбросит нищего странника маску, - и в лад
Колокольням, встающим, как поднятый парус,
Грянет сердцебиеньем весенних сонат.
Мир - как шар одуванчика, трепетно нежный...
К нему тянет младенец ладошку свою...
Быть, не быть ли? - Как ворон, вопрос неизбежный
Реет в небе. Но шёпот иной узнаю...
Эдуардас Межелайтис «Живопись М.К.Чюрлениса»
В картинах Чюрлениса почти всюду торжествует
оптимизм, живая прекрасная природа и глубокая
мысль Вся его жизнь, это постоянные поиски нового
звука, новых красок, способных отразить красоту и
гармонию мироздания.
Разве не назовёшь, всё, что он оставил нам,
подвигом подлинно творческой личности: около 400
небольших произведений для фортепьяно,
струнного оркестра и органа, две симфонии и 400
картин… Судьба отпустила Чюрлёнису скупых 35
лет.
«Соната моря»2 часть
«Соната моря»3 часть
«Соната звезд» .
Портрет
Э.Межелайтиса
« Соната Весны»
« Похороны
Солнца»( Похоронная
симфония)« Стрелец»
« Сотворение мира»
«Вселенная представляется мне большой
симфонией; люди — как ноты», — писал художник.
В гармоническом единстве соединяются у него
живопись и музыка, музыка и поэзия», говорил
Чюрленис.
«Создать образ мира! Звуками? Звуками! Но звуки
увлажняются и превращаются в краски. Звучит
голубая музыка неба, зеленая музыка леса,
янтарная музыка моря, серебряная музыка звезд...
Что же тут созидается? Да это же цветовая
мелодия! Значит, с помощью одних только звуков не
выразишь в совершенстве мира? Надо браться за
краски, браться за живопись. Да. Холсты. Холсты.
Холсты. Теперь он точнее, полнее — образ мира!..
Но что это? Пиано зазвучал синий. Форте —
взметнулся зеленый... Краски обрели звучание. Их
голоса сплетаются, сливаются в едином хоре, в
одном оркестре. Словно скрипичные струны, запели
мачты деревьев, строчки птиц, острые пики гор,
плавные линии облаков. Струнами арфы зазвенела
небесная лазурь. Что это? Звучащая живопись. В
руке палитра и кисть. И вот палитра оставлена.
Пальцы вонзаются в черные и белые клавиши. Рояль
рассыпает звонкие янтарики..Музыка ли, краски,
поэзия - это не важно! Важна суть. Важна мысль».
Из книги Э.Межелайтиса «Мир Чюрлениса»