Разработка урока музыки для 1 класса на тему: Природа просыпается

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка урока музыки для 1 класса на тему: Природа просыпается Урок по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак Цель- Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу Задачи урока Образовательные: • показать учащимся на примере произведений Э.Грига, П. Чайковского, А.Саврасова взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства; • дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные картинам природы, изображенным в литературе и в изобразительном искусстве;Цель- Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу
Иконка файла материала урок.doc
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                                     «Средняя   общеобразовательная казачья школа села Знаменка»                          с. Знаменка, Нерчинский район,   Забайкальский край                        Разработка урока музыки                                           для 1 класса на тему:                                                 Природа просыпается                                        Урок по программе В.В. Алеева  и  Т. Н. Кичак.                                                                                                                                                                                                                   Составитель­  учитель музыки                                                                                                                                                                                                             Трушина Светлана Юрьевна Тема: Природа просыпается Цель­ Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу     Задачи урока Образовательные: показать учащимся на примере произведений Э.Грига, П. Чайковского, А.Саврасова взаимосвязь музыки, литературы и  изобразительного искусства; дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные картинам  природы, изображенным в литературе и в изобразительном искусстве; Развивающие: развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова); развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально­хоровые навыки выразительного исполнения Воспитывающие: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства. Музыкальный материал урока:  П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание).  Ой, бежит ручьём вода. Украинская народная песня, обработка К. Волкова (пение, игра на детских музыкальных инструментах). Дополнительный материал:    Слайды картин К. Юона «Мартовское солнце» и Н. Ромадина   «Розовый вечер. Ход урока: I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока. Тема урока: Природа просыпается III. Ребята, посмотрите, перед нами две картины: «Мартовское солнце» К. Юона и «Розовый вечер»  Н. Ромадина.  различие?   настроение   картин?   Расскажите. радостная, волнующая, звонкая музыка.) Если бы вы были композиторами, то при помощи какой музыки передали бы   спокойная, Какое настроение изображено на каждой из этих картин? В чем их сходство и Работа по теме урока.  (Мечтательная,   светлая,Всегда приятно видеть пробуждение природы. Тает снег, пригревает солнышко, из теплых стран возвращаются певчие птицы. Позовем солнышко, чтобы оно светило еще ярче. Закличка «Солнышко» Солнышко, солнышко,  Выгляни на бревнышко, Там детки сидят, На тебя глядят. 22   марта   –   день   весеннего   равноденствия,   когда день становится равен ночи. Раньше в этот день на Руси праздновалась встреча   весны. По старинной традиции весну просили быть доброй и пекли из теста ее вестников – жаворонков, а внутрь каждого из них прятали конопляное или льняное семечко. У кого не было теста, лепили птичек из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали жаворонков вверх и кликали весну. (Ребята подбрасывают вверх своих птичек.) Самомассаж под закличку   «Жаворонки прилетели» (Дети массируют биологически активные зоны.) Жаворонушек на проталине распевает (проводят большими пальцами по шее от  подбородка вниз – 3 раза), Он зовет весну красную, вызывает. (Энергично массируют кулачками крылья  носа – 3 раза.) Не летать снегам в чистом поле, растопились (проводят пальцами по лбу – 3  раза), Буйной реченькой в сине море укатились. (Сделав из указательного и среднего  пальцев «вилочку», сильно растирают точки около ушей.) Слушание и обсуждение пьесы П.Чайковского «Песня жаворонка»  Каков   характер   музыки,   которую   вы   сейчас   прослушали?  (Настроение ожидания   весны:   волнующее,   радостное,   трепетное,   устремленное навстречу солнцу, надеждам, счастью.) Комплекс   общеразвивающих   упражнений   с отгадыванием загадок  На шесте – дворец (наклоны головы вправо – влево), Во дворце – певец, А зовут его (скворец).  (Произнесение загадки сопровождается наклонами головы вправо – влево.)Солнцем залита опушка,  Загорелся только день.  И проказница­кукушка  Куковать уселась в тень.  Где она? Никто не знает, На каком сидит суку, В прятки с солнышком играет И кричит ему: «Ку­ку!».  (На счет «раз» (1­, 3­, 5­, 7­я строки) ребята встают на носки, поднимают руки вверх, на «два» (2­, 4­, 6­, 8­я строки) – опускаются на всю ступню, руки вниз.) Спереди – шильце, Сзади – вильце,  На груди – белое полотенце. (Ласточка.)  (Во время произнесения учителем загадки дети стоят на одной ноге, отведя вторую назад, руки в стороны, они должны стараться сохранять равновесие.) Осторожная слишком:  Стоя прямо под ней,  Ее можно услышать, А увидеть трудней. (Иволга.)  (Каждая строка сопровождается выполнением поворота то вправо, то влево,  при этом прямые руки все время отведены назад.) С виду, скажем, неприметна,  Оперение не ярко, Шелушить же любит зерна, А зовется (коноплянка). (На каждой строке ребята приседают.) Всех перелетных птиц черней,  Враг личинок, друг полей,  Взад­вперед по пашне вскачь, И зовется птица (грач).  (Прыжки на двух ногах на месте (1–2­я строки), 3–4­я – вперед – назад.)  Вот и гуси летят,  И шипят, и шипят.  (Дети поднимают руки на вдох  и опускают на выдох, произнося «ш­ш­ш».)   Вот как много птичек прилетает к нам весной.  Массаж пальцев под импровизированную мелодию Пой­ка,   Десять птичек – стайка.  (Ребята сжимают и разжимают пальцы рук.) подпевай­ка:(Следующая   часть   стихотворения   сопровождается   поочередным массированием пальцев на обеих руках, каждая птичка соответствует своему пальчику.) Эта птичка – соловей,  Эта птичка – воробей,  Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан. Птички, птички, по домам!  (Прячут руки за спину.) Птицы испугались орлана, спрятались. Только дятел не боится, весело стучит по дереву. Массаж спины «Дятел» (Дети встают друг за другом по рядам и делают массаж находящимся  впереди себя.) Дятел жил в дупле пустом,  Дуб долбил как долотом. (Похлопывают ладонями.) Тук­тук­тук, тук­тук­тук!  Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами.) Клювом, клювом он стучит,  Дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками.) Дятел в дуб все тук да тук…  Дуб скрипит: «Что там за стук?». (Постукивают ребрами ладоней.) Дятел клювом постучал,  Постучал и замолчал, Потому что он устал. (Поглаживают ладонями.) Дятел больше не стучит, зато кукушка начала куковать и нашим глазкам помогать. Гимнастика для глаз «Кукушка» Летела кукушка мимо сада (дети вытягивают вперед правую руку и фиксируют  взгляд на указательном пальце), Поклевала всю рассаду. (Двигают рукой вправо – влево, прослеживая движение  взглядом.) И кричала: «Ку­ку­мак,  Раскрывай один кулак!». (Следят за движением пальца вверх – вниз.) Ты, кукушка, не кричи (закрывают глаза ладонями),А немножко помолчи.  IV. Итог урока. Краски в музыке и краски в природе мы услышали и увидели на уроке. V. Домашнее задание. Выполнить задание в нотных тетрадях.                                             Источник: Музыка . 1  класс. Учебник / В. В. Алеев,  Т.Н. Кичак  ­ 8­е изд.,  дораб.­  М. :Дрофа.  2011 г. Учебник предназначен для учащихся  1 класса общеобразовательной школы.