Представлена разработка урока музыки для 3 класса на тему: Бег по кругу: рондо»
Урок музыки по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак.
Цель: Развитие темы «Формы музыки». Знакомство с новой формой – рондо;
Задачи: Образовательные - знакомство с новой формой – рондо; разучивание песни «Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского, обучать игре на инструментах; активизировать самостоятельную познавательную деятельность.Цель: Развитие темы «Формы музыки». Знакомство с новой формой – рондо;
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа села Знаменка»
с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка урока музыки
для 3 класса на тему:
Урок по программе В.В. Алеева и Т. Н. Кичак.
Составитель учитель музыки
Трушина Светлана Юрьевна
Тема: «Бег по кругу: рондо»
Цель: Развитие темы «Формы музыки». Знакомство с новой формой – рондо;
Задачи: Образовательные знакомство с новой формой – рондо; разучивание
песни «Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского, обучать игре на
инструментах;
самостоятельную познавательную
деятельность.
Развивающие развивать восприятие, память, внимание
учащихся, а также исполнительские, творческие навыки. Воспитательные
пробуждать художественнообразное мышление, любовь к музыке;
активизироватьОборудование: ПК, музыкальный центр, синтезатор, русские народные
инструменты (треугольник, колокольчик, бубен).
Организационный момент
Ход урока
Ребята, давайте вспомним, какие формы музыки вы знаете?
Дети: Одночастная, двухчастная и трёхчастная.
Что представляет двухчастная форма?
Дети: Это форма, состоящая из двух контрастных частей.
А трёхчастная?
Дети: Форма состоящая из трёх частей, где первая и третья части
повторяются, а средняя часть контрастна т.е. не похожа на крайние
части.
Сегодня мы с вами познакомимся с новой формой построения музыки –
Рондо. Это название ни о чём вам не говорит?
Дети отвечают, высказывая различные предположения, среди них конфеты
под названием «Рондо».
А какой формы эти конфеты?
Дети: Круглые.Теперь подумайте и скажите, что означает слово рондо, если связать его с
формой этих леденцов?
Дети. Круг.
Правильно ребята.
Рондо с французского означает круг, кружок, где главная
мелодия постоянно повторяется через различные промежутки
времени – ЭПИЗОДЫ.
Ребята, сейчас для закрепления новой темы я вам загадаю загадку. На экране
перед вами круг, определите, где же здесь главная тема, а где эпизоды.Дети: Солнышко это главная тема, потому что она повторяется. А
растения это эпизоды, они чередуются с главной темой.
Совершенно верно. Сейчас давайте прослушаем произведение великого
австрийского композитора В. А. Моцарта, которое называется «Рондо в
турецком стиле»
Слушание: «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарт
Что вы можете сказать о построении этого музыкального произведения?
Дети: Форма – рондо. Главная мелодия постоянно повторяется через
различные промежутки времени – эпизоды.
Давайте исполним с инструментами эту чудесную музыку. Главную мелодию
будем выделять бубнами, а в эпизодах колокольчиками и треугольниками
(раздать инструменты).Повторное слушание: «Рондо в турецком стиле» с исполнением детьми в
ансамбле.
Какое средство выразительности, какое развитие музыки вы смогли
определить?
Дети: Смена громкости звучания – динамическое развитие, повтор,
контраст.
Правильно, эти виды развития самые главные. Как отличается звучание
главной темы и эпизодов?
Дети: При помощи приема контраста.
И мы видим четкую границу между основной мелодией и её
разработкой, т.е. можно сделать вывод: рондо не получится, если не будет
контраста между темой и эпизодами.
Ребята, заметили ли вы, что в этом произведении есть моменты, где
фортепиано передаёт как бы звучание барабана? Вы можете задать вопрос,
почему композитор передает звуки барабана именно в этом произведении?
Потому что, когда жил Моцарт в Турции появился большой барабан. И
композитор сумел в своём произведении передать звуки барабана.
Ребята, к группе, каких инструментов симфонического оркестра относятся
барабаны?
Дети: К группе ударных инструментов.
А теперь повторите, какие инструменты относятся к ударной группе
симфонического оркестра?
Дети перечисляют.Ребята обратите внимание на экран, вы видите слова песни «Зачем нам
выстроили дом», главную мелодию, которой мы сейчас с вами разучим, но в
начале прочитайте слова и определите форму произведения.
Дети: Рондо.
Разучивание главной темы.
Чтобы закрепить новую тему, мы проведем небольшую музыкальную
викторину.
1. Найдите схему построения (форму) музыки – рондо.
Дети определяют правильность ответа, называя номер схемы (первая, вторая
или третья), при неправильном ответе на экране высвечивается слайд
например такой:2. Прослушав произведение, определите его форму.
Ребята, какой инструмент вёл главную мелодию в этом произведении?
Дети: Труба.
Может ктонибудь из вас знает, к какой группе симфонического оркестра она
относится?
Дети: К группе медных духовых инструментов.
Давайте посмотрим, какие же ещё инструменты входят в эту группу.
Итог: Вот ребята и подошёл к концу наш урок, скажите, что нового вы
сегодня узнали? Что вам понравилось?
Дети: Форму рондо, играть в ансамбле, знакомились с инструментами
медно духовой группы. Водили хоровод. Интересно прошла викторина.
Выход из класса под музыку «Турецкий марш» Моцарта.Источники:
1. Рабочая тетрадь. В. В. Алеев, Т. Н. Кичак. Музыка. 3 класс. 2012 г.
2. Учебник. «Музыка». 3 класс Издательство: Дрофа 2011 г.