Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
07.08.2018
Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»
Выдающийся музыкант и дирижёр Леопольд Стоковский писал об этом так: «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом». Мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям. Музыку с поэзией роднит, прежде всего, то, что все искусства черпают своё вдохновение и жизненные силы из одних и тех же источников. «Быть может, все в мире лишь средство Для ярко-певучих стихов, И я с беспечального детства Ищу сочетания слов». (К. Бальмонт) Когда поэзия достигает наивысшей красоты, она приближается к музыке. И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения. Это единство музыки – поэзии связано с тем, что у настоящих поэтов огромную роль играет слуховое восприятие мира и его отражение в звуках.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Музыка в стихах и баснях.docx
Водопьянова Т.М. Сценарий урока музыки в 5 классе «Музыка в стихах и баснях» Портрет В.Г. Белинского Русские пейзажи Звучит « Ноктюрн» П. Чайковского или другая лирическая музыка (Кадры 1-8) Скрипка Портреты Л. Стоковского и К. Бальмонта 1.«Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Эти слова В.Г. Белинского 2.Берёзовая роща – это арфа: На ней играет набежавший ветер Простую, незатейливую песню… К дороге подошедший перелесок, Как парень, растянул свою гармонь – Широкую мелодию Руси! А лес сосновый – золотой орган, И музыка его почти что зрима: Она взлетает вверх с движеньем кроны. И вижу я в орешнике – рожок, И слышу я в осине – балалайку, И клён звенит, Как бубен настоящий! И я теперь совсем не удивляюсь, Как много музыкальных инструментов Подметил у природы человек… (Вадим Семернин) 4.Поэты, написавшие стихи о музыке, посвятили их и великим музыкантам, композиторам, отдельным произведениям, музыкальным инструментам. Играли струны музыкою зрящей, И сердце пробуждалось в ней светло. А он, колдун, обеими руками Нам рассыпал напевный дождь колец И, весь горя, дрожащими перстами Касаясь струн, касался всех сердец. (Константин Бальмонт) 5.Выдающийся музыкант и дирижёр Леопольд Стоковский писал об этом так: «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом». Мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям. Музыку с поэзией роднит, прежде всего, то, что все искусства черпают своё вдохновение и жизненные силы из одних и тех же источников. «Быть может, все в мире лишь средство Для ярко-певучих стихов, И я с беспечального детства Ищу сочетания слов». (К. Бальмонт) 6.Вопрос: Что это за источники? ПАУЗА Обобщенное изображение Поэта http://www.stihi.ru/2011/04/23/551 Портрет А. Блока ПАУЗА Обложки сборников басен Портреты или обложки книг Эзопа, Лафонтена 7.Ответ: Это тяга человека к прекрасному. Но самый главный источник – душа. 8.«В ночи, когда уснет тревога, И город скроется во мгле – О, сколько музыки у бога! Какие звуки на земле» (Александр Блок) Когда поэзия достигает наивысшей красоты, она приближается к музыке. И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения. Это единство музыки – поэзии связано с тем, что у настоящих поэтов огромную роль играет слуховое восприятие мира и его отражение в звуках. Иногда лирика сменяется сатирой. 9.Вопрос: Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки? 10.Ответ: басня 11.Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. 12.Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич создавал басни так просто, доходчиво, , что каждый легко их запоминал .У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен. И.А. Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях. Во многих баснях персонажи поют, играют на музыкальных инструментах, обсуждают мастерство исполнителя. Поет и танцует Стрекоза, пытается спеть ангельским голоском невезучая Ворона. 13.В басне «Осел и Соловей» Крылов мастерски описывает прекрасное пение. «Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался». 14.Вокализы Скворца в одноименной басне он не только переводит на язык слова, но и высмеивает. «То верещал козленком, То непутем Мяукал он котенком; И, словом, разогнал всех птиц своим пеньем. Мой милый Скворушка, ну что за прибыль в том? Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем». 15.Самой известной «музыкальной» басней стал «Квартет». Глупые и смешные персонажи очень напоминали великосветских знакомых Крылова, которые, следуя моде, усердно пытались музицировать. 16.Мораль басни звучала довольно жестко «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Портрет И. А. Крылова Иллюстрация к басне Иллюстрация к басне Музыканты 18 века играют квартет Иллюстрация к басне Звучит « Квартет» № 2 , III часть А. Бородина - Mp3 И уши ваших понежней, Им отвечает Соловей. - А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь». 17.Вопрос: Подходит ли музыка « Квартета» А. Бородина к игре персонажей басни? 18.Ответ: Нет, она звучит красиво. 19.Вопрос: Какие музыкальные инструменты играют в басне? ПАУЗА ПАУЗА 20.Ответ: Две скрипки (прима и втора), альт и бас 21.Вопрос: Почему виолончель Крылов называет “басом”? 22.Ответ: Потому что виолончель - наиболее низкий по звучанию инструмент в этом квартете. Струнный квартет ПАУЗА Виолончель 23.Вопрос: Какую роль играет музыка в басне? ПАУЗА 24.Ответ: Музыка показывает особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора. 25.Вопрос: “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни? 26.Ответ: В этих баснях идет речь о музыке 27.Вопрос: Какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? 28.Ответ: Краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает 29.Музыкальный язык похож на обычную речь по своему строению и многому другому, Слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии, музыкальные фразы, предложения. Как в речи, так и в музыке присутствуют Персонажи басни «Квартет» ПАУЗА Обложка книги «Басни Крылова» ПАУЗА Стрекоза и Муравей, Ворона и Лисица Ноты - красиво ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка и поэзия своими средствами рассказывают о жизни.

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»

Разработка урока «Музыка в стихах и баснях»
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей