Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Оценка 5

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
8 кл
07.08.2018
Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Главной темой его лучших картин становится мотив сна или молчания, в тишине покоится дремлющая душа, начинает звучать внутренняя мелодия. Одна их самых известных и самых музыкальных картин Борисова-Мусатова «Водоем». «Водоем» он писал для своей возлюбленной Надежды Юрьевны Станюкович, и она его приобрела. Ее похвала, вырвавшийся из ее груди восторг при виде картины «Водоем» были сильнее, чем какие-либо статьи критиков. Сочные, «активные» краски, оригинальная композиция: круглый водоем — и две женщины, беседующие на берегу, но в водоеме ярко отражаются голубизна неба и белые облака. Вода написана с более высокой точки, а дамы — с более низкой. Синее платье гармонирует с голубизной неба, а белые облака — с белой кружевной накидкой дамы, стоящей боком. Синее и белое небо опрокинулось в пруд. Две женские фигуры в позах, исполненных покоя, умиротворения. Густой синий бархат платья перекликается с цветом неба и длинным синеватым барьером, окаймляющим водоем. В солнечном спокойствии «Водоема» дрожит легкая грусть. Художник как бы хочет задержать подольше это мгновение – внутреннее слияние человека с природой.Документ Microsoft Office Word (.docx)
Борисов- Мусатов.docx
Портрет В. Борисова - Мусатова Борисов-Мусатов в детстве Водопьянова Т.М. Урок музыки в 5 классе Музыкальная живопись и живописная музыка В дневниках художника начала XX века Борисова - Мусатова есть запись: «Мои помыслы — краски, мои краски — напевы». И еще: «Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке» .Музыкой наполнены не только картины с музыкальными названиями «Осенний мотив», «Гармония», «Мотив без слов», «Молебен на станции железной дороги», но и все творчество живописца. Виктор Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове. В результате травмы он с детства стал инвалидом. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. Художника не интересовали психологические черты или подробности пейзажа, ему важно дать почувствовать, что жизнь среди природы, в усадьбах столь же прекрасна, сколь и быстротечна. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова- Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В 1899 г. Борисов-Мусатов пишет "программное" стихотворение в прозе: …Спокойствие душу объемлет, И я никуда не иду. А я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков — все краски, А инструменты — кружева, и шёлк, и цветы. Я импровизирую на фоне фантазии, А романтизм — Борисов-Мусатов «Гобелен» Борисов – Мусатов «Гармония» мой всесильный капельмейстер, И мне кажется иногда, что я на каком-то необитаемом острове. И действительность как будто не существует, Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии, Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. И я никуда не иду, Спокойствие душу объемлет… Главной темой его лучших картин становится мотив сна или молчания, в тишине покоится дремлющая душа, начинает звучать внутренняя мелодия. Одна их самых известных и самых музыкальных картин Борисова- Мусатова «Водоем». «Водоем» он писал для своей возлюбленной Надежды Юрьевны Станюкович, и она его приобрела. Ее похвала, вырвавшийся из ее груди восторг при виде картины «Водоем» были сильнее, чем какие-либо статьи критиков. Сочные, «активные» краски, оригинальная композиция: круглый водоем — и две женщины, беседующие на берегу, но в водоеме ярко отражаются голубизна неба и белые облака. Вода написана с более высокой точки, а дамы — с более низкой. Синее платье гармонирует с голубизной неба, а белые облака — с белой кружевной накидкой дамы, стоящей боком. Синее и белое небо опрокинулось в пруд. Две женские фигуры в позах, исполненных покоя, умиротворения. Густой синий бархат платья перекликается с цветом неба и длинным синеватым барьером, окаймляющим водоем. В солнечном спокойствии «Водоема» дрожит легкая грусть. Художник как бы хочет задержать подольше это мгновение – внутреннее слияние человека с природой. Константин Бальмонт, современник художника , написал стихотворение, близкое настроению картины «Из моря смотрит островок, Его зеленые уклоны Борисов – Мусатов «На балконе» « Дама в голубом» Борисов-Мусатов «Водоем». Портрет Бальмонта Украсил трав густых венок, Фиалки, анемоны. Над ним сплетаются листы, Вокруг него чуть плещут волны. Деревья грустны, как мечты, Как статуи, безмолвны. Здесь еле дышит