Представлена разработка урока музыки для 2 коасса на тему Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Цели урока:
Познавательная: создание условий для ознакомления обучающихся с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки;
Развивающая: развитие умения воспринимать музыку балета. размышлять о ней, анализировать, высказывать своё мнение, слышать образное содержание того или иного танца;
Воспитательная: воспитание интереса и любви к музыке, потребности общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы, художественного, музыкального и эстетического вкуса, нравственных качеств личности обучающихся.
Урок по программе В.В. Алеева и Т. Н. КичакЦель урока:
Познавательная: создание условий для ознакомления обучающихся с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки;
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 2 класса на тему:
Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Урок по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак.
Составитель учитель музыки
Трушина Светлана Юрьевна
Тема: Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Цели урока:
Познавательная: создание условий для ознакомления обучающихся с
балетом, как крупным музыкальносценическим жанром музыки;
Развивающая: развитие умения воспринимать музыку балета. размышлять о
ней, анализировать, высказывать своё мнение, слышать образное содержание
того или иного танца;Воспитательная: воспитание интереса и любви к музыке, потребности
общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствование
эмоциональной сферы, художественного, музыкального и эстетического
вкуса, нравственных качеств личности обучающихся.
Музыкальный материал урока:
П. Чайковский.
Увертюра. Сражение. Из балета «Щелкунчик».
Фрагменты (слушание).
В. Алеев, стихи Т. Науменко. Песня Мышильды. Из детского спектакля
«Щелкунчик» (слушание).
В. Алеев, стихи Т. Науменко. Песня Щелкунчика. Из детского
спектакля «Щелкунчик» (слушание).
Дополнительный материал:
Портрет композитора П. Чайковского.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»
III.
В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают
собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки и маршируют
мальчики.
Работа по теме урока.
Дети Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут
подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с
тростью и в маске. Его способность оживлять игрушки не только забавляет
детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают
своего любимого крестного.
Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнает, что они все убраны.
Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика. Странное
выражение лица куклы забавляет ее. Шалун и озорник Фриц нечаянно ломает
куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать.
Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари.
Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «ГроссФатер»,
после чего все расходятся по домам. Наступает ночь. Комната, в которой
находится ёлка, наполняется лунным светом. Мари возвращается, она
обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер. Он уже не
крестный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой и в комнате начинает
все меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, ёлочные игрушкиоживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под
предводительством Мышиного короля. Отважный Щелкунчик ведет
солдатиков в бой.
Щелкунчик и Мышиный король встречаются в смертельной схватке. Мари
видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков.
В отчаянии она берёт тяжёлый горящий подсвечник и со всей силой бросает
его в Мышиного короля. Он напуган и убегает вместе со своей армией. Армия
солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику.
Внезапно лицо Щелкунчика начинает меняться. Он перестает быть уродливой
куклой и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых
куклы оказываются под звездным небом и фантастически красивой ёлкой,
вокруг кружатся снежинки.
Мари и Принц любуются красотой звездного неба. Внезапно их атакуют
мыши. И вновь, Принц наносит им поражение. Все танцуют и веселятся,
празднуют победу над мышиным войском.
Испанская, Индийская и Китайская куклы благодарят Мари за то, что она
спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи.
Появляется Дроссельмейер, он опять меняет все вокруг. Все готовятся к
королевской свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё
у неё в руках. Она сидит в Знакомой комнате. Увы, это был всего лишь
сказочный сон…
П. Чайковский. Увертюра. Сражение. Из балета
«Щелкунчик». Фрагменты (слушание).
Как музыка увертюры (вступления) балета «Щелкунчик»
рисует рождественский праздник? Что можно увидеть в
звучании музыки?
Стр. 48 учебника.
В. Алеев, стихи Т. Науменко. Песня Мышильды. Из
детского спектакля «Щелкунчик» (слушание).
Какой показана Мышильда в стихотворении и в песне?
Почему она так зла?
В. Алеев, стихи Т. Науменко. Песня Щелкунчика. Из
детского спектакля «Щелкунчик» (слушание).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с рождественским балетом Чайковского «Щелкунчик».
V. Домашнее задание.Впереди у вас новогодние каникулы. Я желаю вам счастливого Рождества и
Нового года!
Музыка . 2 класс. : Учебник / В. В. Алеев ,Т.Н. Кичак. 8е изд,
стереотип. М. :Дрофа. 2013 г.
Источник: