Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Оценка 4.8

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Оценка 4.8
Аудио +1
docx
музыка
5 кл
22.01.2017
Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
По аналогии знакомства с оперой, на основе имеющихся знаний, продолжить знакомство с жанром балет, его происхождением, именами лучших отечественных танцоров; познакомить детей с основными особенностями балетного искусства, творчеством П. И. Чайковского; развитие вокально – хоровых навыков, музыкальной памяти, творческого мышления.В уроке отражены не только теоретические знания, при подачи которых используются как методы ретроспективы, так и перспективы, но и организационный момент, мотивационный; технология проблемного диалога, видеофрагметы, кроссворд.
Урок музыки 5 класс.docx
Урок музыки 5 класс Четверть 2  Урок 5 Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» Цель: На основе музыки П. Чайковского познакомить с особенностями  балета. Задачи:       ­  по аналогии с оперой, на основе имеющихся знаний, продолжить  знакомство с жанром  балета, его происхождением, именами лучших  отечественных танцоров;    ­ познакомить детей с  основными особенностями  балетного искусства,  творчеством П.И Чайковского,    ­  термины балет, либретто, па­де­де, па­де­труа, кордебалет,  балетная вариация;    ­ развитие вокально – хоровых навыков,  муз. памяти,  творческого  мышления;    ­ воспитание доброты и верности,  УУД: Р: самостоятельно определять музыкальные темы героев  из балета П: знать музыкальные термины. К: творческое задание. Личностные результаты: расширять музыкальный кругозор Организационный момент: Ход урока: Вход в класс под фрагмент из знаменитого балета «Лебединое озеро»,  известного детям – «Танец маленьких лебедей». Приветствие детей. ­ Поднимите руку те, кому известна  эта музыка? Автор? Название? Жанр? Мотивация: Перед вами на слайде кроссворд, давайте попробуем вместе его заполнить и  тогда мы поймём, о чём пойдёт речь на уроке, что мы знаем об этой теме, а  что предстоит узнать. 1. Муза танца в Древней Греции. 2. Группа танцовщиков в балетном спектакле. 3. Оркестровое вступление к балету или опере. 4. Дуэтный танец в классическом балете  5. Язык выразительных жестов и мимики в балете. 6. Немецкий писатель­романтик, автор сказки «Щелкунчик». 7. Текст балета или оперы. 8. Русский композитор, автор балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,  «Щелкунчик». 9. Европейская страна, в которой сложилось искусство классического танца. 10. Французский балетмейстер, постановщик балетов П. Чайковского. 11. Сольный танец в классическом балете. Многие клетки, возможно, останутся открытыми и заполнять их следует в  течение урока, по мере поступления информации. Ответы: 1.Терпсихора ­ муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. 2. Кордебалет (фр. corps de ballet) — ансамбль танцовщиков и танцовщиц,  исполняющих в балете, опере, оперетте, мюзикле массовые танцевальные номера. По своей функции кордебалет подобен хору в опере. Солирующий артист,  который ведёт танец, называется корифей, вокруг него и группируется  кордебалет. Искусство кордебалета требует предельной групповой слаженности  и точности движений. 3. Увертюра. 4.Па­ де­ де 5. Пантом маии  — вид сценического искусства, в котором основным средством  создания художественного образа является пластика человеческого тела, без  использования слов. Как вид театрального искусства пантомима существует с  древнейших времён. 6.   Гофман Эрнст Теодор Амадей ­  немецкий писатель­романтик, композитор,  художник и юрист. Из уважения к Амадею Моцарту в 1805 году сменил имя  «Вильгельм» на «Амадей». 7. Либретто («книжечка») ­  литературная основа большого вокального (и не  только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, оратории... 8. П. И. Чайковский – русский композитор, известный нам по трём балетам, двум альбомам. 9. Франция 10. Мариус Петипа ­ французский и российский солист балета, балетмейстер,  театральный деятель и педагог, постановщик балетов П. Чайковского. (портрет). 11. Вариация  Прочитайте выделенное слово, а если объедините его с теми терминами, которые встретились в кроссворде и музыкой под которую вошли в класс ­ то вы поймёте  тему урока (хореграфия – БАЛЕТ). Сегодня мы совершим путешествие в  театр и именно на ……(БАЛЕТ) На доске три слова:  Знаю….   Умею…..    Могу…. Ответьте про себя каждый, что он знает о балете, умеет, относительно этого  жанра, может? ­Знаете ли  вы известные балеты, артистов балета, композиторов балетов? ­Умеете ли вы узнавать известные балеты по ярким фрагментам, владеть  балетной терминологией, грамотно охарактеризовать  и оценить то или иное  произведение в жанре БАЛЕТ? ­ Можете ли сами придумать либретто к балету, узнавать известные балеты  по главным мелодиям? Ответы вряд ли будут развёрнутыми и убедительными. Действительно, не многие в наше время могут похвастаться твёрдыми  знаниями в этом жанре – и это проблема сегодняшних слушателей, которые,  оказавшись в театре, возможно, случайно, будут неуютно себя чувствовать.  Потому что они не знают, что перед балетом, так же как и перед оперой   всегда звучит вступление, называемое …. (Дети: увертюрой). Что в балете  всегда, как и в опере, заложен какой­то …..(Дети: сюжет). Краткое  содержание балета, так же  как и в опере изложено в тоненькой книжечке….  (Дети: либретто). И что это такой же увлекательный жанр, наделённый,  помимо совершенной музыкой, совершенной хореографией, театрализацией –  даром вызывать чувства жалости и сострадания, любви и отваги, добра и  неравнодушия, то, что всегда считалась ценностью для человека! И мы попробуем сегодня эту проблему, пусть не окончательно решить, но  хотя бы сдвинуть с места. Задачи поставлены (знаю – умею – могу),  пора в  путешествие!      Балет зародился в 18 веке, ведь танцы сопровождают жизнь человека  с  древних времен. Во многих странах, России, Италии, Франции, уже шли  музыкальные  представления, в которых наряду с поэтическим словом и  пением присутствовали танцы и пантомима.  Балет­ слово французского происхождения, а на латинском языке  «балло»  означает  ТАНЦУЮ. В создании балетного спектакля участвуют ….  ДЕТИ: танцоры ­ солисты,  симфонический оркестр, дирижер, балетмейстер,  художники по костюмам и декорациям. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает как пышное  торжественное зрелище — придворный балет. Началом балетной эпохи во  Франции и во всём мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при  французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято  считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Цирцея»),  поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки»  Бальтазарини де Бельджозо. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII  века появляются новые театральные жанры, такие как комедия­балет, опера­ ­ муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный  балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются  попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического  искусства балет становится только во второй половине XVIII века. Терпсих раоо образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения зрителей являемыми в искусстве благами. Дочь Зевса  и Мнемосины.   Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде  молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще  сидящей и играющей на лире.Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой медиатор.  (Заполняем кроссворд) ­ Нам встретилось в кроссворде слово, выражающее  язык выразительных  жестов и мимики в балете и это пантомима, без которой немыслим балет,  ведь именно пантомима в балете заменяет слово, подчиняясь музыке (фото). Всему миру известны имена  лучших отечественных танцоров и хореографов ­ Г.Уланова,  М.Плесецкая,  Н.Бессмертнова, Е.Максимова, В.Васильев, Ю  Григорович, Н.Цискаридзе и др. (фото). Заданием на дом вам будет  приготовить презентации или сообщения об этих заслуженных артистах  балета и посмотреть балеты с их участием. А сейчас давайте представим себя в театре оперы и балета и послушаем один  из ярких фрагментов балета и попробуем его узнать. (звучит Танец феи драже из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского) Ребята должны сказать о музыке всё, что помнят, что узнали (автор, жанр,  название самого произведения и  фрагмента). ­ Можно ли понять чувства в музыке? ­ Да (описать какие) ­ А можно ли оценить  язык жестов, мимики? Почему? ­ Ответы ­Действительно, балет надо видеть. Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и  взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочки Мари подарили  куклу для раскалывания орехов ­ Щелкунчик.  С наступлением  ночи оживает  таинственный мир. Выползают из своих нор мыши во главе с мышиным  королем. Храбрый Щелкунчик   вступает с  ними в неравный бой. Ему на  помощь приходит Мари.  Она бросает туфельку в предводителей мышей  и  спасает Щелкунчика. Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Раскрываем содержание балета, автора сказки, характеры героев , их  чувства (воспитательный момент) Этот же фрагмент, только видео с определением термина ВАРИАЦИИ.  Объясняем разницу… ­ Мало кто знает, что танец  для двоих в балете называется фр. словом  ПА – ДЕ –ДЕ. Что именно этот танец заслуживает зачастую отдельных   аплодисментов. Заметьте, в балете принято аплодировать за искусно  исполненные отдельные номера, каждый из которых имеет своё название. Как  вы думаете какие герои могут нам это продемонстрировать в балете  «Щелкунчик»?  ­ Ответы ­Это мы сейчас и пронаблюдаем. Предлагаю каждому из вас представить себя  участниками балета – кто­то  на месте героев (образно), кто­то в качестве  дирижёра  (рукой показать движение мелодии, её характер  ­ пластическое  интонирование), а кто­то попробует напеть главную мелодию вокализом на  м. Ученики оценивают друг друга. Оценивание работы учителем.  ­ Какие  превращения происходили на сцене? ( эффект неожиданности, чуда).  Как это выражала музыка? (средства муз. выразительности). ­ Два балета вспомнили, но ведь в самом начале урока было сказано, что  Чайковский автор трёх балетов, какой третий? Какой ещё вы знаете балет П.  И. Чайковского? Пусть подскажет сама музыка. (Видео­ фрагмент вальса из балета «Спящая красавица»).  Французский сказочник Шарль Перро опубликовал сказку «Спящая  красавица» в 1697 году. Ещё через сотню лет эта же сказка появилась в  варианте братьев Гримм. С тех пор простой сюжет о феях добра и зла  вдохновлял многих музыкантов, художников, литераторов на создание собственных произведений на этой же основе. Балет в трёх действиях композитора П. И. Чайковского по либретто  Мариуса Петипа первая постановка 3 января 1890 года, Мариинский театр  (Петербургская императорская труппа), Санкт­Петербург; балетмейстер  М. И. Петипа, тот самый (к кроссворду)  французский и российский солист  балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог, постановщик балетов  П. Чайковского  (портрет).  Выходим на слово КОРДЕБАЛЕТ, обувь –пуанты, юбка – пачка. У учащихся должно сформироваться представление о том, как музыка  создаёт определённый образ танца, меняя интонацию и т.д. ­ Какую роль играет литература в балете? Что стало бы с балетом, если бы не  было литературы? Какие виды искусства переплетены в нём? Поэтому  балетмейстер должен быть разносторонне образованным человеком, сведущим в этих видах искусства. Конечно, за один день невозможно посмотреть все три балета целиком, чтобы  всё прочувствовать и понять и, тем более, оценить этот сложнейший вид  искусства. Сегодня мы только приоткрыли занавес, попытались заглянуть в  этот сказочный мир. Но у вас есть возможность всегда посмотреть  балет  дома, благодаря возможностям Интернет, а уж если у кого появится  возможность посетить настоящий театр, я думаю, он её не упустит и посетит  этот «замок красоты», как сказал о классическом балете И. Бродский.  Вокально – хоровая работа. Распевание. Разучивание песни «Белый танец»  (слова И. Шаферана,  музыка Д. Тухманова). Итог:        ЗНАЮ….                  УМЕЮ….                   МОГУ… ­ У кого появилось желание посмотреть балет от начала и до конца? ­А кто посмотрит? ­Я поняла по вашим лицам, рукам, активности – насколько  каждый хотел бы  идти в ногу со временем, считать себя образованным, культурным человеком и с удовольствием оценю многих. Что вам нужно сделать дома, чтобы полнее открыть для себя мир балета? ­ Да, посмотреть любой из трёх  балетов Чайковского от начала и до конца,  приготовить материал про известных артистов балета, придумать либретто к  балету, а ещё попробуйте нарисовать рисунок к балетам П.И Чайковского. ( предложения детей) ­Всех поздравляю с получением новых знаний, впечатлений, эмоций.  Благодарю за работу. До новых встреч в театре!

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Разработка урока музыки 5 класс по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017