ветерок, Сюда гроза не долетает, И безмятежный островок Все дремлет, засыпает». Вопрос: Что можно представить себе, слушая стихотворение? Ответ: Образ, спящего в лучах солнца, островка. На нем не происходит никаких событий, не бывает гроз и ветров, жизнь как бы замерла, остановилась В свою очередь на стихи Бальмонта написал свой романс С. В. Рахманинов - выдающийся русский композитор XX века. Через все творчество Рахманинова проходит тема Родины, русской природы. Музыка – это особый вид искусства, она всегда находится в движении, в развитии. Может ли музыка (постоянно находящаяся в развитии и движении) создать образ полного покоя, остановки, тишины? Представьте, что вам нужно написать музыку к этим стихам и подчеркнуть созданный в поэзии образ полного покоя и тишины Вопрос: Какими должны быть средства музыкальной выразительности, отображающие этот образ? Ответ: Мелодия плавная, как линии и контуры на картине. Лад – мажорный, там много солнца, света тепла. Темп – медленный , все вокруг как будто замерло. Динамика тихая, сонная. Ритм – ровный, спокойный. Тембр рояля или скрипки на фоне печального голоса. Фактура прозрачная, немного звуков в аккомпанементе «Бродил по старому заснувшему парку и вспомнил Пюви де Шаванна, — записал Борисов-Мусатов в дневнике «Его живопись — музыка. И ПАУЗА Иллюстрация к стихотворению К. Бальмонта «Островок» Портрет С. Рахманинова К. Сомов Фото С. Рахманинов за роялем ПАУЗА Страница нот романса « Островок» Борисов – Мусатов «Гармония» Борисов – Мусатов «Изумрудное ожерелье» Портрет Надежды Станюкович- http://allpainters.ru/borisov-musatov- viktor/2312-portret-nadezhdy- stanyukovich-viktor-borisov- musatov.html Звучит III часть «Лунной сонаты» Л. Бетховена «Реквием» Борисова-Мусатова эта музыка у него так проста и общепонятна, и похожа на все века». … Полотно «Изумрудное ожерелье» полно жажды жизни, ликования. Восемь женщин, одна за другой в парке, они то ли стоят, то ли идут, но какая устойчивость, уверенность в такой фронтальной композиции, а в красках — сколько нежности, гармонии, покоя! Такими картинами можно лечить неустойчивую психику современного человека. Но однажды случилось так, что краски зазвучали с бетховенской страстью. Это было, когда он писал «Водоем» и когда понял, что безвозвратно влюблен в супругу своего товарища— Надежду Юрьевну Станюкович. Ее смех, ее интерес к живописи, музыке, ее деятельное отношение к людям волновали художника. Он захотел создать картину, посвященную памяти своего друга, — «Реквием» На этой картине изображены дамы в старинных туалетах, медленно проходящие перед дворцом. В центре группы, несколько особняком, — женщина в платье, которое выделяется своей белизной даже среди светлых прозрачных одеяний остальных. Она резким движением оборачивается назад, нарушая плавный ритм шествия, приковывая к себе взгляд зрителя. Этот прекрасный, светлый и печальный женский образ присутствует здесь как воспоминание о безвременно ушедшей навеки. Он вызывает не только чувство скорби и нежности, но и философские размышления о жизни. Все продумано и гармонично: теплые тона — желтоватые и розовые ритмично чередуются с холодными — голубыми и синими. Ни в одной из его работ еще не выражались с такой силой самые сокровенные чувства: страстная жажда прекрасного в жизни и связанные с этим скорбь и надежда.. Окружающая действительность, события личной жизни художника — Автопортрет Борисова - Мусатова Звучит « Элегия» С.Рахмантнова все, казалось, стремилось отнять у него веру в возможность осуществления идеалов высоких и светлых. А он все-таки верил. И в этом проявлялась его большая душевная стойкость «Реквием» не был вполне закончен. Так же как «Реквием» Моцарта, он стал реквиемом самому художнику. Эта картина – лебединая песнь, его самое совершенное и высокое творение «Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несётся время… но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность», — написал в своей книге, вышедшей на следующий год после смерти художника, его верный друг Владимир Станюкович. В этих словах угадывается одно из потаённых стремлений Борисова-Мусатова: остановить время, сделать прекрасное прошлое длящимся вечно. …Кто-то дверь незакрытой оставил, И задержанный, жалобный стон Неоплаканной тихой печали Замер глухо у старых колонн… « Куст орешника» Борисова - Мусатова Борисов – Мусатов «Призраки» 1903

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Разработка урока "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2018